Примечания

1

Blake R. Introduction // The English World, History, Character, and People. Ed. by R. Blake. L., 1982. P. 8.

2

В исламе распространено мнение, что все люди от рождения являются мусульманами, но иногда «заблудших» надо вернуть в истинную веру В связи с этим ислам был и остается религией активного прозелитизма. Человек считается обратившимся в ислам с момента, когда при свидетелях произнесет символ веры, именуемый шахада. (Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и еще свидетельствую, что Мухаммед – посланник Бога.)

3

McLeod Hugh. Religion and Society in England. 1850–1914. L., 1996. R 1-10

4

Brown C. The Death of Christian Britain. L., 2001. R 163.

5

См., например: http://www.religare.ru/2_25412.html

6

Необходимо учитывать, что после отделения от государства (disestablished) Англиканской церкви Уэльса в 1920 г. Церковь Англии как государственный институт функционирует только на территории Англии. Фактически же влияние ее высших иерархов распространяется на все англиканские церкви Соединенного Королевства и их прихожан. История Национальной пресвитерианской церкви Шотландии (ее официальное название – Церковь Шотландии), а также особое положение протестантских и католических церквей Ольстера в статье не рассматриваются. Об этих церквах смотрите соответственно: Зверева Г.И. Протестанская церковь Шотландии // Очерки истории западного протестантизма / Под ред. А.А. Кисловой. М., 1995. С. 141–168; Полякова Е.Ю. Северная Ирландия: конфессиональный конфликт и политика. Там же. С. 130–140.

7

http://www.cswc.div.ed.ac.uk/

8

Norman Е. Religion in the Life of Nation I I The English Word. History, Character and People. Ed by R. Blake. L., 1982. P. 182.

9

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Пер. с нем. Общ. ред. Ю.Н. Давыдова. «Прогресс». М., 1990. С. 61–107.

10

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-martina-lyutera

11

http://www.odinblago.ru/sektovedenie/aleksandr_mileant_eps/protestantizm_i_luteranst

12

В 1817 г. на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния).

13

http://relig.info/kalvinizm

14

Подробнее см.: ВейшЯ.Я. Указ. соч. С. 48–51.

15

https://freewayom.com/hristianstvo/protestantizm/anglikanstvo/

16

ВейшЯ.Я. Указ. соч. С. 48–51.

17

Norman Е. Religion in the Life of Nation // The English Word. History, Character and People. Ed by R. Blake. L., 1982. P. 177–187; McLeod H. Op. cit. P. 21, 51; Полякова Е.Ю. «Государственная церковь Англии» // Очерки истории западного протестантизма / Под ред. Кисловой А.А. С. 117

18

Hastings A. A. History of English Christianity 1920–1985. L., 1986. P. 81–82.

19

Ibid. P. 131–132; конвокации – собор духовенства в епархиях Кентербери и Норка.

20

Конфессии индепендентов, конгрегационалистов, баптистов, пресвитериан, квакеров в историографии часто называют старыми диссентерами, а методистов – новыми диссентерами.

21

Подробнее см.: Соловьева Т.С. Религиозная политика либеральных тори в Англии (20-е гг. XIX вв.). М., 2000.

22

См.: The Morning Post. 13.03.1829; http://philosophy.spbu.ru/userfiles/edu/attes-tate/2014_IGA/annotations/relig/Annotatciia %20dissertatcii_Isaenko.pdf

23

Соловьева Т.С. Указ. соч. С. 45.

24

См., например: Соловьева Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии. Причины английской «контрреформации»: http://aliom.orthodoxy.ru/ arch/025/025-solov.htm; ВейшЯ.Я. Указ. соч. С. 40–51.

25

Университет в Оксфорде получил широкую известность как один из древнейших и лучших университетов Европы. Для Англии это высшее учебное заведение на протяжении веков являлось не только центром образования, но в первую очередь христианского образования, цитаделью Церкви Англии. От желающих учиться в Оксфорде требовались не только высокий уровень знаний, но и письменное подтверждение веры в христианские истины и согласие с «39 статьями» англиканства. Для католиков («папистов») и диссентеров-протестантов обучение в Оксфорде было недоступным. Интересно, что исключение было сделано для православных.

26

Hibbert Ch. Disraeli and His Word. L., 1978. P. 7–9. Подробнее см.: Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли, или История одной невероятной карьеры. М., 1993.

27

Norman E.R. Church and Society in England, 1770–1970. Oxford, 1976. P. 213–214; Материалы международной конференции, организованной Институтом всеобщей истории РАН и британским Институтом Джорджа Белла (18–23 сентября 1998 г., Москва) на тему «История, теология, культура». Paper of Edwards Jh. Studying Jewish-Christian Relations in the United Kingdom Today. P. 9.

28

McleodH. Op. cit.P.46.

29

Weintroub S. Victoria. L., 1996. P. 603.

30

Mcleod H. Op. cit. P. 22.

31

Brook-Sheperd G. Uncle of Europe. L., 1973. P. 212.

32

McLeod Н. Op. cit. Р. 12, 45.

33

Edwards Jh. Studying Jewish-Christian Relations… P. 8.

34

Norman E. Religion in the Life of the Nation//The English World: History, Character and People. Ed. By R.Blake. L., 1992. P. 187.

35

Parliamentary Debates. House of Commons. 10 July 1905. Примечательно, что именно А. Бальфур в 1917 г. явился автором Декларации о создании еврейского «национального очага» в Палестине.

36

Edwards Jh. Studying Jewish-Christian Relations. R 9.

37

McLeod Н. Religion and society in England 1850–1914. L., 1996. R 2.

38

Ibid.

39

McLeod Н. Religion and the People of Western Europe 1789–1970. Oxford, 1981. P. 13.

40

Ibid.

41

Cm: McLeod H. Religion and Irreligion in Victorian England. L., 1993. P. 1–20.

42

Barnett C. The Collapse of British Power. L., 1987. P. 22–25. Ensor R.C.K. England 1870–1914. Oxford, 1936. P. 137.

43

McLeod H. Religion and Society in England 1850–1914. Appendix. London. 1996. P. 253.

44

Brown С. The Death of Christian Britain. L., 2001. P. 163; Brown C.G. Did Urbanization Secularize Britain? I I Urban History Yearbook. 1988. P. 1–14, Cox J. English Churches in a Secular Society: Lambeth, 1870–1930. Oxford, 1982.

45

Cox J. Op. cit.P. 13.

46

Wickham E.R. Church and People in an Industrial City. L., 1957. P. 4.

47

Ibid.

48

McLeod Н. Op. cit. R 221.

49

Ibid. Р. 221–222.

50

McLeod Н. (Great Britain) Secularization in England, France and Germany // Религии мира. История и современность / Под ред. О.В. Чернышевой. М., 2003. С. 266. Статистические данные по этому вопросу Маклеод приводит в своей MOHorpa(|)HH.Religion and Society in England, 1850–1914. L., 1996. P. 59–70: 170–175.

51

См. также: Айзенштат М.П. Власть и общество в Британии 1750–1850 гг. М., 2009. С. 190.

52

Briggs A. The English: Custom and Character // The English World: History, Character and People. L., 1982. P. 254.

53

Ibid. Р. 255.

54

Norman Е. Religion in the Life // The English Word. History, Character and People. Ed by R.Blake. L., 1982. P. 182.

55

McLeod Н. Op. cit. Р. 24–25.

56

http://rvb.m/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/voll/01prp/01.htm. Карамзин НМ. Письма русского путешественника// Избр. соч. в двух томах. М.-Л. 1964., Т. I. С. 592.

Загрузка...