Глава 1 Роль новых культурно-познавательных туристических маршрутов для развития внутреннего туризма в России

1.1. Перспективы спроса на внутренний туризм в России: от пляжного – к культурно-познавательному?

Сначала пандемия, а затем обострение геополитической ситуации в мире переориентировали потоки российских туристов на внутренние направления[1]. В 2022 году путешествовали 70 млн взрослых россиян[2]. При этом на внутренний туризм пришлось более 80 % поездок (рис. 1). По сравнению с 2021 годом рост внутреннего турпотока в 2022 году составил 10 %[3]. В 2022 году «…у крупных компаний, традиционно ориентированных на выездной туризм, увеличилась доля продаж внутренних направлений, а популярность внутреннего туризма уверенно растет и в 2023 году, о чем говорит анализ поисковых запросов в Яндексе»[4]. 93 % забронированных авиабилетов на лето 2023 года приходились на внутренние направления[5].


Рисунок 1. Структура поездок россиян в первые 11 месяцев 2022 года

Источник: составлено авторами по данным МТС[6].


Тем направлениям, что хорошо посещались и до этого (Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Дагестан и некоторые другие), грозит переполнение в предстоящем туристическом сезоне[7]. Многие туристы отмечали в прошедшем году снижение качества обслуживания на фоне роста цен[8].

Так как 60 % общего турпотока приходится на пляжный (3S – sea, sun, sand) туризм[9], необходимость импортозамещения в отрасли стоит так же остро, как и во многих других. Уменьшение скученности, повышение качества обслуживания и снижение цен на действующих курортах возможно лишь за счет введения в действие новых. Актуальность этой задачи подтверждают заявления правительства о намерении инвестировать в создание «тяжелой» части туристической – преимущественно курортной – инфраструктуры 1 трлн руб. до 2024 года[10]

Загрузка...