Глава 1. Почему мой ребенок не может сидеть спокойно?

СОВЕРШЕННО НЕЗНАКОМАЯ ЖЕНЩИНА изливает мне душу по телефону. Она жалуется, что ее шестилетний сын не может спокойно сидеть в классе. Школа хочет проверить его на наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Мать продолжает рассказывать, как ее сын каждый день приходит домой из школы с желтым смайликом за плохое поведение. Остальная часть его класса отправляется домой с зелеными смайликами за хорошее поведение. Каждый день ее ребенку напоминают, что его поведение неприемлемо просто потому, что он не может долго сидеть спокойно.

Мать произносит со слезами: «Сын начинает говорить ужасные вещи: „Я ненавижу себя“ и „Я ни на что не гожусь“».

Когда я слушаю эту версию очень знакомой мне истории, я не могу отделаться от мысли, что у мальчика сильно занижена самооценка, а все потому, что ему нужно чаще двигаться.

Возможно, эта история до боли знакома и вам. Может быть, у вас есть ребенок, который постоянно ерзает или мешает другим на уроках, и учителя рекомендуют вам проверить его на наличие задержки в развитии или психического расстройства. Родителям в таких случаях невероятно тяжело, потому что они беспокоятся о том, что происходит внутри их ребенка. Но они не одиноки. Всего тридцать лет назад дети с отклонениями в развитии или неврологическими проблемами были очень редки. Сейчас это растущая тенденция – тенденция, которая должна вызвать серьезную озабоченность.

Все больше и больше детей испытывают трудности с вниманием, контролем эмоций, равновесием, у них наблюдается снижение силы и выносливости, повышенная агрессивность и ослабленная иммунная система.

Параллельно с этим неуклонно растет число детей, нуждающихся в услугах врача для лечения этих проблем (1).

В течение последнего десятилетия я наблюдаю за развитием этих процессов как мать и терапевт. Многие друзья моей старшей дочери в ранние годы регулярно наблюдались у врача, а моя младшая дочь нуждалась в лечении из-за проблем с сенсорным развитием. В клинике, где я работала, детей с такими проблемами записывали в список ожидания. Ждать приема врача нужно было не менее года.

Однажды учительница пятого класса из школы, где училась моя дочь, сказала мне, что у ее учеников были проблемы с концентрацией внимания и они весь день постоянно ерзали. По ее просьбе я согласилась понаблюдать за их занятиями. Учительница читала детям рассказ, а я тихонько села и начала осматривать комнату.

Это было ближе к концу учебного дня. Все дети, кроме одного, ерзали. Некоторые агрессивно хлопали себя по запястьям, один постоянно раскачивался на стуле, а другой грыз горлышко бутылки с водой. Одна девочка обнимала себя и раскачивалась, в то время как другие откидывали свои стулья назад под экстремальными углами. Никогда раньше я не видела такого чрезмерного движения в классе. Их беспокойное поведение казалось более типичным для дошкольников, но никак не для пятиклассников.

Почему дети так мучаются? Я подумала не только об этих пятиклассниках, но и о большинстве сегодняшних детей. Может быть, мы просто стали обращать больше внимания на детские потребности? Или среди детей действительно наблюдается увеличение сенсорных проблем? Что является причиной этих проблем? У меня было больше вопросов, чем ответов.

Если вы взяли в руки эту книгу, я готова поспорить, что у вас тоже больше вопросов, чем ответов. Вы пришли за ответами в правильное место. Эта книга – результат более чем десятилетнего наблюдения за детьми, итог моих собственных исследований и изучения других научных работ. Хорошая новость в том, что многие проблемы, которые мы наблюдаем сегодня у детей, поддаются лечению, а в некоторых случаях и предотвращению. К тому времени как вы дочитаете эту книгу, вы будете хорошо вооружены знаниями того, как обеспечить ребенку идеальные условия для активных игр на свежем воздухе, которые помогают компенсировать проблемы с развитием.

Но сначала давайте подробнее рассмотрим распространенные проблемы развития, с которыми сталкиваются современные дети. Я отвечу на некоторые часто встречающиеся вопросы, которые задают родители и учителя.


НУЖНО ЛИ МОЕМУ РЕБЕНКУ ЛЕЧИТЬСЯ?

Если вы читаете эту книгу, существует большая вероятность того, что вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, направили к эрготерапевту, логопеду или физиотерапевту. На самом деле, согласно одному исследованию (2), это верно для каждого шестого родителя! Оказалось, что таких детей становится все больше, и я была полна решимости докопаться до корня проблемы. Данные Министерства образования США показывают, что в период с 1991 по 2001 год число пятилетних детей, получающих так называемые сопутствующие услуги – сюда входят специальная терапия, физиотерапия и логопедия – в рамках Комплексной программы обучения и информирования об инвалидности, увеличилось на 31 %. Число четырехлетних детей увеличилось на 76 %. Число трехлетних – на 94 % (3).

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Journal of Pediatrics в 2011 году, в настоящее время каждый шестой ребенок имеет отклонения в развитии. В период с 1997 по 2008 год число поставленных диагнозов увеличилось на 17 % (4). Даже на уровне дошкольного образования наблюдается резкий и неуклонный рост числа детей, нуждающихся в помощи, что было неслыханно в прошлые годы.

Среди прочего возрос спрос на эрготерапию. Врач направляет ребенка к эрготерапевту, когда возникают проблемы с вниманием, равновесием, силой, координацией или сенсорной обработкой. Сенсорная обработка включает в себя все, что связано с органами чувств.

Распространенные сенсорные проблемы у детей варьируются от отсутствия пространственного восприятия до нежелания слушать и непереносимости хождения босиком.

Эрготерапевты помогают детям научиться переносить разнообразные сенсорные переживания и максимально повысить их функциональную независимость. За последние четыре года в государственных школах Нью-Йорка число детей, направляемых на эрготерапию, увеличилось на 30 %. В государственных школах Чикаго всего за три года число таких детей увеличилось на 20 %. В Лос-Анджелесе число обращений за пять лет выросло до 30 % (5).

Встревоженная этим исследованием, я решила провести свое собственное: взяв интервью у десяти опытных учителей начальной школы из разных штатов Новой Англии. Поскольку каждый из них преподавал в течение тридцати или более лет, я знала, что смогу получить хорошее представление о том, как изменились дети за последние несколько десятилетий. По всем направлениям у учителей были похожие жалобы на своих учеников. С годами они заметили постепенное снижение общей и мелкой моторики, осознания безопасности, самоконтроля, внимания и координации. Их наблюдения разбросаны по всей этой главе, чтобы оживить сухие данные и показать сенсорные и моторные проблемы, которые вы, возможно, наблюдаете у своего ребенка и других детей, под новым углом.

Замечания опрошенных мною учителей вызвали еще больше вопросов: почему так много маленьких детей – даже малышей – нуждаются в эрготерапии? почему растет число нарушений и задержек в развитии? почему все больше детей испытывают проблемы с равновесием, двигательными навыками, вниманием и эмоциональным контролем? что происходит внутри наших детей? В этой книге будут подробно рассмотрены ответы на эти и другие вопросы, поставленные в данной главе, что даст вам душевное спокойствие и оптимистичный взгляд на будущее вашего ребенка.


ПОЧЕМУ МОЙ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ?

За последнее десятилетие также увеличилось число детей, которые имеют проблемы с вниманием и, возможно, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Может быть, ваш ребенок является одним из них. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (Виссер с соавторами, 2013), за восьмилетний период (с 2003 по 2011 год) диагноз СДВГ в США был поставлен двум миллионам детей. Поражающая цифра.

Одна учительница начальной школы рассказала мне, что по крайней мере восемь из ее двадцати двух учеников испытывают трудности с концентрацией внимания. «Дети изменились с тех пор, как я начала преподавать», – говорит Фрэн Фармер, одна из моих собеседниц, очень уважаемая учительница третьего класса. Я спросила ее, не кажется ли ей, что сегодня у детей больше проблем с концентрацией и вниманием на уроках, чем в прошлые годы. «Количество детей с особыми потребностями увеличилось. Я бы сказала, что у шести из двадцати двух моих детей большие проблемы с вниманием. Мне пришлось изменить способ преподавания, чтобы приспособиться к этому новому поколению. Раньше я могла преподавать всему классу вместе как одной большой группе. Теперь, чтобы добиться успеха с этими детьми, я провожу занятия в небольших группах и один на один».

Дети не только испытывают больше трудностей с концентрацией внимания, но и демонстрируют это физически – в форме ерзания. Другой учитель сетует: «Сегодня дети просто не могут усидеть на месте. Как будто даже не хотят слушать. Они все время ерзают и постоянно встают, чтобы сходить в туалет». Учительница средней школы констатирует: «Они просто не перестают двигаться и вставать из-за парт. Каждые две минуты они находят предлог, чтобы встать с места. Иногда, чтобы сходить в туалет или заточить карандаш. Я не помню, чтобы такое происходило, когда я училась в школе».

Другими словами, дети делают все, кроме того, чтобы спокойно сидеть и внимательно слушать. Почему они не могут быть внимательными? Откуда берется эта повышенная подвижность? Разве у детей недостаточно времени, чтобы подвигаться на переменах? Разве все это не оказывает негативного влияния на способность ребенка учиться, а учителя – преподавать? Что лежит в основе этой проблемы?


ПОЧЕМУ МОЙ РЕБЕНОК НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИ?

Возможно, вы заметили, что ваш ребенок не может висеть на турнике так, как это делали вы в детстве. Его хватка может продержаться секунду или две, а затем он падает, сдается и пробует что-то еще. Или, может быть, вы заметили, что вашему ребенку трудно подняться на несколько лестничных пролетов или на небольшой холм, не жалуясь. Это становится нормой. Исследования и стандартизированное тестирование начинают показывать, что сила детей в целом снижается. Так, в исследовании, опубликованном в журнале Acta Paediatrica, изучалось, насколько сильной была группа из 315 десятилетних детей из Эссекса в 2008 году по сравнению с 309 детьми того же возраста в 1998 году.

Ученые обнаружили, что количество приседаний, которые могли сделать десятилетние дети, сократилось на 27,1 %. Сила рук снизилась на 26 %, а сила захвата – на 7 %. Если в 1998 году каждый двадцатый ребенок не мог удерживать собственный вес, повиснув на перекладине, то в 2008 году этого не смог сделать каждый десятый (6).

Недавно я наблюдала это снижение сил сама. Лес вокруг лагеря TimberNook был полон игр и смеха. Это было волшебно. Одна группа детей играла со своим недавно назначенным лидером, который отличился специальной маской с перьями и длинной развевающейся накидкой. Другая строила домик из бревен, кирпичей и веревки. Горел костер, и несколько детей жарили хлебцы.

Все шло хорошо, пока…

Восьмилетний мальчик, находясь в воздухе, выпустил из рук веревочные качели и упал на землю, от чего у него захватило дух. Я спокойно, но быстро подошла к мальчику и тихо опустилась рядом с ним на колени. Его губы посинели. Он был в панике. Его напугало то, что ему не хватает воздуха.

«Дыши, – мягко сказала я мальчику. – С тобой все будет хорошо. У тебя просто на несколько секунд перехватило дыхание».

Он начал плакать.

«Ты плачешь. Это хороший знак. Это означает, что ты дышишь».

Когда мальчик заплакал сильнее, я начала представлять себе наихудшие сценарии, поскольку консультанты, родители и дети наблюдали за происходящим с повышенным беспокойством. Прошло несколько долгих минут. Затем он внезапно вскочил, вытер слезы с лица и грязь со штанов. Он снова был на ногах. Я вздохнула с облегчением.

Этот мальчик только что узнал на собственном горьком опыте то, чему должен научиться каждый ребенок: как оценивать свои силы и способности. Это просто часть детства. И все же этот инцидент застал меня врасплох: мальчику его возраста и роста не должно было быть трудно удержаться за веревку. Не успела я обдумать это событие, как на той же неделе еще трое детей упали с веревочных качелей! Вообще падения, подобные этому, были редки. Веревочные качели безопасны, прочны и доходят до самой земли, так что дети всех возрастов могут легко на них забраться. Однако для того чтобы удержаться на веревочных качелях, у детей должен быть сильный корпус, сильная верхняя часть тела и хорошая хватка. Проблема не в веревочных качелях. Проблема в том, что у некоторых детей недостаточно сил.

Снижение физической силы у детей должно вызывать особую озабоченность. В 2012 году я тестировала учеников начальной школы на их способность удерживать позу супермена (лежа на животе с поднятыми руками и ногами), приподнимать голову в положении лежа на спине и выполнять упражнение «Планка». Большинство школьников не смогли достичь средних показателей, которые демонстрировали дети в начале 1980-х годов. Три протестированных класса не смогли продемонстрировать достаточную (по сравнению с детьми тридцатилетней давности) силу позвоночника.

После доклада о TimberNook на конференции для эрготерапевтов в Огайо ко мне подошла коллега. Она рассказала, что некоторые разработчики стандартизированных тестов для измерения силы рассматривают возможность изменения нормативов, потому что дети больше не показывают прежних результатов. Далее коллега сказала, что это вызвало большие споры в мире эрготерапии.

Эрготерапевты хотят сравнивать сегодняшних детей с более современными средними показателями силы. Однако, поскольку дети становятся слабее, она задалась вопросом, не было бы лучше, если бы мы воспитывали их в соответствии с теми же стандартами, которых придерживались дети в начале 1980-х годов?

Это был не первый раз, когда я слышала подобное. На занятиях по повышению квалификации для медицинских работников другой специалист по эрготерапии жаловался на те же проблемы. Он заметил, что дети становятся значительно слабее, что наше общество «изменило размеры штанов», чтобы приспособиться к растущему ожирению, и мы собираемся сделать то же самое со стандартизированным тестированием для детей: изменить «норму», чтобы подстроиться под более слабых.

Дети сегодня демонстрируют самую низкую силу, чем когда-либо прежде. В ответ на это тревожное открытие, возможно, будет легче принять новую норму, вместо того чтобы активно работать над решением проблемы. Однако, когда мы ожидаем от наших детей меньшего, вместо того чтобы требовать от них более высоких стандартов, мы можем обречь их на неудачу. Почему наши дети становятся слабее? Что это означает для долгосрочного роста и развития? В чем корень этой проблемы?


ПЛОХАЯ ОСАНКА – ЭТО НОВАЯ НОРМА

При общем снижении мышечной силы и большом количестве сидения у детей развивается плохая осанка. Я воочию убедилась в этом явлении, наблюдая за местной средней школой. По мере того как учитель читал детям лекцию в течение примерно часа, их осанка становилась все хуже и хуже. В начале урока только около трети детей имели плохую осанку. К концу занятия плохая осанка была у добрых трех четвертей класса. Некоторые в этот момент висели над своими столами. Другие откинулись на спинки стульев. Когда ученики встали, я заметила, что у некоторых сохранялась плохая осанка: округлая спина и передняя посадка головы (голова слегка наклонена вперед).

Ослабленный позвоночник приводит к проблемам с поддержанием хорошей осанки. Доктор Фариа, уважаемый в моем кругу хиропрактик[2], рассказывает, что 30 % ее клиентов – дети. Она утверждает, что у многих детей возникают проблемы с «удержанием» своих рук и это связано с несбалансированной мускулатурой. Несбалансированные мышцы подобны системам шкивов. Если одна сторона слаба, то другая, скорее всего, будет жесткой. Например, если у ребенка слабые четырехглавые мышцы (мышцы на передней части ноги), подколенные сухожилия (на задней части ноги), скорее всего, будут напряжены. Это может вызывать боль и плохую осанку.

Большинству ее клиентов-детей постоянно требуется коррекция в суставах С1 и С2 (расположены в шейном отделе). Стеснение в этих областях может воздействовать на нервы и влиять на входные сигналы, поступающие в нервную систему и из нее. Защемленные нервы подобны согнутому садовому шлангу. Когда нерв задет или ограничен, нервные импульсы не могут так быстро поступать в мозг и обратно, что замедляет время реакции.

Замечали ли вы, что ваш ребенок испытывает стеснение, особенно в области шеи? Напряженные мышцы вокруг шеи и головы могут быть вызваны плохой осанкой, постоянным наклоном головы вперед, чтобы смотреть на электронные устройства, ежедневным стрессом, ограничением движений и ношением слишком тяжелых рюкзаков.

«Ущемленные или ограниченные стеснением в верхней части шеи нервы могут повлиять на что угодно, – утверждает доктор Фариа. – Ограничения в верхней части шеи могут повлиять на глаза, придаточные пазухи и небо – некоторые дети могут испытывать даже головные боли. Из-за ограничений в нижней части шеи у детей могут возникнуть проблемы с захватывающими движениями. Защемления, независимо от места, могут прервать адекватный нейронный ввод в мозг и из него».

Физиотерапевт, с которым я пообщалась, в последнее десятилетие также наблюдает увеличение числа болей в спине у детей разного возраста. Традиционно он работает со взрослыми, страдающими от хронических болей в спине, но теперь все чаще к нему приходят юные клиенты, даже десятилетние.

Специалист объясняет внезапное усиление болей в спине у детей многочасовым обязательным сидением, общим снижением мышечной силы и тяжелыми рюкзаками, которые они таскают с собой.

У многих наблюдается передняя посадка головы, втянутые плечи и аномальное искривление позвоночника, что создает дополнительную нагрузку на мышцы спины и шеи, вызывая головные боли.

При болях в спине дети могут обратиться к мануальному терапевту. Но как можно предотвратить эти боли? Чего не хватает детям, из-за чего у них слабый позвоночник? Существует ли связь между плохой осанкой и плохой успеваемостью?


СНИЖЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Сочетание слабого позвоночника и сидячего образа жизни может привести к снижению выносливости при любых активностях. Многие из вас замечали это у своего ребенка. Может быть, у него проблемы с пешими походами или ему нужно делать постоянные остановки. Возможно, ребенок жалуется на боль в ногах, после того как несколько часов ходил с вами по магазинам. На самом деле многие учителя замечают, что дети все чаще демонстрируют низкую выносливость к физической активности. Они жалуются на проблемы с дыханием, усталость в ногах; им необходимы перерывы для отдыха на коротких прогулках и уроках физкультуры.

Мы часто видим это в проекте TimberNook, когда детям нужно пройти несколько минут пешком, чтобы попасть в открытый класс. Путь идет по пересеченной местности с небольшим уклоном. Прогулка занимает всего около двух минут. В начале недели мы часто слышим много стонов и жалоб, когда дети проходят этот путь со своими набитыми рюкзаками, подпрыгивающими вверх и вниз. «Это тяжело!» – заявляет один ребенок. «Когда мы наконец придем?» – хнычет другой. «У меня болят ноги», – жалуется третий. Проходит целая неделя, прежде чем дети привыкают и начинают получать удовольствие от прогулки.

При любой новой активности другое использование мышц в сочетании с недостатком выносливости заставит каждого почувствовать некоторое напряжение. Но двухминутная прогулка в гору не должна вызывать боли или усталости. Почему дети, которые гиперактивны или беспокойны в классе, жалуются на боль в ногах или на усталость, когда они наконец становятся физически активными? Это уловка-22[3]?


ХРУПКИЕ, КАК БАБУШКИН ФАРФОР

Сегодняшние дети напоминают мне коллекцию хрупкого фарфора моей бабушки, которая использовалась только в особых случаях, таких как Рождество. Чаще всего фарфоровой посудой пользовались взрослые, оставляя нам, детям, дешевую пластиковую.

Взрослые боялись, что мы уроним фарфор и он разобьется на тысячу кусочков. Когда я думаю о современных детях, этот образ часто приходит на ум, потому что, если они упадут, что-то обязательно сломается.

Кэти Боуман, эксперт по биомеханике в Институте восстановительных упражнений, считает, что в настоящее время из-за сочетания более тяжелого веса тела и снижения мышечной силы у детей стали чаще случаться вывихи. Например, когда маленький ребенок пытается повиснуть на перекладине и у него недостаточно мышечной силы, чтобы выдержать вес своего тела, эта нагрузка переносится на связки, что часто приводит к вывиху локтя. Это то, что мы обычно называем подвывихом плечелучевого сустава (7).

Был ли у вашего ребенка перелом руки или ноги? Это также становится все более распространенным явлением. Например, согласно исследованию, проведенному в Швеции в 2010 году, частота переломов у детей увеличилась на 13 % в период с 1998 по 2007 год. Наиболее распространенным местом перелома был дистальный отдел предплечья. Самой распространенной причиной травм было падение. В исследовании был сделан вывод о том, что данная тенденция частично обусловлена изменениями в характере активности детей (8). Переломы вызываются сочетанием факторов. Дети более подвержены переломам, когда у них недостаточно мышечной силы, чтобы защитить свои кости, а также когда эти кости слабые или пористые.

Когда дети недостаточно двигаются, чтобы укрепить свои кости, их несущая способность значительно снижается. Это приводит к разрушению и высвобождению кальция, который реабсорбируется организмом, делая кости более хрупкими и слабыми и увеличивая риск переломов (9). Исследования, проведенные в детской больнице Цинциннати, показывают, что у миллионов детей в Соединенных Штатах кости не так крепки, как должны быть, и это может сделать их уязвимыми к переломам, рахиту и другим заболеваниям костей. Недостаток активности также может повлиять на сухожилия и связки. Когда соединительная ткань остается в рыхлом состоянии, как это бывает при низкой двигательной активности, она постепенно укорачивается и становится плотной. Тугие связки, сухожилия и мышцы более подвержены разрывам (10).

Разве правильное питание – особенно кальций – не все, что нужно детям для формирования крепких костей? Разве недостаточно каждый день пить молоко? Как мы отпустим детей играть, если они подвергаются повышенному риску переломов? Какие упражнения нужно делать, чтобы этого избежать?


ПОЧЕМУ МОЙ РЕБЕНОК ТАК ЧАСТО ПАДАЕТ?

Однажды, наблюдая за первоклассниками, я случайно услышала, как учительница довольно раздраженно сказала: «Так, на этой неделе у нас было много падений. Пожалуйста, постарайтесь нормально сидеть на своих местах». В классе было очень шумно, а дети казались неорганизованными и чрезмерно глупыми. Одни растянулись на своих партах, а другие постоянно вставали со своих мест. Учительница заметила, что ей повезло, если ее дети просидели спокойно пятнадцать минут.

Учителя часто обнаруживают, что у детей много проблем с пространственным восприятием, что приводит к неуклюжести и падениям. Дети постоянно перевешиваются через свои стулья и парты и иногда даже случайно падают со стульев на пол. Многие педагоги, у которых я брала интервью, сказали, что сталкиваются с этим ежедневно. Дети натыкаются на мебель, друг на друга, а иногда даже на стены.

В местной школе была такая серьезная проблема с детьми, сталкивающимися друг с другом на переменах, что администрация наклеила посередине коридоров ленту. Дети при ходьбе должны были придерживаться правой стороны, как если бы они управляли автомобилями.

Поэтому, если у вашего ребенка проблемы с равновесием и координацией, вы не одиноки. В моей клинической практике основной жалобой родителей было то, что их дети неуклюжи и постоянно спотыкаются о собственные ноги – просто при ходьбе по комнате или во время занятий спортом. Например, первые несколько лет на занятиях по хоккею, которые посещала моя дочь Джоэль, многие дети постоянно падали и натыкались на стены и других детей, что увеличивало вероятность получения травм. Теперь, когда моя дочь играет в хоккей и легко скользит по льду, не многие дети могут угнаться за ней, не говоря уже о том, чтобы догнать ее. Ее спортивные способности, которые кажутся вполне соответствующими ее возрасту и совсем не выдающимися, сейчас считаются редкими.

Исследования указывают на явный рост числа травм среди молодых спортсменов за последние пятнадцать лет. Например, Центр исследований и стратегий в области травматизма при Национальной детской больнице провел исследование количества травм, которые танцоры получают каждый год. Оно показало, что в период с 1991 по 2007 год число детских травм, связанных с танцами, увеличилось на 37 % (11). Наиболее распространенной причиной было падение.

Еще более тревожным является количество травм, полученных во время занятий физкультурой. Одно исследование показало увеличение числа таких травм на 150 % среди учащихся начальной, средней и старшей школы в Соединенных Штатах в период с 1997 по 2007 год. «Маловероятно, что это увеличение связано с увеличением числа учащихся, посещающих уроки физкультуры», – объясняет автор исследования Лара Маккензи, кандидат наук, главный исследователь Центра исследований и стратегий в области травматизма и преподаватель Медицинского колледжа Университета штата Огайо (12).

Что способствует такому значительному росту числа детей с нарушениями координации? Что делает сегодняшних детей более неуклюжими, чем их предшественники? Если дети не могут пройти по коридору, не наткнувшись на других, или заниматься спортом, не получив травм, что это говорит об их общем физическом и неврологическом здоровье?


ПОЧЕМУ У МОЕГО РЕБЕНКА ПОСТОЯННЫЕ ПРОСТУДЫ?

Теперь в школе, где учится моя дочь, в начале учебного года требуют приносить четыре коробки салфеток. «Для чего ей могут понадобиться четыре коробки салфеток?!» – думала я про себя. Но к концу года все салфетки были использованы. А некоторым пришлось пополнить свой запас.

Возможно, ваш ребенок постоянно болеет зимой, простужается, пропускает школу и заражает своих братьев и сестер или даже вас. Это печальная реальность, в которой живет бесчисленное количество опрошенных мной родителей. Они говорят что-то вроде: «Похоже, у него одна большая простуда, которая длится всю зиму». Во время хоккейных занятий моей дочери некоторым детям постоянно нужны салфетки во время игры. Я спросил одну мать, не простужена ли ее дочь. «Нет, – ответила та. – Просто у нее постоянно течет из носа во время хоккейного сезона».

Загрузка...