Введение

Противодействие коррупции – одна из основных задач деятельности прокуратуры Российской Федерации и правоохранительных органов. Наиболее значимое направление противодействия коррупции в деятельности прокуратуры и правоохранительных органов – это борьба с коррупционными преступлениями, что включает их выявление, раскрытие, расследование, уголовное преследование коррупционеров.

Правоохранительными органами Российской Федерации проводится последовательная системная работа по пресечению коррупционных деяний, привлечению к ответственности виновных лиц, предотвращению ущерба от коррупции. Особое внимание уделяется выполнению задач, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478. Этот документ стратегического планирования учитывает все действующие приоритеты соответствующей работы, ключевая роль в выполнении которой отведена Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Результаты этой работы свидетельствуют, что количество выявленных преступлений коррупционной направленности в течение последних лет увеличивается. Среди других позитивных тенденций можно выделить увеличение числа выявленных лиц, совершивших преступления данного вида, сосредоточение усилий правоохранительных органов на выявлении преступлений, связанных со взяточничеством, рост количества преступлений коррупционной направленности, совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

В наиболее коррупциогенных отраслях экономики – в сферах размещения и исполнения государственного и муниципального заказа, использования государственного имущества, расходования бюджетных средств, в том числе в рамках реализации федеральных и региональных программ, в оборонно-промышленном комплексе Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с правоохранительными органами реализован комплекс мер по борьбе с коррупцией в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить возросшую эффективность деятельности правоохранительных органов по возмещению ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, когда стоимость имущества, на которое наложен арест, и изъятых ценностей превысили размер материального ущерба, причиненного преступлениями данного вида.

В связи со значимостью вопросов возмещения ущерба от криминальной коррупции дальнейшее совершенствование деятельности правоохранительных органов на этом направлении включает реализацию по каждому уголовному делу мер, направленных на установление местонахождения и арест преступных доходов, а также имущества обвиняемого, привлечению к поиску такого имущества оперативных служб и Росфинмониторинга при проверке информации о коррупционных проявлениях. Материалы уголовных дел должны содержать достаточные доказательства преступного происхождения соответствующих доходов либо имущества, приобретенного на такие доходы.

Кроме того, оперативным и следственным органам следует на ранней стадии установления должностных лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений и имеющих значительный объем имущества, предположительно приобретенного на незаконные доходы, налаживать взаимодействие с прокурорами и кадровыми подразделениями соответствующих государственных органов для обеспечения соблюдения установленной законом процедуры контроля за расходами и сохранения перспектив предъявления исков о взыскании в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.

Вопросы возмещения ущерба от коррупционных преступлений тем более актуальны, что преступниками активно используются возможности новых цифровых технологий, в частности криптовалюты.

Как отметил в своем выступлении на Межгосударственном совете по противодействию коррупции Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов, еще несколько лет назад раскрытие и расследование подобных фактов казались практически невозможными. Однако сегодня задачи по выявлению таких активов, наложению на них ограничительных мер успешно решаются, хотя имеются определенные технические и правовые сложности. Например, в России в законную силу вступил приговор за получение взятки в виде биткойнов с их конфискацией[2].

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с коррупцией, анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии отдельных недостатков в деятельности правоохранительных органов. К их числу можно отнести недочеты при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, такие как недостаточное использование возможностей технических средств, некачественное планирование оперативно-розыскных мероприятий, отсутствие у ряда сотрудников достаточной квалификации и практического опыта.

Ошибки, допущенные при организации оперативно-розыскных мероприятий и в ходе их проведения, могут служить препятствием к получению доказательств причастности лица к совершенному коррупционному преступлению, повлечь прекращение уголовных дел по реабилитирующим основаниям на предварительном следствии, а порой и вынесение оправдательного приговора судом.

В деятельности органов предварительного следствия и дознания при расследовании коррупционных преступлений отмечается в отдельных случаях наличие противоречий в показаниях допрошенных лиц и отсутствие достоверных доказательств размера причиненного ущерба; несоответствие обвинения фактически установленным в ходе расследования обстоятельствам совершения преступления; неверное применение уголовного закона.

О недостатках в деятельности органов предварительного расследования могут свидетельствовать оправдательные приговоры судов. Основными причинами постановления оправдательных приговоров по делам о коррупционных преступлениях являются недостаточность доказательств вины подсудимого, отсутствие в деянии подсудимого состава преступления (в том числе недоказанность умысла на совершение преступление), вступившее в законную силу решение арбитражного суда, затрагивающее фактические обстоятельства дела.

В целях совершенствования борьбы с коррупцией органами прокуратуры Российской Федерации осуществляется координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Регулярно проводятся координационные совещания руководителей правоохранительных органов различных уровней по вопросам борьбы с коррупцией, обеспечена деятельность межведомственных рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контролирующих органов, приняты и реализуются межведомственные планы мероприятий.

Прокурорами активно реализуются и иные формы координации, например, межведомственные совещания, издаются межведомственные организационно-распорядительные документы в сфере борьбы с коррупционной преступностью, в правоохранительные органы направляются информационные бюллетени, сборники и иные совместные издания, осуществляются выезды в регионы, проводятся семинары, конференции и иных мероприятия для повышения квалификации работников правоохранительных органов.

Дальнейшее совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией требует научного осмысления. Вопросам противодействия коррупции посвящено множество научных публикаций, активно исследуются проблемы привлечения к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, профилактики и предупреждения коррупционных проявлений, прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции, совершенствования антикоррупционного законодательства, реализации административных мер противодействия коррупции.

Вместе с тем в научном изучении непосредственно борьбы с коррупционными преступлениями на монографическом уровне имеется определенный пробел. При этом актуальность данной проблематики не снижается с учетом использования коррупционными преступниками современных информационных технологий, необходимости организации борьбы с коррупцией в условиях ограниченного международного сотрудничества, реализации эффективных мер борьбы с коррупцией в новых субъектах Российской Федерации.

Научной основой этой борьбы должны служить результаты комплексного анализа данных о состоянии и динамике коррупционной преступности в России, достоверности статистических данных; оценки экспертного и общественного мнения об уровне коррупции, эффективности принимаемых правоохранительными и иными государственными органами усилий по борьбе с коррупцией. Именно эти вопросы рассмотрены в ходе проведения данного исследования.

Объектом исследования стали коррупционная преступность как негативное социально-правовое явление. Предмет исследования составляют отдельные элементы криминологической характеристики коррупционной преступности: ее количественные и качественные показатели, определяющие ее состояние, структуру и динамику; причины и условия, способствующие совершению преступлений коррупционной направленности; личность преступника-коррупционера; результаты деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений (борьбе с коррупцией).

Целью исследования является информационное обеспечение управленческой деятельности органов прокуратуры по организации противодействия коррупционной преступности на основе научно-обоснованной оценки ее состояния и тенденций развития, а также разработка предложений по совершенствованию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Для достижения указанной цели перед авторским коллективом были поставлены следующие задачи исследования:

• изучить вопросы правового регулирования борьбы с коррупцией на национальном уровне;

• проанализировать состояние, структуру и динамику коррупционной преступности в Российской Федерации;

• выявить особенности личности преступника-коррупционера;

• установить наиболее значимые факторы, влияющие на динамику коррупционной преступности;

• проанализировать результаты деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;

• проанализировать основные результаты прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, оперативно-розыскной деятельностью и участия прокурора в рассмотрении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности.

Гипотезы исследования. Данные правовой статистики о преступлениях коррупционной направленности характеризуют в большей степени не состояние и тенденции коррупционной преступности, а результативность принимаемых правоохранительными органами усилий по борьбе с ней.

Большое значение для борьбы с коррупцией имеет деятельность органов прокуратуры в сфере уголовно-правовой статистики, а также прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, оперативно-розыскной деятельностью.

В оценке криминальных процессов, связанных с коррупцией, необходимо более широкое применение социологических методов исследования, выяснение экспертного и общественного мнения. Для повышения эффективности борьбы с коррупцией требуется совершенствование российского антикоррупционного законодательства, разработка и принятие организационно-управленческих и иных мер.

Методика исследования включает применение комплекса общенаучных и частнонаучных способов и приемов познания криминальных процессов, включая статистический, математический и социологический методы, анализ документов и др.

Эмпирическую основу исследования составляют:

• результаты анализа данных статистической отчетности о преступлениях коррупционной направленности по формам федерального статистического наблюдения, а также ведомственной статистической отчетности МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

• результаты проведенного анкетирования 656 работников органов прокуратуры в 21 субъекте Российской Федерации (прокуратуры республик Алтай, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашской Республики – Чувашии и Республики Хакасия; Амурской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Курской и Нижегородской областей, Забайкальского, Камчатского и Красноярского краев; приложение);

• результаты анализа иных социологических исследований (ФОМ, ВЦИОМ и др.), региональных социологических исследований, проводимых в субъектах Российской Федерации во исполнение Национальных планов противодействия коррупции;

• результаты анализа материалов прокурорской и судебной практики, докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации, а также 134 приговора судов первой инстанции по делам о преступлениях коррупционной направленности, опубликованных в сети «Интернет» на портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (https://sudrf.ru/);

• результаты изучения научных исследований по данной проблематике.

Загрузка...