Существуют ли вещие сны? И стоит ли вообще придавать значение тому, что привиделось нам в сновидении?
Эти вопросы люди задают себе, наверное, с того самого момента, когда кто-то увидел первый в мире сон… И уже в глубокой древности они были предметом пристального изучения.
О том, что сны могут приходить к нам «не просто так», что они посылаются человеку богами, что они дают возможность связи между разными мирами, говорилось в древних мифах, сказках и религиозных преданиях.
Во многих священных книгах есть истории о том, как божественное откровение или правильное решение проблемы приходило к кому-либо во время сна, а также о том, что сновидение может быть спровоцировано волей Господа. Например, Господь усыпляет Адама, прежде чем создать из его ребра Еву. Вещие сны по велению небесных сил видели «отец множества народов» Авраам, Иосиф, царь Соломон, пророк Даниил. Сказанное человеком во сне во многих культурах считали пророчеством и относились к таким высказываниям со всей серьезностью. Древние завоеватели часто начинали военные походы, увидев во сне какое-то счастливое предзнаменование; императоры и короли принимали государственные решения, руководствуясь вещими сновидениями. Правда, в наше время служители церкви призывают не заниматься толкованием снов, потому что простому человеку – не аскету и не мудрецу – сложно отличить сон, посланный богом, от сна, посланного темными силами!
Многие античные философы, например Платон, считали, что во сне душа человека соприкасается с высшим откровением и потому к снам нужно относиться со всей серьезностью. С ним многие соглашались и в эпоху Средневековья, и значительно позднее.
Особая история – творчество во сне. Описано множество случаев того, как композиторы или поэты создавали шедевр, будучи спящими, – а после пробуждения им оставалось только записать его. Да и свою знаменитую периодическую систему химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев, если верить легенде, тоже составил во сне…
Так как же относиться к снам? Как к некой случайности, просто отражающей наши дневные впечатления, или как к чему-то удивительному, загадочному, божественному? Большинство ученых единодушны: ничего божественного и загадочного в сновидениях нет. В лучшем случае это «переработка» наших дневных впечатлений, мыслей, переживаний – и отчасти отражение физического состояния организма. И искать высшее откровение в привидевшихся нам сюжетах, которые порой представляют собой просто сюр, совершенно бесполезно! Другая крайность – безоговорочное доверие снам и постоянные поиски скрытого смысла даже в самом коротком и нелепом сновидении. Есть и промежуточная точка зрения, назовем ее осторожной: довольно много на свете людей, которые заявляют, что человеческий мозг и особенности его деятельности пока еще не изучены до конца. Поэтому вполне возможно, что во время сна мы действительно получаем какую-то важную информацию, – так почему бы не поискать закономерности в сновидениях и не попытаться доказать, что сны могут предсказывать будущее?
С проблемой снов связана интересная тема подсознания, бессознательного и коллективного бессознательного.
Термин «подсознание» начали использовать еще во второй половине XIX века. Первоначально большинство психиатров называли так малоизученные психические процессы, не контролируемые сознанием человека. Знаменитый «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд тоже использовал это понятие, но постепенно заменил его на «бессознательное». К этому самому «бессознательному» он относил многое: например, «интуитивные озарения», фантазии, скрытые желания и многое другое. Именно бессознательное, заявлял Фрейд, наиболее активно обрабатывает информацию, прежде чем передать ее дальше – в сознание, где она закрепится окончательно. И именно подсознательные порывы и желания бывают наиболее верными!
Позднее Карл Густав Юнг еще более раскрыл это понятие, заговорив о коллективном бессознательном. По его мнению, существует некая общая память человечества, копилка образов. Туда относятся также стереотипы поведения, которые прочно вошли в нашу генетическую память благодаря передавшемуся нам опыту предков. Именно наличием коллективного бессознательного, с точки зрения сторонников Юнга, можно объяснить, например, то, что в сказках и мифах самых разных народов встречаются очень схожие образы. А также то, что многие значимые изобретения были сделаны практически одновременно в разных странах!
То есть идеи и образы носятся в воздухе, а значит, продолжая рассуждения Юнга, вполне можно допустить, что один и тот же сон видят разные люди и он предвещает им одно и то же.
Уточним: далеко не все поддерживают теории Фрейда и Юнга, многие откровенно называют их лженаукой. Но в свое время они вызвали огромный интерес – и не теряют популярности до сих пор…
Впрочем, попытки истолковать сны, понять, как возникают те или иные образы, предпринимались в разных государствах и культурах задолго до того, как знаменитые психоаналитики появились на свет. Как уже было сказано ранее, сны часто считали проявлением высшей силы, а значит, от правильного истолкования абсурдного подчас сюжета зависело очень многое. И за сотни лет человечество создало великое множество разнообразных сонников. Как рождались толкования снов? Иногда благодаря простой логике или ассоциации. Например, логично предположить, «если вам снится, что вы прячетесь в погребе, – в реальной жизни вам кто-то угрожает». Но встречаются и совершенно необъяснимые выводы. Например, во многих старинных российских сонниках утверждается, что, если увидеть во сне лошадь, через некоторое время вас непременно обманут…
К числу самых знаменитых книг о толковании сновидений можно отнести изданный в начале XX века сонник, который составил американец Густав Хиндман Миллер (1857–1929). Он тщательно изучил сотни, тысячи снов своих современников, описал их и истолковал – причем не только с точки зрения простых ассоциаций, а с привлечением самых последних на тот момент научных данных. И получил довольно интересные результаты. В подробном вступлении к своей книге Миллер рассматривал основу сновидений, доказывая, что их можно и нужно не только изучать, но и делать базой для серьезных прогнозов, помогая людям разъяснить настоящее и предвидеть будущее.
Кто такой Густав Миллер? Он был известен и как толковый финансист, и как одаренный психолог. Изучение снов для него долгое время было просто хобби, но со временем превратилось в основное занятие. Причем Миллер анализировал их не только с точки зрения ассоциаций и простой логики – он также делал выводы о том, какие проблемы, страхи и желания имеются у каждого, кто, доверившись ему, рассказал о своих сновидениях. Впервые его книга была издана в Нью-Йорке в 1901 году и множество раз переиздавалась. На рубеже XIX–XX столетий «Сонник Миллера», который мы сейчас хотим предложить вашему вниманию, пользовался бешеной популярностью.
Конечно, современные научные данные относительно механизмов сна и сновидений сильно отличаются от тех, что имели место 130 лет назад. Да и некоторые представленные в «Соннике Миллера» слова явно устарели. Например, мало кто сейчас ездит в каретах или освещает жилище восковыми свечами. Но все же нам показалось правильным максимально сохранить содержание и характерные черты оригинала. А обратившись к современным специалистам-сомнологам (тем, кто изучает проблемы сна) и толкователям сновидений, мы добавили в этот сонник современные слова, без которых уже невозможно представить повседневную жизнь: например, «супермаркет» или «космический полет».
Стоит ли доверять сонникам вообще и «Соннику Миллера» в частности? Насколько достоверны предсказания, которые мы получаем во сне? Да и вообще способны ли сны что-то предсказать? Наверное, будет лучше, если каждый сам для себя ответит на этот вопрос. Пока мы предлагаем вам просто познакомиться с одной из самых популярных книг рубежа XIX–XX веков – и как знать, может быть, у вас появятся какие-то самостоятельные выводы относительно «теории сна»?