Поучение12 и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать в Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и в Небесные Силы, и как святым мощам поклоняться, и Таинам Святым причащаться, и к другим святыням прикладываться. И как царя чтить, и его князей, и вельмож, ибо говорил апостол: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь13, ибо – не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, а неразумным же в наказание.
Хочешь ли не бояться власти – делай всегда добро: перед Богом, перед властью, и во всем им покоряйся, праведно служи, и будешь избран, и царское имя в себе понесешь.
И о том, как почитать святителей, священников и монахов, пользу от них получать, молитвы просить на благословение дому своему, всех нужд своих: душевных, телесных, но наиболее всего – духовных. С прилежанием им внимать и поучения их слушать, будто из Божиих уст.
А еще в этой книге найдешь ты поучение о некоем мирском строении: как жить православным христианам в миру с женами, и детьми, и с домочадцами, как их наказывать, и учить, и страхом спасать, и запрещать строго, во всех делах их беречь, сохранять в чистоте душевной и телесной, и во всем о них заботиться, как о собственном теле, ибо сказал Господь: «Да будете оба в плоть едину»14, и как сказал апостол: «Если страдает одна часть тела, то с ним страдает все»15; так же и ты – не о себе только пекись, но и о жене своей, о детях и о прочих, до самого последнего домочадца, поскольку все мы связаны единой верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь ко всем живущим по-Божески, как око сердечное, обращенное к Богу, и будешь как сосуд избран, несущий не себя единого к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый раб, верный, будь в радости Господа своего»16.
И еще в этой книге найдешь поучение о домовном устройстве, наставления к жене, и к детям, и к слугам – как запас всякий иметь: хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, – и о дворовом хозяйстве, в том числе в сложных, непредвиденных обстоятельствах.
1. Наставление отца сыну
Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего, и его жену, и их детей, и домочадцев: жить во всем по христианскому закону, в чистой совести и правде, с верой творя волю Божию, и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божием, в праведной жизни, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя – не принуждением, не побоями, не работой тяжкою, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление – вам и детям вашим.
Если этого моего писания не примете и наставления не послушаете и по нему не станете жить и поступать так, как здесь написано, то сами за себя ответ дадите в день Страшного Суда, а я к вашим проступкам и греху не причастен, и вина не моя: я ведь благословлял на благочинную жизнь, и плакал, и молил, и поучал, и писание предлагал вам.
Если же это мое простое поучение и слабое наставление примете со всею чистотою душевной, прося у Бога помощи и разума, насколько возможно, и, коли Бог вразумит, в дело его претворите – будет на вас милость Божия, и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до века.
И дом ваш, и чада ваши, и имение ваше, и богатство, какие вам Бог даровал от ваших трудов, – да будут благословенны и исполнены всяческих благ вовеки. Аминь.
2. Как христианам веровать во Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым Небесным Бесплотным Силам, и всем святым, и честным и святым мощам и как поклоняться им
Каждому христианину следует знать, как по-Божески жить в православной вере христианской: прежде всего – всею душой веровать в Отца и Сына и Святого Духа – в Нераздельную
Троицу. В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй. Называй Богородицей Мать, Его родившую. И Кресту Христову с верою поклоняйся, ибо на нем совершил Господь спасение всех людей. Потому и иконе Христа, и Его Пречистой Матери, и святым Небесным Бесплотным Силам, и всем святым честь воздавай, ибо Сам Он – Любовь.
3. Как Тайнам Божиим причащаться, и веровать в воскресение из мертвых, и Страшного Суда ожидать, и прикладываться к святыням
В Таины Божии веруй. Веруй, что причащаешься со страхом самым Телу и Крови Его – для очищения и освящения души и тела, во оставление грехов. И в жизнь вечную веруй, в воскресение из мертвых и жизнь будущего века, помни Страшный Суд, где воздаяние по нашим делам будет нам. И когда приготовишь себя духовно, с чистой совестью и с молитвою целуй Животворящий Крест, и святые честные иконы чудотворные, и многоцелебные мощи; целуй их после молитвы, перекрестясь, затаив дыхание и не размыкая уст. А коли благоволит Господь причаститься Божественных Христовых Таин, то ложечкой от священника принимай в уста осторожно: губами не чмокать, руки сложить у груди крестом, а дору17 и просфору и все священное вкушать бережно, крошки на землю не ронять, просфору зубами не кусать, как обычный хлеб, но, отламывая, маленькие кусочки класть в рот, есть губами и ртом, не чавкать – с осторожностью есть; и просфоры ни с чем жидким не есть, только воды прихлебнуть или теплоты, с вином церковным или без вина, а иного не примешивать.
Прежде всякой еды вкушать просфору в церкви или дома; никогда просфоры не есть ни с кутьей, ни с кануном и на кутью просфоры не класть. А если с кем во Христе целованье творишь, то поцелуйся, также затаив дыхание, не размыкая уст. Сам подумай: если человеческой немощи, едва заметного запаха гнушаемся чесночного, смрада от хмельного, больного и прочего, то как же мерзок Господу наш смрад и наше дыхание – потому с осторожностью надо совершать все это.
4. Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе
Затем возлюби Господа Бога твоего от всей души своей и со всей твердостью, и стремись, чтобы дела твои, и привычки, и нравы отвечали заповедям Его. И затем возлюби ближнего твоего, то есть всякого христианина, по образу Божию созданного. Страх Божий всегда имей в сердце своем и помни о смерти: волю Божию твори и в заповедях Его ходи. Сказал Господь: «В чем (в каких делах) тебя застану, в том (за то) и сужу»18, – так что следует всякому христианину готовым быть к встрече с Господом – жить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа.
Еще о том же. Возлюбиши Господа от всей души – и страх Его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всякими будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив перед царем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Бога, не осуждай никого, защитник обездоленных, нелицемерен, – чадо Евангелия, Сына Воскресения, наследник вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава вовеки.
5. Как духовный чин почитать, священников и монахов
К духовному чину всегда обращайся, и должную им честь воздавай, и благословения и духовного наставления проси у них, и припадай к ногам их, и во всем их слушайся во славу Божию. К священникам и монахам имей доверие, и любовь, и повиновение и во всем покоряйся им, духовную пользу своей душе получая.
В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном. А если какое настигает тебя страдание, душевное или телесное, болезнь или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господский гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, – при всем при том не впадай в отчаяние, припомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям, и слезы искренние пролей перед милостивым Владыкой, и Пречистою Богородицей, и перед всеми святыми; к тихому обратись пристанищу, к этим духовным наставникам, исповедуй свои согрешения и скорбь – в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегчение душе даровав.
А если что повелят священники, все то исполни, каясь в грехах, ибо они – слуги и молельщики Небесного Царя, дано им право у Господа просить о добром и полезном для душ наших, и о прощении грехов, и о жизни вечной.
6. Как посещать в монастырях, в больницах и в темницах всякого, пребывающего в скорби
В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню – то, что просят, – по силе и возможности подавай. Вникни в беду их, и скорбь, и в нужды их и, насколько возможно, им помогай. И всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, одень с любовью и чистою совестью; и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь.
Также родителей своих покойных поминай вкладом в церкви Божии, и дома поминки устраивай, и нищим раздавай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом.
7. Как царя и князя чтить, и повиноваться им во всем, и всякой власти подчиняться, и правдою служить. И как вести себя в отношении к большим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести
Царя бойся, и служи ему верой и правдой, и всегда о нем Бога моли, и тем паче не лги ему, но с почтением правду ему говори, как Самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдою служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот – временный, а Небесный вечен, и Судия нелицемерный, каждому воздаст по делам его.
Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте, ибо князь от Бога послан карать злодеев. И чтобы заслужить похвалу в добродетели, будьте всем сердцем преданы своему князю и начальству; не помыслите на них зла. Ибо апостол Павел пишет: «Всякая власть от Бога»19, так что кто противится властям, царю, и князю, и всякому вельможе и клеветою и лукавством вредит, тот Божию повелению противится; погубит Господь всех изрекающих ложь, а изменники и клеветники прокляты от народа.
Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних, как братьев, почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших – люби, как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью терпи, если обидят – не мсти, если хулят – извинись, злом за зло не воздавай, согрешающих не осуждай – помни свои грехи, думай прежде всего о них. Отвергайся общения с дурными людьми, подражай живущим праведно, их деяния запечатлей в сердце своем и сам поступай так же.
8. Как дом свой украсить святыми иконами и в чистоте содержать
Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской – чистоты ради и от пыли, ради благоговения и сохранности, и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте.
А к святым образам прикладываться, лишь когда достоин, с чистой совестью; во время священного пения и молитвы свечи возжигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А иконы святые расставляются по старшинству, сначала – особенно почитаемые, как уже сказано; в молитвах, и в бдении, при поклонах, и во всяком славословии Богу – следует всегда воздавать им честь со слезами и с плачем, с опечаленным сердцем, исповедуясь, просить отпущения грехов.
9. Как в церкви Божии и в монастыри с приношением приходить
А в церкви Божии всегда приходить с верою и с приношением: со свечой, просфорой, фимиамом и ладаном, с кануном20 и кутьею, и с милостыней – и за здравие, и за упокой, и к праздникам также.
И монастыри посещать также с милостыней и с приношением, и, когда приносишь дар свой к алтарю, вспомни евангельское слово: «Если что-нибудь имеет против тебя брат твой, оставь дар твой пред алтарем и пойди помирись прежде с братом своим»21, и только тогда принеси свой дар Богу от честного своего имущества: от бесчестного прибытка не приемлет Бог воздаяния.
Добытое неправедно отдай обиженному – это лучше милостыни, а Богу приятна милостыня от честного прибытка и от добрых дел.
10. Как приглашать к себе в дом священников и иноков и молиться
А в какие-то праздники по обету своему призывайте священников в дом свой, сколько сможете; пусть совершают молебны с различными прошениями и молят Бога за царя и великого князя, всея Руси самодержца, и за царицу и великую княгиню, и за их благородных чад, и за братьев его, и за бояр, и за все христолюбивое воинство: о победе над врагами и освобождении пленных; и о священническом и иноческом чине.
А от стола или от трапезы еду и питье тайно выносить или высылать без разрешения настоятеля и без благословения – святотатство и самовольство, таких людей всячески осуждают.
Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных кто-то будет тебя почетнее; и придет пригласивший тебя и скажет: «Дай ему место», – и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место. Но если тебя пригласят, войдя, сядь на последнем месте, и тогда, если придет пригласивший тебя и скажет: «Друг, садись выше!», – будет тебе почет от остальных гостей. Ибо всякий возносящийся смирится, а смиренный вознесется.
Когда на трапезе поставят перед тобой многоразличные яства и пития и если кто-то будет из приглашенных знатнее тебя, не начинай есть раньше его; если же ты старший по чести, то поднесенную пищу по обстоятельствам начинай есть первым. У некоторых боголюбцев в изобилии бывает еда и питье, и все, что останется нетронутым, убирают, потом еще кому-то сгодится.
Если же кто неуч и невежа, не рассуждая, все блюда подряд начинает, уже насытясь и не заботясь о приличии и сохранении блюд, – будет такой обруган, и осмеян, и обесчещен от Бога и людей.
11. Как кормить с молитвой приходящих в дом
Если выставляешь пришедшим угощение, пусть перед началом трапезы священники восславят Отца и Сына и Святого Духа, затем Пресвятую Богородицу; и если едят с молитвой, в молчании или ведя духовную беседу, Ангелы невидимо предстоят и записывают добрые дела, а еда и питье в сладость бывают; если же начнут предложенную еду и питье хулить, тогда в дерьмо обратится то, что они едят. А коли будут при этом бесстыдные речи, блудное срамословие, смех, глумление, гусли, пляски, рукоплесканья, кривлянья и всякие игры и песни бесовские, – тогда, как дым отгоняет пчел, отойдут Ангелы Божии от такой трапезы и смрадной беседы. А бесы возрадуются и налетят, почувствовав свободу, и все будет твориться так, как им хочется: бесчинствуя, играют в кости и в шахматы, всеми играми бесовскими тешатся, дар Божий – еду, и питье, и всякие плоды – на помойку выбросят и выльют, друг друга бьют, обливают, всячески ругаясь над даром Божиим, а бесы записывают деяния их, приносят к сатане и вместе радуются погибели христиан. И все их деяния представлены будут в день Страшного Суда.
О, горе творящим такое! Когда иудеи в пустыне сели есть-пить и, объевшись и упившись, стали предаваться играм и блуду, тогда земля разверзлась и пожрала их двадцать три тысячи. Устрашитесь, люди, творите волю Божию, как сказано в Писании, а от подобного злого бесчинства сохрани, Господи, всякого христианина.
И есть бы и пить нам во славу Божию, а не объедаться, не упиваться, не пустотой заниматься.
И если кому ставишь еду и питье и всякие яства, если тебе предложат какое яство, не подобает хулить его, говорить: «гнило» или «кисло», «пресно» или «солоно», «горько» или «протухло», «сыро» или «переварено» или высказывать другое какое порицание, но подобает, как дар Божий, всякую пищу хвалить и с благодарностью есть, тогда Бог пошлет на нее благоухание и обратит в сладость. Если же какая еда и питье окажется негодно, наказывать за то домочадцев, того, кто готовил, чтобы впредь подобного не было.
Из Евангелия. А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань, и свара, и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хотя не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний, но первый: ведь долго сидишь, дожидаешься этой брани. И хозяин с этим – к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь-не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь. Если же были деньги в мошне или в кошельке, их вытащат, а ножи заберут – и вот уж хозяину, у которого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой и позор, и укор, и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.
Если уйдешь или уедешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки.
Итак, если не протрезвишься и до конца упьешься, я скажу так: тело лишишь души. Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути. Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными. Я дара Божиего не порицаю, но порицаю тех, кто пьет без удержу. Как пишет апостол Павел к Тимофею: «Пей мало вина – лишь желудка ради и частых недугов»22, а нам писал: «Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы Царства Божия не наследуют»23. Многие люди лишаются пьянством и земного богатства. Если кто безмерно придерживается питья, восхвалят его безрассудные, но потом они же его и осудят за то, что глупо растратил добро свое. Как сказал апостол: «Не упивайтесь вином, нет в нем спасения, но упивайтесь восхвалением Бога»24, а я скажу так: упивайтесь молитвой, и постом, и милостыней, и посещением церкви с чистой совестью. Их одобряет Бог, такие примут от Него награду в Царствие Его. Вином же упиваться – то погибель души и телу, и богатству своему разор.
Вместе с земным имением пьяницы лишаются и небесного, ибо пьют не Бога ради, но пьянства для. И единственно только бесы радуются, к которым пьянице путь предстоит, если не успеет покаяться.
Так видишь ли, о человек, какой позор и какой упрек за это от Бога и от святых Его? Апостол причисляет пьяницу, как всякого грешника, к неугодным Богу, по судьбе равным бесам, если искренним покаянием не очистит он душу свою. Так пусть же будут все христиане, с Богом живущие в православной вере, вместе с Господом нашим Иисусом Христом и со святыми Его, славящие Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Но вернемся к предыдущему, о чем у нас речь. А хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить или за стол, или послать в другой дом, разделив по достоинству, и по чину, и по обычаю. От большого стола посылают блюда, от остальных не бывает; за любовь да верную службу – пусть как положено всех оделят и о том прощения просят.
Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных, богатых или бедных, священников или монахов, то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят на дворе – и тех накормить-напоить и, за столом сидя, не забыть высылать им еду и питье.
Если есть у хозяина сын или верный слуга, пусть бы и он присматривал всюду и всех бы почтил и добрым словом приветил и никого обругал, не обесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке, ни детям их, ни слугам не нанес осуждения.
А если гости или гостьи между собой разругаются – их унимать осторожненько, а кто уж не в себе – бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь; признательно и благодарно, накормив-напоив, с честью и отправить – это и Богу дар, и добрым людям – в честь.
Отнесись и к нищим милостиво и душевно – с того тебе будет от Бога награда, от людей же – добрая слава.
Когда угощаешь или поминаешь родителей в монастыре, поступай точно так же: кормить, и поить, и милостыню раздавать по мере возможности за здравие и за упокой. Если же кто сначала накормит, напоит и одарит, но потом обесчестит и изругает, осудит и высмеет, или заочно ославит, или местом обойдет, или, не накормив да облаяв, еще и ударит, а потом и выгонит со двора, или слуги его обесчестят кого-то, – тогда такой стол или пир на утеху бесам, а Богу во гнев и средь людей и позор, и ярость, и вражда, а обиженным – срам и оскорбление. Безрассудным таким хозяину и хозяйке и слугам их – грех от Бога, от людей неприязнь и укор, а от бедных людей еще и проклятье, и порицание.