Предисловие

В библейской школе детей обычно учат, что Ветхий Завет состоит из тридцати девяти книг, разделённых на пять основных разделов: пять книг закона, двенадцать книг истории, пять сборников стихов, пять книг больших пророков и двенадцать книг малых пророков. Хотя предлагались и другие схемы, пятичастная разбивка, вероятно, останется самой популярной. Происхождение этой организации книг отследить трудно. В Септуагинте – самом раннем переводе Ветхого Завета на греческий язык – такое деление книг уже присутствует. Однако в этих рукописях малые пророки предшествуют большим, а сами рукописи имеют христианское происхождение. Поскольку полных дохристианских греческих рукописей не сохранилось, невозможно сказать, имеет ли пятичастное деление отношение к александрийским евреям, которые создали Септуагинту во II веке до н. э. Знакомый всем принцип разбиения Ветхого Завета на пять частей мог быть вкладом ранних христианских учителей.

В I веке н. э. в состав еврейской Библии (Ветхого Завета) входили двадцать две или двадцать четыре книги. 1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств, а также 1 и 2 Паралипоменон были едиными книгами. Руфь и Плач Иеремии иногда считались приложениями к Книге Судей и Книге Иеремии соответственно. Книги Ездры и Неемии считались единой книгой. Двенадцать Малых пророков тоже составляли одну книгу. Уже во II веке до н. э. считалось, что Ветхий Завет состоит из трёх частей: Торы (книг Моисея), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Количество книг входящих в эти разделы время от времени менялось.

Во времена Иосифа Флавия (около 90 года н. э.) три раздела состояли из пяти, тринадцати и четырёх книг соответственно. Однако, около 500 года н. э., во втором разделе – Невиим – осталось всего восемь книг. Эти книги делятся на две группы: Ранние пророки (Иисус Навин, Судьи, Самуил и Царств) и Поздние пророки (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Малые пророки). При таком делении Даниил и Плач Иеремии считаются частью третьего раздела, Кетувима.

Иосиф Флавий включил Книгу Даниила в число пророческих книг. Почему раввины решили убрать Даниила из пророков и поместить книгу в раздел Кетувим, ясно не до конца. Вполне очевидно, что расположение книги после Иезекииля в Септуагинте, а затем в латинской Вульгате и английских версиях, наиболее уместно. Даниил совершенно точно был пророком. И Иезекииль, и Даниил служили в Вавилоне, причём их служения пересекались по времени.

По-видимому, Иосиф Флавий считал Плач Иеремиии частью Книги Иеремии. Однако раввины поместили пять глав Плача на один свиток. Сделано это было как для удобства, так и в литургических целях. Плач стал частью подраздела Кетувим, который называли Мегиллот («свитки»). В Мегиллот входят пять небольших книг: Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, каждая из которых читалась в один из ежегодных праздников.

Есть аргументы и в пользу размещения Плача Иеремии среди поэтических или молитвенных книг (Иов, Псалмы, Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней). Однако её нынешнее положение – между книгами Иеремии и Иезекииля – вполне уместно. Во-первых, восстанавливается связь Плача с Книгой Иеремии. Во-вторых, само содержание Плача делает целесообразным размещение книги между Иеремией и Иезекиилем. В Плаче описывается захват Иерусалима вавилонянами в 586 году до н. э. И Исаия, и Иеремия ожидали этого события, как и последующего пленения. Иезекииль и Даниил несли служение среди пленённых в Вавилоне. Таким образом, вполне уместно расположить Исаию и Иеремию перед Плачем, а Иезекииля и Даниила сразу за ним.

То, что Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил были названы большими пророками, не означает, что они важнее двенадцати малых пророков. Скорее четырёх пророков назвали большими из-за размера соответствующих книг. Пять книг Больших пророков составляют двадцать два процента от всего Ветхого Завета. Двенадцать книг Малых пророков вместе взятые меньше, чем книги Исаии, Иеремии или Иезекииля по отдельности. Книга Даниила более чем на семьдесят пять процентов длиннее, чем две самых продолжительных книги Малых пророков (книги Осии и Захарии).

Каждая из пяти книг Больших пророков отличается стилем, лексикой и, в определённой степени, богословием. Но не менее очевидна и взаимосвязь. В этом разделе очевидным образом подчёркивается власть Яхве над всеми народами земли, включая любые сверхдержавы. Ложное богословие, с которым так непримиримо боролись Иеремия и Иезекииль, коренится в неправильном понимании и неправильном же применении принципа веры в Бога во время национального бедствия, о чём говорит Исаия. Концепция мировых держав, исполняющих волю Яхве, столь ясно изложенная в книгах Исаии, Иеремии и Иезекииля, проецируется Даниилом на далёкое будущее.

В течение пятнадцати лет в христианском колледже Флориды автор читал курс, посвящённый изучению Больших пророков. В разное время также предлагались учебные курсы, посвящённые отдельным пророческих книгам этой части Ветхого Завета. Автор опубликовал отдельные комментарии к трём из них – Книге Иеремии и Плачу Иеремии (1972), а также к Книге Иезекииля (1979). Ключевые пророчества Больших пророков также исследуются в книге «What the Bible Says About the Promised Messiah» (1984). Материал в этом обзоре основан на этих более ранних исследованиях.

Формат данного обзора соответствует тому, который ранее использовался в ранее изданных книгах «Пятикнижие», «Исторические книги Ветхого Завета» и «Книги мудрости и Псалмы». Обзору содержания каждой из пророческих книг предшествует вводная глава, предназначенная для того, чтобы предоставить читателю обзор как самой книги, так и некоторых связанных с ней проблем.

Госпожа Линда Старк, библиотекарь Христианского колледжа во Флориде, поддерживала этот проект с самого начала. Её помощь в корректуре рукописи просто неоценима. Сын автора, Кит С. Смит, всячески помогал в разрешении проблем, возникавших при переводе текста и рисунков из одной компьютерной программы в другую. Без помощи этих двух вдохновителей работа никогда не была бы завершена. Признательность также выражается Стиву Дженнингсу из издательства College Press, который дал разрешение на использование карт, представленных в этом томе. Фред В. Смит-младший и Тельма Смит, старший брат и мать автора, поддерживали автора словами и финансами, что позволило опубликовать эту работу.

Загрузка...