Не стоит думать, что всякий конфликт хаотичен. Отнюдь это не так, а если и присутствует хаос, то распространяется он непосредственно только на участников, находящихся в контактной зоне. Для тех же, кто за ним наблюдает на расстоянии, он не только не беспорядочен, но и управляем, было бы желание. Как это не странно, но конфликт, зачастую, многим удобен и выгоден. Причем не столь важны его сила, степень втянутости, мотивы ссоры, сколько его постоянное присутствие, даже в латентной форме. В серьезный конфликт вполне может перерасти обыкновенная бытовая ссора, а не только затянувшаяся межрегиональная, межгосударственная напряженность. Всё это может обернуться серьезной беды, вплоть до войны.
Список дивидендов для присутствующих в зоне конфликта, но не участвующих в нем непосредственно, весьма и весьма велик. Если речь идет о межрегиональном конфликте, то в область интересов попадает всякое законное, полузаконное и, конечно же, незаконное обогащение за счет дерущихся. Война, как говорится, спишет все, вот и стараются взвалить на неё то, что никак не удавалось разрешить ранее. На войне всегда есть враги, вот они-то и виноваты, причем во всем. Ничто так не отвлекает внимание людей от своих бед, как угроза извне. Можно сказать, что там где воюют, там не справляются со своими личными проблемами. Продолжу список выгод от конфликта. Это и политический пиар для тех, кто не в зоне ссоры, и их же самоутверждение на фоне чужой беды, и вознесение на словах себя и своих положительных качеств до ранее невозможных высот, а здесь и хвастовство, и умничание, и назидательность, и морализаторство, и ложное благородство, и лицемерное сострадание. Всё идет в ход при выпавшем шансе – чьем-то конфликте – для того, чтобы на этом фоне устроить свою жизнь.
Для того, чтобы еще лучше разобраться во всей многослойности конфликта, приведу такой пример. Посмотрите на бой, точнее на спарринг, боксеров на ринге, и на многочисленных, окружающих их в это время, болельщиков, которые, надрываясь и надсадно крича, постоянно учат дерущихся тому, как тем поступать. Не находите ничего общего с неумолкающими нынешними телевизионными ток шоу вокруг всякой ссоры? Если нет, то присмотритесь получше, призадумайтесь.
Тем не менее продолжу. Случается, что в боксе такой активный болельщик становится в известной степени авторитетным человеком в своем кругу, выбивается в лидеры за счет неких собственных убеждений и знаний в этом виде спорта. Он даже организует вокруг себя компанию, где явно руководит. Будет ли таковой заинтересован в прекращении соревнований или закрытия этого вида спорта? Думаю, что нет. Это становится его питательной средой. Есть еще более удаленная аудитория, которая оказывает не меньшее влияние на дерущихся, чем болельщики, а то и большее. Им и на сражении не обязательно появляться. Они финансируют шоу. Оплатят – будет бой, не оплатят – не будет. Такова физиология любого конфликта. Масса людей вокруг конфликтующих сторон суетится, что-то делает, проявляя, пусть маленькое, но свое личное участие. Обсуждает, советует с самым серьезным видом, со стороны оно, вроде, как и виднее, а вот только кости себе ломают и увечья получают не они, а те двое, те, на ком и завязан весь конфликт. Так и во время всякой войны происходит, только там вместо двоих с ринга дерутся десятки тысяч таких же бойцов с каждой стороны, подогреваемые и финансируемые заинтересованными, а таких заинтересованных, понятно, далеко не единицы.
Смысл один, но все же большие войны совсем не кухонные ссоры, и ведутся они либо до полной победы, либо до окончания боеприпасов, а по сему до них лучше не доводить, ибо известно, что почти невозможно, чтобы воюющие народы сами по себе прервали бы распри и помирились, для этого многим чем надо обладать душе нации. Видимо и воюют оттого веками, что не имеют этого много, а имели бы, так и не начинали бы. Вот и вспоминают обиды друг на друга с допотопных времен, словно на рожон заново лезут. Мир, действительно, тяжело хранить, слишком много участников споров и агрессивных диалогов вокруг мира ведется, где-нибудь, но обязательно тряханет. Поэтому Спаситель, говоря о блаженстве, особо выделял и миротворцев, вещуя о них, как о сынах Божиих.
И все-таки, что ни говори, но ссоры начинаются с семьи, с кухни нашей личной жизни. На кухне обычно двое присутствуют, а это немного, глядишь, худо-бедно, да и договорятся до мира. Вот он и совет: сор из кухни лучше не выносить, да и ссоры тоже.