Если вы читали мою книгу «Введение в мифологию», то помните главы по былинам – это на три четверти мой диплом.
Три мира: Верхний – мир богов, Средний – мир людей и Нижний – преисподняя, – это научная абстракция, получившая огромное распространение благодаря книгам М. Элиаде. Его совершенно справедливо критикуют за это специалисты по шаманизму, потому что в реальных шаманских традициях миров не три и не все они по вертикали расположенные. Не забираясь в дебри шаманизма, вспомним примеры поближе: христианское Чистилище – какой это мир? В скандинавской мифологии Ванахейм (мир ванов, богов плодородия) и Альфархейм (мир альвов, существ типа гномов) – какой? Сказка «Иван Царевич и Серый Волк» посвящена странствиям меж мирами, но где они на шкале Элиаде? Побоку им эта шкала – и в переносном смысле, и, главное, в прямом. То есть терминами Верхний, Средний и особенно Нижний пользоваться можно, но как научными абстракциями, писать их с заглавных букв и быть готовым к тому, что Нижний мир – не обязательно нижний: например, пещера Полифема, которая в пространстве эпоса находится на том же уровне, что и Итака; а того хуже – пещеры на горах Крита, которые физически – выше жилищ людей; обратный пример – на советских палехских шкатулках метро изображалось в верхней части (высокие достижения! – в прямом смысле высокие).