Глава 1 Корейская космогония

Творение или состязание? Состязание и творение!

Космогонические мифы обычно принадлежат к числу наиболее древних. Корея не исключение. И начинается сказание о творении мира так, как ему положено начинаться: сначала небо и земля были едины. Точно то же мы видим и у греков, и у индийцев, и у японцев, и у многих других народов. Зачастую разделению сопутствуют конфликты, кровопролитие, жертвоприношения, насильственные или добровольные.

Совсем не так происходит все в корейском мифе: небо (традиционный символ мужского начала) и земля (женское начало) разъединяются намеренно и по взаимному согласию, чтобы дать начало тому, чего еще никогда не существовало. И, разъединяясь, они не расстаются, а далее творят в тесном взаимодействии: небо окропляет землю росой, которую та благодарно вбирает. Как не провести аналогию с зачатием человека? Так, небо и земля рождают все, что есть в мире.

Есть у них и помощники, аналоги которым мы вряд ли найдем в мифах других народов. Это петухи – небесный и земной. Есть и тот, кто появился в первый момент творения, – Небесный владыка, или Нефритовый император Чхончжи-ван. Он, что видно из его титула, правит на небе, а за порядком на земле надзирает. И, как говорит миф, если на небе все благополучно, то на земле еще предстоит немало потрудиться, чтобы она стала пригодной для жизни.


Старинное китайское изображение Небесного владыки. Этот мифологический персонаж объединяет корейскую и китайскую мифологии


Следом за Небесным владыкой появляются звезды. Изначально их свет тусклый, не способный озарить мир. Силу им дает крик петухов – небесного и земного. А вот солнце и луна, вопреки ожидаемому, возникают уже после появления звезд: Нефритовый император хочет, чтобы в мире было больше света, и посылает в него сразу два солнца и две луны. Проходит время, прежде чем он начинает осознавать избыточность такого количества светил. Однако сон, в котором он проглатывает «лишние» солнце и луну, – это не прямое руководство к действию, а намек на совсем иное – ответ на его думы о том, как благоустроить мир. Он понимает, что без помощников ему не справиться, а значит, ему нужно произвести на свет двух сыновей. Один будет подобен солнцу, и ему предстоит править на земле, в мире живых, а второй, подобный луне, получит во владение загробное царство.

В отличие от греческого Зевса, родившего Афину из своей головы, или индийского Брахмы, давшего жизнь множеству богов исключительно силой мысли, Небесный владыка не может справиться с задачей рождения сыновей самостоятельно. А значит, ему нужна достойная супруга.

Чтобы сыновья могли владеть землей и подземным царством, их матерью должна была стать земная женщина. И хотя о госпоже Чхонмэн традиционно рассказывают именно как об обычной девушке, к тому же нищей, ученые полагают, что она – богиня земли и олицетворение корейского народа. Если вдуматься, противоречия нет: земля отнюдь не всегда щедро одаривает людей большим урожаем, почва может быть бедной, соответственно, и народ в разные годы живет по-разному.

Именно на эту прекрасную, добродетельную и мудрую девушку пал выбор Небесного владыки.

Далее события развиваются так, как это часто бывает в сказках народов мира. За добро платят добром. Божество является под видом обычного странника в хижину госпожи Чхонмэн. Гостю полагается не только дать ночлег, но и накормить. Но у хозяйки нет ничего съестного. Она отправляется к богатому соседу Сумёну.

Жадный богач – одно из сказочных клише, однако и в мифах, и в сказках оно имеет особое, морализаторское значение. Ведь они в значительной степени должны отвечать народному мировоззрению: бедный – честен, богатый – лжив. Вот и в легенде о Небесном владыке и госпоже Чхонмэн рассказывает, как неимущая девушка, чтобы должным образом встретить гостя, отправилась взять взаймы немного риса. Но жадный богач (очень характерный герой не только для корейских легенд, но и для сказок) смешал рис с песком – а ведь отдавать долг предстояло в десятикратном размере.


Корейская традиционная хижина


Госпожа Чхонмэн, как полагается Золушке – а именно этот распространенный архетип реализуется в данной легенде, – покорно принимает несправедливое к себе отношение, даже несмотря на то, что видит обман и понимает, что отдать долг ей будет непросто. Она вымывает из риса песок и готовит пищу для гостя. Но, конечно, полностью отделить рис от песка ей не удается.

Небесный владыка, согласно верованиям, является всеведущим и всемогущим, но в этом мифе почему-то – возможно, в угоду драматической коллизии, а возможно, с целью представить его более похожим на человека – сначала он гневается на девушку, что подала ему такое неприятное на вкус угощение. И только когда она признается, как на самом деле в рис попал песок, он направляет свое недовольство на истинного виновника. Наказание, которое он определяет Сумёну, соответствует статусу божества как повелителя небесных сил: он призывает на помощь грозовых богов – и жадный богач гибнет от удара молнии, его дом сгорает от пламени, вырвавшегося из печи, а домочадцы разбегаются, обратившись в насекомых.

Считается, что именно в память о наказании Сумёна в похоронном обряде принято использовать пять различных злаков.

Правда, финал этой истории назвать счастливым сложно: несмотря на женитьбу Небесного владыки на госпоже Чхонмэн, ему надлежит вернуться на небо, а его сыновьям предстоит родиться и расти на земле.


Рис – базовый продукт в рационе корейцев. А вот добавки к нему (или их отсутствие) зависят от благосостояния

Этот миф закладывает религиозную основу под заключение брака и объясняет его необходимость: именно благодаря проведенному обряду дети признаются законными и могут быть уверены в своем происхождении.

Однако, несмотря на то что брак был заключен официально, близнецы Тэбёль-ван и Собёль-ван среди людей считаются безотцовщиной. Единственная «страховка» на случай жизненных неурядиц, которая есть у них, – это два тыквенных семечка, оставленных Небесным владыкой их матери. Они должны помочь братьям отправиться на небо.

Этот миф примечателен тем, что он и космогонический – героям предстоит упорядочивать жизнь на земле, – и близнечный, повествующий о двух братьях, которые могут как действовать в согласии, так и противостоять друг другу. Такого рода сказания характерны для многих культур. Отмечено, что если в мифе появляются брат и сестра, то они вступают в брак и творят мир, порождая различные предметы и явления, подобно тому, как рождаются дети у людей. Так, например, египетские божественные брат и сестра Осирис и Исида производят на свет олицетворенное солнце – бога Гора, а японские бог и богиня Идзанаги и Идзанами порождают острова, а также дают жизнь другим божествам. Однако не всегда творение происходит через заключение брачных уз. Скандинавские Фрейр и Фрейя действуют как соратники. Он по одной из своих функций бог плодородия, она – богиня любви, то есть чадородия.

Если же в мифе появляются два брата-близнеца, то они в чем-то значимом являются противоположностями, очень часто борются друг с другом – иногда просто соперничают без вражды, а иногда и откровенно конфликтуют. Но суть одинакова: в мире господствует порядок только тогда, когда день сменяется ночью, совершается круговорот рождений и смертей, души уходят в рай или ад, боги и люди живут в ладу, а среди людей существует иерархия, причем на вершине оказываются наиболее смелые, сильные, умные, предприимчивые… Так, например, вполне мирное сосуществование двух близнецов, Алкида (больше известного как Геракл) и Ификла, – это указание на взаимодействие мира богов и мира людей, ведь отец Алкида – Зевс, а отец Ификла – смертный. Дети римского бога войны Марса Ромул и Рем, споря за власть – правда, не в мире, а всего лишь в будущем еще безымянном городе, – не смогли решить вопрос бескровно, Ромул убил Рема и стал владеть Римом. Согласитесь, тоже вариант мифа об упорядочении жизни на земле.

Сюжеты о богах, живущих на земле, выполняющих свой долг, а потом воссоединяющихся с божественными отцами, тоже не редкость. Конечно же, в первую очередь вспоминается центральное событие Нового Завета – искупительная жертва Иисуса Христа и его вознесение. Но и в сказаниях разных народов мы найдет что-то подобное. Например, в родственной корейской мифологии – японской – есть популярнейшая серия рассказов о Лунной принцессе, вынужденной жить на земле под именем Кагуя-химэ во искупление прегрешений – но не всего человечества, а собственных. Как только ее вина исчерпана, за ней прибывают посланники и забирают ее на луну.

Вот и братьям Тэбёль-вану и Собёль-вану открыт путь к отцу, ведь, как вы наверняка помните, они были рождены в помощь ему. И вот, когда они повзрослели, мать отдает им тыквенные семечки. И дальше происходит событие, напоминающее сказку о Джеке и бобовом стебле – конечно, не по смыслу, а по внешним проявлениям: в первый день года по лунному календарю братья сажают семечки, и тыквенные плети очень быстро достигают небес. По этим своеобразным «лестницам» юноши взбираются на небеса.

Ученые полагают, что тыквенные семечки понадобились безымянным творцам мифа не только для развития фабулы, но и могут считаться подсказкой – указанием на то, что госпожа Чхонмэн – богиня земли и плодородия. А слог «-ван» в именах ее детей означает «король».

Тэбёль-ван подобен солнцу, а Собёль-ван – луне. Соответственно распределяет между ними миры Небесный владыка, предлагая первому мир живых, а второму – загробное царство.

Однако Собёль-ван считает, что брату больше повезло, и готов посоперничать за место под солнцем – в буквальном смысле слова. Он предлагает состязание в загадывании и разгадывании загадок.

Наверняка вы вспомнили египетского Сфинкса, а точнее, греческую Сфинкс, или Сфингу, так как у греков она стала женским божеством, и именно греки создали миф о разгадывании загадок. Стоило не отгадать – и Сфинкс сбрасывала свою жертву с обрыва (по другой версии – пожирала ее).

И снова корейский миф оказывается значительно мягче: в нем нет места насилию, а состязание – бескровное и честное.

Загадки Тэбёль-вана непростые, построенные на аналогиях, и Собёль-вану, который мыслит прямолинейно, не удается их разгадать. Но он не сдается и предлагает другой вид состязания – цветочное.

Цветочная символика занимает особое место в мировоззрении корейцев. Мы еще встретимся с сюжетами, основанными на том же «цветочном мотиве». Красота цветов обожествлялась, они были символом счастливой жизни. А изображения цветков лотоса, которые являлись еще и атрибутом Будды, то есть соединили в себе древние анимистические воззрения корейцев и «пришлый» буддизм, часто использовались в декоре жилищ.


Тыквенные семечки тоже могут быть волшебными


Лотос – цветок Будды

Любопытный факт: в древнекорейском государстве Силла существовали особые отряды хваранов, то есть цветочных юношей, в которые отбирались наиболее красивые и одаренные молодые мужчины, независимо от происхождения. Их обучали как элитных воинов, которые при этом обладали серьезнейшей научной подготовкой и навыками идеальных придворных. Хвараны – излюбленные герои исторических дорам, наиболее заметная из которых так и называется – «Отряд „Хваран“».

Семечко, посаженное Тэбёль-ваном, дало крепкий росток, который превратился в пышный цветок. А росток в кувшине Собёль-вана завял. Толкование очень простое: тот, кто смог должным образом позаботиться о цветке, и о подданных своих позаботится. А ведь владыке земного мира надо было заботиться не о бестелесных душах, а о живых существах.

Несложно увидеть и еще один смысл, весьма характерный для восточной морали и сегодня: Тэбёль-ван был послушен отцу, а Собёль-ван искал способы оспорить его волю. Удача сопутствует именно покорному сыну.

Итак, более достойный брат победил? Как бы не так! Собёль-ван поступает в лучших сказочных традициях (корейские мифы постоянно вызывают именно такую ассоциацию): предлагает брату еще одно состязание – кто быстрее уснет. И на этот раз победа оборачивается для Тэбёль-вана поражением: как только он засыпает, Собёль-ван забирает себе его цветок, а ему отдает свой. Обмануть Тэбёля не удается, но он не разоблачает своего близнеца и уступает ему власть на земле.

Странный поступок, скажете вы. Определенно. Однако опять же вспомним сказочных персонажей. Десятки и десятки положительных героев претерпевали несправедливость и унижение со стороны родственников, хозяев и олицетворенных волшебных сил – и именно за свое терпение получали награду. Так ли случилось с Тэбёлем? Не будем забегать вперед.



Собёль получил желаемое. Но это «назначение», вопреки его ожиданиям, оказалось отнюдь не синекурой. И первое, что сослужило ему дурную службу, – то, что когда-то стало побудительным мотивом к его рождению. Это ведь только во сне Небесный владыка проглотил «лишние» солнце и луну. Воцарившись на земле, Собёль обнаружил, что два солнца днем невыносимо разогревают землю, а ночью две луны охлаждают ее до нестерпимого холода. Так что земным существам было на что жаловаться. И жаловаться на жизненные обстоятельства и друг на друга они не уставали. А надо сказать, что даром слова были наделены не только люди, но и животные, и растения. Можете себе представить, какое безумие творилось на земле? И наконец: так как никто не удосужился отделить жизнь от смерти, мертвые и живые сосуществовали рядом. Это потом души, не обретшие покой, станут восприниматься как тяжелый итог своей или чужой ошибки. Но так как еще не было порядка, не было и такой определенности, что мучило и живых, и мертвых. И если впоследствии были определены способы успокоить застрявшую между мирами душу, то Собёль столкнулся с тем, что ничего не может поделать, ведь границы между мирами нет. Ее только предстояло установить. И Собёль с этой задачей не справился.

Правда, как ранее ему хватало сил и мужества бороться за место владыки земли, так и на этот раз хватило отваги признать свою ошибку, и он попросил помощи у брата.

Тэбёль, взяв лук и стрелы, в первый же день сбил одно из солнц, а в первую же ночь – одну из лун, положив тем самым начало порядку на земле.


Реконструкция облика корейского лучника


Ким Хон До. Стрельба из лука. XVIII в.


Правитель в культурах многих стран – особенно это характерно для стран Восточной Азии – воспринимается не только как глава государства, но и как гарант благополучия в мистическом понимании этого слова: он благословлен богами, и они помогают ему. Как знак того, что властитель Чосона обеспечивает гармонию в жизни всех и каждого, за его троном стояла ширма с изображением солнца и луны.


Далее с помощью измельченной в порошок сосновой коры, рассыпанной по земле, Тэбёль лишает животных и растения дара речи. А надо сказать, что сосна, одно из широко распространенных деревьев в Восточной Азии, в мифологии народов, населявших этот регион, наделялась мистическими свойствами. Равно как по-особому относились к ней, например, древние германцы. И это не удивительно: растение, которое зеленеет круглый год, конечно же, не может быть самым обыкновенным.


И наконец, бог взялся за отделения мира живых от мира мертвых. И снова ему пришлось придумывать способ, как это сделать. В загробное царство отправлялись те, чей вес был, в пересчете на общепринятую систему, менее шестидесяти килограммов. Ведь душа, согласно поверьям, тоже имеет массу, а масса живого человека складывается из того, сколько весит душа и сколько весит тело.


Сосна – один из символов Кореи


Надо понимать, в дальнейшем братья проявляли полное единодушие, хотя Тэбёль и не стал в итоге оспаривать власть Собёля над миром живых.

Именно таков очень своеобразный миф о сотворении мира, бытующий на острове Чечжудо. Именно там, в силу отдаленности от остальной территории Кореи, сохранилась наибольшее количество оригинальных сказаний.

Загрузка...