Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб., 1999. С. 691.
Быт. 14: 17—20.
Евр. 7: 7.
Асмус Валентин, протоиерей. Царь в Библии // Православная государственность: 12 писем об Империи / сб. ст. под ред. А.М. Величко, М.Б. Смолина. СПб., 2003. С. 230.
Быт. 31: 19, 29—30.
Быт. 41: 37 – 39.
Исх. 8: 8.
Исх. 9: 27, 28.
Исх. 18: 1, 8, 9.
Исх. 18: 10—12.
Исх. 18: 27.
Чис. 22: 2—19.
Стронин А. История общественности. СПб., 1885. С. 15, 16.
Исх. 6: 9.
Исх. 14: 31.
Исх. 32: 1—6.
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социальноэкономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. СПб., 1882. С. 204.
Исх. 19: 3—6.
Исх. 20: 1—5, 23.
Исх. 22: 18.
Исх. 22: 20.
Втор. 15: 6—18.
Напр.: Лев. 1: 3—16; 2: 11—16.
Напр.: Лев. 14: 19—21;16: 1—5.
Чис. 1: 47—53.
Лев. 21: 7.
Лев. 21: 21.
Чис. 8: 23—26.
Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. М., 1997. С. 127.
См., напр.: Лев. 23: 31.
Втор. 11: 18, 19.
Втор. 6: 2.
Втор. 6: 20—24.
Втор. 8: 19.
Втор. 8: 7—9.
Чис. 26: 65.
Чис. 1: 2.
Исх. 22: 19.
Лев. 20: 13.
Втор. 25: 5, 6.
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 62, 63.
Втор. 25: 7—10.
Втор. 7: 7, 8.
Втор. 9: 6.
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 207, 208.
Лев. 19: 33, 34.
Мф. 22: 39.
Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 54.
Там же. С. 127.
Лев. 19: 10; 23: 22.
Исх. 22: 21.
Исх. 23: 9.
Лев. 17: 3.
Лев. 22: 18, 19.
Лев. 20: 1, 2.
Лев. 17: 10.
Лев. 24: 22.
Чис. 9: 14.
Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. С. 139, 140.
Исх. 23: 32, 33.
Лев. 18: 3—5.
Исх. 23: 23, 24.
Исх. 34: 15, 16.
Чис. 33: 55.
Кураев Андрей, диакон. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге третьего тысячелетия. М., 2001. С. 149—151.
Василиадис Н. Библия и археология. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 132.
Втор. 7: 2, 4.
Втор. 7: 25.
Втор. 12: 31.
Чис. 31: 15—20.
Втор. 2: 2—13.
Втор. 20: 10—18.
Чис. 1: 2—4.
Чис. 11: 16, 17.
Исх. 18: 14—26.
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 207.
Чис. 1: 4.
Исх. 18: 17—26.
Исх. 18: 13.
Исх. 32: 26—28; Чис. 25: 3, 5.
Нав. 1: 6.
Нав. 1: 10—15; 2: 1; 6: 5; 7: 16.
Суд. 1: 2, 3.
Суд. 2: 16—19.
Суд. 3: 15, 30.
Суд. 4: 4, 5.
Суд. 8: 22.
Суд. 8: 23.
Быт. 17: 6. Чис. 24: 7. Втор. 28: 36.
Сапожников А.А. О царской власти с Библейской точки зрения. СПб., 1899. С. 8.
Там же.
1 Цар. 8: 20.
1 Цар. 8: 18.
Суд. 9: 2—6.
Суд. 9: 5.
Суд. 9: 16.
Суд. 9: 53— 56.
Суд. 10: 1—3.
Суд. 11: 29; 12: 9.
Суд. 12: 8—15.
Суд. 21: 25.
Пс. 28: 11.
См., напр.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православнодогматическое богословие. В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 548, 549.
Там же. С. 551.
1 Цар. 12: 13, 14.
1 Цар. 16: 1.
1 Цар. 16: 13, 14.
2 Цар. 1: 11, 17.
3 Цар. 14: 8.
3 Цар. 2: 12.
3 Цар. 3: 5, 12, 15.
3 Цар. 4: 29.
4 Цар. 23: 4—20.
4 Цар. 23: 25.
Втор. 17: 14, 15.
Втор. 17: 15.
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 242.
Втор. 17: 18, 19, 20.
2 Цар. 6: 13—14, 18.
2 Цар. 8: 15.
2 Цар. 19: 27.
3 Цар. 2: 35.
См., напр.: 3 Цар. 8: 14; 8: 55.
3 Цар. 2: 35; 3: 4, 3, 5, 12, 15; 10: 25.
2 Пар. 30: 25.
2 Пар. 30: 18—20.
4 Цар. 13: 2.
3 Цар. 11: 14—26.
3 Цар. 16: 1—3.
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С. 248.
См.: Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. С. 541.
Иов. 8: 8, 10.
Иоанн Зизилуас, митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. БогородицеСергиева пустынь, 2009. С. 22, 23.
«Первое послание святого отца нашего Григория, папы Римского, к императору Льву Исаврянину»// «Деяния Вселенских Соборов» (далее – «ДВС»). В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 325.
«Письмо Григория III к Карлу Мартеллу» // «История Средних веков. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476—768)»: сост. М.М. Стасюлевич. СПб. – М., 2001. С. 473, 474.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта// Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Прииск Понтийский. Сказания Прииска Понтийского. Рязань, 2005. С. 345.
Рансимен С. Восточная схизма// Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 29.
Никифор, патриарх Константинопольский. Краткая история со времени после царствования императора Маврикия. Ч. II.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 375, 378.
Асмус Валентин, протоиерей. Лекции по истории Церкви. Лекция № 12.
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. СПб., 2007. С. 603—606.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 426, 427.
Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). Киев, 1883. С. 486, 487.
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». СПб., 2009. Кн. II. Главы 18, 19. С. 48, 49.
Шафф Филип. История христианской Церкви. Т. 4. СПб., 2008. С. 291, 292.
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб., 2011. С. 48.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 343.
Баранов В.А. Иконоборчество//Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 37.
Норвич Джон. История Византии. М., 2009. С. 196.
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. С. 583, 584.
«История Византии»/ под ред. С.Д. Сказкина. В 3 т. Т. 2. М., 1967. С. 53.
Норвич Джон. История Византии. С. 164.
«ДВС». Т. 2. СПб., 1996. С. 207, 208; «ДВС». Т. 3. СПб., 1996. С. 28, 29.
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». Кн. IV. Гл. 7. С. 104.
Асмус Валентин, протоиерей. Лекции по истории Церкви. Лекция № 12.
Смирнов Ф.А. Иконоборчество//Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 596.
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. С. 29.
Остроумов М.А. Догматическое значение Седьмого Вселенского Собора. СПб., 1884. С. 60, 61, 64, 65.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 564, 565.
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. С. 35.
«Первое послание святого отца нашего Григория, папы Римского, к императору Льву Исаврянину»// «ДВС». Т. 4. С. 325.
Баранов В.А. Иконоборчество. С. 32.
Раевская Н.Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. С. 35, 41, 42.
Лемерль Поль. Первый византийский гуманизм. СПб., 2012. С. 155.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 370, 381, 382.
«ДВС». Т. 4. С. 350, 351, 358.
Баранов В.А. Иконоборчество. С. 43.
«ДВС». Т. 4. С. 500, 501.
«ДВС». Т. 4. С. 345, 349.
Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011. С. 219
«Высочайшая и благочестивейшая грамота, отправленная августейшими Константином и Ириной к святейшему и блаженнейшему Адриану, папе древнего Рима»// «ДВС». Т. 4. С. 334, 335.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 399, 400.
«Послание Адриана, святейшего папы древнего Рима к Константинопольскому патриарху Тарасию» //«ДВС». Т. 4. С. 382.
«Благочестивейшим государям и светлейшим императорам и победоносцам, возлюбленнейшим в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе чадам, августейшим Константину и Ирине» //«ДВС». Т. 4. С. 380.
Острогорский Г.А. История Византийского государства. С. 245.
Альфан Луи. Великие империи варваров. М., 2006. С. 184.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. В 2 т. Т. 1. Пг., 1916. С. 659—661.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 т. Т. 2. М., 2001. С. 418, 419.
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. С. 671.
Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб., 2008. С. 356.
Острогорский Г.А. История Византийского государства. С. 321.
«Продолжатель Феофана. Жизнеописания Византийских царей». Кн. IV. Гл. 2. С. 101.
Острогорский Г.А. История Византийского государства. С. 263.
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности// Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 60, 61.
Шеррард Филипп. Греческий Восток и латинский Запад. С. 44.
Каплан Мишель. Византия. М., 2011. С. 249.
Браунворт Ларс. Забытая Византия, которая спасла Запад. С. 11, 12.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. Киев – СПб., 1889. С. 10.
Дюшен Л. История древней Церкви. В 2 т. Т. 2. М., 1914. С. 95, 96.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 139, 140.
Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 2. С. 102, 103.
Иоанн (Соколов), архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб., 1851. С. 115.
Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 204.
Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 159.
Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. Казань, 1903. С. 50, 51. Ср.: «Деяния Вселенских Соборов». В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 266—270.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 554—556.
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 315, 316.
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории ВизантийскоВосточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. С. 105, 106.
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории ВизантийскоВосточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. С. 30—34.
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 436.
«Список высочайшего повеления Юстиниана августа, посланного к Иоанну, папе города Рима, в подтверждении Шестого Собора Константинопольского» // «ДВС». Т. 4. С. 264, 265.
См.: «Деяния Вселенских Соборов». Т. 4. С. 266, 267. См. также: Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). Киев, 1883. С. 393.
Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела// История со времен царствования Иоанна Комнина. Кн. 3. Гл. 3. Рязань, 2003. С. 185—189.
Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Кн. 2. Гл. 3. Рязань, 2003. С. 57, 58.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. С. 584.
«Св. Григорий Палама»// Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 11—14.
Скабаланович Н.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии// Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. Т. 2. СПб., 2004. С. 317, 318.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 427, 428.
Асмус Валентин, протоиерей. V Вселенский Собор//Журнал Московской Патриархии № 12, 2003. С. 46.
«Деяния Вселенских Соборов». Т. 1. СПб., 1996. С. 282—286.
Тьерри Аммадей. Ерисиархи V века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006. С. 107, 108.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 581.
Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. Киев, 2004. С. 447.
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 303.
См. об этом: 1) Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. М., 2001. Т. 3. С. 221; 2) Лебедев А.П. История Константинопольских Соборов IX века. СПб., 2001. С. 266—268.
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 199.
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 327.
Горчаков Михаил, протоиерей. Вселенские Соборы // Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 385.
Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 2. С. 102.
Цыпин Владислав, протоиерей. Вселенский Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 566.
Павлов А.С. Курс церковного права. С. 204.
Покровский А.И. Соборы Древней Церкви с эпоху первых трех веков. Сергиев Посад, 1914. С. 95—134.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 51, 52. См. также: Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. С. 37.
См., напр.: Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 79—82.
«Деяния Вселенских Соборов». Т. 4. С. 342, 349, 350, 351, 354, 366.
Там же. С. 395, 396.
Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная Церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). С. 228, 229.
Петр Люилье, архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 89, 90.
Гидулянов П.В. Из истории развития церковноправительственной власти. Восточные патриархи в период первых четырех Вселенских Соборов. Ярославль, 1908. С. 58, 59, 70.
Мышцын В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. М., 2020. С. 78.
Солодовников В. Ранние соборы. Меровингская Галлия VI—VIII вв. М., 2004. С. 17, 18, 20.
Там же. С. 31—39.
«Вселенские Соборы». Издание СвятоУспенской Почаевской Лавры, б/г. С. 7, 8.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 5, 6.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 155, 156.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 360—361.
«Речь Императора Константина святому Собору»// «ДВС». Т. 1. С. 39.
«Грамота Императоров Феодосия и Валентиниана к епископу Александрийскому Кириллу»// Там же. С. 208.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 153, 154.
Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 14, 15.
Там же. С. 7.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. С. 5, 8, 66, 67.
Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского богословского института. М., 2002.
Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. С. 65, 66, 103—107.
«Речь Императора Константина святому собору»// «ДВС». Т. 1. С. 44.
«Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария»// Там же. С. 79.
Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 139.
Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. 18.
«ДВС». Т. 1. С. 391.
Михаил, иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). Казань, 1901. С. 127, 128.
Там же. С. 55.
Коновалов А.В. О церковном праве и церковном суде // «Имперское возрождение». №1 (5). 2006. С. 45.
Соколов П. Церковноимущественное право в Грекоримской Империи. Опыт историкоюридического исследования. Новгород, 1896. С. 92—94.
Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 9.
Прокошев П. Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римовизантийского процессуального права. Казань, 1900. С. 64—67.
Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии // Соколов И.И. Соч. СПб., 2003. С. 227, 235, 236.
Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 35—37.
Соколов П. Церковноимущественное право в Грекоримской Империи. Опыт историкоюридического исследования. С. 125, 137.
Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 40—42.
Прокошев П. Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римовизантийского процессуального права. Казань, 1900. С. 52—56, 59, 61.
Там же. С. 63.
Там же. С. 93, 94.
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 268.
Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861. С. 62.
Цит. по: Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 95, 96.
Павлов А.С. Курс церковного права.С. 330.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 519—524.
«Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария»// «ДВС». Т. 1. С. 79.
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 320, 321.
Там же. С. 324, С. 321.
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 320, 321, 329.
Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. В 2 вып. Вып. 1. М., 1874. С. 78.
См.: Величко А.М. Нравственные основы права // Величко А.М. Нравственные и национальные основы права. СПб., 2002. С. 8—10.
Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 году до 1821 года. СПб., 2006. С. 20.
Второй Ватиканский Собор. Конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 30.
Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 198.
Асмус Валентин, протоиерей. Святитель Епифаний Кипрский // Журнал Московской Патриархии. № 5. 2003. С. 71.
Цит. по: Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 48.
Джероза Либеро. Каноническое право. М., 1996. С. 343, 344.
Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 2. Ярославль, 1890. С. 39.
Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 1. Ярославль, 1889. С. 261, 262.
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006. С. 126.
Второй Ватиканский Собор. Конституция. Декреты. Декларации. С. 26, 27.
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 123.
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 202.
Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. С. 208.
Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. С. 206, 207.
Огицкий Д.П. Первый Ватиканский собор (1869—1870) // Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. С. 316.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007. С. 15, 16.
Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. По поводу книги профессора А.С. Павлова «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и древнерусского церковного права». Ярославль, 1893. С. 137.
Там же. С. 138.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 58—63.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 140.
Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей //Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. 33.
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. М., 1998. С. 33.
Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей. С. 12.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 62.
Шафф Ф. История христианской Церкви. В 7 т. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). СПб., 2007. С. 212.
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 292—319.
Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006. С. 48.
Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. Т. 1. СПб., 1996. С. 293.
Там же. С. 301.
Владимир (Гетте), архимандрит. Римское папство как основа раскола Церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной церковью. М., 2007. С. 58, 59, 73.
Болотов В.В. Притязания римского епископа на главенство в Церкви Вселенской: римский епископ как папа // Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 201, 202.
Послание Льва, епископа города Рима, к императору Феодосию, которым просит его, чтобы особенный собор был назначен в Италии и более ни в каком ином месте; потому что собор Эфесский составлен был вопреки канонам (и деяния его считаются незаконными и неправильно совершенными)»// «ДВС». В 4 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 33
«Послание папы Льва ко второму собору Эфесскому»// «ДВС». Т. 2. С. 27, 28.
«Высочайшие послания, отправленные от государя нашего Валентиана и блаженной памяти Плакиды и достопочтимой императрицы Евдокии к священной памяти Феодосию, чтобы он повелел созвать собор в странах Италии»// Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 42.
«Послание Галлы Плакиды к Пульхерии Августе, в котором осуждается второй Эфесский собор»// «ДВС». Т. 2. С. 44.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 87, 88.
Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 66.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 101.
Гиббон Э. Закат и падение Священной Римской империи. В 7 т. Т. 5. М., 2008. С. 243.
«ДВС». Т. 3. С. 159.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 131.
«Послание, отправленное от Святого Собора к святейшему папе Римской церкви Льву (о всех вообще деяниях)»// «ДВС». Т. 3. С. 168.
Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). С. 219, 222.
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 34.
Там же. С. 36.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 137.
Там же. С. 141, 142, 143.
Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. С. 93.
«Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел от жизни»// «ДВС». В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 13.
Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. С. 573, 574.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 279.
Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. СПб., 1876. Кн. 1. С. 241.
Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. Т. 1. М., 1869. С. 138.
Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 102, 103.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историкокритический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. С. 138—140.
Там же. С. 101.
Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. С. 250—251.
Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. С. 92.
Там же. С. 93.
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 77.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 6.
Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 56—59.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 110.
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001. С. 263—264.
Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. С. 134.
Там же. С. 147, 148.
Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. Минск, 2000. С. 403—411.
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 167, 168.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 197.
Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. Кн. 5. Гл. 9. С. 180.
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 138.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 278.
Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПб., 2001. С. 32—42.
Фазоли Джина. Короли Италии. СПб., 2007. С. 144, 154.
Дилль Ш. История Византийской Империи. М., 1948. С. 80, 81.
Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. Т. 3. М., 2002. С. 392.
Там же. С. 245, 384, 385.
Фазоли Джина. Короли Италии. С. 144.
Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 59.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. В 2 т. Т. 1. От апостольского века до разделения церквей. Пг., 1916. С. 673, 674.
Там же. С. 683, 684.
Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901. С. 57.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 136.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 67—74.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 197—200.
Там же. С. 76, 77.
Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 77—82.
Там же. С. 86—91.
Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 65, 66.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 897.
Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 69.
Там же. С. 70.
Там же. С. 72, 73.
Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма // Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 262, 263.
Там же. С. 266.
Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 97.
Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма. С. 269—270.
Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне //Лиутпранд, епископ Кремонский. Антаподонис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2006. С. 114.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 898.
Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне. С. 122.
Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма. С. 273—276.
Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С. 283.
Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С. 286.
Там же. С. 301—304.
Бойцов М.А. Сидя на алтаре // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. М., 2006. С. 193, 196, 199.
Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. С. 291.
Варьяш И.И. Священное право короля творить право// Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. С. 55.
Цатурова С.К. Священная миссия королясудии, ее вершители и их статус во Франции XIV—XV вв.// Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. С. 81.
Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. СПб., 2007. С. 36, 37.
Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 154.
Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. С. 34.
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 148.
Функ Ф.К. История христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. М., 1911. С. 382.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2006. С. 770, 771.
Лефевр Марсель, архиепископ. Они Его предали. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007. С. 295.
Огицкий Д.П., Козлов Максим, священник. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 72, 73.
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. Области восточных патриархов Православной Церкви до IX века. Казань, 1899. С. 118.
Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. Т. 3. СПб., 1996. С. 24, 25.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 67, 68.
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстринский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 256—258.
Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстринский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 258.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 70.
Там же. С. 76.
Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. Т. 1. СПб., 2003. С. 191—194.
Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 51.
Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. 5. С. 241.
Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 241.
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. С. 240.
Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 157.
«Послание, отправленное от Святого Собора к святейшему папе Римской церкви Льву (о всех вообще деяниях)». С. 168.
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 74—77.
«Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом». СПб., 2007. С. 170, 171.
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. С. 9.
Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 468.
«ДВС». Т. 3. С. 70.
Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. Т. 2. СПб., 2003. С. 215—216.
Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 77.
Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 86.
Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 225.
«Послание Льва, архиепископа Римского, к благочестивейшему императору Феодосию»// «ДВС». Т. 2. С. 23.
«Послание императрицы Ликинии Евдоксии к Феодосию (о возмущении Церкви кафолической)»// «ДВС». Т. 2. С. 43.
«ДВС». Т. 3. С. 68, 70.
Асмус Валентин, протоиерей. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784—847). М., 1997 (рецензия) // Богословский вестник. № 4. 2004. С. 501.
Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. Т. 2. М., 2001. С. 488—489.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 767.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 191, 192.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 2. С. 482, 488, 489, 514, 518, 519.
Шафф Ф. История христианской Церкви. В 3 т. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). С. 222—223.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 189.
Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. С. 120, 121.
Болотов В.В. История Вселенской Церкви в период Вселенских Соборов. С. 424, 426.
«ДВС». Т. 4. С. 213.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 569, 570.
См.: «Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел из сей жизни»// «ДВС». Т. 4. С. 13.
Дилль Ш. История Византийской Империи. М., 1948. С. 68.
Скабаланович Н.А. Разделение церквей при Михаиле Керулларии// Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI веке. От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. Т. 2. СПб., 2004. С. 264, 265.
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001. С. 263, 264.
Там же. С. 283, 284.
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 866—868.
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. С. 208, 209.
См., напр.: Герцберг Г.Ф. История Византии. М., 1896. С. 139. Ср.: Васильев А.А. История Византийской Империи. В 2 т. Т. 1. СПб., 1998. С. 436, 437.
Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 868.
Скабаланович Н.А. Разделение церквей при Михаиле Керулларии. С. 265, 266.
Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 270.
Дилль Ш. История Византийской Империи. С. 92.
Красножен М. Толкователи канонического права Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев, 1911. С. 71, 72.
Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковногосударственных отношений в Византии. С. 131.
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 175, 176.
Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковногосударственных отношений в Византии. С. 126, 127,
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 295.
Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 302.