В 1812 году Михаил Илларионович Кутузов принимал решение: давать генеральное сражение наступающим войскам Наполеона под Москвой или продолжить отступать дальше. Что означало в начале XIX века генеральное сражение? Оно означало решающую битву войны. Такое сражение приносило определённость: либо ты проиграл войну, либо выиграл. Это гораздо позже, совсем в другую эпоху, родилось понятие тотальной войны[21].
Конечно, война может и не закончиться генеральным сражением. Но если одна из сторон потеряет в нём большую часть своей армии, то воевать дальше ей будет крайне трудно.
На военном совете в Филях было принято решение оставить Москву и продолжать отступление, затягивая войну.
Что было положено в основу этого решения? Стратегическая концепция прояснения помогает вскрыть его логику. Бородинское сражение – проясняющий ход полководца. Сражение должно было показать, во-первых, баланс сил французов и русских в реальном бою, а во-вторых, помочь принять решение: стоит ли начинать активное сопротивление войскам Наполеона или продолжать отступать, «размазывая» ударный французский кулак по территории страны.
Изучив результаты Бородинского сражения, Кутузов пришёл к выводу, что сила французской армии всё ещё значительно превышает силу русской армии. Поэтому он определился с решением: Москву оставляем и продолжаем изматывать противника активной обороной.
Подобное решение – хороший пример использования концепции прояснения. Это пример стратегии. В период отступления советских войск летом и осенью 1941 года таких сложных стратегических конструктов как прояснение Ставка Верховного Главнокомандования уже не применяла. Ни организация командования, ни организация войск того времени их бы не выдержали. Поэтому применялись самые простые формы: «стоять до последнего», «заградотряды», «латать дыры», «изматывать противника».
Стратегическая концепция прояснения достаточно сложна в применении. С чем связана её сложность? Она связана с тем, что концепцию применяют для повышения определённости в той или иной ситуации. А определённость не всегда бывает выгодна.
Принцип стратегии гласит: «Не определяйся без необходимости». Что означает этот принцип? Он означает то, что в неопределённой (открытой) ситуации ты всегда можешь выбрать выгодное для себя направление. А если ты уже сказал своё слово, то «отыграть назад» будет труднее. Либо это потребует серьёзных вложений на «декристаллизацию». Запущенный однажды процесс порой не только тяжело остановить, но и даже вредно останавливать. Поэтому иногда приходится мириться и с дальнейшим невыгодным его развитием.
Пример проясняющей стратегии в политике. На встрече «Большой восьмерки» летом 2007 года президент России Владимир Путин предложил США воспользоваться Габалинской РЛС для слежения за потенциальной ракетной угрозой со стороны Ирана. Напомним, что США в свою очередь обозначили намерение строить свою систему слежения за Ираном на территории Чехии и Польши. Инициатива президента России – классический пример прояснения. Предложение Путина[22] провоцирует США обозначить свою позицию: каковы реальные цели и задачи американской системы ПРО в Европе.
Прояснение является одной из базовых стратегических концепций управления в компании Toyota[23], наряду со знаменитыми «Тремя М»[24] из Цикла полного контроля качества.
С помощью Го стратегическая концепция прояснения может быть показана так:
Зарисовка 1
Рассмотрим положение, представленное на зарисовке 1[25]. Чёрные и белые кружки[26] представляют собой метки структурированного матричного пространства. Что образуют чёрные и белые камни, расположенные в различных местах игрового поля?
Например, шесть чёрных камней справа отделяют часть правой стороны поля и два угла. То есть, свободные от камней перекрёстки игрового поля на двух крайних правых линиях отделены от остальной части поля цепью из шести чёрных камней. Эта цепь проходит «снизу доверху» через всё игровое поле. Она достаточно редкая, имеет разрывы, но, тем не менее, правее этой цепи нет ни одного белого камня.
Три чёрных камня отделяют от белых небольшой участок на левой стороне. Кроме этого небольшого участка на левой стороне расположены только белые камни. Мы даже можем подсчитать, сколько перекрёстков (узлов сетки поля) окружили эти три чёрных камня. Окружённых перекрёстков около восьми. А вот на правой стороне быстро подсчитать число перекрёстков, расположенных правее шести чёрных камней, трудно. Так как их, во-первых, довольно много и, во-вторых, разрывы между камнями делают очертания области довольно неопределёнными.
Теперь обратим внимание на белые камни. Мы видим, что пять белых наверху огораживают довольно обширное пространство: большой угол слева, почти всю верхнюю сторону и верхнюю часть левой стороны. Белые камни, расположенные на нижней стороне игрового поля, огораживают часть нижней стороны вместе с нижним левым углом.
Центральная область игрового поля в настоящей позиции[27] вряд ли может быть легко огорожена. Она распахнута и для камней чёрного цвета, и для камней белого цвета. Любой игрок может продвигаться в центр, а поэтому, скорее всего, продвигаться в центр будут оба, превращая его в «пустырь». Чтобы понять это, достаточно подсчитать количество чёрных и белых камней, смотрящих в центр игрового поля. Сможете подсчитать сами? Итак, восемь камней чёрных. Видите, какой камень мы не подсчитываем? Мы не подсчитываем камень, который находится на левой стороне, ближе к нижнему левому углу. Он почти полностью спрятан под нависающими над ним белыми камнями. Поэтому его воздействие на центральную область можно практически не учитывать. У белых – тоже восемь камней. В том же нижнем левом углу один из белых камней спрятался под собственный камень, и поэтому «не смотрит» на центр игрового поля. Его тоже не считаем. У нас получилось восемь на восемь. Силы равны. При таком соотношении сил в случае безошибочной игры за обе стороны в центральной области нечего будет огородить и сделать своим. Останутся только выдвинутые как «ракеты» на центр игрового поля камни.
Это то, что мы можем увидеть сразу, не прибегая к каким-то дополнительным средствам анализа. Если мы прикинем соотношение окружённых территорий, которые измеряют в перекрёстках, то видно, что белые камни удерживают большую область игрового поля, чем чёрные. Но при этом число использованных камней равное. Ведь они появляются на игровом поле по очереди. Передвигать камни после постановки нельзя, подобно тому, как нельзя отменить поступок, сделанный в жизни [28].
Что мы ещё можем увидеть сразу? Наверху белые камни слишком рассредоточены, удерживая достаточно большое пространство. В этом, безусловно, слабость белых построений. Этой слабостью можно воспользоваться. Для чего воспользоваться? Для того, чтобы стать лидером по размеру захваченной территории. Но как это сделать? Как сократить огромную область белых камней слева вверху? Видимо, единственный способ – отнять её. Нужно захватить часть пространства, очерчиваемого белыми камнями. Но хватит ли на это времени и ресурсов? Удастся ли организовать жизнеспособный отряд из чёрных камней на верхней стороне, непосредственно под белыми камнями?[29]