ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

«Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай!»

В.Ф. Маргелов

«Бой – самое большое испытание моральных, физических качеств и выдержки бойца. Часто в бой приходится вступать после утомительного марша и вести его беспрерывно несколько суток, днем и ночью. Поэтому, чтобы выполнить свою задачу в бою, боец должен уметь переносить всевозможные трудности и лишения, оставаясь бодрым, мужественным и решительным, и неуклонно стремиться к встрече с противником, к захвату его в плен или уничтожению» (Боевой устав пехоты Красной армии, ч.1, ст. 29). Современный бой предъявляет высокие требования к психофизическим и морально-волевым качествам бойца-десантника. Действия в составе десантного подразделения в большей мере, чем какой бы то ни было другой вид боевой деятельности, требуют от бойца, сержанта и офицера мобильности, выносливости и стойкости.

Воин должен стоически переносить все тяготы службы


Физическое воспитание и тренировка десантника проводятся систематически и непрерывно. Нелегок ратный труд десантника: с полной боевой выкладкой марш-бросок на стрельбище или на полигон и там с ходу – боевая стрельба в составе взвода или роты. А батальонное тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой – это трое суток напряжения, когда нельзя расслабиться ни на минуту. В ВДВ все максимально приближено к боевой обстановке: прыжок с парашютом с самолета; сбор на площадке приземления – как в бою, особенно ночью; поиск своей боевой машины десанта (БМД) и приведение ее в боевое положение – все как на войне. Особое внимание в ВДВ уделяется морально-психологической и физической подготовке личного состава. Бег и марш-броски вырабатывают у человека отличную выносливость. В ВДВ не зря говорят: «Десантник бежит, сколько может, а после этого – еще сколько надо».

Воинам, призванным действовать в глубоком тылу противника, осуществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической подготовленности и соответствующими психологическими качествами. Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь выполнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков совершения марш-броска протяженностью до 30–50 км. Если же объект удалось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10–15 км в максимальном темпе, не прекращая при этом «работать головой», чтобы «переиграть» противника. Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в ВДВ тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже) можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у мужчин. Ниже приводятся нормативы двух таких тестов.

Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, которое пробегает боец за 12 минут:

более 2,8 км – отлично,

2,8–2,4 км – хорошо,

2,4–2,0 км – посредственно,

менее 2,0 км – плохо.

Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, выполняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа; подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражнения вместе составляют одну серию. 7 серий – отлично; 5–6 серий – хорошо; 3–4 серии – посредственно; 1–2 серии – плохо. Лучше всего, если бы отбором личного состава для службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специалисты: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. Обычно они руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критериями:

1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в десантных войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого).

2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения нормативов военно-спортивного комплекса).

3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе беседы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологических тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно опубликованного на русском языке).

4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2–3 дня в солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих воинов).

Общефизическая тренировка

В «Наставлении по физической подготовке» (НФП-87) говорится:

«Специальными задачами физической подготовки являются: для личного состава… частей и подразделений: преимущественное развитие общей выносливости, способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении специальных препятствий; формирование готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником; воспитание сплоченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших психических и физических нагрузок».

Дополнительно физическая подготовка десантников должна способствовать повышению устойчивости к укачиванию и к ударным перегрузкам на опорно-двигательный аппарат, психической устойчивости к воздействию больших физических нагрузок, а также воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

Перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физической подготовке, выглядит следующим образом:

– для личного состава разведывательных частей и подразделений – 2, 3(4), 6(7), 10, II, 12, 13, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31.

Дополнительно военнослужащие изучают приемы рукопашного боя по специальной программе. В казармах оборудуются места для занятий рукопашным боем и силовой подготовкой. Они оснащаются простейшими устройствами для отработки ударов руками и ногами, ножом, лопаткой, автоматом, а также снарядами для развития силы мышц рук, ног и спины. Упражнения, которые перечислены в НФП-87, таковы:

Упражнение 2. Бег на 3 км.

Оценки: «отлично» 12 мин 30 сек

«хорошо» 12 мин 45 сек

«удовлетворительно» 13 мин 10 сек

Упражнение 3. Лыжная гонка на 5 км

Оценки: «отл.» 28 мин

«хор.» 29 мин

«удовл.» 30 мин

Упражнение 4. Кросс на 5 км (для бесснежных районов).

Оценка: «отл.» 24 мин

«хор.» 25 мин

«удовл.» 26 мин.

Упражнение 6. Подтягивание на перекладине.

Оценка: «отл.» 13 раз

«хор.» 11 раз

«удовл.» 9 раз

Упражнение 7. Комплексное силовое упражнение.

Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 сек максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); затем повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выполнить в течение 30 сек максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).

Оценка: «отл.» 48 раз (наклоны и отжимания вместе)

«хор.» 44 раза

«удовл.» 40 раз

Упражнение 10. Бег на 100 м.

Оценка: «отл.» 14,1 сек

«хор.» 14,6 сек

«удовл.» 15,6 сек.

Упражнение 11. Прыжки ноги врозь:

– через гимнастического «козла» в длину – высота снаряда 125 см, мостик высотой 10–15 см устанавливается в 1 м от снаряда; прыжок выполняется с разбега;

– через «коня» в длину – высота снаряда 115 см, мостик высотой 10–15 см устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбега толчком руками о дальнюю половину снаряда.

Разрешается выполнять две попытки.

Упражнение 12. Комплексное упражнение на ловкость.

Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде «Марш» пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком сделать поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10 м в обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается применение матов.

Оценка: «отл.» 10 сек

«хор.» 10,6 сек

«удовл.» 11,2 сек.

Упражнение 13. Сгибание и разгибание рук с одновременными махами ног на брусьях.

Оценка: «отл.» 9 раз

«хор.» 6 раз

«удовл.» 4 раза.

Упражнение 22. Марш на лыжах 10 км в составе подразделения.

Каждый участник стартует в полной боевой выкладке. На финиш подразделение должно прибыть в полном составе с растяжкой не более 100 м и без потери предметов вооружения и снаряжения. Взаимопомощь разрешается без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему участнику.

Оценка: «отл.» 1 час 15 мин

«хор.» 1 час 20 мин

«удовл.» 1 час 25 мин.

Упражнение 23. Марш-бросок в составе подразделения. Условия те же, что и при броске на лыжах.

Оценка

на 5 км: «отл.» 27 мин

«хор.» 28 мин

«удовл.» 29 мин

«отл.» 56 мин

«хор.» 58 мин

«удовл.» 1 час.

Упражнение 24. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.

Оценка: «отл.» 2 мин 25 сек

«хор.» 2 мин 30 сек

«удовл.» 2 мин 40 сек.

Упражнение 25. Специальное контрольное упражнение на полосе препятствий.

Если предыдущее упражнение выполнялось без автомата, то это упражнение выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами и противогазом. Дистанция – 400 м. Исходное положение – стоя у борта БТРа (оружие в руке, противогаз в сумке): влезть в макет БТРа через борт, соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по направлению к первой траншее, обежать флажок, соскочить в траншею и надеть противогаз, выскочить из траншеи и пробежать по бревну через овраг, соскочить с бревна на землю, преодолеть завал, соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик весом 40 кг и перенести его на передний бруствер, затем снова на задний. Снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить из рва, пробежать по проходам лабиринта, взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки, преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю. Преодолеть стенку, соскочить в колодец, пробежать по ходу сообщения до траншеи, метнуть противотанковую гранату массой не менее 1 кг на 15 м по щиту размером 2×1 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели, выскочить из траншеи и преодолеть палисадник, влезть в нижнее окно фасада дома, с него – в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее – на вторую, спрыгнуть на землю, перепрыгнуть через траншею.

Оценка: «отл.» 3 мин 25 сек

«хор.» 3 мин 30 сек.

«удовл.» 3 мин 45 сек

Упражнение 26. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.

Командиры взводов, рот и их заместители выполняют упражнение в составе проверяемых подразделений. Выполняется в составе отделения. Оценка:

до 4 чел. «отл.» 3,50 «хор.» 4, 15 «удовл.» 4,40

до 7 чел. «отл.» 4,15 «хор.» 4,40 «удовл.» 5,05

до 10 чел. «отл.» 4,40 «хор.» 5,05 «удовл.» 5,30

Упражнение 27. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.

Те же условия, что и в № 26, но сначала пробежать 1000 или 3000 метров и затем уже преодолеть полосу.

Упражнение 28. Плавание в обмундировании с оружием (автомат).

Выполняется в повседневной одежде, сапоги сняты и уложены за поясной ремень спереди или сзади. Упражнение считается невыполненным при утере оружия или предметов обмундирования.

Оценка: «отл.» 100 м

«хор.» 75 м

«удовл.» 50 м

Или плавание на 100 м в спортивной форме, если нет условий для плавания в обмундировании.

Оценка: брассом

«отл.» 2,05

«хор.» 2,20

«удовл.» 2,50 вольным стилем

«отл.» 1,50

«хор.» 2,05

«удовл.» 2,35

При подготовке к тактическим учениям за две-три недели до их начала в содержание занятий по физподготовке включают марш-броски на 10–15 км с преодолением полосы препятствий; приемы снятия часового; парные упражнения в виде учебных схваток с оружием и подручными средствами. Марш-броски планируются во всех формах физподготовки и проводятся через день. За три-четыре дня до учений занятия по физподготовке с высокой физической нагрузкой прекращаются. При длительных сроках подготовки к тактическим учениям или боевым действиям (до двух месяцев) занятия по физподготовке проводятся поэтапно. На первом этапе в содержание занятий включаются бег на 100 м, 400 м, 3 км и силовые упражнения, на втором этапе – бег на 3–5 км, преодоление полосы препятствий и рукопашный бой, на третьем этапе – бег на 100 м, 400 м и рукопашный бой, на четвертом этапе – марш-броски на 10–15 км с преодолением полосы препятствий и рукопашный бой.

Необходимо отметить, что десантники могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предусмотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сержантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и непривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их морально-волевых качествах и психологической надежности. В ходе специальных исследований установлено, что идеальный боец тот, кто имеет так называемый «пассивно-агрессивный тип» характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10–15 баллов: склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не «обстоятельства» или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации. Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не имеют, следует напомнить, что бойцы ВДВ действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно «играют в прятки» с противником и лишены права на ошибку. За ошибки десантники платят своими жизнями, не считая невыполненной боевой задачи, означающей в конечном счете множество жизней других военнослужащих. Следовательно, десантники действительно должны превосходить средний солдатский уровень по всем показателям.

Психофизическая тренировка

Психофизические упражнения – это такие упражнения, которые тренируют психику, и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями. На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. Поэтому на всех занятиях по физподготовке необходимо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты. Страх – это защитная функция организма, это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в десантники не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть ею. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса – сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение. Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить, что боец сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Загрузка...