Сколько себя помню – всегда была толстушкой. Точнее сказать, я не помню, чтобы когда-нибудь была худенькой.
История полноты началась с детства.
В восьмидесятых наша семья – мама, папа и трехлетняя дочь – уехала жить в Латинскую Америку. Дома было принято кормить всех до отвала. Мама всегда на выбор предлагала два первых блюда, два вторых, не говоря уже о сладком. Можете себе представить: в 80-е годы после нашего голодного, бедного в плане питания Союза попасть в страну с изобилием разнообразной, красивой и вкусной еды.
Мы часто ходили в рестораны, пальоны (там готовят потрясающую курицу на огне), сибичерии. Сибичерия – это местные ресторанчики, в которых готовят национальное латиноамериканское блюдо «сибичу»: сырую рыбу, залитую соком лимона. Все это очень хотелось попробовать.
В июне 1990 года мы вернулись в Россию, и в сентябре я пошла в школу. Каким ужасным было это Первое сентября: иду в первый класс в непонятном колючем коричневом платье, белом фартуке, с бантом на голове, цветами, да еще и в колготках. Но на этом кошмар не закончился.
Когда нас повели на завтрак в какой-то «БУФЕТ», я заплакала от того, что не понимала этого слова. По дороге думала, что же это такое, наверное, что-то наподобие ресторана. Но, увидев, чем детей будут кормить, просто потеряла дар речи.
Первая неделя стала настоящим шоком, поэтому, прибегая домой, я сметала все, что попадалось на пути. Но прошло некоторое время, и ребенок немного адаптировался. Просто я нашла в своем «любимом» буфете, то, от чего спустя 10 лет будет так трудно отказаться. Здесь были любимые пирожки с картошкой и капустой, ромовые бабы, кексы и глазированные сырки. За один присест их можно было запросто съесть штук пять. Огромное количество калорий, не считая всего того, что поглощалось в день еще помимо этого.
По возвращении из школы меня ждал полноценный обед. Мысль о том, что я выгляжу гораздо крупнее своих одноклассниц, конечно, возникала, но утешало то, что в классе были две девочки полнее меня.
Когда я вспоминаю о том, что ела в те времена, мои волосы встают дыбом. Каждое лето меня отправляли с тетей Валей в Тверскую область, в деревню.
Типичный день начинался так. На завтрак – полная тарелка каши с «докторской» или «любительской» колбаской вприкуску. Почему-то каша признавалась только с колбасой. Потом шли пара-тройка бутербродов и штучек пять маленьких оладушек со сметаной.
При хорошей погоде мы с друзьями убегали купаться и загорать на озеро, прихватив с собой семечек, конфет и газировки. Часа в 3 дня приходил черед полноценного обеда с первым и вторым, который оканчивался чаем с тортиком, печеньем и конфетами.
Ужинали когда попало. Моя мама (натура очень гостеприимная) всегда всех моих друзей приглашала на чаепитие. Ребята знали, что вечером у Маринки будут посиделки с белыми большими рогаликами, маслом и вкуснейшим вареньем. Вечером мы убегали на улицу – жгли костер, садились вокруг него, жарили хлеб и пекли картошку. Боже мой, как же это было здорово!
Так начинался путь к 75–80 килограммам.
Но это был не мой вариант: любили такую, какая есть, и лишний вес никогда не был преградой для флирта с мальчишками. Конечно, говорили, что я толстенькая, но как-то в виде шутки и не со злобой.
Не могу сказать, что не задумывалась о том, что выгляжу как-то не так, но ничего с этим не делала. Просто продолжала кушать и наслаждаться жизнью. Визуально большой не выглядела благодаря достаточному физическому развитию и отсутствию болтающегося и трясущегося жира.
В конце первого класса одноклассница пригласила пойти вместе на занятия танцами. Я в тот же день отправилась на первый урок.
Занятия были миксом из народных танцев и хореографии 2–3 раза в неделю. Достаточно часто коллектив выступал на разных концертах и мероприятиях. Хореограф всегда удивлялась: как с такой крупной комплекцией можно легко, свободно танцевать и иметь потрясающую растяжку. На всех выступлениях я стояла в первой линии. Обожаемые танцы предопределили будущую профессию тренера.
Жизнь без комплексов и раздумий о внешности продолжалась.
Самое первое побуждение похудеть возникло во время поездки с мамой и нашими знакомыми на отдых в Грецию. С нами была девочка Лена, очень худенькая и стройная. Помню свои ощущения и некомфортное состояние рядом с ней: смотрела на нее, потом на себя и ужасалась. В свои 15 лет она носила очень стильные и модные вещи, а я понимала, что влезть мне в них просто нереально. Тогда пришло понимание собственной полноты.
Прошло еще несколько лет, приближался выпускной вечер. В 11 классе мне захотелось что-то в себе изменить, я пошла в парикмахерскую и сделала короткую стрижку. Она была хороша, но еще больше подчеркнула полноту при круглом и пухлом лице.
Надев выпускное платье и посмотрев в зеркало, я сказала себе: «Да, Маринка, выглядишь супер, но вот здесь и вот здесь здорово было бы убрать лишнее. Ну, в общем, и так ничего».
Торжественная часть выпускного закончилась, и мы поехали праздновать в ресторан. Все очень здорово повеселились, но именно на этом вечере прозвенел второй звоночек о том, что мне пора худеть и меняться.
Очень люблю танцевать и без скромности могу сказать, что танцую действительно хорошо. На всех вечеринках я всегда была заводилой по танцам. Приехали мы в ресторан, подняли тост, пообщались, посмеялись. Смотрю – все сидят кислые и никто не собирается танцевать. Решила взять инициативу, как обычно, в свои руки и начала всех вытаскивать на танцпол, но затея на этот раз не увенчалась успехом. Все стеснялись учителей и переживали, что не дай бог, что-то сделают не так.
Подружка, сидевшая рядом, сказала: «Маринка, иди, позови нашего учителя по истории, он любит танцевать. Ты же смелая, давай, а то мы так и просидим весь вечер». Была не была! Я встала и пригласила его. Правда, очень переживала: а вдруг откажет? Слава богу, он согласился.
Это был полный успех. Пошла цепная реакция, все начали вставать и танцевать вместе с нами. Когда музыка закончилась, подошла учительница по любимому предмету – физкультуре – и сказала, что я просто молодчина, что так еще никто из учителей не отрывался на выпускном. Но потом добавила злосчастные слова, мол, если бы я была на килограмм этак 15 поменьше – это было бы вообще…
Спустя много лет могу сказать огромное спасибо за те обидные слова. Иначе не было бы рассказа об истории похудения, и никогда бы не собралась коллекция методик, которые так легко помогают распрощаться с ненужным жиром.
Представляете мое состояние после таких слов? В тот момент хотелось просто провалиться сквозь землю. Не было желания веселиться дальше.
Выпускной был в июне, летом я опять поехала в деревню и впервые что-то попыталась делать. Начала бегать, вроде, меньше ела, но терпения хватило не надолго, так что ни один килограмм никуда не ушел.
Незаметно подкралось 1 сентября, и началась новая взрослая жизнь.
Однажды после лекций я решила заехать школьной подруге Ане, которая поступила в институт физкультуры РГУФК. Это было забавно: Аня всегда была полной, вдобавок не ходила на физкультуру из-за вывиха тазобедренного сустава, а тут опа! – такой институт.
По иронии судьбы, спустя несколько лет я тоже закончила этот институт и очень жалею, что первое образование не было спортивным. Кто тогда мог подумать, что жизнь и любимая работа будет связана с фитнесом?
Но вернемся к рассказу. Мы пили чай, говорили про учебу и в глазах Ани стояли слёзы. Она рассказала, как к ней, толстушке, относятся в группе – смеются и оскорбляют. Подруга решила измениться – сесть на диету и заняться фитнесом. На столе лежал журнал, где были представлены методики на выбор. Этот журнал и история Ани стали отправной точкой в моей борьбе с лишними килограммами.
Похудение началось 5 октября. Не могу вам объяснить, почему именно 5 октября – наверное, в этот день что-то случилось во Вселенной для меня. Четко помню, что, проснувшись утром, сказала сама себе: такой, как сейчас, я больше не буду никогда.
Пришла на кухню, собрав всю волю в кулак, и объявила всем, что я больше не ем из общего котла, и путь к стройной фигуре начался.
Честно отсидела на диете 2 недели, удалось потерять примерно 5 килограмм, и после этого меня как будто подменили. Да, забыла сказать, что стартовый вес был 75 кг при росте 160 сантиметров.
Я начала кидаться во все диеты, скупать все книжки по питанию. Ходила с мамой в магазины, и пока она выбирала продукты, как сумасшедшая бежала к стойкам с глянцевыми журналами и смотрела, что там появляется нового про питание, диеты и тренировки.
Сколько было потрачено денег на эти журналы… ужас.
Пришло понимание о необходимости подключить тренировки. Тут дело обстояло сложнее. Честно говоря, я, как многие другие люди, была не особенно в курсе, чем занимаются в фитнес-клубах и вообще что это такое. На помощь пришла жена брата. Она ходила в тренажерный зал и как-то предложила присоединиться.
Увидеть, как огромные мужики тягают тяжести, а женщины до умопомрачения качают пресс, было как-то грустновато.
Узнав, что я хочу похудеть, тренер велел ложиться, качать пресс и поднимать ноги вверх из положения лежа столько, сколько смогу, а потом крутить педали на велотренажере.
Сходила в фитнес-клуб раза три, на этом все и закончилось. С тех пор и до сегодняшнего дня включительно тренажерный зал меня не видел.
Чуть позже жена брата устроилась работать массажистом в фитнес-клуб и пригласила прийти на занятия степ-аэробикой.
Что за интересная штучка этот степ!.. Занятия очень понравились, связки схватывались на лету – помогло танцевальное прошлое. Но было страшновато упасть или оступиться на платформе. Правда продолжалось это тоже недолго, но не потому что было тяжело или не нравилось, а потому, что мне не повезло с наставником.
От тренера не исходило никакой энергетики. Было полное ощущение, что она вела тренировки только для того, чтобы весь час любоваться самой собой. Мы (в группе было много пухленьких) были для этой женщины полным ничтожеством.
Став тренером, я дала себе клятву, что никогда в своей жизни не буду такой, как эта дама: буду смотреть только на людей, пришедших ко мне на тренировку, а не в зеркала.
На этом групповым тренировкам пришел конец. Ничего не оставалось делать, кроме того как самой начать изучать фитнес-дисциплины.
Основным критерием выбора той или иной тренировки было количество калорий, которое можно потерять во время занятий. Если это была внушительная цифра, вариант принимался. Начались покупки различных дисков по фитнесу, аэробике и шейпингу.
Не могу объяснить почему и как, но, не разбираясь ни в анатомии, ни в физиологии, ни в самом фитнесе, удавалось чувствовать и понимать, что нужно делать, чтобы прокачать ту или иную мышцу.
Не зря говорят, что мы проживаем несколько жизней. Все казалось настолько знакомым, как будто когда-то в далеком прошлом я уже занималась чем-то подобным.
Тренируясь самостоятельно, приходилось представлять себя тренером, который ведет занятие. Это помогало себя подстегивать. Особенно любимым стал диск по шейпингу, где был всего один тренер, а не три, которые давали разную нагрузку. Программа была для продвинутых: сложная и тяжелая. Но сдаваться никто не собирался.
На занятия шейпингом затрачивались колоссальные усилия, с телом происходили изменения, но это было очень сложно. Пришлось начать следить за питанием, но трудно было представить, куда это может завести в итоге.
У тренера – звали ее, кстати, тоже Марина – было просто каменное лицо. Возникало ощущение, что она вообще не устает от того, что делает. И это подгоняло еще больше. Я говорила себе: буду как она, добьюсь своей цели, буду такой же худенькой и смогу выполнять все упражнения так же легко.
Что-то переключилось в голове, и я начала просто сходить с ума от подсчета калорий, от продуктов, от этикеток на банках. В жизни настал настоящий АД. Практически перестав есть, начала кидаться из крайности в крайность, из одной диеты в другую: одним словом, реально ехала крыша.
Сейчас точно уже не помню, по сколько килограммов в месяц удавалось скинуть, но снижение веса было достаточно стремительным. Приходя в институт, так хотелось наброситься на все эти пиццы, пирожки, булки, приходилось самой себя уговаривать, что не стоит этого делать.
Наверно, единственное, в чем было легко себе отказать, так это в шоколаде и конфетах – редкое везенье не любить их. Сложнее дела обстояли с печеньем.
До начала похудения я никогда не обращала внимания на то, как питаются стройные люди. Зато во время диет непонятно откуда появлялось чувство злости к худым за то, что они так мало едят. Первый раз это ощущение появилось в голове, когда мы с близкой подругой пошли обедать в институте. Голодная как волк, я реально понимала, что ничего себе позволить не могу, кроме овощей. А она из всего изобилия еды выбрала маленькую котлетку и тушеную капусту. За такой выбор при неограниченных возможностях можно просто убить.
Дело закончилось криком: «Ты что, не можешь нормально поесть!» Ответ поверг в удивление: «Я не ем много, но ем то, что хочу. Мне этого вполне достаточно».
Пережить диеты мне очень помогла подруга. Она говорила: «Неужели для тебя так важна еда? Зачем так много есть? Можно же съесть немного, а потом, если захочешь, еще поешь».
Это был шок: я себя морю голодом, ничего не ем, занимаюсь как ненормальная фитнесом, а подруга просто ест по чуть-чуть то, что хочет, всю жизнь, не делая из еды никакого культа не занимаясь фитнесом, и выглядит при этом на все сто.
Оля частенько приезжала в гости, и когда мы садились за стол, она всегда удивлялась объему обеда. Я оправдывалась тем, что моя мама хорошо готовит, поэтому на обед одним супом дело не обходится. Но потом наступало время чая, и тут глаза подруги округлялись еще больше. На стол выкладывалось огромное количество конфет, печенья, варенья и т. д. Да, как же тут не поправишься, когда столько всего вкусного!
Сложнее всего было отказаться от творожной массы с курагой. Как я ее любила и до сих пор люблю! Могла съесть 250 г и догнаться бутербродами.
Помню, как Оля на всю жизнь отбила желание злоупотреблять этой вкуснятиной. Сели пить чай, и я стала чуть ли не медитировать над этой пачкой. Она на меня посмотрела и сказала: «Да, Маринка, ну ты и слабачка».
Я слабачка? У меня буквально глаза налились кровью в тот момент. А она продолжала: «Неужели ты не можешь не есть эту дрянь? Она же такая жирная. Представь, как ты проглатываешь ложку за ложкой эту смесь творога с жирнейшим маслом и сахаром, и весь этот жир откладывается у тебя на теле». Вы знаете, вроде ничего такого особенного Оля и не сказала, но я встала, взяла пачку этой массы и выбросила ее из своей жизни навсегда.
Вот так потихоньку начали ломаться стереотипы по поводу еды. Признаться честно, было очень тяжело. В институт приходилось брать с собой контейнер с нарезанными овощами. Сидела и из-под парты грызла морковку, огурцы, капусту, пекинский салат с отрубями вприкуску.
Было перелопачено столько литературы про похудение, диеты, правильный образ жизни, тренировки!.. Вся домашняя библиотека превратилась в коллекцию книг о диетах. Был выучен наизусть справочник калорийности продуктов. Надписи на пачках и продуктовых этикетках понимались легко, как будто их читал диетолог. На себе были перепробованы все диеты.
Можете себе представить, в каком стрессе находился мой организм?
Диеты и фитнес затягивали. Когда смотришь все эти передачи про девочек, которые худеют без головы и у них едет крыша, думаешь, что это полный бред и такого не бывает. Но когда окунаешься в эту среду похудения, то понимаешь, что можешь стать еще хуже этих несчастных.