Основным фактом, определившим укрепление пролетарской диктатуры и усиление международного значения СССР, является быстрый рост производительных сил страны в направлении усиления удельного веса социалистических элементов в народное хозяйство. Этот рост явился результатом такой политики партии, которая привела на основе нэпа к укреплению смычки между государственной промышленностью и сельским хозяйством и усилению руководящей роли государственной промышленности во всем народном хозяйстве. Он происходил в обстановке исторически сложившейся диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства и общей экономической отсталости страны.
В первые годы нэпа в центре хозяйственной политики стояла задача быстрейшего восстановления сельского хозяйства как исходного пункта борьбы с хозяйственной разрухой в городе и деревне, создания сырьевой и продовольственной базы для развития промышленности и рынка для сбыта ее изделий. Опираясь на растущее сельское хозяйство, на все увеличивающуюся емкость крестьянского рынка, приспособляясь к его потребностям, промышленность увеличила свое производство на 20 % в 1924/25 г. и увеличивает его примерно на 30–40 % в настоящем хозяйственном году.
Однако, несмотря на такой рост промышленности, страна вступила в длительный период несоответствия продукции промышленности более быстро растущему как производственному, так и потребительскому спросу, результатом чего явился обостренный товарный голод на промышленные изделия. В такой обстановке развитие индустрии и вообще индустриализация страны являются той решающей задачей, успешное разрешение которой определяет дальнейший рост всего хозяйства в целом на пути к победе социализма.
Индустриализация страны и увеличение товарной массы промышленных изделий, при достигнутом уровне развития промышленности, наталкиваются в настоящий период на специфические трудности. Промышленность почти полностью использовала унаследованный от буржуазной эпохи основной капитал и упирается в своем дальнейшем развитии в переоборудование предприятий и новое фабрично-заводское строительство, что в свою очередь целиком зависит от размера тех накоплений, которые можно будет вложить в дело расширения промышленности.
Экспроприация непроизводительных классов (буржуазии и дворянства), аннулирование долгов, сосредоточение доходов от промышленности, госторговли (внутренней и внешней) и всей кредитной системы в руках государства сами по себе дают возможность такого накопления внутри страны, которое обеспечивает необходимый для социалистического строительства темп развития индустрии.
Необходимо, однако, иметь в виду, что эта задача может быть успешно разрешена только в том случае, если партии удастся обеспечить, с одной стороны, осуществление во всей стране сурового режима бережливости, экономии и беспощадной борьбы со всякими излишними непроизводительными расходами, а с другой – увеличить приток свободных средств населения во всякого рода кредитные, кооперативные учреждения и государственные займы, в целях использования этих накоплений для дальнейшего развития производительных сил страны и прежде всего индустрии.
Темп расширения основных капиталов и переоборудования промышленности, равно как повышение техники и интенсификации сельского хозяйства, в сильнейшей степени зависит от успешного развития наших экспортных операций и ввоза из заграницы необходимого оборудования, сырья и полуфабрикатов для промышленности и сельскохозяйственных орудий для земледелия. Поэтому развитие экспорта является также необходимым условием индустриализации страны и ускорения темпа развития промышленности.
Партия и государство должны принимать систематические меры к высвобождению нашей экономики от зависимости ее от капиталистических стран, особенно выпукло выразившейся в настоящем году, когда народное хозяйство подошло к концу восстановительного периода, использовав всю технику, доставшуюся от дореволюционного времени. В силу этого наряду с форсированием экспорта с.-х. продуктов и лесных материалов и с развитием и улучшением промышленного экспорта (нефть, горные богатства и т. д.) должны быть приняты особенно энергичные меры к развитию тех отраслей хозяйства, в которых наиболее сильно ощущается наша зависимость от заграницы. Должно быть обращено максимальное внимание на развитие хлопководства, овцеводства, на усиление добычи цветных металлов, выплавку черных металлов, на развитие машиностроения и т. д.
Возможность перебоев во внешней торговле, с одной стороны, и неизбежность неувязок между отдельными отраслями нашего хозяйка, подверженного в условиях рыночных отношений и преобладания стихийных элементов в сельском хозяйстве частым конъюнктурным колебаниям, – с другой – ведут к необходимости образования в руках государства достаточных резервов как одного из необходимых условий осуществления планового руководства хозяйственной жизнью страны. Такого рода резервы необходимо образовать по госбюджету, внешней торговле, промышленности, снабжению хлебом, по обороне страны и т. д.
В настоящий период нового строительства особое значение приобретает усиление планового начала и внедрение режима плановой дисциплины в деятельность всех государственных органов. В частности, всякая сколько-нибудь значительная затрата в области нового строительства как государственного, так и местного значения должна быть согласована с общим хозяйственным планом. Стихийное сепаратное развертывание строительных работ, ведущее к распылению и неэкономному использованию средств, должно решительно пресекаться. В этой области больше, чем где-либо, роль планирующих органов должна быть увеличена.
Наряду с борьбой за уничтожение планового сепаратизма, расхлябанности в составлении и осуществлении планов необходимо освободить высшие планирующие органы от мелочной проверки технических расчетов низших планирующих органов, уменьшить детализацию планирования в отношении эксплуатационных планов и увеличить ответственность за них оперативных органов. Вместе с тем должно быть сокращено число инстанций, через которые должны проходить, до окончательного утверждения, оперативные планы, а также проведено твердое разграничение прав окончательного решения вопросов отдельных плановых учреждений.
Только при этих условиях может быть достигнуто более высокое качество составляемых планов, своевременное прохождение и утверждение последних и действительное сосредоточение руководящих плановых органов на основных задачах хозяйственного планирования.
В ускорении накопления, целесообразном использовании накапливаемых средств, гораздо более жестком, чем до настоящего времени, осуществлении планового начала заключаются очередные задачи предстоящего периода в развитии хозяйства.
Наряду с основным несоответствием в развитии сельского хозяйства и промышленности в настоящий момент наблюдается несоответствие, с одной стороны, между развитием транспорта и всего хозяйства в целом, с другой – между развитием отдельных отраслей промышленности. Транспорт в настоящее время уже стал являться тем звеном в системе советского хозяйства, без серьезного укрепления которого невозможен дальнейший рост товарооборота в стране. Сильно отстают также от потребностей рынка и от общего темпа развития хозяйства промышленность топливная, металлургическая и строительных материалов. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить наряду с упорядочением грузооборота и более бережным использованием транспортных средств на железных дорогах и водных путях такое развитие транспорта, металлургической промышленности, топливной и электрификационных работ, а также промышленности строительных материалов, которое могло бы устранить имеющиеся затруднения в обслуживании остальных отраслей хозяйства, растущего товарооборота и жилищного строительства.
В целях предотвращения повторения топливных затруднений на будущее время уже теперь необходимо, кроме лучшего использования и рационализации действующих топливных предприятий, уделить особое внимание разработке вопроса об эксплуатации новых районов минерального топлива.
Жилищному строительству на ближайший период партия и государство должны придать сугубое значение ввиду того, что дальнейший рост промышленности, повышение производительности труда и улучшение быта рабочих упираются в жилищный кризис.
Объективные хозяйственные трудности переживаемого периода в настоящем году были обострены неудачами в плановом руководстве хозяйством, выразившимися в преувеличении хлебозаготовительного, экспортно-импортного, валютного и кредитного планов, а в связи с этим и программ промышленного развертывания и капитального строительства.
Эти неудачи в составлении и осуществлении планов еще более обострили товарный голод.
Резкое возрастание спроса со стороны деревни было вызвано общим ростом продукции сельского хозяйства, увеличением его товарности, уменьшением обложения крестьянского населения и значительным ростом цен на хлеб, вызванным в значительной степени ошибочным форсированием хлебозаготовок.
Сильный рост платежеспособности спроса со стороны города и промышленности определяется, во-первых, значительным повышением заработной платы со второй половины 1925 г. (и соответственным увеличением расходов на социальное страхование), при массовом вовлечении новых рабочих и приостановке роста производительности труда; во-вторых, ростом штатов и излишеств как госбюджетных, так и хозрасчетных органов, госторговли и кооперации; в-третьих, приступом к осуществлению программы капитального строительства, дающего увеличение товарной массы лишь через продолжительный срок, и быстрым развертыванием тяжелой индустрии, предъявляющей дополнительный спрос на готовые изделия.
Кроме того, на рост платежеспособности спроса города оказывало известное влияние некоторое усиление частного накопления в области товарооборота, особенно на почве расхождения розничных и оптовых цен.
Форсирование городского спроса, поглощавшего большую часть увеличивающейся продукции промышленности, вносило расстройство в товарооборот между городом и деревней, сокращало приток в деревню фабрично-заводских изделий и тем ослабляло предложение продуктов крестьянского хозяйства.
Все это, вместе взятое, имело своим последствием подъем общего уровня цен, резкий разрыв оптовых и розничных цен, затруднило выполнение хлебозаготовительного и связанного с ним экспортно-импортного плана, создало затруднение в области денежного обращения. Неизбежное при таких условиях сокращение плана хлебозаготовок повлекло за собой сокращение экспортно-импортного плана и поставило под угрозу возможность достижения активности торгового и в конечном счете расчетного баланса в настоящем году. Это представляет тем более серьезную опасность для устойчивости денежного обращения, что торговый баланс прошлого года оказался пассивным.
Сокращение импортного и кредитного планов привело к необходимости пересмотра и планов развертывания промышленности для приведения их в соответствие с ресурсами государства.
Приведение первоначальных планов развертывания промышленности в соответствие с реальными ресурсами государства оказалось связанным для некоторых отраслей – особенно тех, работа которых зависит от ввоза заграничного сырья, полуфабрикатов и оборудования, – с некоторым замедлением темпа развития промышленности в текущем году.
Разрешение затруднений настоящего хозяйственного года не исключает возможности возникновения новых затруднений в дальнейшем, в частности при реализации нового урожая. В настоящее время еще нет необходимых данных, для того чтобы определить размеры нового урожая и составить хотя бы приблизительный план его реализации. Но весьма вероятно, что перед лицом нового урожая госпромышленность вновь может оказаться недостаточно вооруженной вследствие отсутствия необходимых резервов как в сырье, так и в готовых изделиях. В целях обеспечения нормального товарооборота в деревне во время реализации нового урожая пленум Центрального комитета поручает Политбюро принять дополнительные меры для увеличения массы промышленных товаров, в частности путем возможного увеличения ввоза сырья для текстильной и кожевенной промышленности, а в случае крайней необходимости и ввоза готовых изделий из заграницы.
Наряду с мерами по увеличению массы промышленных товаров необходимо – в целях снижения общего уровня цен – в максимальной степени снизить накладные расходы хлебозаготовительных аппаратов на всех стадиях хлебозаготовок.
Ввиду невозможности для крупной промышленности на протяжении ближайшего будущего удовлетворить полностью платежеспособный спрос на промышленные изделия и в целях смягчения товарного голода необходимо всемерно содействовать развитию местной как государственной, так и ремесленно-кустарной промышленности, особенно работающей на местном топливе.
Но и при наличии вышеуказанных затруднений в настоящем году происходит дальнейшее увеличение роли промышленности и рабочего класса во всей системе нашего хозяйства. Промышленность возрастает гораздо сильнее всех других отраслей хозяйства СССР. Общая продукция промышленности по сравнению с предыдущим годом вновь увеличивается, примерно на 30–40 %. Впервые в настоящем году в промышленность вкладываются значительные средства на переоборудование и новое строительство, чем определяется возможность расширения индустрии в последующие годы.
Обнаружившиеся в процессе хозяйственного роста затруднения не только не ослабляют, но, наоборот, усугубляют насущнейшую необходимость укрепления союза рабочего класса с крестьянством на основе смычки госпромышленности с сельским хозяйством.
Промышленность сможет преодолеть трудности своего дальнейшего развития, привлечь необходимый для этого капитал только в том случае, если будет обеспечено и дальнейшее развитие сельского хозяйства.
Поэтому должно быть полностью осуществлено проведение в жизнь всех принятых партией (XIV конференция, XIV съезд) и советской властью решений о содействии подъему крестьянского хозяйства и улучшению положения крестьянских масс.
Рост производительных сил в деревне совершается в условиях борьбы между различными социальными группами крестьянства. Неизбежное усиление кулачества в данный период нэпа и борьба кулацких элементов за овладение деревней ставят перед партией задачу укрепления и расширения хозяйственной и политической смычки пролетариата с основной середняцко-бедняцкой массой крестьянства. Осуществление этой задачи должно идти, во-первых, путем укрепления смычки пролетариата и бедноты с середняком для изоляции кулачества и, во-вторых, путем материальной поддержки и организации бедноты против кулачества. Наряду с возможным увеличением в будущем специального фонда для помощи бедноте, образованного в настоящем году, и освобождением от сельскохозяйственного налога бедняцкой части крестьянства должна быть разработана система дальнейших мер для помощи бедноте. Перед партией, в частности, стоит задача тщательного изучения опыта применения найма рабочей силы в деревне, развития арендных отношений и выработки мер по урегулированию практики наемного труда и наемных отношений, в целях ограничения эксплуататорских стремлений кулачества и защиты интересов бедноты.
Достигнутая степень товарно-денежных отношений и накопления в деревне, с одной стороны, необходимость регулирования этого накопления в соответствии с интересами пролетарского государства – с другой, выдвигают задачу построения такой системы обложения крестьянского населения, которая, облегчая налоговое бремя для маломощных слоев крестьянства, по своему типу максимально приближалась бы к системе подоходного обложения. В силу этого необходимо внести существенные изменения в строение единого сельскохозяйственного налога:
а) производить исчисление налога на основе определения доходов не в натуральной (пересчет на пашню), а в денежной форме;
б) включить в число объектов обложения ранее не учитываемые (или недостаточно учитываемые) источники доходов крестьянского населения (виноградарство, пчеловодство, садоводство, огородничество, имеющие промысловый характер, а также неземледельческие заработки и т. п.);
в) изменить шкалу обложения в направлении большей прогрессивности, с полным освобождением от налога наиболее маломощных групп и усилением обложения зажиточных и кулацких слоев крестьянства.
В отношении определения размеров обложения крестьянских доходов от неполеводческих источников должна быть усилена роль местных органов, наиболее осведомленных в специальных особенностях своего района.
Общая сумма единого сельскохозяйственного налога может возрасти только в соответствии с ростом посевных площадей, расширением объектов обложения и общим повышением уровня доходов крестьянского хозяйства.
Из общей суммы сельскохозяйственного налога не менее ⅔ должно быть оставлено в распоряжении местных органов советской власти (волость, уезд, губерния) для удовлетворения местных нужд, особенно в деревне.
Развитие кооперативного строительства в деревне, в частности сельскохозяйственного кредита и сельскохозяйственной кооперации, а также общее улучшение экономического положения широких масс крестьянства дают возможность сделать дальнейший шаг вперед в деле вовлечения бедняцких и середняцких масс в социалистическое строительство.
Социалистическое строительство должно охватить все отрасли хозяйства, в том числе и сельское хозяйство. Поэтому организация социалистического хозяйства СССР может быть обеспечена лишь в том случае, если сельское хозяйство будет развиваться по линии укрепления смычки с социалистической промышленностью, усиления руководящей роли последней во всем народном хозяйстве и роста социалистических элементов деревни, из которых важнейшим является кооперация.
Пленум ЦК констатирует, что решения партии (XIV партконференция и XIV партсъезд) о кооперативном строительстве в деревне не вполне еще восприняты и недостаточно проводятся в жизнь кооперативными и партийными организациями. Пленум обязывает всех членов партии сосредоточить внимание на проведении в жизнь указанных решений партии, имея в виду особенно следующие задачи:
1) вовлечение в кооперативное строительство действительно широких масс крестьянства;
2) полное обеспечение в самой кооперации интересов середняцко-бедняцкой массы крестьянства и борьба с попытками использования кооперации кулацкими элементами;
3) жесткое сокращение накладных расходов в кооперативном обороте;
4) дальнейшее расширение кооперативного оборота за счет уменьшения роли частного капитала и решительная борьба за понижение розничных цен;
5) обеспечение притока вкладов и сбережений в кредитную и кооперативную систему со стороны широких крестьянских масс;
6) всемерное укрепление кредитной дисциплины;
7) укрепление специальных видов кооперации, объединяющей крестьянство в области производства и в особенности в деле машинизации сельского хозяйства.
Эти задачи могут быть выполнены лишь при общем улучшении деятельности кооперации, повышении ее авторитета в хозяйственной жизни крестьянских масс и реальном обеспечении выборности ее органов и ответственности их перед населением.
Исходя из указанных выше положений, пленум ЦК предлагает всем партийным организациям на ближайшее время руководствоваться при решении текущих задач следующими указаниями:
а) в области эмиссионной и кредитной политики – необходимостью на протяжении ближайших месяцев достигнуть соответствия между массой обращающихся в стране денег и товарной массой в обороте и допускать расширение эмиссии только постольку, поскольку будут достигаться успехи в повышении покупательной способности рубля;
б) в области товарооборота – необходимостью добиться решительного понижения розничных цен. В связи с отрывом розничных цен от оптовых вопросы организации рынка и борьбы за понижение розничных цен приобретают исключительную важность. Успешность дальнейшего хода хлебозаготовок, а значит, и выполнение экспортного плана, реальное увеличение заработной платы, достижения в борьбе с частнокапиталистическим накоплением всецело зависят от дальнейшего снижения розничных цен как на промышленные товары, так и на сельскохозяйственные продукты. На этой борьбе в ближайшее время должно быть сосредоточено внимание профсоюзов, госпромышленности, госорганов и в особенности кооперации;
в) в области политики заработной платы пленум ЦК, отмечая правильность принятых в начале хозяйственного года мер по общему увеличению заработной платы и последних мероприятий Политбюро (февраль 1926 г.) по поднятию зарплаты в угольной промышленности, на транспорте и для нарсвязи, предлагает на оставшуюся часть настоящего хозяйственного года руководствоваться необходимостью обеспечения достигнутого уровня заработной платы. Одновременно с этим необходимо принять решительные меры для повышения производительности труда как путем рационализации производства, в частности более полного использования оборудования, повышения квалификации рабочих, улучшения организации фабрично-заводских предприятий, так и путем уплотнения рабочего дня, усиления трудовой дисциплины, борьбы с прогулами и т. п.
Принимаемые партией мероприятия направлены к тому, чтобы достигнутый уровень заработной платы был реально обеспечен. По осуществлении этих мероприятий в соответствии с общим ростом производительных сил, развитием промышленности и ростом производительности труда необходимо обеспечить дальнейший подъем заработной платы;
г) в области капитальных затрат в промышленности, госбюджета и образования специального резерва по госбюджету руководствоваться постановлением Политбюро от 25 февраля 1926 г.;
д) в области экспортно-импортного клана на 1925/26 г. и образования резерва по внешней торговле руководствоваться постановлением Политбюро от 21 января 1926 г.