Житие святого благоверного князя Романа Рязанского

Князь Роман Олегович родился в XII веке незадолго до нашествия на Русь монголов. Он происходил из благочестивого рода рязанских князей.

Родоначальником рода был правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Константин (Ярослав). Он, его дети, князья Михаил и Феодор, прославились святостью жизни и почитаются Церковью как Муромские чудотворцы(память 21 мая/3 июня). Внук Константина, Владимир Святославич (первый великий князь Рязанский) был примером бескорыстия и самоотвержения; он был дедом святого Муромского чудотворца Петра (+1228; память 25 июня/8 июля).

Дед Романа Ингварь (Кузьма Игоревич) за благочестие и веру удостоился особенного покровительства Промысла Божия. Когда двоюродный брат его Глеб Пронский убил в 1217 году родного брата и пятерых двоюродных, Ингваря Бог спас от напрасной смерти, в память об этом он основал монастырь во имя Успения Божьей Матери.

Двоюродный дядя Романа, Феодор Юрьевич Зарайский, за свои добрые качества в 1225 году получил особую милость святителя Николая Чудотворца: к нему по повелению самого Угодника была доставлена священником Евстафием чудотворная икона святителя (Никола Зарайский).

Родословная благоверного князя Романа Рязанского[1]

Живую веру, крепкую любовь к отчизне явили родственники Романа в тяжкую годину монгольского нашествия. Отец святого, Олег Ингваревич и его двоюродный дед, великий князь Рязанский Юрий Игоревич, возглавили оборону Рязани. Князь Юрий Игоревич погиб в декабре 1237 года. А дядя Роман Ингваревич погиб в начале января 1238 года в битве у Коломны.

Таков был благочестивый и самоотверженный род князя Романа, принадлежа столь высокому по духу веры и благочестия роду, князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

* * *

Отцом князя Романа был великий рязанский князь Олег Ингваревич. По княжескому обычаю благочестивые родители дали ему славянское имя Ярослав, а в святом крещении нарекли Романом.

Промыслом Божиим князю Роману уготован был путь страданий и скорбей. Душа его должна была пройти через горнило тяжких испытаний, и начались они, когда святой Роман едва начал выходить из младенческого возраста.

В 1237 году полмиллиона татар под предводительством Батыя втоглись в землю рязанскую с огнем и мечом. Страх и трепет потрясли умы и сердца людей, всюду были смятение и тревога.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич послал сына своего Феодора к Батыю. Дары были приняты, а молодой князь убит. Князья, твердо решившись на борьбу с варварами, со слезами молились в соборном храме Бориса и Глеба и, получив благословение епископа Евфросина Святогорца, попрощались с семейством и народом и оставили Рязань.


Городище Старая Рязань. Здесь возвышалась некогда великокняжеская столица Рязань, принявшая на себя в 1237 г. страшный удар Батыевой Орды


Рязанское княжество


На берегах Воронежа в страшной битве с полчищами Батыя погибли почти все князья. Отец Романа, князь Олег, богатырь и красавец (ему было около двадцати двух лет), умирал от ран на поле битвы. Батый, дивясь мужеству князя, хотел вылечить его и принять к себе на службу. «С врагом христиан не могу быть в приязни», – с казал умирающий князь. (Отцу святого Романа пришлось вытерпеть много мучений от татар: тяжелораненый, захваченный в плен, он 14 лет томился в Орде.) Спасся с немногими после битвы на Воронеже только великий князь Юрий Игоревич.

Озлобленный необыкновенно стойким сопротивлением рязанцев, Батый на пути к Рязани велел жечь и убивать нещадно. Пронск, Ижеславец были обращены в груду пепла, жители этих городов истреблены.

Юрий Игоревич возглавил оборону столицы. Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, Ижеславля и других городов. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках. В городе бушевали пожары.

Загрузка...