Архиепископ Якутский и Ленский Роман
В жизни чем значительнее личность, тем сложнее ее описать двумя словами. Какими только именами мы не зовем Божию Матерь! Невеста, Царица, Стена Нерушимая, тела моего Врачевание, души моей Спасение. Конечно, обращения к Ней исходят не только из Священного Писания, но и из всего опыта Церкви – того, что переживали люди, обращаясь к Ней.
Думаю, наиболее важно и глубоко трогательно для нас Ее имя – Мать. «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!»
Священное Предание говорит нам, что Пресвятая Богородица после Вознесения на небо Своего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, потрудилась в деле проповеди. Думаю, этот труд заключался не в каких-то дальних походах, хотя, по преданию, Она побывала у праведного Лазаря на острове Крит и на Афоне, однако поистине полноту Своей деятельной заботы и любви Она реализовывала по отношению к апостолам и верным ученикам Христовым, которые нуждались в Ее поддержке.
Материнство, материнское служение ближним – это уникальный, ни с чем не сравнимый подвиг. Материнская любовь изливается так, что зачастую нарушает законы общества: где нужно проявить строгость – она проявляет мягкость, где нужно действовать по правилам – она идет против них. Потому что мать руководствуется любовью.
Именно это снисходительное, любовное, заботливое отношение к людям и делает Божию Матерь Матерью всем нам. Печать материнства – это особая женская черта. Женщина может по-матерински относиться даже к незнакомым людям уже потому, что она – женщина. Так же и Матери-Деве Господь и Бог наш Иисус Христос усыновил всех нас на Голгофе! Оттого мы так трепетно и относимся к Ней, Его дару нам – как к высшей Маме, старшей Маме, самой главной Маме, Маме с большой буквы.
Пресвятая Богородица не оставила нам никаких особых наставлений. Кажется, Она была в тени Своего Сына. Но по свидетельству о Ней ранних церковных писателей, Она научала праведности одним Своим видом, от которого исходила благодать Божья и сияние вечной славы и любви Христовой.
Наверное, этим сиянием пронизаны и Ее иконы. Все ли они написаны как шедевры? Вряд ли. Но пребывание рядом с ними в молитве, безусловно, умиротворяет, возвышает, преображает нас. Это знает каждый, кто хотя бы раз с благоговением подходил к чудотворному или особо чтимому образу Богородицы. Такой образ мы призваны нести в наших душах, благоговейно склоняясь перед ним в молитве.
Одно такое молитвенное приношение Деве Марии и предлагается в этой книге – «Богородичное правило». Оно очень простое и в то же время глубокое: сто пятьдесят раз мы приветствуем Богородицу, проходя с Ней весь жизненный путь – от рождения до прославления у Престола Божия. Правило можно читать в буквальном смысле на ходу – молитву «Богородице Дево, радуйся!» почти каждый из нас знает наизусть, да и тропари праздников выучить нетрудно.
Молитва – это дыхание души. В суете и спешке нашего мира нежное и благоговейное обращение к Богородице даст мгновения покоя, наполнит наши сердца свежим воздухом присутствия Божия.
Верю, Пречистая по-матерински благословит каждого, кто к Ней обращается, увидит все наши слезы и раны, а затем подведет к Своему Божественному Сыну и Сама попросит Его явить нам Свою милость.