Когда наскучит суета,
Дела, людские лица,
Я знаю выход – я могу
В кристалле раствориться.
В его прозрачной глубине
– Незыблемая вечность.
В нём есть и радость, и покой,
И мира бесконечность.
Таинственных хранитель сил,
И древности преданий
– Кристалл холодный, дар Земли,
В одежде дивных граней.
Вот он лежит передо мной,
Глубин земных посланец,
И с ним играя, Солнца луч,
Свой исполняет танец.
Откуда, чёрный морион, в тебе такая сила?
– С доисторических времен Земля её копила.
В своих камнях она дала – защиту нам от силы зла,
И помощь от безумья, и повод для раздумья,
И тихие мгновенья – души отдохновенья.
Иные камни в те уносят измеренья,
Где Инь и Ян ещё не знали разделенья,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём. И с ним переплеталась.
И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
– Лишь они не обманут ни разу.
В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.
Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой,
С нашей бренностью – в вечности звенья.
Однажды с неба радуга упала в огорченьи,
Что краток в небе век её, и нету приключений.
А мать-Земля, приняв её, нашла ей примененье —
Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне каменья!
И каждый камень взял, что смог. И что ему положено.
Один проказник-турмалин всё мечется встревоженно.
Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к концу
Он всех камней нарядней стал, и все цвета в себя вобрал.
И всё такие яркие, и все такие сочные,
Иные его друзочки – как клумбочки цветочные.
Теперь он глаз мой радует, и украшают полочки —
То призмочки пузатые, то тонкие иголочки.
И дома моего уют —
Наполнен тем, что в нём живут,
Мои друзья, прекрасные каменья,
– Дары Природы и источник вдохновенья.
Тихий вечер. Тоска, одиночество.
И усталость, и нет больше сил.
Опостылело всё. И лишь хочется
Взять, и молча глядеть на берилл.
Что ни грань – то картина изографа
И на каждой – особый сюжет,
Не создаст гармоничней которого
Ни художник, ни маг, ни поэт.
В глубине его – воды текучие,
Он струится, как вешний ручей,
Этот камень поможет при случае
– Лучше тысячи лучших врачей.
Я, с детства камни собирая,
Без них не мыслю жизнь свою,
Но вас, волынские бериллы,
Особо трепетно люблю.
Когда ничто вокруг не мило,
И верх берёт печаль-тоска,
– К кристаллу чистого берилла
Невольно тянется рука.
От грустных мыслей отвлекая,
К себе притягивает взор
– Замысловато-лаконичный
Его поверхности узор.
Тепла с прохладою слияньем
И безграничной глубиной —
Он, улыбаясь блеском граней,
Как будто говорит со мной.
О чём-то вечном и великом,
О том, что знал, но позабыл.
И, может – правда, может – мнится,
Что он всегда со мною был.
Ужель случайно столь прекрасным
Кристалл из хаоса возрос?
И нужным стал, чтоб днём ненастным,
Ответы дать на мой вопрос.
Чтоб новой силою наполнить,
И поддержать в нелёгкий час,
И чтоб о вечности напомнить,
И… – чтоб сей стих сложить для Вас.
Люблю топазы! Эти камни —
Необычайно хороши.
Они таят уму загадки,
И дарят радость для души.
То замутнённый, то прозрачный
Роскошный, или чуть невзрачный,
Имея множество личин,
Топаз от прочих отличим
Похожих внешностью камней
– Особой тяжестью своей,
Подобной злату россыпей.
За эту плотность, этот вес,
Он звался на Руси Великой,
Почтительно – «тяжеловес».
Совсем бесцветный или красный,
Медовый, жёлтый, голубой,
Зональный ли, секториальный,
Или прозрачно-идеальный,
В ином – включения найдёшь.
В особенности же хорош —
Кристалл с фигурами травленья,
Когда от жара и давленья,
Состав растворов едким стал
И начал разъедать кристалл.
И, как резцом, поверхность граней
– Точил, сверлил, гравировал.
Кристалл, в размерах уменьшаясь,
Меж тем крепчал, сопротивляясь.
Дефектные теряя части,
Он растворялся лишь отчасти.
Ядро-ж чистейшее его
Дошло до времени сего,
С поверхности испещрено
Борьбы рельефными следами,
Которые из раза в раз
Так завораживают глаз.
Ведь письмена глубин земных
Куда древнее всех иных,
И могут рассказать отчасти —
Какие там бурлили страсти.
Еще не выросли леса, не волновались воды,
Земля, безвидна и пуста – начало всей Природы.
Земная твердь и твердь небес,
И свет первоначальный.
До времени безлюдных мест
Вид грозный и печальный.
Но всемогущий Божий Дух,
Как первый благовест,
Уже вложил в земную твердь
Предвечный Божий Крест.
Настала полнота времён, и нам из недр творенья,
Как чудо Божье явлен Он, – знак скорби и спасенья.
Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего – желанье
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.
Однажды, камни наблюдая,
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть —
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.
Друза – это полный хаос
Разно сросшихся кристаллов.
Взрыв, обвал, нагроможденье,
Форм и бликов наважденье.
Только в каждой новой друзе
Что-то новое таится,
В друзах кварц непредсказуем,
И со всех сторон искрится,
Этот хаос – привлекает,
Граней множеством сверкает.
Если в прочем беспорядок
Огорчает и смущает,
То в срастаниях кристаллов
– Неизменно восхищает.
Дар природы первозданной,
Друза с горным хрусталём
– Чувства добрые рождает,
И приносит радость в дом.
Внутри пород, средь руд, отвалов,
Подобны то ежу, то шару,
Встречаются то тут, то там
– Тела из сросшихся кристаллов
Пирита, кварца и иных
Разнообразных минералов.
От центра в стороны растут,
Конкрециями их зовут.
Плотны, зернисты иль лучисты
Но формы, в принципе, любой,
Они – конкреции. А что же
Они являют нам собой?
Как для великого началом
Явиться может всякий вздор,
Так и кристаллов зарожденью
Способствует мельчайший сор.
Конкреции подобны взрыву
В сильнозамедленном кино,
– Кристаллов группы, зарождаясь,
Растут от точки, расщепляясь,
Природа-ж малой точки той —
Бывает сложной иль простой.
Но для пытливого ума
О том написаны тома.
В жеодах всё наоборот:
От стенок каверн и пустот,
Поверхность оных покрывая,
Кристаллов дружная семья,
У основания срастаясь,
Лишь к центру пустоты растёт.
Внутри которой создаёт —
Подобие дворцовых залов,
В которых стенки – из кристаллов.
Изумруд зеленоокий,
Цветом сочный и глубокий,
Восхитительный и скромный
– Не бывает он огромный,
Но, не мал и не велик,
Он отбрасывает блик.
Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий,
Наблюдательному взору —
Дарит радости открытий.
А умело обработан,
Обрамлён в златой каркас
– Сочной зеленью своею
Он бодрит, и тешит глаз.
Скалы древнего вулкана, как и в юности манят,
Снова тянет к Карадагу. Вновь, как много лет назад.
Вот приеду к Карадагу, у подножия прилягу,
И спрошу у тихой бухты, помнит ли она о том,
Как, с мальчишеской отвагой, много лет тому назад,
Я, карабкаясь по скалам, был любой находке рад,
Из прочтённых книжек зная, что они в себе таят.
Но искал неутомимо в этих скалах жилку ту,
Где букеты из кристаллов вожделенных минералов
В вулканической породе заполняют пустоту.
И нашёл её в замшелой андезитовой скале —
В ней, на кварце белоснежном, словно фрукты на столе,
Семь пузатых анальцимов как во сне явились мне.
Было это в тихой бухте, у подножья диких скал,
Наверху же в этих скалах я позднее отыскал —
Жилку с множеством раздувов и нетронутых пустот,
Где, на стенках нарастая, свой водили хоровод —
Со стильбитом расщеплённым ярко-красный гейландит,
– Сотни остреньких кристаллов, каждый гранями блестит.
И на них – двойник кальцита, жёлт, как мёд пчелиных сот,
Обрамлённый цеолитом, так нечасто повезёт.
Было быть ему добытым. – Не забыть денёчек тот!
Сперва-ж меня заворожила – большая кварцевая жила,
Но, хороша издалека, бри близком рассмотрении —
Она была совсем пуста. – Вот было огорчение!
Забыв о радостях у моря, изнемогая от жары,
Я вновь спешил к заветной жиле у вулканической скалы,
Чтобы добраться до кристаллов, всё новых ото дня ко дню.
– Я эти образцы доныне с любовью бережно храню.
В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном смысле,
Если ты его не любишь, не одушевляешь мыслью.
Если ты в него не вложишь – понимание природы.
Если есть оно, конечно. Если нет – рисуй восходы.
Или, может быть, закаты. Или чёрные квадраты.
От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет.
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.
Прежде чем кристалл разрушить,
Создавая украшенье,
– Помолись перед Творцом,
Попроси прощенья.
Попытки Божью красоту
Своим умом разнообразить —
Наверно, тщетны.
Исказить, – возможно. Иль обезобразить.
Творца никто не превзошёл,
Велик лишь тот, кто путь нашёл.
Возможно, я жив до сих пор потому,
Что Бог посылает в прощенье,
За грешно-сумбурную бытность мою
– Способность с камнями общенья.
Какое общение? – спросите Вы.
Сказать на словах не сумею, увы.
Но если по жизни запутался я,
В них – тихая, добрая гавань моя.
Сегодня, по статистике,
Пол-мира тонет в мистике,
Сплошь псевдо-эзотерики
В коммерческой истерике.
Меж тем в умах брожение
О «правильном ношении»,
И о бредовых практиках
С камнями обращения.
И пишется любая чушь
Без всякого смущения,
Поскольку нет любви к камням,
И к людям уважения.
Камней же душам молчаливым —
Быть высоко над этим сором.
Они лишь молча наблюдают,
Смеясь над ним своим узором.