Возможности системы и конкретные практические результаты ее применения были предъявлены Виктору Зубкову (тогда еще главе финразведки), а также руководству НАК (Национального антитеррористического комитета), ФСКН, ФСБ и МВД. По результатам практического применения была дана профессиональная оценка заложенных в ней возможностей, в том числе -в области борьбы с коррупцией и финансированием терроризма.
Проведенный анализ показал закономерности распределения криминального дохода внутри России. Необходимо признать: до появления современных методов корпоративного аудита ни на Западе, ни у нас просто не было эффективных инструментов контроля криминальных рисков в сфере экономики.
По сути, мы выявили ту часть сырьевой ренты, которая находится в нелегальном обороте внутри России, и документально подтвердили откровенно криминальный характер отмывания данных средств.
Надо заметить, что транснациональные преступные сообщества постоянно пытаются наращивать объемы нелегальных поставок в Россию сильнодействующих наркотиков. По оценкам экспертов ФСКН, ежегодная выручка от незаконного оборота наркотических средств растительного и химического происхождения составляет от 250 миллиардов до 1 трлн рублей. То есть четверть всего объема легализуемых средств, или в процентах к ВВП – до 3%. Остальные же три четверти выявленного объема легализации, или свыше 9% ВВП ежегодно – это преступные доходы от нелегальной предпринимательской деятельности, хищений и других видов преступлений. Растут и расходы государства на борьбу с этим общественно опасным явлением: по линии МВД, ФСБ и ФСКН они уже превышают десятки миллиардов рублей и продолжают увеличиваться.
Особо подчеркнем, что преступный доход от незаконного оборота наркотиков, прекурсоров (т.е. химических веществ, исходных компонентов или участников промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества) и сильнодействующих веществ в сотни раз превышает издержки на поддержание сети производства и распространения наркотиков! И поэтому через банковскую систему он сначала выводится из теневого оборота, а затем открыто размещается легальными бизнес-структурами в различных секторах отечественной и мировой экономики.
Вместе с тем выявленный нами масштаб преступлений в сфере экономики, ущерб от которых ежегодно составляет около четверти среднегодового ВВП, переводит проблему в политическую плоскость, делая нецелесообразным применение мер уголовного наказания ко всей совокупности нарушителей. Мы считаем, что лучше (более целесообразно), например, создать государственный орган по возврату похищенных средств и наделить его таким же правом, какое было определено в ст. 20 Закона о налоговой полиции (когда до 10% возвращенных государству средств идет правоохранительным органам), сделав упор в его работе на процедуре деятельного раскаяния.
Ведь совершенно очевидно, что никто не захочет сидеть пять лет за банальные хищения и откаты и с радостью сдаст (в прямом и переносном смысле) любого коррупционера и украденные деньги в обмен на прощение. В конечном счете, цена вопроса окажется выше возможного выигрыша, который всегда носит кратковременный характер. А внедрение во все правоохранительные органы одних и тех же методов контроля над процессами формирования криминальных активов не позволит преступникам подкупить одновременно всех своих контролеров.
Выявленные закономерности указывают на логику формирования необходимых институциональных преобразований, изменений в макроэкономической стратегии и социально-экономической политике государства, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном законодательстве, адекватных сложившейся ситуации. На наш взгляд, в сложившейся ситуации речь должна идти прежде всего не о наказаниях, а о нейтрализации потенциальных источников формирования криминальных активов.
Думается, государству не имеет смысла сегодня преследовать оставшиеся (87,9% всех фирм) мелкие компании и фирмы из конца списка, похитившие всего 10%. Однако на практике, к сожалению, как уже отмечалось, богатые сегодня практически неподсудны, тогда как за все отвечают только бедные или недостаточно богатые.
Так, большинство крупнейших российских финансово-промышленных консорциумов, начиная с первой буквы алфавита, характеризуются масштабной криминальной деятельностью, включая признаки хищения прибыли акционеров, в том числе и иностранных инвесторов, а также «отмывание» денежных средств, полученных преступным путем. Начиная с первой группы алфавита, в ведущих финансово-промышленных группах России, объем выявляемых нарушений может превышать 6,25% от совокупного оборота.