Почти каждый день мы платим за то, чего не видим, но в чем чувствуем острую необходимость. Это нельзя потрогать, понюхать или попробовать на вкус. Тем не менее люди готовы отдать деньги, чтобы его получить. Вы уже поняли, о чем я?
Сделать стрижку, посидеть с ребенком, убрать в квартире, научиться рисовать или говорить по-английски и даже арендовать родственников… это и многое другое нам позволяет бизнес услуг.
Про родственников я, кстати, не пошутила. Такой необычный пример можно встретить в Японии. Но вернемся к насущному.
Услуги охватывают всю нашу жизнь. Мы привыкли находиться в мире комфорта и даже не задумываемся, каким количеством разных сервисов пользуемся ежедневно. Без некоторых из них люди буквально не могут прожить.
Спрос, как известно, рождает предложение. Тут и там открываются салоны красоты, детские центры, студии вокала и танцев, фитнес-центры, языковые школы и творческие мастерские. Прямо сейчас из окна кафе, в котором решила выпить чашку кофе, я вижу барбершоп, частный детский сад, парикмахерскую для собак и офис транспортной компании.
Бизнесы услуг растут как на дрожжах… и так же быстро закрываются. Еще недавно на месте груминг-салона было ателье, а вместо барбершопа – бьюти-коворкинг. Детский сад тоже поменял вывеску.
Кажется, в это уравнение закралась ошибка. Если услуги всем так нужны, почему же компании перестают работать?
Дело в том, что бизнес услуг имеет свою специфику. Создатели таких проектов не всегда адекватно оценивают то, что им предстоит. Предприниматели сталкиваются с трудностями и допускают ошибки, влекущие за собой неприятные последствия: конфликты в коллективе, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие клиентов, кассовые разрывы, долги, демотивацию, выгорание собственника. И это только малая часть причин, по которым принимаются решения о закрытии бизнеса.
Но почему одни проекты еле держатся, а другие активно растут? Кто-то не может привлечь клиентов, а к кому-то выстраивается очередь? Об одних с удовольствием рассказывают, а о других – нет?
В этой книге я поделюсь своими наблюдениями.
В бизнесе услуг я с далекого 2008 года, а с 2011-го обучаю предпринимателей. За это время мне удалось понять рецепт успеха. В издании я систематизировала предпринимательский опыт (свой и сотен своих учеников), чтобы вы могли создать проект с высокой лояльностью, сильной командой и высококлассным сервисом.
• Как в бесконечном информационном потоке привлечь внимание клиента?
• Как отстроиться от конкурентов и стать единственным в своем роде?
• Как превратить случайного гостя в постоянного клиента?
• Как сделать так, чтобы люди хотели о вас рассказывать?
• Как продвигать свой бизнес офлайн и онлайн?
• Как построить команду и не попасть в зависимость от сотрудников?
На эти и многие другие вопросы вы получите ответ в данной книге. Внедрите мои рекомендации в свой проект – и увидите, как он изменится к лучшему.
В каждой главе я постаралась предложить универсальные советы, инструкции и алгоритмы, по которым может пройти каждый предприниматель. Кроме того, я рассказала много реальных историй, произошедших со мной, моими родными, друзьями и учениками. Возможно, это и о вашем бизнесе.
Верю, что книга поможет предпринимателям в самых разных нишах. Читайте ее внимательно, действуйте и наблюдайте за результатом. Вы удивитесь, как быстро у вас начнут появляться все новые и новые идеи. Проверяя их на практике, вы сформируете свой предпринимательский опыт и, я надеюсь, сможете создать бизнес мечты, от которого будете получать не только прибыль, но и удовольствие.