На сегодняшний день существует много факторов, которые мешают развитию малого бизнеса в России. Пожалуй, главный из них – растущая с каждым днем конкуренция: месяц за месяцем во всех стандартных нишах открывается много новых компаний, а традиционные переполнены.
Например, если мы откроем любой справочник организаций города с населением более 500 000, увидим грустную картину. В рубриках типа «Пластиковые окна», «Туристические агентства», «Стройка и ремонт» – более 200–300 компаний, это очень много. В таком потоке сложно выделиться на фоне других и найти своего клиента. Кстати, для клиентов выбрать одну компанию из двух сотен похожих предложений тоже проблема.
При этом большинство фирм вкладывают деньги в рекламу и продвижение, мешая новым игрокам выйти на рынок. Ситуация осложняется тем, что все предлагают одно и то же, выпускают аналогичную рекламу. Стандартные товары, стандартные услуги и примерно одинаковый уровень цен. Все одинаковое!
Часто бывает так, что, создавая бизнес на традиционном рынке, предприниматель создает «еще одну» строительную фирму, «еще одно» турагентство, «еще одну» компанию по установке пластиковых окон. Это снижает шансы малого бизнеса и начинающих предпринимателей на быстрое развитие, укрепление бизнеса, более-менее приличные обороты. Плюс с каждым днем увеличивается влияние федеральных компаний и холдингов. Они идут на новые для себя рынки, скупают интересующие компании, открывают филиалы и вытесняют малый бизнес.
У крупных компаний совершенно другой уровень рекламных бюджетов, административных и хозяйственных возможностей, иных ресурсов. Влияние федеральных компаний и холдингов на развитие малого бизнеса достаточно ощутимо. И вряд ли хоть один «малыш» в силах конкурировать с «федералом».
Следующий момент, который влияет на развитие малого бизнеса в России, – ежегодно увеличивающаяся налоговая нагрузка. К чему это приводит? К тому, что увеличивается себестоимость продукции, появляются «серые» схемы выплаты зарплаты, способы ухода от налогов. В итоге повышаются предпринимательские риски.
Учитывая растущую конкуренцию, увеличивающиеся налоги и цены на аренду офисных помещений, телекоммуникационные услуги, телефон, Интернет, растущую заработную плату сотрудников и стоимость рекламы, себестоимость продукции постоянно растет, а прибыльность бизнеса снижается.
Что еще мешает развитию малого бизнеса? Огромное количество рекламы и информации. К чему это приводит? Целевая аудитория становится очень размытой. Существует огромное количество однотипных мест, в которых «живет» необходимая для конкретного бизнеса целевая аудитория. Существуют сотни похожих газет, десятки однотипных журналов, огромное количество радио– и телепередач, бесчисленное количество сайтов. И на каждом источнике может находиться необходимая вашей компании целевая аудитория.
В результате стоимость одного контакта сильно увеличивается. Чтобы достучаться до нужной аудитории, приходится размещать рекламу на множестве типовых площадок. При этом, как правило, стоимость подобного размещения завышена и не гарантирует поступление определенного количества потенциальных клиентов.
Кроме того, большое количество информации, рекламы, спама, обрушивающегося на современного человека, затрудняет возможность что-то вдумчиво, осмысленно и не торопясь ему объяснить. Пытаясь защититься от большого количества информации, люди, как правило, читают невнимательно.
Пытаясь защититься от большого количества информации, современный человек, как правило, читает невнимательно.
Просматривают книги, пролистывают журналы, «пробегают» взглядом объявления – не вникая в суть. Все это приводит к тому, что сложно объяснить выгоды от покупки конкретного товара или услуги, привести все «за» и «против».
Вместо этого приходится использовать яркие кричащие заголовки, правильно размеченный продающий текст, чтобы даже беглое чтение давало хоть какие-то результаты. Обычная, традиционная реклама работает гораздо хуже, а для составления эффективной рекламы нужно обладать хорошими навыками написания «цепляющих» текстов, либо иметь возможность увеличивать рекламный бюджет для обращения к профессионалам по части таких услуг.
Здесь мы обсудили лишь основные, самые острые и наиболее очевидные проблемы развития и продвижения малого бизнеса в России. Понятно, что их больше и все они в определенной степени мешают развитию бизнеса, увеличению объема продаж.
Но решение есть. С проблемами можно работать! И это хорошая новость. Многие проблемы легко перевести в возможности и использовать для развития бизнеса. Раз уж мы говорим об Интернете, рассмотрим его конкретные методы, способы и механизмы, позволяющие это сделать. Научимся работать на практике, опираясь на мой опыт.