Прочитав эту книгу, вы узнаете все необходимое для разработки лучшего, какой только может быть, плана для своей компании. Она заставит вас всерьез задуматься о бизнесе. Ведь если вам не хватает основательности и вы не задаете себе по-настоящему нелегкие вопросы, то критики со стороны могут не оставить от вашего делового предложения камня на камне.
К сожалению, неудачная разработка и презентация бизнес-плана могут иметь несколько неприятных последствий:
■ вы не добьетесь своей первоначальной цели получить необходимые вам деньги у банка, родителей, совета директоров и т. д.;
■ возможно, вы не получите их и позже, когда придете к ним с лучшим бизнес-планом, так как они не забудут о своем первом негативном впечатлении;
■ если вы ограничены во времени, то пока вы будете переделывать бизнес-план, поезд уйдет, и вы упустите свой шанс.
Вывод очевиден: в тот великий день, когда вы представите кому-то свой план, он должен быть лучшим – окончательным и полностью проверенным, а не черновым наброском. Вполне вероятно, что у вас будет только один выстрел – и вы не должны промахнуться.
Хотя эта книга и представляет собой законченное целое в том отношении, что она поможет вам составить бизнес-план, это вовсе не учебник по производству, маркетингу, финансам, подбору персонала и т. п. По ходу дела мы будем касаться этих вопросов, но лишь в той мере, насколько это будет необходимо для разработки вашего бизнес-плана. Например, у вас могут быть организационные или юридические вопросы по поводу найма персонала: каким должно быть содержание трудового контракта, когда служащий должен получить свой экземпляр контракта. Поэтому если вы не сильны в этих областях, то должны обратиться за помощью к специалисту.
На разных этапах вам потребуется изучить разные вопросы, пусть не организационные или юридические, но не менее важные для завершения вашего бизнес-плана. Например, вам обязательно придется больше узнать о своем рынке и своих конкурентах. Возможно, вам придется выяснить, кто они, где находятся, каково их финансовое положение.
Читая эту книгу, вы поймете принцип ее построения. В книге объясняется:
■ почему вам необходим бизнес-план, какие преимущества он дает, кому может быть адресован;
■ что делает бизнес-план удачным;
■ как оценить текущее положение вашей компании;
■ как разработать цели компании и ваши личные цели на сегодня, завтра и через пять лет;
■ как составить финансовые прогнозы (прибыли, денежного потока, потребности в финансировании) и перспективный баланс;
■ как определить клиентов и конкурентов и составить прогноз продаж;
■ как оценить продукцию или услуги;
■ как спланировать потребность в ресурсах;
■ как не забыть о человеческом факторе;
■ как собрать информацию, необходимую для разработки бизнес-плана;
■ как составить чрезвычайный план на случай, если что-то пойдет не так;
■ как доработать план, чтобы гарантировать его успех (уточнив формулировки и цифры);
■ как убедиться, что вы ни о чем не забыли;
■ куда обратиться и где найти полезную информацию и помощь;
■ как воплотить план в жизнь, т. е. произвести товары;
■ когда приступить к составлению следующего бизнес-плана.
В каждой главе вы найдете примеры из практики и полезные советы. Неважно, пишете вы свой первый бизнес-план или вы уже ветеран, вы обнаружите, что эта книга адресована именно вам. Она не требует никакой особой подготовки и одинаково полезна для специалистов по производству, продажам, управлению, праву или финансам. Также она пригодится служащим любого уровня. Не надо считать бизнес-планирование прерогативой собственников и директоров; им занимаются все, кто отвечают за использование ресурсов компании, включая менеджеров самого нижнего звена.
Наконец, несколько слов в напутствие. Вы считаете, что у вас замечательная компания, – возможно, так оно и есть. Ваш бизнес-план – средство окончательно доказать это себе и всем, кого вам нужно в этом убедить. Уделите ему должное внимание и составьте лучший план, какой только можете составить. Не спешите и будьте готовы к тому, чтобы неоднократно возвращаться к его отдельным частям. Мне довелось читать сотни бизнес-планов, и я могу с первого взгляда распознать план, который составлен тщательно и со знанием компании и условий, в которых она работает, – он резко отличается от других. Надеюсь, эта книга поможет вам добиться того, к чему вы так стремитесь.