Часть I. Организация бизнеса

Глава 1. Похвала предпринимательству, или среди определений

В мире имеется лишь два вида людей:

имущие и не имущие

Сервантес

Есть лишь две категории людей:

способные и не способные

Бернард Шоу

Ещё недавно наши толковые словари и специальные справочники (экономические, философские, политические, юридические) в понятие «бизнес» привносили откровенно пренебрежительный оттенок. Если бы только словари! Бизнесмен трактовался как делец, капиталист – в смысле воротила, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушаясь никакими средствами в целях личной наживы. Каждый юный пионер знал карикатурный образ бизнесмена – это толстощёкий тип в цилиндре с большой сигарой в зубах и ногами на столе. Одним словом, делец, воротила!

Переход России к рыночной экономике изменил многие формулировки. В современных справочных изданиях «бизнесмен» хотя и называется по-прежнему «дельцом», но в то же время уважительно представлен как вообще человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль, имея при этом необходимые средства – собственные или заёмные.

Сегодня «предпринимательство» стало сверхмодным словом. Им именуют свою деятельность и спекулянты, и посредники, и перекупщики.

В обширной зарубежной да и в отечественной учебной, научной, справочной литературе существует множество определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и даже религиозной точек зрения. Но именно это множество определений даёт основание утверждать, что до сих пор в мире не существует единого общепринятого определения предпринимательства.

Между тем, научное определение предпринимательства – этого далеко ненового явления человеческой цивилизации – пытались дать признанные авторитеты научной элиты, здравомыслящие специалисты в сфере бизнеса, начинающие предприниматели и простые миллиардеры.

Американский профессор Роберт Хизрич, в частности, определяет предпринимательство как «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а предприниматель, по его словам, – человек, который затрачивает на это всё необходимое время и силы, берёт на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Выходит, что предприниматель, преодолев все трудности и не напрасно рискнув, получает в конце концов эту самую награду, и автоматически становится счастливым человеком? Так оно и есть. Впрочем, как и у каждого человека, удовлетворённого результатом своей работы. Не в деньгах счастье. Однако богатым быть лучше, чем бедным. Есть же поговорка: «С деньгами не так хорошо, как без денег плохо». Австрийский психолог Виктор Франкл остроумно заметил: «Конечно, всякий больной желает в первую очередь стать когда-нибудь здоровым, а любой бедняк – когда-нибудь разжиться деньгами».

И всё же, понимая, что не всем суждено быть предпринимателями, и что некоторых, как доктора Чехова или Булгакова, ждёт совсем другая профессия, приведу мнение одного нью-йоркского психолога, который пророчествует, что следующая волна людей, которые вольются в производство, будет интересоваться лишь профессиями, которые приносят не только деньги, но и смысл. Вероятно, речь идёт и о предпринимательстве.

Крупнейший представитель мировой экономики Йозеф Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. И с этим трудно спорить.

Предпринимательство – это особая форма экономической активности, это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет. Бизнесмен, предприниматель – это звучит гордо!

Не углубляясь в дебри определений, примем ещё одну концепцию, короткую и ясную: извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества. Поэтому, например в США, общество и государство отдают себе отчёт в том, что несколько десятков миллионов предприимчивых людей – это своего рода «золотой фонд» нации, и делают всё, чтобы предпринимательский дух в народе никогда не иссякал.

Благодаря предпринимательской деятельности производится основная часть богатства стран мира.

В зарубежной экономической литературе понятие «предприниматель» появилось в XVШ веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». Шотландский экономист Адам Смит (1723–1790 гг.), например, характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует производство, распоряжается результатами производства.

Однако когда в реальной хозяйственной жизни произошло отделение капитала-функции от капитала-собственности, понятие «предприниматель» не совпало с понятием «собственник» и уже трактуется гораздо шире.

Термин «предприниматель» был введён французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVШ века.

Исторически первым зародилось торговое предпринимательство, затем (в разных странах в разной последовательности) – промышленное, банковское, аграрное.

Сегодня предпринимательство охватывает все сферы (виды) хозяйственной деятельности, кроме, конечно, запрещённых законом. Поле предпринимательской деятельности необозримо. Едва Россия перешла к рыночной экономике, как в предпринимательство ринулись миллионы людей. Одни открыли «своё дело» в сфере производства, другие в коммерции, кто-то в торгово-закупочном деле, консультационном или каком-нибудь ином, например, в операциях с ценными бумагами.

Каждый занимается своим собственным делом, в котором надеется, прилагая усилия, преуспеть. Коммерческое предпринимательство в отличие, например, от производственного, базируется на торгово-обменных операциях и сделках, то есть перепродаже товаров и услуг. При финансовом предпринимательстве объектом купли-продажи выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

Предпринимательская деятельность может быть без привлечения наёмного труда – тогда она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Если же к предпринимательской деятельности привлекаются «помощники», то есть оплачиваемый наёмный труд, то такая деятельность регистрируется как предприятие.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и с его ведома, специальным управляющим его имуществом.

Вне предпринимательства, сами по себе, собственность и иное имущество, используемые в производственном процессе, не могут быть реализованы, а, следовательно, не принесут дохода товаропроизводителям. Поэтому «предпринимательство» представляет собой, образно говоря, кровеносную систему рыночного хозяйства, поддерживающую жизнедеятельность каждой ячейки и обеспечивающую общественный обмен веществ.

Цель каждого бизнесмена – разбогатеть, получить прибыль путём реализации определённой продукции или услуг, потом ещё разбогатеть, потом ещё. Так он чувствует себя защищённым. Но, представьте, есть бизнесмены, которые не считают сверхприбыль основной целью своего бизнеса. Ещё В. И. Даль объяснял предпринимательство как готовность «затевать, решаться исполнить какое либо новое дело, приступать к свершению чего-либо значительного». То есть речь не идёт о примитивном понимании предпринимательства как исключительно жажды наживы.

"Предпринимательство, – пишет д. э. н. Н. Ю. Круглова, – это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов". Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности – создание новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге.

Неотъемлемой частью предпринимательства являются предвидение, обоснованный риск, стратегическое управление.

В силу этого предпринимательство становится активным фактором развития производства.

Предпринимательство как социально-экономическое явление сегодня трактуется как:

• экономическая категория;

• метод хозяйствования:

• тип (модель) экономического мышления и поведения;

• образ жизни;

• профессия;

• призвание;

• фактор (условие) производства;

• явление культуры;

• инструмент социального преобразования;

• система нравственно-этических ценностей.

Наука «делать деньги» пользуется наибольшим вниманием и почётом в США и других западных странах. Она, пожалуй, самая развитая из всех наук в странах с рыночной экономикой. Не будет преувеличением сказать, что она отвечает на все без исключения вопросы, обучает начинающих предпринимателей искусству (или ремеслу, как хотите) извлекать прибыль из любого пустяка.

Поэт в России больше, чем поэт, наука «делать деньги» в Америке – больше, чем наука. И эта наука пользуется у деловых людей США высшим уважением. Избежать влияния этой науки невозможно – ни в промышленности, ни в торговле, ни в транспорте, ни в «индустрии досуга», её влияние сказывается и на церкви. В совершенстве этой наукой овладели финансисты и предприниматели, они весьма талантливо применяют её как у себя в Америке, так и на мировом рынке.

Предприниматели проявляют исключительную предприимчивость во всём, что касается извлечения прибыли. Они хорошо изучили психологию людей богатых и бедных, расточительных и прижимистых, мужчин и женщин, неграмотных и высокообразованных, солдат и генералов, пьяниц и коллекционеров, даже интуристов – словом, людей всех возрастов, профессий и социального положения. Разработана целая система, как завлечь их в магазин и заставить купить товар, который залежался. Приёмы здесь многочисленны и разнообразны, и каждый из них рассчитан на определённую категорию потенциальных «покупателей».

История бизнеса – ровесница рынка и старше денег. Многочисленные примеры из этой истории свидетельствуют: можно стать гениальным бизнесменом по воле случая, но чтобы продержаться на плаву в бурной стихии бизнеса всю жизнь нужно быть личностью и уметь жить.

Большие походы начинаются с первого шага. Один современный экономист пишет: «На большие дела способны лишь те, кто начал их с небольших, но чётко выверенных, грамотных, уверенных шагов». Это справедливо. Только откуда у начинающего бизнесмена чёткая уверенность и грамотность? Ведь бизнесом зачастую занимаются не профессионалы, а физики и лирики, дилетанты, то есть любители, не имеющие специальной подготовки, необходимой для основательного знания законов бизнеса, поверхностно знакомые с областью своей будущей предпринимательской деятельности, её стратегией и тактикой. Часто они полагаются на собственную интуицию, на «госпожу удачу», хотя надёжнее было бы на бизнес-план.

Ведущими мотивами предпринимательства являются мотивы:

предпринимательских реакций;

внутрифирменного предпринимательства;

конкуренции и кооперации в развитии продукции и технологии;

предпринимательского риска.

Ещё недавно наши социологи не без иронии цитировали западных коллег, которые подсчитывали, количество будущих бизнесменов среди школьников. Пришли другие времена, взошли другие имена. Теперь и российских социологов заинтересовал вопрос о будущих бизнесменах среди нынешних старшеклассников и студентов. И это не дань моде – таковы требования рыночной экономики.

В бизнес стремятся многие. Однако, чтобы кому-то не показалось, будто это дело простое – стоит только захотеть, специалисты щекочут нервы будущих бизнесменов весьма впечатляющими цифрами. Далеко не всем удаётся из своего маленького дела создать большую фирму с миллионными оборотами товаров и капитала. Статистика США, например, зафиксировала: ежегодно образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же в этот период объявляет себя обанкротившимися. Но две-три тысячи мелких фирм удерживаются на плаву, выживают и даже получают шанс перерасти в более крупные предприятия. Лишь половине новых предпринимателей удаётся продержаться хотя бы полтора года, и лишь одному из пяти удаётся не разориться на протяжении десяти лет. Но это не останавливает новых предпринимателей. Не упускать же свой шанс.

Среди современных определений часто слышится – «Новые русские». Так на Западе с лёгкой руки известного американского журналиста Х. Смита из «Нью-Йорк таймс» стали называть российских бизнесменов, разбогатевших в конце 1980-х-начале 1990-х годов. Они заняли в Европе ту нишу, которую в 1960-1970-е годы занимали арабские шейхи и нефтяные короли. Именно на их покупательскую способность и вкусы строятся самые фешенебельные курорты, открываются дорогие бутики, без них не обходятся престижные аукционы антиквариата, они – основные покупатели дорогой недвижимости.

Между тем, специалисты Института социологии Российской Академии наук считают, что можно выделить как минимум две подгруппы новых предпринимателей:

• респектабельную часть высокообразованных бизнесменов, занимающих высокие позиции в «уполномоченных» (т. е. окологосударственных) коммерческих структурах (исследователи называют их бизнес-элита);

• часть предпринимателей, менее образованных, более склонных к авантюрному бизнесу, ведущих демонстративно роскошный образ жизни (нувориши).

Любопытный групповой портрет – собирательный образ современного бизнесмена рисуют социологи. Оказывается, представители бизнес-элиты скрывают (или по крайней мере не выпячивают) свои доходы и возможности, в отличие от нуворишей, которые их всячески преувеличивают и демонстрируют. Первые – трудоголики, работают по 10–12 часов 6 дней в неделю; вторые – расточители, с вечера и до утра расслабляются в ночных клубах и стриптиз-барах. Первые лоббируют, пытаются влиять на политический процесс; вторые индиферентны к политике. Они различны и по характеру потребления: респектабельные банкиры заботятся в первую очередь о своём жилище и вкладывают деньги в недвижимость; нувориши могут жить в убогих квартирах, но иметь несколько дорогих машин.

Многие предприниматели занимаются спортом (футбол, теннис, горные лыжи, борьба, волейбол), некоторые коллекционируют преимущественно живопись, видеофильмы, оружие, марки, монеты, некоторых увлекает охота, вождение автомобиля на высокой скорости, чтение (в основном газет), азартные игры, шахматы, путешествия.

Среди бизнес-элиты, как утверждают исследователи, особенно ценятся такие человеческие достоинства, как честность, порядочность, пунктуальность, интеллигентность, исполнительность, добросовестность, искренность, профессионализм, ответственность, эрудированность, обязательность, т. е. качества, наиболее дефицитные в сфере современного бизнеса.

Респектабельность части «новых русских» достаточно далека от пошлых вкусов и замашек нуворишей. Эти люди живут сосредоточенной жизнью трудоголиков, преданы своим семьям и не стремятся демонстрировать своё богатство. Они одеваются менее броско, нежели миллионеры-парвеню (выскочки). Ведут не такой открытый образ жизни, ограничивая круг общения себе подобными. Они серьёзны, привержены консервативным ценностям и больше всего мечтают о том, чтобы в стране воцарилась стабильность.

Впрочем, как заметил американский экономист П. Самуэльсон, нувориши одного поколения, как, например, Вандербильты, становятся вершителями судеб в следующем поколении.

Но, конечно, не только «новые русские» определяют лицо сегодняшнего предпринимателя. Один из главных секретов экономического процветания предприятия – использование коллективного разума в сочетании с коллективной ответственностью. Японцы этот резерв очень активно и умело используют.

Во многих странах практикуется тестирование будущих предпринимателей, чтобы выяснить, например, «насколько вы действительно способны вести самостоятельное дело». Разные авторы выделяют разные черты характера предпринимателя, которому, как они полагают: будет сопутствовать успех; не будет сопутствовать успех; лучше воздержаться от предпринимательства.

Успех в бизнесе будет сопутствовать тому, кто: одержим идеей; уверен в себе; способен подобрать нужную команду; коммуникабелен.

Вряд ли успех в бизнесе будет сопутствовать тому, кто: не способен на романтические устремления; не верит в себя; подозрителен; не терпит чужого мнения; не утруждает себя аналитической работой.

И уж точно предпринимательство не для того, кто: ленив; не самолюбив; не уважает себя; избегает общения с другими людьми; не любит учиться, пополнять свои знания; не работоспособен; не способен к творчеству, фантазиям.

Почти каждый может выработать в себе характер настоящего предпринимателя, было бы желание.

Автор знаменитого проекта «Думай и богатей», советник американских президентов Вильсона и Теодора Рузвельта, руководитель общественно-образовательной организации, занятой обучением людей «науке успеха», Наполеон Хилл сформулировал «Тринадцать шагов к богатству» и первый из этих шагов – желание.

Глава 2. Искусство наживать состояние и ремесло извлекать прибыль

…Ухватившись за собственную косу, я вытащил из болота как самого себя, так и коня, которого крепко стиснул между колен.

Рудольф Эрих Расп

Предпринимательство имеет давнюю историю и изучение этой истории само по себе было бы интересно и полезно. Но ограничимся лишь несколькими старинными примерами.

Самым древним видом предпринимательской деятельности является торговля – торговое предпринимательство.

В XXIV веке до нашей эры (!), в шумерском городе-государстве Лагаше вовсю шумела экономическая жизнь. Жители Лагоша были, в основном земледельцами и скотоводами, лодочниками и рыбаками, торговцами и ремесленниками. Экономика этого города-государства носила смешанный характер: она была частично «обобществлённой» и «планируемой», но в основном относительно свободной и ничем не регулируемой. Богатство или нищета, успех или разорение в какой-то мере зависели от предприимчивости и энергии каждого. Наиболее трудолюбивые ремесленники продавали свои изделия на свободном рынке города. Купцы-посредники вели активную торговлю по суше и по морю с соседними государствами. Продавая дом, собственник мог сказать покупателю: «Заплати мне ту цену, которую я считаю справедливой». Впоследствии, правда, эта свобода была утрачена.

Уже в древнейшие времена были попытки и порой процветали методы криминального понимания бизнеса. Не даром же одна из статей свода законов вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1762–1750 гг. до н. э. гласила: «Если продавщица вина… обсчитает потребителя, её следует бросить в воду».

Карфагенцы рассказывали древнегреческому историку Геродоту (между 490 или 480 – около 425 г. до нашей эры), будто в Ливии, где-то за Геркулесовыми столбами, есть место, где люди придерживаются таких обычаев. Если к ним привозят товары, то эти товары нужно сложить на берегу моря, вернуться на корабль и пускать оттуда дым. Заметив дым, туземцы выходят на берег, кладут рядом с товарами предназначенное в уплату за них золото и уходят. Тогда карфагенцы снова сходят корабля на берег и решают, устраивает ли их выложенное количество золота, и если они считают его достаточным в уплату за их товары, то погружают его на корабль и отплывают. Если же карфагенцы считают, что золота мало, то возвращаются на корабль. Тогда туземцы добавляют к прежнему количеству ещё золото, и так до тех пор продолжается торг, пока карфагенские торговцы не будут удовлетворены. Ни одна сторона не совершает несправедливости по отношению друг к другу, ибо карфагенцы не прикасаются к золоту, пока не сочтут его количество приемлемым за свои товары, а туземцы не забирают товары, пока карфагенцы не увезут золото.

Жители Берберийского побережья в течение столетий общались с племенами, обитавшими за горами, ни разу не видя друг друга. Жившие на морском берегу приходили к берегу определённой реки и раскладывали свои товары, затем они удалялись на расстояние одного-двух дней пути. К месту торга приходили люди из-за гор и выкладывали золотой песок, слоновую кость и забирали товары жителей побережья. Если товары были не нужны, то их не забирали. Так продолжалось в течение очень долгого времени без малейшего обмана.

Обмен – сначала внутриродовой – зародился в родовом обществе, самым теснейшим образом связанном с натуральным хозяйством, основанном на самоснабжении.

Пока обмен ограничивался получением продуктов питания и различных предметов для личного потребления, излишки не оказывали влияние на взаимоотношения отдельных семей; но как только излишки продуктов стали обменивать, то есть направлять на увеличение сельскохозяйственного инвентаря или на заказы ремесленникам новых орудий труда, обмен усилился, а с ним и экономический рост отдельных хозяйств. На смену натуральному хозяйству пришло меновое.

Историки и археологи знают, что, несмотря на постоянную вражду, существующую между племенами, украшениям и вооружению зачастую удавалось «проходить» сотни вёрст, прежде чем попасть в руки окончательных владельцев.

С появлением «профессиональных» военных групп происходили не только войны и грабежи, но и одновременно появился межплеменной постоянный обмен. Во время войн и налётов соседи знакомились с различными предметами чужого производства и, принося новинки домой, тем самым создавали новые потребности у своих соплеменников.

В то времена межплеменной обмен был сродни грабежу; обмен был вызван не столько желанием отдельных племён завязать отношения друг с другом, сколько невозможностью получить желанные «богатства» никаким другим путём, кроме как отдачи за них чего-либо со своей стороны.

Древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) не был ни предпринимателем, ни просто богатым человеком. И этот человек более двух тысяч лет возглавляет список бесспорных гениев за всю историю человечества. В одной из своих книг Аристотель называл умение наживать состояние искусством. С этим искусством он связывал представление, будто «богатство и нажива не имеют никакого предела». Аристотель даже называл «самые существенные исходные части наживать состояние» и среди них, например, следующие.

Самым значительным видом деятельности (сегодня мы бы сказали: «предпринимательство»), имеющим своим предметом обмен, Аристотель считал торговлю, которая, по словам Аристотеля, «… состоит из трёх частей: морская торговля, транзитная торговля и розничная торговля». Они различаются тем, что одни сопряжены с наименьшим риском, другие приносят наибольший барыш. Вторым видом деятельности, имеющим своим предметом обмен, служит отдача денег в рост, третьим – предоставление своего труда за плату, «это последнее находит своё приложение отчасти в ремёслах, отчасти же у людей, неспособных к ремеслу и зарабатывающих себе средства исключительно физическим трудом».

Примерно так, с теми или другими разновидностями на разных поприщах, развивалось «искусство наживать состояние», пока, наконец, тысячелетия спустя ни превратилось в нормальное умение делать деньги.

Аристотель умел заглянуть и на пару тысячелетий вперёд. Он писал: «Выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Были, естественно, и примеры: некоторые государства, находясь в стеснённом финансовом положении, нередко прибегали к получению такого рода дохода – они заводили монополию на те или иные товары.

Но не только государства «заводили монополию». Как-то распространился слух об одном предприимчивом человеке, который на отданные ему в рост деньги скупил в Сицилии всё железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. Таким образом, он разбогател: на пятьдесят талантов заработал сто.

Узнав об этом, сиракузский тиран Дионисий Старший (ок. 432–367 гг. до н. э.) издал приказ, в силу которого этому человеку разрешалось увезти деньги с собой, но при этом всё же покинуть Сиракузы, так как он нашёл источник доходов, который наносил ущерб интересам Дионисия.

Римляне были заинтересованы в получении со своего имущества максимального дохода. Многочисленные данные показывают, что извлечение дохода, в первую очередь из земельных владений, обеспечивало право владельца на принадлежащую ему на том или ином основании землю. Кроме того, римляне пытались извлекать из своего имущества доходы в денежной форме, развивая товарное хозяйство. Напомним: строй был рабовладельческий, а даже хорошо обученный раб – это раб, и трудился он, конечно, не в соответствии с требованиями своего времени. Так, например, рабовладельцам не удавалось добиться, чтобы рабы разбирали лозы и черенки по сортам для посадки каждого сорта винограда на особом участке, так как дело это требовало наивысшего внимания, старания и предусмотрительности.

Ориентированное на рынок, товарное производство должно было считаться со спросом, находить новые формы его удовлетворения. Известно, например, о возникшей моде на серебряную чеканную посуду из мастерской некоего Клодия. Завоевавшие рынок изделия могли приносить в течение некоторого времени значительный доход, несмотря на то, что содержание изготовлявших их мастеров стоило дорого.

Римляне видели «пользу» своих великолепных сооружений не только в социальном, но и откровенно экономическом смысле. Зрелищные сооружения, где выступали гладиаторы, приносили большую прибыль их владельцам. Цицерон писал: «…Отдай своих гладиаторов внаём для игр, и уже после двух боёв твои деньги вернуться к тебе». Однажды будущий император Тит упрекнул своего отца, императора Веспасиана в том, что «и нужники он обложил налогом». Веспасиан ответил фразой, вошедшей в историю: «Деньги не пахнут».

Доход приносили и мастерские, изготовлявшие предметы широко потребления, например, строительные материалы, кузнечные изделия, простую одежду для рабов и плебса. Причём доход обеспечивался не за счёт высокой цены товаров, а благодаря широкому спросу. Владельцы мастерских расширяли свои предприятия, организуя новые либо укрупняя старые. Так возникли мануфактуры, в которых могло быть занято до сотни рабов, например, предприятия, изготовляющие строительные материалы – кирпичи и черепицы. Впрочем, эти предприятия зависели от искусства ремесленников и, как правило, существовали недолго.

Самым богатым человеком своего времени считался француз Жак Кёр (ок. 1395–1456 гг.), сын торговца мехами. Начинал Жак с чеканки монет «дурной пробы», на чём вскоре попался, но был прощён специальной грамотой Карла УП и даже получил должность придворного поставщика. Вскоре умный и находчивый Жак Кёр пошёл на повышение – стал королевским банкиром. Одновременно он был крупным торговцем, строителем судоходного канала и порта в Монпелье на Средиземном море, вкладывал деньги в «Купеческий дом», предназначенный для биржи, получал привилегии не только от своего короля, но и от Восточных правителей.

Одной только торговли с Левантом и Брабантом было достаточно, чтобы стать богатейшим купцом во Франции. Кёр доставлял туда лионское полотно, монпельенские корзины, воск, винный камень, кислоту для крашения кож, а также розы и фиалки, которые арабы использовали в своих знаменитых благовониях. Обратно Кёр привозил восточные сласти, арабских скакунов, мускус, духи. Во Франции он приобрёл замки, поместья, лионские копи, в Италии – торговые конторы, флорентийские мастерские. Деньги у него не залёживались. Он получил множество крупных должностей и мелких завистников, тайных врагов и, наконец, – королевскую немилость. Колесо Фортуны крутилось, Жак Кёр попал под суд, его обвинили по четырнадцати статьям, в частности, поставка оружия неверным, вывоз драгоценных металлов в арабские страны… Он был приговорён к «приличествующему покаянию перед королём в лице уполномоченной на то персоны», а также к конфискации всего имущества и содержанию в тюрьме – пожизненно. Вскоре из тюрьмы он бежал: ведь у него остались не только враги. «Первый капиталист в истории Европы» – генерал-капитан погиб в морском сражении. Между тем, предпринимательская деятельность Жака Кёра послужила для юга Франции началом экономического расцвета…

В Национальной библиотеке Парижа хранится портрет работы Дюрера «Якоба Фуггера» – самого великого из великих Фуггеров, знаменитого семейства эпохи Возрождения. Якоб 1 основал свои ткацкие мастерские в Тироле. Из семи его сыновей трое активно увеличивали семейное богатство, особенно набожный Якоб П, по прозвищу Богач.

Международные экономические магнаты Фуггеры были для эпохи Возрождения тем, чем были Ротшильды для XIX века. Вот лишь некоторые подробности из жизни великого семейства. В 1507 г. Якоб П – Богач одолжил Максимилиану Австрийскому 70.000 флоринов и в качестве залога получил владения Вайсенхорн, Мартеттен и графство Кирхберг, которые долгое время оставались в семействе Фуггеров, принося немалую прибыль. В 1519 г. Фуггеры предоставили заём на сумму 544 000 флоринов, необходимых для претендента на императорский престол Карла У. Позднее семейство владело фирмами и факториями, имело представительства и промышленные предприятия в десятках крупнейших городов почти во всех странах Европы.

У России более чем 1000-летняя история предпринимательства. Предприниматели в древней Руси долгое время не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности могли принимать участие полностью или «по совместительству» все слои общества, не исключая князей и бояр.

По словам византийского императора Константина Богрянородного (905–959 гг.), с ноября месяца, как только промерзали дороги и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись вглубь страны. Всю зиму они скупали по погостам, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной же по рекам, с полной водой, возвращались купцы в города. К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоящим из купцов разных земель – смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых судёнышках от крутой волны.

В Царьграде купцы торговали шесть месяцев. Они пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, они могли продавать свои товары и покупать греческие, не платя пошлин; им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти выделяли купцам съестные товары на обратный путь и корабельные снасти. Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год.

Всё большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованными в её результатах. В первом древнерусском своде законов немало места уделено предпринимательству. Закон, в частности, строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заём, одолжение по дружбе, от дачи денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заём – от торговой комиссии и вклада в торговое комплексное предприятие из неопределённого барыша или дивиденда… В своде законов дан определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, причём различается несостоятельность «злостная» от «несчастной». Говорится также о торговом кредите и операциях в кредит.

Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Изучение купеческих родов Верхневолжских городов показало, что 43 % всех купеческих фамилий занимались торгово-предпринимательской деятельностью от 100 до 200 лет, а почти четверть – 200 и более лет.

Центральное место в экономических мероприятиях России при Петре 1 занимает пополнение казны. Заботясь о доходах казны, Пётр 1 обратил внимание на развитие производительных сил страны, рост техники, производительности труда. Впервые в России начала развиваться широкая государственная деятельность в этом направлении.

Загрузка...