Бизнес делает из неудачников победителей, из рабов – властелинов, из солдат – генералов. Главная цель бизнесменов – прибыль. Хотя никто не признается в том, что хочет ободрать своих клиентов, как липку. Миссии крупнейших компаний звучат примерно так: «Помогать людям и организациям во всем мире полностью реализовывать их потенциал» (Майкрософт), Миссия Кока-Кола – «Мы существуем, чтобы помогать вам и давать вам силу». Ну конечно, руководство этих монополий получает и все блага, и силу, и реализацию потенциала. Прибыль заключается не только в материальных дивидендах, но и в чувстве собственной значимости, удовлетворении потребности в самоуважении и признании. Без желания покорить горы или сердце одного любимого человека ни один бизнесмен еще не добивался успеха. Ползти, как улитка, к вершине горы или взлетать, как птица – все легче, когда знаешь, что наверху тебя ждет заманчивая цель – твоя мечта.
Как когда-то алхимики пытались найти философский камень, превращающий любой металл в золото, так сегодня бизнес-тренеры все ищут и ищут «золотую формулу» бизнеса. С ее помощью они надеются любого менеджера среднего звена превратить в начальника холдинга за считанные недели. Подвергать современный бизнес какому-либо научному анализу – это то же самое, что в средние века заниматься алхимией. Все тебе верят, но никто не видит реальных результатов труда. Почему деловой мир не поддается объективному изучению? Возможно, потому что в нем нет на данный момент никаких жестких законов, определенной структуры, строгой иерархии.
Некоторые склонны сравнивать современный бизнес с мафией. Ну не случайно на Сицилии преступники сплачиваются в Коза-Ностру, что в переводе с сицилийского означает «наше дело». Здесь есть и свои авторитеты, то есть боссы, и законы, и ответственность, а главная цель … правильно – прибыль. Чем не бизнес? На американском сленге преступников часто называют «деловыми людьми». Скажите: «Я в деле,» – и вы уже соучастник чего-то с криминальным уклоном.
Пожалуй, сравнивать бизнесменов с мафиози было бы негуманно. Все же за некие рамки дозволенного относительно честные люди в деловых костюмах со швейцарскими часами на запястьях стараются не заходить. Поэтому мы выбираем другую аллегорию: Бизнес – это война. Первым эту фразу произнес Коносуке Мацусита, основатель компании Matsushita Electric. «Бизнес – это война, – сказал он – Все законы войны распространяются на искусство ведения бизнеса».
Бизнес ради прибыли, а не ради любви ко всему живому и прекрасному – это жестокая игра. Слабакам здесь не место. Приходится иногда и принципами поступаться, даже продавать свою душу, истязать тело, не только свое. К тому же успешные бизнесмены нередко глубоко несчастны.
И все же – миллиардные состояния, дома, машины, яхты, все удовольствия и радости жизни, которые только можно купить – кто об этом не мечтает в глубине души? Успешным бизнесменам свойственен циничный взгляд на любые жизненные ситуации. Вы можете обманывать кого угодно, но самая большая ошибка – обманывать самого себя. А люди делают это постоянно – как на работе, так и в личной жизни. Заблуждения – это плоды самообмана. Сначала убедишь себя в чем-то ложном, но незначительном, потом из этого вырастет что-то покрупнее, а там – ты уже заблудился, и тебя просто-напросто обведут вокруг пальца.
Бизнес – это война, а на войне, как на войне. Приходится чем-то жертвовать. Иногда – частью себя самого. Почему бизнес сравнивают с войной? Во-первых, из-за внешнего сходства. Компания с ее сотрудниками – это армия. Директор – главнокомандующий, топ-менеджеры – генералы, ну и далее по убывающей, вплоть до ефрейторов, майоров и рядовых. Конкуренция – это сражения. Поглощения крупными холдингами мелких компаний – колонизация. На полях бизнес-сражений можно как приобрести новые территории – новых клиентов, так и потерять их. Порой сражения в бизнесе идут до полного уничтожения противника, а иногда подписываются мирные договоры.
Война – древнейшее из искусств. Оно выросло из естественной потребности людей – соперничества. Относится это в первую очередь к мужчинам, поэтому испокон веков война считается исключительно мужским занятием. Бизнес тоже, следует признать, мужская территория. И если женщина стремиться занять в бизнесе ключевые позиции, ей придется научиться мыслить, как мужчина. А точнее – как истинный главнокомандующий огромной армией, то есть масштабно и перспективно.
Ромен Роллан писал: «К войне, как к крайнему средству, прибегают лишь государства-банкроты. Война – последний козырь проигравшего и отчаявшегося игрока, отвратительная спекуляция мошенников и аферистов». Такое мнение о вооруженных конфликтах, весьма распространенное в современном обществе, не брать в расчет нельзя. Это касается и бизнеса. Нечестное ведение коммерческих дел всегда так или иначе сказывается на имидже руководителей. Воспринимайте бизнес как войну, но никогда не пропагандируйте ведение дел агрессивными методами. Цивилизованная война – это конфликт, в котором победившая сторона обходится как можно меньшим количеством жертв, как материальных, так и человеческих. Что нельзя сказать о проигравшей стороне. Вот уж кому не везет в современном мире, так это проигравшим. Да и во все времена неудачников не только не жалели, но и глубже втаптывали в грязь.