Принципы, на которых основывается работа Begin Group, по большому счету, универсальны. Мы использовали их для создания успешного бизнеса в сфере образовательных услуг. Но мне кажется, что в любой другой области или другой стране они также оказались бы востребованными. Они могли бы пригодиться нам, если бы мы, скажем, мыли окна небоскребов или продавали булочки.
Я глубоко убеждена, что основные идеи, на которых строится компания, не зависят от ее специализации или географического местоположения.
Разве выносимо расставаться,
Растворяться в импортной дали,
Если человек пятнадцать-двадцать
Составляют население Земли?
Одно время компания выпускала журнал «Кадровый менеджмент». Мы делали основную ставку на то, что он должен быть интересен ведущим директорам по персоналу в стране, то есть буквально нескольким людям. Мы показывали журнал этим специалистам, узнавали их мнение и корректировали контентную политику в соответствии с их пожеланиями. Расчет делался на то, что они будут не только обмениваться мыслями по поводу прочитанного между собой, но и порекомендуют своим сотрудникам обратить внимание на журнал, что сформирует большую читательскую аудиторию. В то время в одной из крупных финансовых структур работал очень умный и образованный HR-директор. Пожалуй, он был первым человеком, мнением которого мы интересовались в тех случаях, когда хотели внести в издание какие-то серьезные изменения. Наши сотрудники даже отчасти в шутку, отчасти серьезно спрашивали друг у друга: «А что на это скажет господин N?.. А понравится ли эта статья господину N?..»
Общественное мнение, как мне кажется, формируется под влиянием нескольких ключевых для данной области людей. Точно так же репутацию компании, продукта или услуги создает не рынок в целом, а «один процент» наиболее авторитетных его участников. Если они говорят о чем-то хорошо и уважительно, то все остальные будут считать так же. Например, если владелец сети из трех тысяч магазинов скажет про какую-либо ритейловую компанию, что она сделана отлично, то рынок прислушается к его мнению, люди охотно поверят ему и будут за ним повторять. Это произойдет только потому, что он сам построил чрезвычайно успешную сеть розничных продаж. Но если подобное скажет владелец нескольких ларьков около метро, то его мнение вряд ли покажется кому-либо интересным.
По всем нашим проектам мы стараемся работать в первую очередь с топ-аудиторией. За этими людьми так или иначе подтянутся все остальные. Но обратное не верно. Даже если проектом будет интересоваться 100 % «массовки», то «випы» за ними не придут. А если не будет «випов», то и «массовка» быстро потеряет интерес.
Мнение относительно небольшой группы людей создает репутацию профессиональной компании, на что в свою очередь ориентируются все остальные: и клиенты, и посетители сайтов и выставок, и журналисты.
Репутацию компании создает «один процент» участников рынка
Помня об этом, я уделяю отношениям с такими людьми самое пристальное внимание. Я регулярно встречаюсь с «випами» лично, очень подробно рассказываю о том, чем занимается Begin Group. Прошу их дать свои рекомендации по развитию соответствующего направления деятельности и всегда внимательно прислушиваюсь к советам. Такие люди обычно очень хорошо чувствуют рынок, так что игнорировать их мнение, по меньшей мере, глупо. Работой с «випами» в компании занимаются исключительно руководители.
Однажды за сутки перед выставкой «Частные школы» на обложке справочника была обнаружена опечатка – на ней красовалась фраза: «…за рубежомм». Я сразу представила, что фотография обложки обязательно появится в Интернете и даже спустя многие годы будет сохраняться опасность, что она всплывет где-нибудь в самый неподходящий момент. Я подумала, что ее увидит как раз тот самый «один процент» рынка. Поэтому я твердо сказала, что справочники пределов офиса не покинут.
Руководитель проекта был готов распространять тираж в таком виде, так как не представлял себе, как объяснить тысячам посетителей выставки и сотне рекламодателей отсутствие издания. Он звонил мне каждые 15 минут и уже и не помню что предлагал в попытках спасти тираж. Кажется, сначала он был уверен, что лишнюю букву «м» можно скрыть за наклейкой в виде солнышка, потом предлагал просто замазать ее белым «штрихом» и так далее. Но все доводы так ни к чему и не привели. Я приняла жесткое решение уничтожить все экземпляры.
Я сознательно пошла на значительные незапланированные издержки, связанные с перепечаткой тиража и его индивидуальной рассылкой по всем посетителям выставки. На мероприятии сотрудники говорили посетителям, что издание, к сожалению, еще не напечатано, брали их почтовые адреса, а затем высылали каждому новый экземпляр.
Я стараюсь постоянно напоминать своим сотрудникам, что мы строим бизнес навечно и что если мы будем выпускать некачественную продукцию, то так его и не построим. Совершая любой поступок, мы должны думать о репутации компании через 10 и через 100 лет. Это важнее сиюминутной прибыли!
В продукции солидных компаний брак встречается очень редко. Это говорит о том, что наладить систему контроля, не допускающую значительных ошибок, в принципе возможно. Небольшие организации часто относятся к этому спустя рукава, считая, что, скажем, опечатки – это не так страшно и вообще разные мелкие недочеты являются чуть ли не нормой деятельности компании.
Если говорить об опечатках, то избежать их на все 100 % вряд ли кому-то удается. Но правильно организованная систематическая проверка может свести их число к минимуму. Я думаю, что здесь уместен по-настоящему жесткий контроль, который включает в себя широкий комплекс мер – от депремирования сотрудников, допустивших оплошность, до полного уничтожения тиража любого издания с серьезной опечаткой.
Мы очень тщательно проверяем все издания. Так, на каждом рекламном модуле перед сдачей в печать свою подпись должны поставить 4 человека: руководитель направления, директор по продажам, директор по рекламе и корректор. При проверке сотрудники обращают внимание даже на самые мелкие детали. К примеру, в компании предусмотрено уменьшение премии за перепутанные дефис и тире.
Я думаю, что продукт не может быть средним: он может быть или хорошим, или плохим. Исключений нет. На мой взгляд, не должно быть такого, что первая выставка проходит плохо только потому, что она первая – мол, первый блин комом!
Как компания мы стремимся к тому, чтобы все, что мы делаем, было как можно более качественным. Именно в соответствии с этой установкой строятся все бизнес-процессы. Пример с опечаткой, приведенный выше, не был единственным случаем в своем роде, ведь даже при максимально жестком контроле обходиться совсем без ошибок невозможно. У нас были и другие недочеты, накладки с транспортом и прочее. Но я предпочитаю нести дополнительные расходы и печатать тиражи своей продукции заново, а также заново распространять ее, но в конечном итоге все-таки выигрывать за счет создания репутации компании, которая выпускает идеальные по качеству продукты.
Репутация компании важнее сиюминутной прибыли
Я никогда не забываю о том, что репутация компании, продукция которой остается безупречной, через десять лет будет для нас важнее тех денег, которые мы потеряем сегодня на устранении брака. Благодаря тому что мы действуем с этой установкой, Begin Group для многих участников нашего рынка остается одной из немногих в России компаний, которые действительно умеют качественно работать. Один из наших клиентов как-то раз заявил, что выставка, которую мы проводим в том же отеле, что и наши конкуренты, выглядит более высокой по классу. «Как будто это два разных мероприятия в совершенно разных местах», – резюмировал он.
На каждом рекламном модуле в Begin’e перед сдачей его в печать должны поставить подпись 4 человека
Я требую идеальной работы от всех сотрудников компании. Я стараюсь объяснить, что нельзя совершать ошибки и допускать недоработки, поскольку даже небольшое количество изъянов в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве всех продуктов. Такие вещи очень трудно объяснить людям, которые приходят в компанию со сложившейся привычкой работать спустя рукава. Поэтому я стараюсь очень внимательно отслеживать действия новых сотрудников. Если человек в течение первой рабочей недели демонстрирует систематическую халтуру, он надолго у нас не задерживается.
Очень важно, чтобы в команду входили люди, которым просто стыдно работать плохо, которые обладают соответствующим мировоззрением. Качественная работа является социально одобряемым поведением в компании и основным фактором карьерного роста.
Сотрудникам компании строго запрещено выяснять отношения между собой в публичной ситуации. Если у одного человека есть какие-то претензии к работе и поведению другого, он ни в коем случае не должен высказывать их на публике! Это чрезвычайно плохо сказывается на профессиональной репутации бизнеса. Для клиентов мы сами должны быть столь же идеальными, как и продукты, которые мы делаем. Все «разборы полетов» происходят только за закрытыми дверями в офисе!
Недочеты бывают у всех. Но их ни в коем случае не должны видеть посторонние и тем более клиенты. Публичные провалы недопустимы! Одна компания славилась образцовым порядком в своих офисах, и он, безусловно, производил на посетителей самое благоприятное впечатление. А достигалось это всего лишь за счет грамотного расположения шкафов, в которых за закрытыми дверцами и хранился весь обычный офисный хлам – бумаги, канцелярские принадлежности, личные вещи сотрудников и так далее.
Я требую идеальной работы от всех сотрудников
Нужно помнить, что люди со стороны не могут оценить процессы внутри компании. Они, например, не могут знать, что сотрудники компании накануне выставки ушли из офиса в три часа ночи. Но они видят продукты. То, с чем они встретятся на выставке, должно им понравиться. Именно поэтому мы никогда не экономим на той части работы, которая может попасть в поле зрения клиента. Наши издания печатаются только на хорошей бумаге, а выставки проводятся только в лучших отелях. В глазах рынка мы должны быть идеальными.
Когда мы только начинали работать и нас никто не знал, мы ввели категорический запрет на печать собственных модулей на обложках и размещение собственных баннеров на топовых местах на сайтах. Если бы мы опубликовали на одном из таких мест информацию о себе, то рынку сразу бы стало ясно, что у нас не купили хороший модуль или баннер. А раз не купили, то реклама, у нас, по всей видимости, не работает – рассудили бы окружающие. Поэтому в тех редких случаях, когда у нас оставались хорошие рекламные площади, мы дарили их вип-клиентам, добавляли к общему пакету услуг или давали «на пробу» новым заказчикам. Но никогда не размещали свою рекламу!
C первых дней существования бизнеса мы вели себя как компания-лидер. Это моя принципиальная позиция. Я уверена, что компанию на рынке воспринимают так, как она себя позиционирует. На мой взгляд, если вести себя как лидер, то это будет воспринято рынком так, как будто оно так и есть и иначе быть не может. Это касается всех направлений нашей деятельности. То, что видят окружающие, должно говорить, что у нас все принципиально лучше, чем у конкурентов: и услуги, и люди, и финансовые результаты – и что мы успешнее их.
Если кто-то проводит конференцию, то мы просим, чтобы в списке информационных партнеров наш логотип стоял рядом с логотипами лидирующих деловых изданий, например «Ведомостей» и «Коммерсанта», а не в конце списка в разделе «Другие». При этом мы просим организаторов других мероприятий не публиковать логотипы конкурентов рядом с нашими.
Когда мы сами проводим конференции или сессию семинаров на наших выставках, мы приглашаем на них только экспертов, действительно имеющих вес на рынке. Все знают, что авторитетные спикеры работают только с солидными компаниями, следовательно, мы и есть солидная компания. И если вдруг у кого-нибудь из них не получается приехать и договоренность о выступлении срывается в последний момент, мы никогда и ни при каких обстоятельствах не «забиваем» время докладчиками, у которых в профессиональном сообществе сложилась репутация «главное поговорить, а о чем – не важно». Мы перераспределяем выступления, организуем какие-то дополнительные мероприятия своими силами, но никогда не пускаем таких людей выступать.
Более того, наши сотрудники выступают только на престижных конференциях.
Выстраивая работу с клиентами, мы, в первую очередь, начинаем сотрудничать со всеми ведущими компаниями рынка. То, что лучшие компании работают с нами, еще раз подчеркнет наш статус лидера, и, следовательно, остальные тоже придут к нам.
Мы всегда занимаем демонстративно жесткую позицию по отношению к конкурентам, что дозволено только лидерам. Значит, мы и есть лидеры!