Бизнес на увлечениях

Анфилатова Ольга


Меня зовут Ольга Анфилатова. В 2021 году я запустила свой проект – бренд женской и женственной одежды ANFISA. К моменту написания этих строк осенью 2023 года я уже поработала на одной площадке с актрисами театра и кино Ольгой Кабо и Анной Ардовой, обо мне напечатал статью глянцевый журнал, меня пригласили для участия сюжете программы «Доброе утро» на Первом канале, и я плодотворно сотрудничаю с российским глянцем «Академия моды».


Есть такое выражение «Сделай своё хобби работой, и тогда тебе не придется ни дня работать». Это вольное перефразирование одной известной цитаты Конфуция.


Когда я заканчивала школу, это выражение мне казалось каким-то бредом. Кроить, шить и даже немного конструировать одежду я научилась еще в школе и получала огромное удовольствие и от процесса, и от результата. А попав на выпускной экзамен дизайнеров одежды, который проводился в виде показа, я поняла: вот то, чем я хочу заниматься. Придумывать, шить, одевать людей, Но шел 1997 год и мысль о том, что на изготовлении одежды можно зарабатывать, казалась утопической. Это было время, когда старая страна уже была разрушена, а новая еще не была построена.


Мое умение шить в то время было порой единственной возможностью обзавестись обновкой в принципе и модной обновкой в частности.


Пока я думала и выбирала между дизайнером одежды и более понятной профессией, наступил 1998 год. Дефолт. В общем на тот момент отказаться от мечты стать дизайнером в пользу более материальной профессии казалось правильным. Так в 1999 году я и оказалась студенткой юридического факультета Московской финансово-юридической академии, которую, к слову, окончила с отличием.


В юриспруденции тоже есть толика творчества, возможно, поэтому и роль профессионального корпоративного юриста прижилась в моей жизни и со мной вот уже 22 года. Но шить я не прекращала. Для меня провести новогодние каникулы не в обнимку с оливье, а в обнимку со швейной машинкой было в порядке вещей.


В какой-то момент про увлечение узнали на работе, и коллеги стали делать мне заказы. Получив первую плату за работу, я поняла, что настало время все изменить. Мое хобби может перерасти в дело жизни. Так в 2020 году укрепилась идея, а в 2021 году появился бренд женской женственной одежды ANFISA.


Представляете? Мне почти год понадобилось, чтобы преодолеть страх: а что будет, если я начну. Если у вас тоже есть такой страх, заверяю: пока не начнете, никогда не узнаете, что же будет.


Умение шить и понимание процессов значительно облегчает путь. Но не могу сказать, что путь от увлечения к стабильному бизнесу простой. Происходит много перестроек – в голове, в понимании, в окружении, даже в близком окружении.


Вы знаете, когда я запускала проект ANFISA, я думала так: «я буду только придумывать и тихонько сидеть в офисе, обо мне знать никто не будет». А сейчас я участвую в мероприятиях, в том числе как спикер, рассказываю про стиль, моду, про бренд и про себя, веду социальные сети, сама лицо своего бренда. И мне невероятно в этом поле кайфово. Понимаете? Вокруг и внутри меня происходят изменения, и у вас тоже будут происходить. Это не значит, что у вас будет так же. Ваш путь может быть совсем другим. Главное – получать от него удовольствие.


Поскольку я знаю процессы работы над созданием вещи, у меня была иллюзия, что я сейчас по аналогии в магазине куплю ткань, нитки, отвезу в ближайшее ателье, и мне сошьют несколько вещей, выкройки в интернете скачаю. И насколько у меня был разрыв этих моих шаблонов, когда оказалось, что ателье серию не шьют и надо искать производство. Не всякое производство любит мелких дизайнеров с маленькими партиями, им просто невыгодно их брать. Купить ткань даже на 10 платьев оказалось не меньшей проблемой, чем найти производство. Обычные магазины тканей, как правило, не располагают такими остатками, потому что привозят по чуть-чуть. А на оптовых складах, как правило, предлагают от рулона и не меньше, а это значительно больше, чем мне надо. Отшить самую первую партию платьев для меня был невероятный квест и стресс.


А теперь представьте. Я включилась в работу и думала, что будет просто. А тут уже на этапе подготовки все пошло не по плану. Я кое-как собираю ткани, с трудом нахожу производство, на котором мне готовы разработать лекала. Заказываю лекала, привожу ткань, нитки, дублерин, фурнитуру… отдаю, жду.


Примерно через месяц забираю свои платья. На производстве все показывают и быстро упаковывают. Счастливая и довольная, я привожу коробки домой. И начинаю дома их рассматривать, примерять… и понимаю, что мне отдали брак. Большая часть вещей изготовлена с допущенными ошибками в технологии, например, неверно выбрана ширина стежка для мягкой ткани, или детали не продублированы и не держат форму, или криво соединены детали и смещен центр.


Я фотографирую все дефекты, отправляю фото и замечания на производство. И каково было мое удивление, когда я получила такую обратную связь: а что вы хотели, вы привезли плохую ткань, мы сделали что смогли.

Официального договора у меня не было, да и как юрист я точно знаю – все договоры односторонние. Никакая бумажка не защитит от недобросовестного подрядчика. Пошла я с ними судиться? Нет. Пошла бы, если бы был договор? Нет. Потери времени и сил обошлись бы дороже.


Но этот опыт был основанием подумать: а что мне нужно от подрядчика, чтобы не было таких ошибок.


За более чем двухлетний опыт работы с разными производствами я уже научилась обращать внимание на важные для меня моменты: как оборудовано производство, какие есть машинки, как оборудованы места швей, достаточно ли света – это все проявление заботы хозяйки производства. А если она может позаботиться о своих сотрудниках, она проявит и заботу к моему заказу. И пока это точно работает.


Со своей стороны я тоже проявляю максимальное внимание к деталям, чтобы швеям было легче выполнить мой заказ, а значит, быстрее и качественнее.

Моя формула простая. На каждую модель у меня технический рисунок и техническое задание, в котором расписаны все детали пошива, прорисованы все швы и узлы соединения деталей. Максимально подробно. Я делаю раскладку лекал на ткани – это отдельная услуга конструктора, оформляется в виде схемы или большой распечатки. С такой готовой раскладкой закройщик тратит гораздо меньше времени и сил на крой.


Я контролирую, чтобы на самих лекалах была нанесена вся дополнительная информация, например, стрелки с указанием направления складок, метки карманов… Если вы швея, то вы, наверное, сейчас думаете, что это все и так должно быть отмечено. Да, все верно, должно. Но иногда опускается или забывается. Поэтому важно проверить.


В книге Стивена Кови, если я не ошибаюсь, такая концепция взаимности относится к четвертому навыку, и называется он «Думай в духе «выиграл/выиграл». Кстати, очень рекомендую книгу к прочтению.


Помимо умения выстроить технические моменты – от выбора ткани до контроля готовой партии, я училась продавать. В моем случае под «продавать» я закладываю: формирование концепции визуала социальных сетей, выбор моделей для съемок, создание образов для моделей, разработку сайта, магазина на маркетплейсе, упаковку, флаеры и другие раздаточные материалы и т. д. Все это уже изначально должно продавать товар еще до того, как его получил клиент и примерил.


Если вы никогда этим не занимались, у вас нет опыта, делегируйте, но будьте в теме и в курсе, прокачивайте свою насмотренность. Если ваш бизнес имеет отношение к визуалу, а это почти любой бизнес, насмотренность вам точно пригодится.


Только сейчас, спустя два года, я могу сказать, что моя насмотренность прокачана настолько, что я могу сама стилизовать свои съемки. Хотя до сих предпочитаю приглашать стилистов и продолжать у них учиться, учиться у профессионалов.


К вопросу об учиться: будьте готовы учиться всегда, постоянно, без остановок

Чем бы вы ни занимались, в вашей нише каждый день будут происходить какие-то изменения. Будут меняться модные тенденции, будут меняться законы или политическая обстановка. Чем более гибким будет выше мышление и больше знаний и навыков вы освоите, тем легче вам будет подо все это адаптироваться. А самое главное – вы при этом будете спокойнее относиться к любым изменениям и не бояться их. Поверьте, стресса вам и без них хватит.


Я постоянно в обучении или в наставничестве. Сейчас завершаю обучение на дизайнера одежды. У меня будет диплом о профессиональной переподготовке! Осталось сдать пять домашних заданий и представить коллекцию на суд экзаменационной комиссии. И все, я официально буду дизайнером одежды. Это обучение, кстати, тоже внесло колоссальный вклад в прокачку моей профессиональной насмотренности. Только ради этого стоило пойти на обучение. Обучаясь, мы иногда берем не только то, за чем пришли, но и гораздо больше.

А еще – мы находим новые знакомства.

Человеческий ресурс – один из самых важных. Всегда расширяйте круг общения. Навык коммуникации пригодится в любом бизнесе, широкий круг знакомств и большая записная книжка – тоже. Объединяйте вокруг себя людей и стройте свое сообщество, которое будет любить то, что вы делаете так же, как вы, а может, и больше вас, заряжать каждый раз, когда у вас будут трудности, и разделять радость. Не бойтесь делиться хорошим, счастье идет против основ математики: оно всегда приумножается, когда им делишься.

Заряжайте людей любовью к тому, что вы делаете, и ваш продукт или услуга от этого только выиграют.


С самого начала любого бизнес-проекта начинайте учиться считать. Считать все затраты и не только финансовые. Не зря говорят, что деньги любят счет. Даже если вам кажется – да что тут считать? Вам это только кажется.


Одна из моих первых ошибок заключалась в том, что я начала вести финансовый учет только на втором году жизни проекта ANFISA. Первый год мне казалось, что доход не важен. Важно начать проект, раскачать его, найти свою аудиторию и понять, как с ней работать. А все остальное и в том числе учет – это не важно.


Начните для начала вести простую табличку расходов и доходов. Считайте себестоимость своих работ, услуг или товара. Смотрите разницу между расходами и доходами. Всегда оценивайте результат и разбирайтесь, почему получилось именно так, как получилось. Этот анализ позволит вам как минимум уменьшить убытки или избежать их, а в идеале – подсветит возможности роста и масштабирования.


Я сейчас считаю каждый рубль и вижу четкую положительную динамику проекта ANFISA. И даже если результат еще далек от идеала, я точно знаю, что результат моей работы растет и сегодня мои успехи лучше, чем месяц, полгода или год назад. Я всегда сравниваю себя только с собой в прошлом! Это тоже важно! Но это не значит, что я не смотрю, как такие же проекты ведут другие. Наоборот, с удовольствием наблюдаю за другими брендами и дизайнерами. Подмечаю у них что-то новое и интересное и примеряю на себя – могу ли я так же сделать в своем проекте. Например, могу ли выйти на эту же площадку, попробовать такой же стиль визуала, а может быть, поработать с такой же девушкой- моделью или еще что-то в том же духе.


Ваше время и энергия не менее значимы, чем деньги. Можно все делать самому, быть многостаночником, и вам будет казаться, что вы что-то экономите при этом.


Но я вас сейчас разочарую, потому что экономия будет иллюзорным самообманом.


Для меня самым важным открытием была следующая мысль. Только вдумайтесь. Выполняя самостоятельно работу, которую может делать другой квалифицированный специалист, вы крадете у проекта время и энергию создателя проекта. Вместо того чтобы растить проект, придумывать новые продукты, товарные линейки и искать связи и коллаборации, основатель и вдохновитель проекта вынужден заниматься чем-то совсем другим: писать посты, придумывать рекламные креативы, заполнять карточки на маркетплейсах… Если вдохновитель не вдохновляет, как думаете, что будет с проектом? Будет ли он расти? Скорее всего, нет! Все, что вас не вдохновляет и не ведет к конечной цели, все делегируйте. Так вы и себя разгрузите, и научитесь строить команду! И то и другое – двигатель любого проекта!


На старте рекомендуют все делать самому, чтобы разобраться. Я с этим советом соглашусь, но как только разобрались на столько, чтобы нанять другого, тут же нанимайте.


Мне очень нравится наблюдать и анализировать, каких людей я притягиваю в своей проект ANFISA. Первые три производства, с которыми я работала, выдавали мне брак, нарушали сроки и фактически сливали мой бюджет. Я каждый раз анализировала, почему так получилось и зачем эти люди оказались на моем пути. Поняв, что конкретно они мне подсветили, я каждый раз относилась к убыткам как к плате за знания. И, если честно, была благодарна вселенной, что плата оказывалась не очень существенной.


А сейчас ко мне в окружение приходят люди, с которыми интересно объединяться, кто может помочь создать интересную коллаборацию, качественно изготовить партию или снять крутой фото- и видеоконтент. Таких людей сейчас рядом со мной гораздо больше, чем на самом старте проекта.


Увлечение или хобби и бизнес на хобби оказались для меня не одним и том же. Я иду вперед и с удовольствием продолжу свой путь. Потому что только в моих силах выстроить работу в проекте таким образом, чтобы мой бизнес был моим увлечением, которое приносит и удовольствие, и прибыль.

Биджа Юлия


Лайф и бизнес-коуч, провожу работу персонально и в группах. Автор системы и книги «12 граней самопознания». Система, в которой понятными словами описываются законы жизни. Каждый, кто слушает уроки, начинает понимать себя и окружающий мир, а благодаря простым и эффективным техникам и практикам меняет своё сознание и жизнь в сторону счастья и позитива.


Ведущая активных динамических медитаций и трансформационных ретритов. Благодаря таким ретритам снижается уровень стресса, происходит эмоциональная перезагрузка, резко и надолго повышается уровень энергии. Автор революционного курса по астрологии для профессионалов и для личного «домашнего» использования, с простым подходом и коротким сроком обучения. Этот курс позволяет за два месяца узнать о себе больше, чем за всю предыдущую жизнь.


Мастер телесно-ориентированных глубинных практик, которые позволяют улучшить физическое, ментальное и эмоциональное здоровье. Укрепляют весь организм, повышают иммунитет, учат работать с вниманием, устанавливают тесный контакт с телом, повышают чувствительность, развивают внутренний стержень и дают возможность почувствовать себя в настоящем моменте. Я в практиках с 2006 года. За это время обучила более 500 учеников, провела более 5 000 консультаций.


Я окончила Академию туризма и с 19 лет работала в туристической сфере. В 23 года вышла замуж, а в 26, как только узнала о беременности, сразу уволилась. Работа мне нравилась, но она была слишком нервная, а я хотела осознанную спокойную беременность.


Просидела без работы ровно три дня и задумалась: «Так много свободного времени! Надо бы заняться любимым делом.» И знаете, что сделала? Конечно! Я открыла своё турагентство. А что ещё? Я была влюблена в туризм, и на тот момент мне казалось, что это шикарная идея: и нескучно дома сидеть, и дополнительный доход. Так началась история моей туристической компании, которая процветает и сейчас. Но уже без меня.


В 23 года я начала заниматься практиками, изучать психологию и философию. И в 29 уже начала вести группы, обучать и консультировать. Это стало моим хобби, на которое уходило много денег. Многочисленные обучения у мастеров, поездки на их занятия в различные города, выездные ретриты в другие страны – деньги на всё это я зарабатывала в туризме.


К 38 годам уже 15 лет у меня было две любимых работы. Но на одной я зарабатывала, а на второй, которую считала хобби, тратила.


Те, кто знает, поймет. Своё турагентство – это постоянный стресс. Нельзя отключить телефон даже на ночь. Даже в новогоднюю ночь. ТЕМ БОЛЕЕ в Новогоднюю ночь. Одних не поселили, вторых не встретили, у третьих тур подорожал в три раза. Масса факторов, которые зависят от других людей, обстоятельств и даже явлений природы. Но я отчаянно продолжала доказывать миру, что я лучшая и всё могу.

Дошло до того, что на занятия к своим мастерам я приходила с компьютером. Честно. Все практикуют, а Юля продолжает бронировать номера и проверять данные паспортов в билетах, подыскивать лучшие варианты отелей и гуглить температуру воды в Индийском океане.


И вот после очередного такого урока, я встаю и со вздохом говорю: «Пойду поработаю». Ананд услышал мои слова и ответил: «А тебе доставляет удовольствие твоя работа в туризме?» «конечно, иначе я бы не выдержала столько лет напряжения», – сказала я. «Тогда всякий раз, когда идёшь работать, улыбайся и произноси радостно вслух: ПОЙДУ НАСЛАЖДАТЬСЯ! И осознавай, какие приятные ощущения дарит тебе работа».


С этого же дня я начала практиковать. И через недели две, я обнаружила, что работа и правда стала приносить гораздо больше удовольствия. И даже в самые неприятные моменты я перестала раздражаться и негодовать.


Как только я искренне, с любовью и благодарностью смогла отпустить свой бизнес. Без каких-либо гарантий и стабильности, не имея никакого постоянного дохода. Проснулась однажды и поняла, что больше не хочу никакого негатива от работы. Подарила турагентство своему старшему менеджеру, которая с радостью приняла мой подарок. Её турфирма процветает именно потому, что она получает невероятное удовольствие от каждого этапа своей работы.


Я убеждена, что все прекрасные перемены в нашей жизни идут только через любовь и благодарность. Как только окажешься в состоянии бессилия и усталости, вспомни о своей безусловной любви и безграничной благодарности. К близким людям, к друзьям, ко всей Вселенной. И мгновенно ощутишь, как силы к тебе вернулись. Не просто прочитай и подумай. А правда, прямо сейчас закрой глаза и окунись в это состояние. Все мои тексты волшебные, потому что в них есть энергетическая передача состояния. Закрой глаза и ощути. Есть?


Дела, которые доставляют удовольствие, питают нас энергией. Потому что во время удовольствия не образуются энергетические засоры. Энергия течет ровно, нет никакого напряжения. А дела, которые мы делаем без удовольствия, засоряют каналы, не дают энергии протекать. Потому что, когда мы делаем такие дела, сильно напрягаемся.


Ребенок делает только то, что хочет. Годам к пяти – 70% дел, которые он хочет делать, и 30%, которые нужно. Годам к десяти это соотношение уже в лучшем случае 50 на 50. К 14—15 годам – дел, которые доставляют ребенку удовольствие остается около 10—15%. У взрослого же человека к 18—20 годам дела, которые доставляют удовольствие, в лучшем случае занимают 5% времени. У многих людей с годами таких дел вообще не остается. Тогда получается, что все дела, которые человек делает в течение дня, засоряют его энергетические каналы. Человек вроде работает в полной уверенности, что он делает что-то полезное. Но если это дело не доставляет ему удовольствие, оно блокирует протекание энергии, и у человека к вечеру ее становится все меньше и меньше. Он приходит домой с работы и ложится на кровать без сил.


Чтобы было много сил, нужно делать то, что доставляет удовольствие. Если бы каждый человек делал только то, что он хочет, наша планета бы процветала.


Если бы человек всю жизнь делал только то, что хочет, тогда он никогда бы не стал делать что-то назло другому. Нет ничего слаще, чем делать что-то в удовольствие, наслаждаться ровным, красивым течением энергии. Никто никогда никому не желал бы зла. Вся злость и агрессия – это результат того, что мы делаем много вещей, которые на самом деле не хотим делать. От этого постоянно растет внутреннее напряжение, копится агрессия.


Когда есть дела, которые нам не нравятся, но мы не можем их бросить, надо научиться видеть в них положительную сторону и наслаждаться их результатами.


Например, когда есть нелюбимая работа, но на данный момент нет возможности уволиться, нужно увидеть – что эта работа мне сейчас дает? Например, деньги, благодаря которым я могу обучиться новой профессии и со временем поменять сферу деятельности. Если смотреть таким образом, тогда нелюбимая работа перестанет быть наказанием и вызывать напряжение. Она станет источником возможностей. А у человека появится причина для благодарности, в результате чего энергия потечёт свободно.


Чтобы энергия протекала свободно, необходимо постоянно заниматься самопознанием. Но важно не путать самопознание с получением информации.


От получения информации гусеница становится гусеницей с большой головой. Когда мы получаем информацию без энергии, то сильно устаём. От такого обучения нужно время от времени отдыхать.


Но если обучение проходит с энергетической передачей, то гусеница становится бабочкой. Такое обучение помогает наполняться энергией.


Все уроки в моей школе построены так, что человек обязательно получает энергетическую передачу. И именно в момент прослушивания роликов, в момент медитаций и практик энергия начинает течь внутри человека. И в процессе обучения человек может в течение дня сделать больше, чем обычно.


Когда человек берет энергию, но не отдает, происходит энергетический застой. Человек не может выдержать столько энергии и чувствует дикую усталость. Ему кажется, что у него не хватает энергии. А на самом деле ему нужно начать отдавать. Поэтому, когда мы чувствуем усталость или когда у нас нет денег, ресурса, здоровья, это не всегда означает, что мы не принимаем энергию. Может быть, мы ее принимаем, но не отдаем.


Все практики, которым я обучаю, помогают и принимать, и отдавать энергию, чтобы не было застоя. Во время медитации все энергетические потоки активно проходят сквозь нас, трансформируют и вымывают всё напряжение. Так мы оздоравливаем все наши четыре тела, включая физическое.

Бобрик София


Основатель и генеральный директор PR агентства TechWaves Comms, ставшего номинантом премии 2023 Central European Startup Awards PR-эксперт с опытом более 6 лет в стратегическом PR для технологических и креативных индустрий. Выстраивает доверие и узнаваемость брендам на российском и зарубежном рынках. С помощью PR помогает привлекать инвестиции стартапам. Может ли хобби может приносить деньги?


На Западе люди давно уже осознали, как зарабатывать на своих увлечениях, превращая их в источник дохода. В нашей же культуре принято разделять хобби и то, что якобы приносит реальные деньги. «Кому нужны мои браслеты из бисера и камней, если у людей нет денег на это», – к таким негативным суждениям приходит большая часть поистине талантливых людей в своей области и прожигает свою жизнь на нелюбимой работе, цепляясь за мнимую стабильность. Хотя в данном случае ручная работа весьма популярна и стоит дороже, чем фабричная.


Например, когда я работала PR-менеджером в найме, у меня были коллеги, которые профессионально занимались восхождениями на пики самых высоких гор в мире, в том числе Эльбрус, и технодайвингом. Их истории и профессионализм вызывали у меня глубокое уважение. Я не могла понять, почему они выбрали офисную работу и не монетизировали свои увлечения. Ведь существует огромное количество людей, готовых заплатить большие деньги, чтобы подняться на Эльбрус или погрузиться на 140 метров с аквалангом.


Страх и синдром самозванца всегда стоят на пути к монетизации своего хобби. Наш мозг рисует устрашающую картину, в которой множество трудностей, препятствующих достижению цели. Но люди, которые решаются на изменения в своей жизни и проходят этот путь – самые счастливые. Они свободны, жизнерадостны и им есть ради чего вставать по утрам. Как говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций, найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизни.


Неважно, чем вы занимаетесь: создаете украшения, умеете устранять поломки в машинах, поете или создаете прекрасные картины. Необязательно поначалу иметь большой заработок на хобби, можно начать с малого.


Кроме того, сам процесс заработка денег также может стать вашим хобби. Например, торговля или приумножение капитала через инвестиции в фонды с процентами. Существует множество способов получать ежемесячный процент от вложенных средств. Для некоторых людей сам процесс приумножения денег из имеющихся вложений своего рода хобби.


Будьте открыты новым возможностям и монетизируйте свои увлечения. Делать то, что вам нравится, и получать от этого прибыль – прекрасный способ стимулировать свой рост и развитие.


Может ли монетизация уничтожить хобби?


Крайне важно понимать, что не каждый человек будет заинтересован в покупке вашего товара или услуги. Часто, ощущая неудачу, люди закрываются и бросают попытки преуспеть. Это своего рода испытание, которое определяет настоящую мотивацию в достижении своих целей.


Однако если вы дадите себе еще один шанс, а может быть, даже два, то удивительным образом обнаружите востребованность своей услуги или товара. Начните активно говорить о своем хобби в социальных сетях, демонстрируйте примеры своих работ, запускайте таргетированную рекламу и поддерживайте постоянную коммуникацию с потенциальными клиентами.


В наше время умение эффективно взаимодействовать с людьми становится ключевым фактором успешности в современном мире.


Проблемы, которые могут возникнуть


Синдром самозванца может стать настоящей преградой на пути к достижению успеха. Внутренний критик никогда не доволен результатами и всегда боится. Важно задуматься, как можно прийти к соглашению с ним и узнать, чего именно ему не хватает? Он может быть прав, что существует множество людей, занимающихся теми же делами, что и вы, но следует учесть, что ваш подход, стиль и креативность могут быть востребованы у определенной аудитории. Каждый человек уникален, и ваше предложение может привлечь именно тех, кому оно нужно.


Страх критики может стать настоящей преградой на пути монетизации своего хобби или знаний. Однако важно понять и принять, что, когда люди отрицают ваши способности и упрекают, это отражает прежде всего их собственную неуверенность. Успешные люди не будут критиковать вас, они будут готовы дать совет, если вы обратитесь с просьбой.


Как превратить хобби в основной источник дохода


К примеру, я очень боялась критики, когда решила монетизировать свои знания в области криптовалют. В моей работе с криптобиржами в качестве пиар-специалиста и в изучении трейдинга я легко могла объяснить, как покупать криптовалюту и инвестировать. Но меня охватывал страх делиться этой информацией публично. Однако, как только я разместила несколько постов в социальных сетях, мне удалось привлечь внимание людей, и они стали обращаться ко мне за советом.


Более того, мечтая открыть свой собственный бизнес в PR, я ощущала множество страхов и сомнений. Сейчас я основатель и генеральный директор международного PR-агентства и уже более 6 лет помогаю компаниям строить свой личный бренд и масштабироваться. Но еще 1,5 года назад я работала в найме и каждый день сталкивалась с напряжением, давлением и унижениями со стороны начальства. Я думала, а что если уйду и не смогу найти клиентов? Как противостоять конкуренции с тысячами других PR-агентств? Мир PR – сложное и непредсказуемое поле, которое требует от человека не только знаний и навыков, но и стойкости и уверенности в себе.


Все эти мысли занимали мое сознание, и я не могла понять, как мне добиться этой цели и монетизировать именно свое видение построения качественного PR клиентам, а не то, что мне говорили делать.


Однако я пришла к выводу, что конкуренция нередко является лишь внутренним состоянием человека. У каждого эксперта есть собственные взгляды, ценности и методы работы. И когда вы встречаете клиента, который разделяет ваши ценности, идеи и цели, вы становитесь его идеальным выбором. Работать с тем, кто вас понимает, всегда легче, нежели с теми, у кого есть все: многолетний опыт, портфолио, но нет понимания. Опять же все индивидуально.


Я не могу утверждать, что путь к монетизации хобби легкий и его можно легко преодолеть. В процессе достижения целей вы будете сталкиваться с многочисленными сложностями, вызовами и испытаниями, которые жизнь приготовила для вас. Но именно в этих испытаниях скрывается вознаграждение. Когда вы проходите через огонь и воду, вы осуществляете свои цели.

Булдакова Наталия


Креативный директор NEFORMAT TV, совладелец студии по производству телевизионного контента CG FORMAT, экс-член Международной Федерации Журналистов * (* International Federation of Journalists прервала членство РФ в своих рядах в связи с СВО), телевизионный журналист и режиссер. Профессиональную деятельность на этом поприще начала в апреле 1995 года. Автор первой на российском ТВ полнометражной программы о субкультурах «НеФормат» (существует с июля 1999 г).


По второй профессии – имиджмейкер, стилист-коуч. Резидент Международного Сообщества Стилистов, соучредитель и член Бренд-Гильдии «Ю». Постоянный автор-эксперт нескольких федеральных изданий. Участник и организатор офлайн и онлайн деловых и культурно-массовых мероприятий и событий. Автор курса для экспертов «Имидж личного бренда» и соавтор книги «Личный бренд. Создатели и владельцы». Дизайнер ювелирной бижутерии и автор проекта HMGjewelry.


Хобби, которые мы выбираем, не всегда выбирают нас


Аллюзия на строчку из популярной песни лучше всего отражает суть того, о чем я предлагаю вам поразмышлять. Как мы на самом деле относимся к теме досуга и увлечений? Где находится грань между «убиванием» времени, необходимыми действиями, совершаемыми в свободную минуту, и хобби, которое можно или нельзя монетизировать?


Любая деятельность должна приносить прибыль. Последняя может измеряться в удовлетворении моральном или в финансовом эквиваленте. Лучше, конечно, когда и в том, и в другом одновременно. Это может быть любимая работа в найме, с которой и хобби не надо, или монетизированное хобби. Но это идеальные варианты. На практике работа часто фигурирует в мемах в качестве места отбывания наказания за неведомые грехи, а хобби воспринимается чем-то несерьезным. Отчасти это происходит потому, что существует однозначное противопоставление работы отдыху.


Определение это подтверждает:


«Хо́бби (от англ. hobby – увлечение, любимое дело) или увлече́ние – вид человеческой деятельности, которым занимаются на досуге, для наслаждения».


Из этого родился стереотип, что хобби – обязательно любительство, ибо существует для удовольствия и не требует особых навыков, а работа нечто профессиональное, но исключающее наслаждение этим. Однако хобби, возведенное в ранг компетенций, вполне может приносить деньги и стать главным делом жизни и основным источником дохода.


Свою статью я адресую и посвящаю тем, кто только начал задумываться над монетизацией хобби или делает первые шаги в сторону своей мечты.


Нечто большее, чем одна из форм активности


Есть множество примеров, когда, работая в найме, люди создавали проекты на увлечениях и превращали их в успешный бизнес. Этот бизнес становился семейным делом, передавался по наследству и рождал профессиональные династии и даже всемирно известные бренды. Нас восхищают люди, сумевшие это сделать – они исключительны в наших глазах.


Но значительно больше примеров из досягаемого окружения демонстрируют нам обратный результат, чем и лишают оптимизма тех, кто только еще хочет попробовать получать деньги от своего хобби.


К примеру, один человек попробовал монетизировать свое увлечение, потратил ресурсы, наделал ошибок, выгорел и возненавидел свое хобби. Другой, посмотрев на него, уверился, что заработать деньги на том, чем он занят на досуге, невозможно. Из положительных примеров рождаются мечты, из отрицательных – стереотипы.


Чтобы понять, почему не все хобби становятся источником дохода, нужно изучить природу этого явления.


Нас с детства учили, что отдых – смена деятельности. В течение жизни мы приучаемся переключаться с одного вида деятельности на другой, чтобы сохранять ясность ума и бодрость духа и тела. Мы осваиваем тайм-менеджмент и автоматизируем чередование активностей и нередко заменяем одни понятия другими. К примеру, может ли разгадывание кроссвордов быть хобби? И да, и нет.


В виде набора действий пробежка по парку, поднятие тяжестей, разгадывание кроссвордов или тетрис на телефоне – это еще не хобби. Это способ времяпрепровождения, необходимость, возможность переключиться или даже создание видимости деятельности.


Но, к примеру, если человек начнет в тех же кроссвордах искать систему и изучать матчасть – будет анализировать чужие или изобретать свои универсальные способы и методы разгадывания, то это уже можно назвать «хобби». Точно так же и с гирями, и с чем угодно другим. Разница в подходе и в качестве нарабатываемых знаний и навыков.


Пустота, потребность и хайп: когда попытка заработать не имеет смысла


Откуда берутся хобби, кроме того, что мы начинаем увлекаться чем-то «подсмотренным» у других или самостоятельно придуманным?


Нередко хобби заполняет ту эмоциональную пустоту, которая образовалась благодаря нелюбимой работе: человек ищет отдушину в своем увлечении, заполняя имеющийся вакуум. Или человек, склонный к саморазвитию и постоянному обучению, реализует свою естественную потребность в освоении нового на качественном уровне.


Оба эти варианта предполагают искренний интерес, включенность в увлечение и рост уровня профессионализма, поэтому могут приносить деньги при условии наличия спроса и желания увлекающегося удовлетворить этот спрос своим продуктом.


Есть третий вариант, у которого, однако, шансов стать удовольствием, приносящим прибыль, значительно меньше, – занятие свободного времени, которое с самого начала было решено превратить в бизнес.


Как это выглядит на практике? Условный герой слышит на инфокурсах, что вязанные зайчики – тренд столетия, и, если он научится их делать и начнет продавать, он озолотится.


Не включая критическое мышление, не изучая спрос на зайчиков, человек осваивает вязание, закупает материалы и инструменты, создаёт первого зайца, оформляет страничку в соцсети и ожидает, что сейчас к нему прибегут толпы алчущих заек клиентов. Но этого не происходит.


Со временем герой понимает, что без развития и продвижения никто сам на его страничку не пойдет; что нужен современный, актуальный и качественный контент, необходима реклама, участие в ярмарках и выставках, дополнительный объем зайчиков на представительские нужды и многое другое.


Возможно, он увидит в интернете +100500 предложений от других продавцов, которые торгуют плюс-минус такими же зайцами. Некоторые ушастики даже будут более креативные и качественные, чем его. Что делать?


Если автор игрушек уже успел влюбиться в их создание и видит в этом перспективы, то ему нужно повышать уровень мастерства, искать свою «фишку», участвовать в множественных активностях, делать рекламу, коллаборироваться с другими специалистами, продвигаться на различных интернет-площадках и маркетплейсах, активно и интересно вести блоги в соцсетях.


Если перспектив невооруженным глазом не видно, но отступать не хочется, нужно обратиться к грамотному маркетологу – возможно, спрос есть на котов и лис, а не на зайцев, или продвигаться нужно не в синей соцсети, а на женских форумах.


Но если душа к игрушкам не лежит и попытка освоить вязание была продиктована лишь желанием заработать на хайпе, то герой наш быстро выгорит, а проект сдуется, образовав дыру в бюджете.


Было бы желание


Словосочетания «бизнес на хобби» или «монетизация увлечений» у многих людей вызывают мысли о вышивке крестиком, мишках Тедди и примитивных украшениях из китайских полимеров под видом натуральных камней. Однако проекты, рождающиеся из «занятий свободного времени», этим не исчерпываются.


Чем больше я думаю над вопросом, какое хобби можно монетизировать, тем больше утверждаюсь во мнении: любое или практически любое. Исключений пока не нашла, но вероятность существования увлечения, которое может не приносить никакого дохода, допускаю.


Эпизод с «трендовыми» зайцами в данном случае не является тем самым исключением, поскольку в этом примере сложность состояла не в увлечении, а в подходе. Хобби – создание вязаных игрушек. Заяц – объект, который при желании можно заменить на другой и успешно продать.

Даже получение дохода можно сделать не целью, а увлечением.

Зарабатывание денег как хобби


«Мое хобби – зарабатывание денег», – при этих словах на ум приходит образ мультибизнесмена, который играючи «ворочает» миллиардами. Однако денежное хобби может быть куда более доступным и прозаичным. Пассивный доход часто становится увлечением, которому люди посвящают свободное время. Это может быть биржевая торговля, участие в сетевом бизнесе и получение процентов от сделок команды или агентские услуги.


Последнее может вызвать недоумение, но на деле всё проще. Предположим, некая женщина в свободное время посещает танцевальную студию. Эта же женщина раз в месяц ходит к парикмахеру и очень довольна оказываемыми услугами. Что мешает нашей героине и мастеру договориться о взаимопомощи на взаимовыгодных условиях?


Мастеру не помешают дополнительные клиенты, другим членам танцевальной студии – идеальные прически, а нашей героине – пассивный доход. Но пока в этой цепочке нет взаимной выгоды. При этом мы можем предположить, что наша героиня с удовольствием рекомендует своего мастера, когда кто-то делает комплимент ее прическе.


Последнее обстоятельство поможет нам увязать все звенья складывающейся товарно-денежной цепи: людям свойственно испытывать удовольствие, выступая в роли инсайдеров – они сознательно или неосознанно привлекают к себе внимание свежим анекдотом, ярким инфоповодом или ценной рекомендацией. На уровне психофизиологии это работает так: если инсайд попадает в цель, слушатели реагируют на информацию нужным образом, в организме инсайдера происходит всплеск гормонов удовольствия.


Когда наша героиня будет получать не только моральное удовлетворение от рекомендации, но и процент с каждой произведенной с ее подачи стрижки, то все будут довольны. Приятный бонус к комплиментам может заставить нашу героиню чаще прилюдно хвалить своего парикмахера, привлекая ему еще больше клиентов. Больше клиентов – больше процентов и больше удовольствия!


Развивая эту схему дальше, мы придем к тому, что наша барышня может стать профессиональным агентом или даже, при наличии необходимых навыков, открыть свою парикмахерскую. Но почему я «предложила» нашей условной героине увлекаться именно танцами?


Дело в том, что публичность, накладываемая на человека этим хобби, требует следить за состоянием волос более тщательно и часто, чем людям, не выходящим на сцену, на танцпол, или, как принято говорить, на паркет. Помимо этого, на соревнования и выступления исполнительницам требуются особые и нередко сложные укладки, которые невозможно сделать без участия хорошего мастера.


Новая профессия


Хобби можно условно разделить на три категории: материальные, духовные или интеллектуальные и смешанные. Первые производят некий продукт – плюшевых мишек, вышивки, торты и многое другое, вторые основаны на получении знаний – изучение культуры, иностранных языков, истории, игра в шахматы или го и т. д., а третьи предполагают получение знаний и навыков для преобразования их в некую форму – спорт, здоровье, охота, рыбалка и пр.


Как они чаще всего монетизируются?


Коллекционеры отрывают музеи и выездные выставки, фотолюбители учатся и становятся профессиональными фотохудожниками, а почитатели истории и архитектуры становятся гидами и открывают экскурсионные бюро.


Даже если вы заядлый рыболов, это можно монетизировать в рамках платных рыбалок, корпоративных рыболовных соревнований или обучения. Тот факт, что онлайн-обучение, несмотря на небывалую в последнее время популярность, не смогло и не сможет вытеснить офлайн-обучение, подтверждает: учиться чему угодно – даже правильно удочку забрасывать – лучше живьем, чем по роликам с Ютуба. Впрочем, и рыболовные видео-уроки при грамотном подходе тоже приносят хорошие деньги своим создателям.


В моем окружении много людей, ушедших из найма и успешно монетизировавших свои увлечения и интересы. Аналитик одного из крупнейших российских банков, любившая баловать близких выпечкой, уйдя из найма, открыла успешную кондитерскую. Заядлые путешественники осваивают логистику, гостиничный и ресторанный бизнес и открывают туристические агентства, кафе и рестораны экзотической кухни, прокатные бюро и иные формы бизнеса, связывающие их с их страстью к открытию новых для них мест и культур.


Люди, увлекающиеся минералогией или просто восхищающиеся красотой неживых даров природы, нередко открывают магазины для коллекционеров и бижутерные бренды.

У меня тоже есть несколько хобби, которые я «научила» окупаться и приносить доход.

Репутация как гарантия качества


Я не зря начала с коллекционеров, поскольку специфика этого увлечения мне досконально известна. В моем случае увлеченность сокровищами недр земных и коллекционирование минералов привели меня на курс по ювелирному делу и на обучение минералогии. Параллельно с другими увлечениями и видами деятельности я 10 лет вникала во внутреннюю жизнь минеральных веществ и стала одним из немногих представленных в рунете дизайнеров ювелирной бижутерии с профильными знаниями и навыками. Одно время я даже оказывала консалтинговые услуги по идентификации ювелирных вставок.


Я писала статьи для профильных сайтов, повышая свою профессиональную репутацию. Активно участвовала в жизни профессиональных сообществ, налаживала связи с геммологическими лабораториями, с поставщиками каменного сырья, с коллегами по ювелирному цеху и производителями ювелирного оборудования. И постоянно повышала уровень своих компетенций.


Это позволило мне зарабатывать на моем увлечении. Моя репутация была гарантом качества и подлинности изделий, которые я создавала и продавала – в природе и происхождении ювелирных вставок в моих украшениях невозможно сомневаться.


Я вырабатывала свой стиль в дизайне, участвовала в профильных выставках и конкурсах, общалась к коллегам и делилась с ними своими наработками, публиковала статьи о физико-химических особенностях минеральных веществ и выкладывала фотографии своих работ, создавала контент для ювелирных блогов и в итоге была замечена зарубежными специалистами и приглашена в качестве участника на Неделю современного искусства в Милане. Увы, дальше приглашения дело не пошло – случилась пандемия, а потом СВО.


Некоторые мои знакомые-коллекционеры в исследовании секретов драгоценных камней пошли еще дальше и, пока это было доступно, дистанционно обучались в европейских профильных образовательных учреждениях, получая квалификации геммологов. Сегодня они известные в профессиональных кругах специалисты по камням с высоким инвестиционным потенциалом. Но мы все начинали с любительства, любознательности и целеустремленности в желании узнать больше.


Сейчас я продолжаю в удовольствие создавать украшения и также – в удовольствие – их продавать. Это не является основным моим делом – это приятный бонус с дополнительным доходом.

Загрузка...