Я всегда испытываю некое волнение, когда моими собеседниками оказываются удивительные люди. Они совершенно разные: кто-то сделал свой первый миллион в 20, а кто-то долго и упорно искал себя и дело, вдохновляющее его на все 200 %. В какой-то N-ый момент времени и N-ой точке пространства у человека возникает идея начать, а затем приходит и понимание того, что он нашел свое, и без этого больше не может. Но в эту точку невозможно прийти просто так, без предыдущей «подготовки». Так или иначе, все истории имеют под собой предысторию – как все начиналось. Я бы назвал это прологом успеха.
Первое, с чего мы начнем – понимание того, как в жизни человека появляется стремление «сделать бизнес», всегда ли оно легкое и сколько граблей нужно преодолеть, чтобы точно для себя решить – «я хочу бизнес и сделаю его».
Аяз Шабутдинов: Я начал бы свой рассказ с благодарности Федору Овчинникову за то, что сейчас есть вокруг нас. Потому что когда-то, примерно три года назад, какой-то добрый человек скинул мне ссылку на его блог. (Мне тогда было 19 лет). И я его от корки до корки прочитал, загорелся идей создания своего бизнеса. Для меня тогда появился совершенно новый образ предпринимателя: человека открытого, искреннего. Идея занятия бизнесом очень сильно зажгла. Тогда я был студентом второго курса, работал ведущим мероприятий, сценаристом в Event-e Ижевска. Зарабатывал я на тот момент до 80 тыс. руб. в месяц – в рамках Ижевска это колоссальная сумма, примерно как в Петербурге 800. Но, я четко помню этот момент: я читаю блог, вижу, как Федор делится своим опытом и понимаю, что, то чем я занимаюсь, может быть не тем. Он настолько меня зажег занятием бизнеса, что я тогда как раз я и взялся за проект. Мы в течение трех месяцев валили лес в Пермском крае. Представьте себе образ – бензопила, ватник, ушанка, комары – все это было. Ну и на тракторе, я помню, учился ездить тогда. Я подумал, что к черту ведение мероприятий и работа ведущим – сценаристом. (А был свадебный сезон, когда можно было зарабатывать максимальное количество денег, работая ведущим). И вот так получилось, что на прошлой неделе я веду женский конкурс красоты, приятная атмосфера, сзади меня девушки, я в рубашечке, все замечательно. Через неделю я в лесу, с бригадой. И за такой крутой поворот от девушек до лесоповала я, опять же, благодарен Федору. Но после этого, когда история с лесом закончилась, был ряд нескольких других проектов. А потом появился бренд Like, и начался он с хостелов. Это знаменитые на тот момент темы, мне кажется, все пытались заниматься этим бизнесом. Мы тоже пытались, и у нас получилось. Тогда же началась история с масштабированием бизнеса. Ну и «вдруг» это все превратилось в такую большую огромную сеть.
Федор Овчинников: Если сначала и вкратце – то по образованию я археолог. И в предпринимательство, можно сказать, вышел из науки. Кстати говоря, в университете, в школе я ничем не торговал, не зарабатывал. Все началось с того, что у меня постоянно были какие-то идеи проектов, потом я ушел из археологии в рекламу. Идеи продолжали появляться, но реализовать их в том, где работал, я не мог, и у меня возникла еще одна идея – начать свой бизнес. Не из-за того, чтобы заработать денег, а из – за того, чтобы реализовать то, что я не могу сделать в текущий момент. Собственно, так и появился мой первый бизнес – книжный магазин. В Сыктывкаре, где я жил на тот момент, не было хороших книжных магазинов, поэтому я грезил идеей открыть классный книжный магазин. В итоге – я попал в бизнес. На самом деле, есть два пути того, как люди приходят в бизнес. Первый – «Да вот нравится, и все тут!» И пошел, не взирая – получится, не получится, риски, не риски. Или второй – всё посчитал, всех осмотрел, конкурентов изучил, со всеми переговорил, и медленно – медленно туда вошел. Я выбрал первый: загорелся идеей, и как Алиса прыгнула за кроликом в нору, так и я пошел в банк, взял кредит и решил открыть книжный магазин. (По правде говоря, для банка кредит я брал «на ремонт квартиры».) После этого уже подписал договор аренды, и только потом сказал жене, родителям. Я знал, что они эту идею не поддержат. И всё, после этого мне пришлось сжигать мосты, что я, кстати, потом полюбил делать в бизнесе. В этот момент ты понимаешь, что нужно сжечь мост, чтобы сделать себе гипермотивацию, что уже отступать назад уже просто нельзя. Когда я взял кредит, подписал договор, заплатил деньги за оборудование, я понимал – всё, мост сожжен. Это жесткое ограничение и заставило, наверное, придумать лучшее маркетинговое решение в моей практике – интернет-дневник, который и сделал мой бизнес известным. Дневник, в котором я рассказывал все о бизнесе открыто, привлек внимание. Причем даже не помню, на 100 % ли это моя идея, но думаю, это не так важно – идея сама по себе ничто, главное – реализация. Помню, я сидел и думал, как мне без денег привлечь внимание к книжному магазину. И из состояния безысходности родилась идея сделать «реалити-шоу», оголиться в интернете с точки зрения бизнеса. Идея и реализация выстрелили, и магазин действительно стал успешным. Вообще, я, можно сказать, разорился в первом бизнесе. Из книжного бизнеса вышел с нулем, получив огромный опыт. И я думаю, что он, наверное, гораздо важнее и ценнее денег. Был, конечно, период «зализывания ран» – месяц-полтора, когда я думал, чем заниматься. И в тот момент мама (она у меня всегда скептически немножко относилась к моим занятиям бизнесом, до определенного уровня) сказала: «Федор, может ты, наконец, найдешь нормальную работу, как все люди?» То есть – главным бухгалтером, будешь ходить с 9 до 18-ти часов, а в выходные отдыхать. Я ей сказал, что нет, я уже не смогу просто-напросто не заниматься предпринимательством.
Аркадий Пекаревский: То, что я сейчас буду рассказывать, мой личный мой опыт, а у каждого человека он совершенно свой. И прелесть заключается в том, чтобы взять разный опыт, погрузить в свою голову, там произойдут какие-то неведомые процессы и, как на монитор, в мозг выйдет решение, которое непосредственно Вам подойдет. Мой опыт начался с Sela, и это история, из которой я вынес очень ценный опыт. Важная вещь, которую я для себя вывел как некое правило: бизнес получается тогда, когда ты начинаешь не зарабатывать деньги, а что-то строить. Наверно, я уже не раз рассказывал про Sela – ее эксплуатирую достаточно часто, потому что ей было отдано практически 20 лет, и, в общем, это пример какого-то видимого, известного успеха. На самом деле, оглянувшись назад, сейчас я понимаю, что подсознательно мы не зарабатывали деньги, не бизнес делали, а строили сеть. Я считаю, что Sela была первой социальной сетью. Только тогда, когда мы взяли людей из разных городов и соединили их вместе, стали встречаться, друг с другом знакомиться, устраивать, например, Sela-каб (гонки на небольших таких яхтах под Екатеринбургом), когда мурманчане к сочинцам ездили в отпуск летом и так далее, тогда и началась мощнейшая «прорезка», тогда начался рост. Знаете, вот как тесто – оно сначала стоит, стоит, а потом на дрожжах поднимается. Так вот, дрожжи для бизнеса – это коммуникации между людьми. Когда я начал рассказывать про социальную сеть, на самом деле мы думали о том, чтобы построить сеть наших фирменных магазинов. Это первое, и второе: в это дело мы были погружены полностью. Как показывает опыт, когда ты своим делом занимаешься все время, в любом направлении и с полной отдачей – максимально возможный эффект получится неминуемо. Поэтому, первое – строить.