Всегда существовало несколько способов изготовления бисера. Самым простым и древним был способ вытягивания. Стекло раньше варили в специальных толстостенных горшках. В них насыпали смесь соды, чистого кварцевого песка, мела и извести и нагревали до образования густой вязкой массы.
Бусы и бисеринки делали с помощью металлического прутика. Его вводили в полученную массу, и стекло приставало к прутику. Толщина вытягиваемой нити зависела от густоты массы и скорости вытягивания. Чем выше скорость и жиже масса, тем тоньше получалась нить. После этого нить наматывали на медный стержень. Его толщина всегда соответствовала отверстию нанизывания. Затем стержень убирали, а бусинку подвергали дальнейшей обработке другими инструментами.
При втором способе нить сплющивали в полоску и только потом обвивали ее вокруг медной проволоки. Шов сглаживали. Полученную трубочку разрезали на кусочки нужной длины. После чего каждую бусину обрабатывали вручную.
Конечно, постепенно технология изготовления стекла совершенствовалась. Люди научились варить полупрозрачное, прозрачное, бесцветное, окрашенное стекло. Бусины и бисеринки начали делать из пустотелой трубочки путем выдувания. Затем трубочки разрезали на мелкие кусочки и обрабатывали во вращающемся барабане.
Далее бисер высушивали и нагревали, заполнив отверстия специальной смесью. При этом заготовки размягчались и становились округлыми. В конце бисер промывали и полировали со специальным порошком.
Многие годы в Европе Венеция была единственным центром изготовления стеклянных изделий, в том числе и бисера.
Одним из самых известных и лучших видов бисера с давних пор считается чешский. Он отличается от бисера других стран своим качеством. Дело в том, что чешский бисер очень устойчив к внешним воздействиям. Он бывает прозрачным и непрозрачным. При изготовлении непрозрачного цветного бисера цветное покрытие всегда добавляют в отверстие. Благодаря этому краска не стирается. Но второй раз использовать чешский бисер не рекомендуется, так как при повторном использовании краска в отверстиях может повредиться.
Не меньшей популярностью пользуется и японский бисер. Японцы выпускают качественный ровный бисер с покрытием, который довольно устойчив ко всем воздействиям внешней среды. Он бывает круглой, цилиндрической, треугольной, кубической, шестигранной формы, формы капли, магатамы.
В Венецианской республике правительство жестоко наказывало мастеров стеклоделия, которые вывозили свои материалы за границу. Их могли казнить, а семью заточить в темницу.
Бисер бывает разного размера, разной формы, разного вида. По размерам бисер делят на 6 номеров. Цифры означают количество бисеринок в низке длиной 1 дюйм (2,54 см). Надо отметить, что чем мельче бисер, тем больше его номер. Но нужно помнить, что у разных производителей размеры и вес бисера различаются, поэтому цифры надо рассматривать относительно.
Разный бисер и ведет себя по-разному: некоторые виды неустойчивы к влаге, другие тускнеют под воздействием солнечного света.
Бисер изготавливают из самых различных материалов. Это может быть пластик, стекло, кость, дерево, металл, ракушки, кораллы, янтарь и т. д. Но чаще всего бисерины бывают стеклянными.
По цвету и блеску бисер можно разделить на несколько категорий:
Прозрачный бисер делают из прозрачного цветного или совсем прозрачного стекла. Нить сквозь него хорошо видна. Этот бисер один из самых дешевых видов. При изготовлении требуется минимум производственных процессов. Цветной пигмент обычно вплавляют в стекло. Такой бисер не выгорает на солнце, не облезает и не теряет свой вид при воздействии с водой или различными химическими веществами. Этот бисер применяют при любом виде вышивки или изготовлении практически любого изделия.
Непрозрачный бисер – это бисер, изготовленный из непрозрачного цветного стекла. Нить сквозь бисер не видна. Этот вид также один из самых дешевых. Он не выцветает на солнце, не тускнеет при воздействии с водой или химическими веществами. Его также широко применяют при изготовлении различных изделий и при вышивке.
Внутреннее серебрение бисера. В этих бисеринках отверстия покрыты серебряной краской. Это придает бисеринкам блеск. Иногда цвет данного вида меняется, но в целом покрытие устойчиво к воздействию окружающей среды.
Радужный бисер. На поверхности этого вида есть радужные переливы. Его подразделяют на несколько категорий:
• радужный прозрачный обычно не выцветает, не выгорает, не меняет цвет при воздействии с окружающей средой;
• радужный непрозрачный не выцветает, не меняет цвет при воздействии с окружающей средой, не выгорает;
• радужный окрашенный изнутри может менять цвет при воздействии с солнечным светом, также облезает при воздействии бытовой химии.
Глянцевый блестящий бисер также разделяют на несколько категорий:
• глянцевый прозрачный очень устойчивый к воздействию окружающей среды;
• глянцевый непрозрачный очень устойчив к потере цвета.
Металлизированный бисер имеет поверхность, окрашенную под металл. Самый стойкий и лучший бисер этого вида японский. У остальных производителей краска довольно быстро стирается.
Цейлон перламутровый – это бисер, покрытый глянцем. Он перламутровый, обычно окрашен изнутри. Всегда бывает пастельных тонов с немного блестящим белесым покрытием, как у жемчуга. Этот вид довольно устойчив к воздействию окружающей среды.
Окрашенный изнутри прозрачный бисер. Он бывает из прозрачного и непрозрачного цветного стекла. Под воздействием солнечных лучей краска изменяется. Также она вытирается при контакте с одеждой, кожей. Обычно этот бисер используют в вышивке.
Окрашенный бисер бывает самых разных цветов. Но цвет наносится на поверхность, поэтому этот вид быстро облезает, выцветает на солнце. Его применяют при вышивке и для цветочных композиций.
Гальванизированный бисер покрыт серебром. Он бывает различных оттенков. При воздействии солнечных лучей меняет цвет, быстро облезает. Чаще его используют в вышивках.
Шелковый бисер нежных пастельных тонов с переливами. Очень устойчив к воздействию окружающей среды.
Бисер с покрытием из драгоценных металлов. Обычно покрывают золотом, никелем, палладием. Покрытие бывает как наружное, так и внутреннее. Очень устойчиво к воздействию окружающей среды.
Матовый бисер бывает разных цветов. Его цвет очень стойкий. Он может быть следующих категорий:
• матовый прозрачный и непрозрачный бисер, устойчив к потере цвета;
• матовый радужный бисер устойчив к внешним воздействиям;
• матовый металлизированный бисер быстро теряет цвет.
Асфальтовый – это темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском.
Тертый полупрозрачный бисер с шершавой тусклой поверхностью. Не блестит. Отверстие в нем квадратное. Бисер обладает оптическим эффектом – внутри бисеринки есть светящаяся продольная полоска как у камня «кошачий глаз».
Полосатый бисер – это стеклянный бисер, внутри которого вплавлены цветные полоски.
Бензиновый бисер имеет блестящую, переливающуюся разными цветами поверхность, которая напоминает разводы бензиновой пленки на воде.
Мраморный бисер имеет неоднородное покрытие. Все бисеринки отличаются друг от друга тоном или оттенком.
Волокнистый рубленый бисер. Он как бы составлен из продольных трубочек.
Хамелеон – это бисер из цветного прозрачного стекла. Отверстия покрыты краской, отличной от цвета стекла. Этот бисер может менять цвет в зависимости от освещения.
По своей форме и размерам бисер также разделяется на несколько групп.
Круглый бисер имеет округлую или немного овальную форму. Отверстия обычно круглой формы. Его применяют для вышивки, изготовления различных изделий.
Граненый бисер. На поверхности такого бисера есть грани. Отверстие также может быть не круглой формы, а многоугольной, похожей на гайку. Его можно использовать при вышивании или при плетении.
Стеклярус – это бисер удлиненной цилиндрической формы. Диаметр отверстий точно такой же, как и у обычного бисера. В длину стеклярус бывает от 0,5 до 3 см. Края стекляруса должны быть всегда ровными и гладкими. Стеклярус с острыми срезами быстро перетрет не только нить, но и леску.
Рубленый бисер похож на обычный круглый бисер, но это маленькие отрезки стекляруса. Его края обрезаны. Обычно его длина меньше ширины. Края рубленого бисера должны быть ровными, без насечек, зазубрин и скосов. Рубленым бисером трудно работать, потому что он тяжело вписывается в схему. Но этот вид смотрится намного эффектней, чем обычный бисер, так как переливается на свету в виде световых бликов.
Стеклярус в народе очень долго называли дешевым драгоценным камнем, так как только им разрешалось украшать траурную одежду вдов. Другими драгоценностями костюмы и наряды вдов не украшали.
Стразы – это вид бисера, имитирующий драгоценные камни. Его обычно изготавливают из свинцового стекла. Впервые его создали во Франции в XVIII в.
Стразы стразу же стали популярными, так как их могли позволить себе многие люди в отличие от настоящих драгоценностей. Обычно стразу надо прикреплять с помощью клея или специальных металлических держателей.
Бусина – это крупный бисер. Она бывает шарообразной, граненой формы или похожей на зернышко. В зависимости от своей формы каждая бусина имеет свое название.
Каждый человек знает все цвета радужного спектра. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Радужные цвета – это гамма солнечного спектра. Правильное их сочетание играет одну из главных ролей при создании любой вышивки, включая и из бисера. Все знают, что одна и та же вещь, выполненная разными цветами, будет выглядеть по-разному.
Для того чтобы правильно подобрать бисер, надо знать основы цветоведения.
Основными цветами являются желтый, красный и синий. Из них получаются все остальные цвета. Поэтому их также называют цветами первого порядка. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются цветами второго порядка, так как они получаются при смешении цветов первого порядка. Остальные цвета называют дополнительными. Они очень контрастны и редко хорошо смотрятся вместе. Например, красный на зеленом фоне выглядит довольно кричаще. Все цвета располагаются на цветовом круге в определенном порядке. Желтый цвет размещается напротив фиолетового, красный – зеленого, синий – оранжевого. Для того чтобы работа выглядела хорошо и вызывала ощущение комфорта, надо использовать цвета, находящиеся по соседству друг с другом на цветном круге.
Также надо знать, что все цвета можно разделить на теплые и холодные. К теплым цветам относят все оттенки желтого, оранжевого, красного. Желтый цвет – самый яркий, светлый и заметный. Он всегда выдвигается на передний план, и его кажется больше остальных цветов. Недаром в Древнем Китае одежду желтых цветов разрешалось носить только императору и его семье. Если надо привлечь внимание зрителей к одной точке, то следует использовать именно желтый цвет.
Оранжевый цвет – это довольно активный и дружелюбный цвет, обычно его используют в качестве антидепрессанта. В красно-оранжевом наиболее полно отражается вся активная тепловая энергия. Если же его затемнить черным, то он становится коричневым и теряет свою яркость.
Красный цвет – это цвет действия и страсти. Многие сильные эмоции у нас связаны именно с данным цветом. Выразительность красного цвета меняется в зависимости от контрастирующего цвета. На оранжевом фоне красный теряется и кажется безжизненным. Очень выразительно красный выглядит на черном фоне. Он хорошо контактирует с коричневым цветом. А на зеленом фоне выглядит кричаще. На сине-зеленом фоне он кажется ярким огнем, а на розовом – тусклым и угасающим.
К холодным цветам относят синий, зеленый и фиолетовый. Синего цвета довольно много в природе. Все оттенки голубого можно найти в небе, а вода может быть любого синего и сине-зеленого оттенка. Именно поэтому у многих народов синий цвет ассоциируется или с одиночеством, или с мудростью, или с бессмертием.
Зеленый цвет – это цвет зарождающейся жизни, желто-зеленые оттенки всегда напоминают весеннюю природу. Замечено, что больные быстрее выздоравливают в палате с зелеными стенами. Сине-зеленый цвет считается самым холодным цветом. Он часто ассоциируется с холодной агрессивностью, в противоположность зелено-желтым оттенкам.
Фиолетовый цвет считается цветом познания, бессознательного и таинственного. Кроме того, у многих народов данный цвет выражает смерть, мрак и благочестие – и все это одновременно.
К нейтральным цветам относят серый и коричневый. Серый цвет – это цвет умиротворения. Коричневый вызывает ощущение комфорта и защищенности.
Первыми элементами ювелирных изделий считаются бусины, найденные в Израиле и Алжире. Они были изготовлены из раковин моллюсков около 900 000–100 000 лет назад.
Зная все особенности основных цветов, можно создать в своей работе цветовую гармонию. Конечно, у каждого человека есть свои предпочтения в цвете, поэтому каждый имеет свои представления о цветовой гармонии. Обычно гармоничные сочетания построены на сочетаниях цветов, близких по своему характеру или по светлоте.
Два противоположных цвета на цветовом круге являются дополнительными и могут образовывать гармоническое сочетание.
Если же надо выбрать три цвета, то следует исходить из равнобедренного треугольника, построенного на цветовом круге. Цвета, расположенные на его вершинах, будут гармонично сочетаться. Например, желтый, красный и синий или сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желтый.
Если же в цветовой круг вписать квадрат или прямоугольник, то на его углах окажутся цвета, которые будут прекрасно сочетаться в четырехцветном созвучии. Это могут быть желтый, красно-оранжевый, фиолетовый и сине-зеленый или желто-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-оранжевый. Соответственно созвучие шести цветов можно найти, вписав в цветовой круг правильный шестиугольник. Здесь можно сочетать желтый, оранжевый, фиолетовый, красный, зеленый, синий и желто-оранжевый, красно-оранжевый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.
Узор в теплых тонах лучше выполнять на холодном фоне. Светлый рисунок окружить темным фоном. Но не следует увлекаться, слишком много яркости образует нелепую пестроту.
Всегда следует помнить, что в любой композиции должен быть центр. Если же его нет, то весь узор дробится на отдельные части, никак не связанные друг с другом. Детали второго плана всегда следует выполнять из более приглушенного цвета, чтобы они не отвлекали внимание.
Если бисер некачественный, то вышивка будет выглядеть некрасиво. В магазине можно увидеть множество различных видов бисера. Какой же выбрать? Конечно, идеального бисера не существует. Но хороший бисер в упаковке должен быть однородным, округлым, одинаковым по размеру и как можно более ровным. Края отверстия должны быть скругленными, без выступающих кромок. Отверстия в бисеринках должны быть достаточно широкими для иглы. Чем они больше, тем удобнее работать с бисером. Не стоит покупать неровный и неоднородный бисер – с ним будет очень трудно работать, да и сама вышивка не будет выглядеть аккуратно и красиво. При покупке следует помнить, что в разных упаковках бусинки могут довольно сильно отличаться по форме и размеру. Если требуются несколько упаковок, то надо выбирать те, которые наименее отличаются друг от друга.
У рубки и стекляруса следует обратить особое внимание на края отверстий. У некачественного бисера данных видов края часто бывают острыми. Они быстро перетирают нить.
При выборе бусин надо помнить о том, что крупные стеклянные бусины довольно тяжелые, поэтому их нельзя использовать при работе с тонкой тканью. Пластмассовые бусины намного легче, но они непрочные, быстро облезают. Очень красивы бусины из натуральных камней, золота и серебра. Но если они выполнены из дешевых сплавов, то такие бусины будут оставлять следы окислов на одежде.
Изделие, выполненное мелкими бисеринками, смотрится очень эффектно. Но в маленьких бисеринках очень маленькие отверстия. Иногда в них даже самая тонкая игла не пролезает, поэтому следует заранее узнать, пройдет ли иголка с ниткой в бисеринку и сколько раз. Часто в одну и ту же бисеринку надо несколько раз протянуть нить. Иногда этим правилом пренебрегают, но в этом случае изделие будет не очень прочным. К тому же чем меньше бисер, тем больше времени уйдет на работу.
Одной из главных характеристик бисера является качественная окраска. Будет очень обидно, если после первой же стирки слезет вся краска. К тому же некоторый бисер линяет уже при работе. Можно сразу же определить стойкость краски. Если полиэтилен упаковки бисера мутный, то краска нестойкая. В пакетике даже можно иногда увидеть небольшие осыпавшиеся частицы или крошки краски.
Если же бисер все-таки линяет, то можно рассчитать схему так, чтобы учесть места, где нужен обесцвеченный в будущем бисер.
Жемчуг в вышивке смотрится очень эффектно, но потом все исчезнет, после того как облезет перламутр. Поэтому при покупке таких бисерин надо потереть их пальцем и посмотреть, выглядывает ли где пластмассовая основа.
Как уже было сказано, существует много разных видов бисера, который ведет себя по-разному: одни устойчивы к воздействию окружающей среды, другие же быстро выцветают под солнечными лучами, облезают от воздействия химический веществ. Поэтому перед работой следует проверить новый бисер, проведя над ним несколько опытов.
Небольшое количество бисера надо положить в баночку с майонезом на несколько дней. Через 2–3 дня вынуть его, промыть и просушить. Далее надо сравнить его с бисером, не подвергшимся обработке. Если бисер после майонеза перестал блестеть, то весь бисер со временем потеряет свой блеск.
Испытуемый бисер можно потереть пилочкой для ногтей и посмотреть, не слезет ли с него краска. Если краска слезает, то такой бисер вряд ли стоит использовать для изделий, которые будут постоянно соприкасаться с телом или одеждой.
Положить бисер на участок, куда падают солнечные лучи. Это может быть подоконник на солнечной стороне. Через несколько дней нужно сравнить с бисером, который не подвергался воздействию солнечных лучей. Если он потускнел, то весь бисер со временем потускнеет.
Известно, что на одно платье индейская женщина тратила до 6 кг бисера.
Можно опустить бисер в мыльную воду на несколько часов. Затем вымыть и высушить. Далее сравнить с совершенно новым бисером и посмотреть на результат.
Конечно, можно не проводить все эти действия до работы. Надо просто подумать, как будет эксплуатироваться ваше будущее изделие и уже после этого проверять устойчивость бисера. Например, если вы хотите вышить картину, то бисер можно не опускать в мыльную воду и не тереть пилкой, так как ваша работа будет висеть на стене.
Не стоит думать, что есть плохой бисер, просто те виды, которые не прошли испытание, можно пустить на совершенно другое изделие.
Перед работой надо подготовить все инструменты и материалы. Очень важно не упустить любой даже незначительной мелочи при вышивании бисером, особенно если впервые этим занимаетесь.
В первую очередь нужны пяльцы. Вышивка будет выглядеть намного аккуратней, если полотно во время работы хорошо натянуть. А для этого нужны пяльцы. Вышивка бисером объемна. Исходя из этого, пяльцы должны быть большого диаметра. Рисунок должен полностью умещаться в них. Если же ткани мало, и она не умещается в пяльцах, то к ней надо пришить кусочек ткани для ее увеличения. После окончания вышивки дополнительный лоскут надо отпороть. Любые пяльцы состоят из двух частей. Нижнее кольцо накрывают тканью, а на нее кладут верхнее кольцо, зажимая материю между кольцами.
Можно вышивать и без пялец, но ткань при этом следует хорошо натягивать, в этом случае лучше вышивать на плотной ткани.
Для вышивания бисером необходимы прочные нитки. Лучше всего для этой цели использовать шелковые нейлоновые, капроновые нити или полиэстер. Обычно мастерицы вышивают тонкими крепкими синтетическими нитями. Если изделие будет применяться в быту, то нити должны быть еще прочнее, чем, например, при вышивании картины. Толщина нити также зависит от размера отверстия в бисеринках и размера игольного ушка. Если же отверстия в бисеринках большие, то можно использовать прочную тонкую леску. Особенно ее часто применяют при вышивании стеклярусом или рубкой.