Современные товарные биржи – результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно один из видов организованного товарного рынка.
Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать караванную торговлю. Ее отличали эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенного места торговли и правил осуществления.
К XVI в. бурное развитие торговли в связи с открытием Америки и укреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами – появились биржи.
Биржу отличают:
– моментальность встречи спроса и предложения;
– сменяемость ролей;
– резкое ускорение процесса заключения сделки.
Как отмечалось, биржа является также одним из видов организованного рынка. Организованным товарным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам таких рынков присущ ряд общих черт:
– строго определенные правила проведения торгов;
– открытость в осуществлении торговых операций;
– наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;
– система связи и информации.
Итак, биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала. Первыми биржами были товарные и их появление было связано с возникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли.
Различный подход в разных странах к вопросу об участниках биржевого торга дал в процессе развития бирж две ее разновидности: открытую и закрытую биржу.
На открытой бирже торговля велась непосредственно самими участниками хозяйственных отношений, т.е. продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел доступ на торги. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость в привлечении специализированных участников-посредников, что позволяло самим продавцам и покупателям не тратить времени на осуществление операций. Часто эти посредники выделялись из числа наиболее удачно действующих участников либо появлялись извне.
В переходный период во многих случаях существовала открытая биржа смешанного типа, на которой действовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники. Одна из групп посредников специализировалась на операциях для клиентов, а другая вела сделки от своего имени и за свой счет.
На закрытой бирже торговля велась только специализированными участниками, всем другим лицам доступ в зал для торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа привело к существенным изменениям в организации биржевых операций, так как потребовалось создать систему сбора и обработки заказов на осуществление операций от клиентов. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.
Существование бирж открытого и закрытого типов было связано не только с определенными этапами в развитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этом процессе. Так, в Англии и Америке государство никак не вмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо частного учреждения и являлись закрытыми организациями. В то же время в Германии государство само учреждало их и всесторонне регулировало их деятельность. Эти биржи именовались публичными и носили открытый характер.
Развитие бирж и биржевой торговли отразилось и на объектах торговли, т.е. биржевых товарах. Уже на том этапе, когда была введена торговля по образцам; к товарам, продаваемым на бирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Со временем добавляется и такой необходимый признак, как возможность установления фиксированного качества (стандарта).
До середины XIX в. товарные биржи были биржами реального товара, главная функция которых – канал крупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобрела следующие черты:
– торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;
– продаваемые партии товара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;
– проводимые на бирже операции могут иметь как производственнопотребительскую, так и спекулятивную направленность;
– торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.
Во второй половине XIX в. стали возникать новые виды бирж – фьючерсные биржи, или биржи срочных контрактов. Такие биржи выполняли несколько другие функции. В этот период упало значение бирж реального товара в связи с развитием прямой торговли и монополизацией производства, но зато резко увеличилось ее новое значение как центра ценообразования и страхования рисков.
1 Исторический аспект возникновения биржевой торговли.
2 Современная товарная биржа.
3 Перечислите членов товарной биржи.
4 Отличие биржевой торговли от других форм.
5 Особенности появления и развития биржевого дела в России.
6 В чем различие между биржей и рынком.
7 В чем заключается сущность современной биржи.
8 Какие разделы включает в себя устав биржи.
9 Перечислите основные функции биржи.
10 Какие позиции включает в себя разработка биржевых контрактов.
11 Виды бирж и признаки классификации бирж.
12 Биржа и организации биржевой инфраструктуры.
13 Организационно-правовой статус биржи.
14 Дайте определение термину фьючерсная биржа.
15 Какие функции выполняет депозитарий.
16 Какие функции выполняют расчетно-клиринговые организации.
17 Значение биржи в настоящее время.
18 Понятие, состав и принципы регулирования биржевой деятельности.
19 Понятие биржевого товара.
20 Перечислите главные черты ценных бумаг с точки зрения их возможности торговли на бирже.
21 В каких случаях может быть организована биржевая торговля иностранной валютой.
22 Характеристика биржевого товара товарных бирж.
23 Понятие «Рынок ценных бумаг».
24 Функции рынка ценных бумаг.
25 Биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг.
26 Организованный рынок ценных бумаг.
27 Перечислите основные тенденции развития рынка ценных бумаг.
28 Основные ценообразующие факторы на товарном рынке.
29 Фундаментальный анализ в биржевой торговле.
30 Макроэкономический анализ в рыночной экономике.
31 Использование технического анализа в биржевом деле.
32 Обратные модели в японских подсвечниках.
33 Охарактеризуйте модели молоток и повешенный человек.
34 Учредители биржи. Состав учредителей, их обязанности и права.
35 Регулирование биржевой деятельности.
Дополните предложения, используя список терминов:
– бета-коэффициент;
– технический анализ;
– конкурентоспособность товара;
– биржевые средние;
– емкость рынка;
– диверсифицированность;
– ценная бумага;
– амортизационные отчисления;
– расчетно-клиринговая организация;
– коносамент;
– фондовая биржа;
– качество продукции;
– котировка;
– национальный рынок;
– сущность биржи;
– особый вид рынка;
– биржа;
– торговля заменимыми ценностями;
– спрос;
– хеджирование;
– уставный фонд биржи;
– спекулятивная биржевая деятельность;
– биржевая торговля;
– прибыль;
– биржевой товар;
– биржевой комитет;
– фьючерсная биржа;
– фьючерсный контракт;
– организованный рынок ценных бумаг;
– секьюритизация;
– дивиденд;
– акция;
– модель «Темное облако».
1 Особую форму коммерческого посредничества составляет.....
2 Члены товарной биржи – это физические и юридические лица, участвующие в формировании ............
3 ......... заключается в том, что она, ............ где производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за них не предъявляются.
4 ............ организация, имеющая своей целью не только............... но также и установление цен.
5 Прежде всего, ............... обеспечивает, .............. который прямо не связан с его использованием.
6 Функция .............. основывается на использовании механизма биржевой торговли фьючерсными контрактами.
7 ............ форма коммерческой деятельности на бирже, имеющая целью получение ............ от игры на разнице в ценах куплипродажи..............
8 Руководство биржей осуществляет......... который наделен широкими полномочиями и избирается общим собранием членов ..............
9 ............... это торговля исключительно .............. на поставку товаров в будущем.
10 .................. организованный и регулярно действующий рынок по купле-продаже ценных бумаг по заранее установленным правилам.
11 ..................... на валютных биржах зависит от покупательной способности обмениваемых валют, которая в свою очередь определяется экономической ситуацией в странах-эмитентах.
12 ............... может обслуживать какую-либо одну биржу, а лучше сразу несколько бирж или биржевых рынков ценных бумаг и фьючерсных контрактов.
13 В целом можно отметить, что ............... исполняют роль стабилизатора рынка и в этом качестве являются неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.
14 Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» определяет биржевой товар как «не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и ............ на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевым торгам».
15 ............... – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
16 .................. – это особый товар, который обращается на своем собственном рынке – рынке ценных бумаг.
17 Как любая экономическая категория ......... имеет соответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные.
18 .................. сопряжена с риском потери дохода или самого капитала.
19 К внутренним источникам обычно относятся ............ и прибыль.
20 ............... – это обращение на основе твердоустойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками-участниками рынка по поручению других участников рынка.
21 ............... – это просто составные части глобального всемирного рынка ценных бумаг.
22 .................. – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг.
23 .................. – это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.
24 Под .............. следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.