– это взаимное усиление полезных фармакологических свойств каждого входящего ингредиента, соответствие поливалентности патогенеза заболевания, воздействие в целом на организм больного как корригирующей системы.
Таким образом, поиск и разработка новых лекарственных препаратов растительного и животного происхождения, совершенствование лекарственных форм на базе рациональных технологий, ускоренное внедрение их в практику является актуальной задачей фармацевтической науки, направленной на реализацию социального заказа здравоохранения.
В наши дни на Западе существует не слишком много литературы, касающейся Materia Medica китайской медицины. Информация о доле или весе каждого отдельного ингредиента в рецепте обычно носит очень приблизительный характер, поскольку мера типа «одна полная горсть» может трактоваться по-разному. Без помощи врача, обладающего обширными познаниями в восточной фармакологии, невозможно составить ни одно лечебное средство. Довольно трудно найти специалиста, например, в тибетской медицине, который мог бы давать консультации на Западе. Хотя некоторые тибетские медики регулярно совершают поездки в западноевропейские страны, но врачей, имеющих постоянную практику на Западе, можно буквально по пальцам сосчитать. Можно также укрепить свой организм в соответствии с тибетской методикой путем употребления лечебных чаев, в которые добавляются лекарственные растения и специи из соответствующих источников. Жители Запада обычно сталкиваются с тем, что им приходится привыкать к своеобразному вкусу таких чаев или настоев. Но наиболее действенными являются настои, сборы или крема, суспензии ли эмульсии на основе экстрактов из растений и органов диких животных. Обычно это не менее 7–14, иногда до 70 компонентов. Часто 10–15 % препаратов составляют известные специи. Особенно это практикуется в Аюрведе.
Прежде всего, определяющим свойством препаратов тибетской медицины является то, что все они приготовлены исключительно из натуральных компонентов, являются экологически чистыми, и как следствие, не имеют побочных эффектов и практически лишены противопоказаний.
Методы воздействия восточных препаратов также отличаются от привычных нам западных препаратов. Лекарства тибетской медицины стремятся достичь истинной причины болезни, а не только подавляют ее симптомы, как многие западные лекарства.
Восточная медицина утверждает, что «человек должен болеть». Тот, кто не болеет, тот быстро умирает… Организм человека должен привыкать бороться самостоятельно, а лекарство – просто помощь, поддержка. Благодаря фармакологии, возведенной в ранг искусства, препараты тибетской медицины особенно эффективны при лечении застарелых или хронических заболеваний. Если же болезнь еще только зарождается, мастерство восточных докторов позволит им распознать болезнь еще до того, как она становится «видна» западным докторам. Восточные препараты же, мягко воздействуя на орган, возвратят ему его природные функции, вместо того, чтобы заменить их искусственными элементами.
Исходя из теоретических положений, сложные лекарственные смеси составлялись из ингредиентов, регулирующих характер заболевания, устраняющих расстройства в системах направленных непосредственно на лечение того или иного органа, тканей.
Таким образом, лечение было всесторонне направленным и активным, при этом огромное значение придавалось вере больного в пользу проводимого лечения и его стремлению к выздоровлению. Лекарственные средства назначались с учетом времени суток, сезонов года и климатических особенностей, обуславливающих эффективность лечения, что подтверждается современными исследованиями.
Основой знаний о лечебной эффективности средств животного происхождения служили следующие воззрения:
а) Травоядные животные, особенно дикие, чьим местом обитания являются не освоенные человеком пространства, питаются лучшей долей пищи, которую дает природа. Это питательная, насыщенная жизненной силой шим растительность (трава, орехи, корни, грибы), по которой не ступала нога человека. Соответственно, их мясо и внутренние органы также очень питательны.
б) Дикие животные обладают особой силой и здоровьем, они ловки, выносливы, смелы и никогда не болеют.
в) Животные обладают сверхъестественными знаниями о полезности тех или иных растений, которые позволяют им исцеляться. Этими знаниями наделяют животных их божественные покровители, духи – хозяева гор, лесов и степей.
Преимущественно все виды лекарственных средств животного происхождения имели краткий срок хранения и добывались специально для больного. Некоторые виды средств консервировались и, соответственно, дольше хранились. Самым распространенным способом консервации была сушка. Сушили и толкли в порошок желчь, мускус, рога, кости и даже мясо. В народной медицине монголов, в отличие от тибетской, как лекарства, употребляемые внутрь, не использовались кал и шерсть животных. Тем не менее, выделения животных либо несъедобные части их организма могли использоваться в других лечебных приемах – при натирании, окуривании, как примочки и компрессы.
В целом незначительная база материалов об эмпирической медицине коренных жителей Сибири является следствием того, что данный вопрос редко ставился задачей этнографических исследований в XIX—ХХ вв. Современная медицина не располагает сведениями о свойствах большинства биопрепаратов, используемых в народной медицине восточных этносов; малоизвестны и практики лечения заболеваний. Все это обуславливает необходимость более тщательного исследования этой сферы традиционной культуры азиатских народов Сибири.
Согласно современным представлениям, процедура «очищения» организма соответствует проведению детоксикационной терапии с использованием различных лекарственных средств и процедур. Лекарства для внутреннего применения чаще всего готовили в виде порошков и отваров, состоящих из 30–70 ингредиентов. Отвары готовил сам больной. Порошок, дозированный мерной ложечкой, заливают 200 мл воды и кипятят на огне 2–5 мин., а иногда заливают 600 мл и кипятят до получения 1/3 первоначального объема. Отвару дают отстояться, процеживают и пьют теплым. Это горячий способ приготовления лекарства. Холодный способ – это настаивание лекарства в течение нескольких дней в разных жидкостях, таких как вино, молочная смесь, сок, иногда моча коровы.
Путем тщательного растирания лекарственных веществ в ступках получали порошки.
Лечебные масла являлись смесью лекарственных веществ с густым сахарным сиропом, процедура изготовления их весьма сложная.
Сначала готовили отвар лекарственных веществ, уваривая до 1/3 первоначального объема, затем добавляли молоко, кипятили до полного испарения последнего и тщательно растирали содержимое, добавляя масло. Экстракты (кханду) получали в результате простого уваривания лекарств до густоты сиропа.
Лекарственные вина готовили из меда, сахара, а также из лекарственных веществ с добавлением сахара и муки. Закваской при этом служили дрожжи.
В рецептурных справочниках дается название препарата, его состав и применение. Каждый препарат содержит главенствующий компонент, согласно которому он получает название, затем цифрой проставляется число входящих компонентов и название лекарственной формы.
Фармакотерапевтическая направленность лекарственных средств определялась, в основном, по вкусовым качествам и их сочетаниям в лекарственных препаратах, которые служили своего рода фитохимическими показателями. Лечебное действие лекарств медики традиционной медицины определяли четырьмя факторами: вкусом, действием после всасывания, силой лечебного действия каждого средства и суммарным действием после их комбинации. В определении вкусовых качеств лекарственных средств учитывались пять первоэлементов: земля, вода, огонь, ветер и пространство. Однако сами по себе первоэлементы не имеют своего собственного вкуса, только их сочетания способствуют образованию вкусовых качеств сложных лекарственных препаратов. Так, считается, в образовании шести вкусов (сладкого, кислого, соленого, горького, жгучего и вяжущего) начальную основу составляют следующие парные сочетания: земля-вода, огонь-земля, вода-огонь, вода-ветер, огонь-ветер, земля-ветер.
При выборе правильной модели лечения, лекарственных средств и физических методов лечения медики традиционной медицины учитывали динамику и клинические формы проявления заболевания, конструируя оптимальную композицию препаратов для восстановления гомеостаза.
Современных исследователей традиционой восточной медицины интересуют прежде всего принципы составления сложных лекарственных препаратов природного происхождения.
В традиционной медицине Востока лечебная эффективность многосоставных препаратов определялась четырьмя факторами: вкусом, силой действия каждого компонента, усвояемостью (действием после всасывания), суммарным эффектом всего комплекса. На начальных стадиях острых заболеваний использовались малокомпонентные, а при хронических – многокомпонентные смеси. Первые назначались по принципу коррекции системных нарушений и являлись базой для конструирования многосоставных смесей путем добавления к основному составу дополнительных ингредиентов по системно-органному и симптоматическому принципу.