Раздел III Биомеханика

Биомеханика здоровья


Задача биомеханических методик в рамках инвестиционной медицины – восстановить утраченное после болезней и травм здоровье взрослым и детям. Биомеханика помогает методологически, технически, организационно восстанавливать здоровье, дополняя и расширяя возможности государственно-страховой медицины. Восстановление здоровья – это труд и морально-волевые усилия, психоэмоциональное целеполагание. Восстановление здоровья целиком построено на физиологических процессах самообновления, самоочищения и самовосстановления.

Список болезней, которые лечат биомеханическими методами, известен. Это все ортопедические и неврологические болезни, костно-мышечные, мышечно-суставные, нейромышечные заболевания. Для излечения сколиоза, дисплазии суставов, заболеваний позвоночника, артритов, артрозов, миопатий и так далее должны быть научно-практическая система, методы и техники.

Физическая реабилитация, восстановительное лечение, оздоровление физическими и биомеханическими методами попадают в сектор персонализированной медицины для тех, кому это интересно и жизненно необходимо. Биомеханика – это зеркало, отражающее движения и проявления жизни.

Биомеханика как искусство


В изобразительном искусстве, прежде чем «изобразить», надо ярко представить. Образ должен ожить. Человек начинает оживать от крестца и копчика до кончиков пальцев всем телом. Постепенно оживают органы, системы жизнеобеспечения, кровеносные и лимфатические сосуды, нервные волокна, бегущие от периферии к центру и от центральной нервной системы к периферии. Жизнь в теле должна забурлить, заструиться, заискриться, засветиться днем, к вечеру затихнуть, замолкнуть и уснуть, когда все внешние функции будут выключены.

Когда мы оздоравливаем или реабилитируем, мы дорисовываем или прорисовываем картину индивидуальной жизни человека. Когда нужно, работаем реставраторами. Стиль бывает разный: одно дело – рисовать карандашом, другое – акварелью или маслом. Одно дело – абстракция, другое – классика, одно дело – разового или сезонного пользования, другое – на века.

Биомеханика – это наука, искусство и ремесло. Все, как в жизни, от шедевров до примитива. В биомеханику, как в жизнь, надо влюбиться и ею восторгаться. Тогда она проявится, откроется и поведет за собой.

Познание биомеханики для меня началось в детстве с анатомии для художников, анатомии в движении, в жизненных ситуациях, в эмоциях. Это анатомия красоты младенцев и беременных, мужчин-победителей, грациозных женщин, животных в брачном танце. Это одетые или обнаженные тела, святые и грешники, многообразие печати болезней на лице и теле. Это юность, молодость, зрелость и старость. Это движение в прыжке в балете. Это люди, подражающие животным, и фотографии атлетов, мастеров восточных искусств. Это библейские картины и батальные сцены.




Мы все интересовались человеком, жизнью, многообразием форм, биологией, спортом, саморазвитием и самопознанием. Достаточно лишь немного воображения, чтобы мир людей, больных и здоровых, ожил и появился вопрос: а как из здорового сделать больного, а из больного – опять здорового? Как за внешним костюмом увидеть обнаженное тело, а под внешними рельефами – внутренний мир органов и тканей, систем жизнеобеспечения, процессы роста и деградации?

Биомеханика человека

Под «многообразием форм и видов жизни, живых существ» мы понимаем многообразие размеров, геометрических форм, конструктивных различий и многообразие биомеханических вариантов передвижения и жизнеобеспечения. Далее на генетическом, индивидуальном уровне идут процессы оптимизации энергозатрат на жизненные процессы и адаптацию к переменам в макросреде обитания. Среда многопараметрична и переменчива, неизменна только ее гравитационная составляющая.

Когда мы говорим о вымирании отдельных видов живых существ, мы подразумеваем вымирание определенных размеров и геометрических форм, биомеханической организации этих видов и их варианта систем жизнеобеспечения. Вымирание вида по естественному сценарию означает, что вид оказался геометрически, биомеханически, энергоэкономически, информационно-интегративно, организационно не приспособленным для выживания в меняющихся условиях среды. Природа его выбраковала, списала за нежизнеспособностью.

Биомеханика движущихся процессов внутри организма и внешне видимая часть неразрывно и неделимо взаимосвязаны. Если представить внешнего и внутреннего наблюдателя, они увидят разные стороны одних и тех же процессов и феноменов, но не всегда смогут поменяться местами, чтобы увидеть всю картину целиком. Видя реальность внешнего, наблюдатель обязан образно достроить внутреннюю картину происходящего и наоборот, наблюдатель реально происходящего во внутреннем мире должен образно достроить картину внешнего мира. Это и означает зрить в корень, видеть целостно.

Человек как один из видов и форм жизни – не исключение – поэтому биологически на него надо смотреть всесторонне как на отдельный вид, облеченный в свои размеры и геометрические анатомические формы, со своей видовой биомеханикой. Внешне – как он двигается и перемещается в рамках конформационных степеней свободы. Внутренне – как в границах конфигурации внутреннего устройства обеспечивает метаболические, энергоэкономические, гемодинамические, информационно-интегративные ответы на перемены в геобиологической и социальной среде.

Биомеханика «внешнего» для нас более привычное понятие, поэтому мы и будем далее говорить о вариантах и видах биомеханических форматов человека. Первое – витальное: что человек должен уметь? Стоять, ходить и бегать. В основе этой биомеханики лежат все понятия вертикализации и прямохождения, которые мы подробно разберем позднее.

Ходьба и бег – это раздел маятниковой, каскадно-волновой биомеханики. Именно по тому, как человек стоит, ходит и бегает, мы, в первую очередь, можем оценить качество и количество его здоровья, жизнестойкость и жизнеспособность. О биомеханическом тестировании как степени вертикализации и качестве прямохождения и бега мы ведем речь на страницах нашей книги. Именно в связи с обслуживанием биомеханики ходьбы и бега мы будем далее говорить о физиологии и патофизиологии жизнеобеспечения человека.

Какая биомеханика, такое и ее интегративно-информационное энергоэкономическое и гемодинамическое жизнеобеспечение.

Для понимания многообразия форм и видов жизни, их биомеханических моделей можно говорить о биомеханике змеи, черепахи, птиц, насекомых, жителей морей и рек, а также о биомеханике медведя, кошачьих, собачьих, лошадей, верблюдов… Индивидуальная специфичность неповторима и неподражаема. Никогда верблюд не сможет имитировать лошадь.

У людей, в отличие от животных, биомеханика многогранна и многопараметрична, поэтому маятниковая каскадно-волновая биомеханика ходьбы и бега – это, конечно, базовый, но далеко не единственный ее раздел.

Общеизвестный и наиболее изученный вид биомеханики – «биомеханика рычагово-угловая», когда движения совершаются наподобие экскаватора или подъемного крана. На этой биомеханике основан современный силовой фитнес и его тренажерно-тренировочный парк. Угловая рычаговая биомеханика сгибаний, разгибаний, приведений, отведений имеет свой вариант биомеханического тестирования. Он широко описан в ортопедической, кинезиологической, остеопатической, мануально-терапевтической диагностике. Понятия концентрика, эксцентрика, статика, изометрия – это все из этого биомеханического раздела. Каждую составляющую движения мы будем рассматривать отдельно.



Биомеханика поз и положений максимально проработана в научно-практической хатха-йоге, где асаны используются в обрядовых целях, для оздоровления, реабилитации и в спорте.

Отдельные виды биомеханики, которым посвящена эта книга, – биомеханика стресса, старения, самоочищения, самообновления. Мы внимательно рассмотрим механизмы напряжения и расслабления, роста и развития.

Биомеханика лежит в основе развития патологических состояний, травм и болезней – параличей, астмы, простатита, остеохондроза, сколиоза и множества других заболеваний.

Биомеханике единоборств, прыжков в длину, высоту, волейбола, тенниса, игры на скрипке или рояле можно посвятить отдельные книги, как и биомеханике секса, родов, мочеиспускания, кашля, чихания, жевания, лжи и так далее.

Каждый вид биомеханической активности обслуживает свой «портрет» включения систем жизнеобеспечения, единство внешнего и внутреннего, образующих единое и неделимое целое.

Опорно-двигательный аппарат – это основа биомеханики живого человека. У неживого тела опорный аппарат есть, а двигательного нет, поэтому нет и биомеханики. Биомеханика – это жизнь, проявление жизни во всей ее полноте и красе, видовой специфичности и личной индивидуальности.

Моя профессия – биомеханика всего живого в норме и патологии, в развитии и угасании, в трендах на эволюцию и деградацию. В частности, биомеханика человека во всем своем многообразии видов и форм. Биомеханику человека нельзя изучить и понять через биомеханику лабораторных животных, тем более убитых и расчлененных. Биомеханика вертикализации, ходьбы и бега вообще не имеет аналогов.

В этом красота, простота и сложность ее изучения и понимания.

Биомеханика как наука


Биомеханика – это наука об организации и реализации любых двигательных актов в организме, в природе. Жизнь есть движение, любые движения описываются биомеханическими и энергетическими законами и аксиомами, что делает биомеханику точной наукой на уровне решения частных лечебных задач и повышения качества и количества здоровья.

Моя профессия – биомеханика. Я использую и совершенствую биомеханические методы лечения, реабилитации и оздоровления. В равной степени знаю анатомию и биомеханику. Глазами анатома я смотрю на биомеханику человека, а глазами биомеханика – на анатомию, морфологию и физиологию в норме и патологии.

Хирург оперирует, протезирует и реконструирует с точки зрения знаний анатомии, физиологии, формы и функции. Врач, лечащий медикаментозно, знает и понимает фармакологию. Массажист использует массаж, мануальный терапевт – манипуляции и так далее. На процесс развития деструктивных изменений в организме каждый врач смотрит с высоты обретенных знаний и практических навыков. Врач предлагает метод, пациент его выбирает.

Биомеханика человека – комплексная наука. Она включает в себя знания других наук: механики и математики, функциональной и возрастной анатомии и физиологии, педагогики и теории физической культуры.

Законы физического и психического развития детей я экстраполирую на биомеханику в норме и патологии. Через биомеханику рассматриваю закономерности развития детей.

Знание законов и аксиом биомеханики, методологии и техники этой малоизученной и маловостребованной пока дисциплины позволяет лечить, реабилитировать и оздоравливать.

Моя цель в науке и практике оздоровления – дополнить медицинскую дисциплину биомеханическими знаниями, сопоставить пространственно-топографическую анатомию с биомеханикой функционального движения.


Для меня едины и неделимы предметы:


• гистология и биомеханика;

• физиология и биомеханика;

• кардиология и биомеханика;

• эндокринология, генетика, геронтология и биомеханика;

• неврология и биомеханика;

• биоэнергетика и биомеханика;

• биохимия, биофизика и биомеханика.


Как только биомеханика легла на знания медико-биологических процессов, картина сложилась. Понимание законов биомеханики функционального движения позволило логично и закономерно перейти к новым лечебно-реабилитационным технологиям. Индивидуальные характеристики человека обрели логический смысл и необходимость, связалась воедино история жизни и история болезни. История болезни и история лечения. История лечения и результат, исход и прогноз. История болезни и история жизни от зачатия и рождения до прихода к врачу – это единая история причинно-следственных связей.

Восприятие болезни как случайности перестало иметь место. Болезнь – это логическое продолжение и завершение, ответная реакция на стиль, ритм, образ жизни и приоритеты.

Возможности лечебно-реабилитационных и тренировочно-оздоровительных технологий основаны на дополненных и расширенных знаниях биомеханики. Фундаментальные и прикладные медицинские науки дополнены биомеханическими знаниями. Биомеханика проходит красной нитью через неврологию, эндокринологию, анатомию, морфологию, физиологию с точки зрения биомеханических, биоэнергетических, биофизических процессов.

Пример. Посмотрим на биомеханику в разрезе неврологии.

Биомеханика и неврология неделимы, это две стороны одной медали. Нервная система управляет и контролирует весь организм. О том, как она это делает, написано много книг.

Всем понятно, как сложно устроены головной мозг, спинной мозг, нервы и их сплетения. Нервная система многоуровневая и многоконтурная. Это компьютер, на который выведены все датчики, воспринимающие внутреннее пространство и внешний мир, прямая и обратная связь центра с периферией и периферии с центром.

Самая большая, самая сложная часть нервной системы обслуживает движение в опорно-двигательном аппарате[1]. В конечном итоге, все делается ради его возможностей и потребностей. Органы и системы значимы и необходимы для реализации движений и двигательного многообразия.

Качество и количество движения определяет качество жизни. Нервная система этим огромным хозяйством управляет, и прекрасно, когда управление высокоэффективное и бесперебойное.

Для качественного руководства и контроля нужно иметь, кем руководить и кого контролировать. Размерность и сложность административно-управленческого аппарата такая лишь потому, что опорно-двигательный аппарат настолько многопараметрический, что меньшая сложность нервной системы его обслужить и интегрировать не сможет. Поэтому и «придумана» такая нервная система.

Опорно-двигательный аппарат – это сложнейший механизм, конструкция, которую обслуживает нервная система, не наоборот. Она для него, и он в ней нуждается.

Стоит опорно-двигательный аппарат сломать, происходит замыкание. Рассогласования и сбои начинаются в нервной системе. Пока не исправишь опорно-двигательный аппарат извне, внешними «ремонтниками» и «методиками», восстановить нормальную функцию нервной системы невозможно. Сомнений нет: если сломана сама нервная система, анатомически или функционально, то и опорно-двигательный аппарат выйдет из строя и в нем начнутся сбои. Именно по этой причине опорно-двигательный аппарат и нервная система неделимы. Это две части одного «государства».

В фундаменте большинства стойких, неизлечимых двигательных нарушений нервная система роковым образом не виновата. В необратимости виноват исполнительный механизм, сам опорно-двигательный аппарат. Ведь даже если человеку с двигательным дефектом «пересадить» здоровые мозги и нервы, он от этого не выздоровеет. Моторный дефект в виде пареза, паралича, спастики, гиперкинеза или контрактуры останется.

Если по причине, внешней или внутренней, биомеханический сегмент, звено, отдел имеет извращенный акт движения – любое лечение бесполезно до тех пор, пока сам этот механизм не будет корректно восстановлен.

Уметь исправить периферический, центральный моторный дефект – это значит сделать большую часть работы. Восстановить после этого произвольное движение – дело тренинга.

Неврологию выделили в отдельную науку, это понятно, слишком много нужно знать, понимать и уметь, чтобы в ней разобраться.

Непонятно, почему биомеханику тоже не стараются осмыслить и осознать на таком же и никак не на меньшем уровне. Знание неврологии не исключает, а обязывает к равноценному знанию биомеханики, а знание биомеханики обязывает знать неврологию.

Нельзя разделить неделимое. Три макроблока являются единым целым:


• опорно-двигательный аппарат;

• нервная система;

• метаболические системы жизнеобеспечения.


Перекрестную зависимость иллюстрирует бытовой пример.

Лошадь, телега, кучер. Кучер – это мозг и нервная система. Лошадь – это системы жизнеобеспечения. Телега – это опорно-двигательный аппарат. Все, как в механике: опорные элементы, тяги, рычаги, соединения, приводы, углы, амплитуды.

Единственное различие – живой объект во много раз сложнее устроен, любая «железка» мертвая по определению. Общее одно: можно понять, рассчитать, проанализаровать, исправить и восстановить. Только законы будут не механические, а биомеханические.

Жизнь есть движение на уровне клетки, ткани, органа и организма в целом. Биомеханика отвечает на вопросы:


• как анатомически, морфологически, функционально устроен опорно-двигательный аппарат и вложенные в него системы жизнеобеспечения и интеграции для наилучшего выживания организма в изменяющейся среде: перепады температур и давления, изменения ландшафта?

• какие отклонения от нормы приводят к снижению приспособительных функций организма?

• какие компенсаторные механизмы включаются при болезни, травме, гиподинамии, нарушении симметрии?

• какие патологические перестройки и реакции происходят в организме во время болезни или травмы?

• как разматывать и сматывать клубок причинно-следственных связей от первопричины развития болезни до выбора методов биомеханического воздействия?

В основе роста волос и ногтей лежат биомеханические процессы. Образование слюны и потоотделение – тоже биомеханический процесс, как и рост, проведение нервного импульса, зачатие и вынашивание ребенка. Важно во всем видеть процессы движения и жизнь.

Методы восстановления комплементарны нарушениям. Если процесс кровообращения – биомеханический процесс, значит, приток, отток, микроциркуляцию можно восстановить соответствующими биомеханическими методами.

Самообновление, самоочищение, самозаживление и самовосстановление организма – это тоже биомеханические процессы, которыми можно управлять, зная законы биомеханики.

Простые биомеханические методы схематичны, могут использоваться в бытовых условиях и не требуют глубинных знаний и гроссмейстерского владения комбинаторикой.

Главное – понять важность восстановительного биомеханического лечения, так как болезнь или травма неизбежно и неотвратимо ведут к:


1) гиподинамии, то есть к биомеханическому дефициту, вынужденному ограничению физической активности в общем или локально;

2) перекосу и дисбалансу внутреннего пространства организма, которое намного значительнее, чем видимое внешнее;

3) нарушению работы систем заживления, обновления, жизненного обеспечения систем, органов и тканей.


«Маркеры» и «стигмы» остаются в теле и в сознании после перенесенной болезни или травмы и становятся причиной:


1) хронического возвращения болезни – второй, третий раз по кругу;

2) инвалидизации – то, что для здоровых легко и просто, для человека с ограниченными возможностями сложно или невозможно вообще;

3) неравномерного и преждевременного старения;

4) задержке и неравномерному развитию и созреванию у детей.

Аналогия. Исправный «здоровый» автомобиль и неисправный «больной» автомобиль едут и ведут себя на дороге по-разному. Поведение водителя за рулем исправного автомобиля и за рулем транспортного средства с поломками, перекосами, рулевой, ходовой, тормозной, балансировочной, электрической и прочих систем разное. Это понятно каждому.

Биомеханические методики восстановления нужны:


• когда все хорошо, но хочется еще лучше;

• когда все плохо, хочется, чтобы было все хорошо;

• когда хочется знать, «что делать», «где искать», «как выбрать лучшее»;

• когда хочется знать, «как наверстать упущенное и потерянное время и здоровье».


Следующая часть книги посвящена трем задачам.


1. Раздел «Матрица здоровья» – теоретические знания и наполнение.

2. Диагностические методы.

3. Стратегия здоровья: методологический и практический блок, цель которого – показать и научиться использовать биомеханические оздоровительно-реабилитационные технологии.


Далее идти шаг за шагом – +5 %, +10 %, + 20 % – по лестнице здоровья в сторону улучшения качества жизни и активного долголетия.

Лестница здоровья


Здоровье человека имеет несколько определений, они эмоционально философские, материально не осязаемые, поэтому с ними сложно работать. Мы говорим в ключе определения: «Здоровье – это ресурс».

Ресурс здоровья – это энергетический котел, аналог бака с бензином, из которого все органы, ткани и системы черпают энергию для жизнеспособности и жизнедеятельности. Из единого бака мы берем энергию и жизненные силы на все дела и действия:


работу и зарабатывание денег, работу по дому, двору, на субботники и сверхурочные;

получение знаний, полезных и бесполезных;

служение за веру, царя и Отечество, на дружбу и помощь;

противостояние борьбе со сном, когда хочется спать, борьбе со стрессом и страхом;

борьбу с экологическими и климатическими вредностями;

обезвреживание консервантов, лекарств, пестицидов, хлорированной воды;

борьбу с вредным влиянием шума, с негативными эмоциями, техногенными лучами, полями и так далее.


По остаточному принципу, если в баке остались ресурсы, энергия идет на:


обновление тканей, самоочистку от шлаков;

затраты организма на поддержание защитных сил и иммунитета;

поддержание физической активности;

личную жизнь и интимные отношения.


При полном баке человек долго остается энергичен, на все хватает сил и времени. Он ощущает себя бодрым, легко засыпает и высыпается, его организм устойчив к инфекциям.

Здоровье человека – это личный физиологический ресурс. Качество здоровья родителей передается по наследству детям, кому-то достается много, а кому-то мало.

В процессе роста, развития и взросления ресурс накапливается качественно и количественно. Все зависит от условий, в которых этот процесс происходит, и от тех, кто этим процессом руководит и ему способствует.

Весь процесс при отсутствии внешних инвестиций в здоровье разбит на четыре физиологических этапа «лестницы здоровья»:


Лестница здоровья


I. Лестница подъема или непрерывных улучшений состояния здоровья

II. Плато

III. Лестница спуска или непрерывных ухудшений состояния здоровья

IV. Период «доживания» или остаточный ресурс здоровья

I. Период непрерывных улучшений для возрастной группы от 0 до 20 лет

На I этапе до 20 лет «лестница здоровья» ведет вверх. Детство и юность – это период роста и развития организма, пора набора качества и количества здоровья. С каждым днем, месяцем, годом человек растет, развивается, его ткани созревают, оптимизируются, совершенствуются. Условная цифра 18–21 – это возраст, когда детство и юность закончились, а с ними и рост, развитие, созревание тканей, органов и систем.

Данный от природы и накопленный до двадцатилетнего возраста ресурс «здоровье» – тот самый «бак с бензином», который человек расходует в течение будущей жизни.


Родительский капитал


Детям и процессу развития стоит посвятить отдельную книгу. В этом издании только основные вехи и факторы, которые определяют здоровье взрослого человека.

Исходное состояние «родительского капитала» детей определяется условиями вынашивания и рождения.

Дети расплачиваются за болезни родителей. Ребенок считывает на генном или конфигурационном, энергодотационном уровнях с матери, которая его вынашивает и рожает. Если родители не разобрались со своими болезнями до зачатия детей, их проблемы удвоятся и утроятся в детях. Свои болезни они будут видеть в детях со стороны.

Ресурс здоровья к завершению I этапа зависит от «родительского капитала», вскармливания и ухода, истории болезней и травм, лечения, оздоровления, профилактики и реабилитации. Качество здоровья будет определять количество знаний, труда и времени, инвестированных родителями в физическое развитие ребенка.

По ресурсу дети делятся на три категории: дети природы, дети города и дети медицины.

Дети природы развиваются в естественных природных условиях и условиях естественного отбора. Если ребенок растет, развивается, здоровеет, созревает в условиях хорошего климата и экологии, то к 18 годам он накопит высокий ресурс здоровья.

Дети городов – им сложнее. Они растут в искусственной среде мегаполиса, механизмы естественного отбора минимальные. Дети городов, как правило, не обладают высоким иммунитетом. Защитные силы организма поддерживают медикаментозно, что не проходит для детского роста и развития без последствий.


Дети городов, природы, медицины


Детей цивилизованных стран не просто называют «золотыми». Им спасают жизнь вопреки законам естественного отбора. Они зачаты, выношены и рождены на свет исключительно благодаря заслугам медицины. «Дети медицины» требуют инвестиций в реабилитацию и оздоровление, иначе либо отстает рост, либо отстает или идет неравномерно развитие тканей.

Запас прочности, природного здоровья и энергоресурса у детей природы больше всех, у детей медицины – меньше всех, у детей городов – нечто среднее.

На начальном этапе развития на первом месте – физическое здоровье. Воспитание и образование – приоритеты следующего этапа.

С 20 лет мы начинаем растрачивать то, что смогли накопить. В процессе жизни человек накопленный в детстве и юности ресурс расходует, экономит, конвертирует в другие виды ресурсов: деньги, реализацию идей, семейное и родительское счастье и так далее. С 21 года важно провести ревизию накопленного ресурса, беречь и преумножать его.

II этап – плато для возрастной группы 20–40 лет

После окончания периода физического роста и развития наступает этап «плато», когда человек крепчает, матереет, окончательно оформляется.

На этапе «плато» человек тратит накопленный за предыдущий период ресурс здоровья на учебу, карьеру, личную жизнь и досуг. На II этапе здоровья как ресурса у человека много.

Человек, качественно прошедший период непрерывных улучшений в детстве и юности, зрелый к 20 годам, в возрасте до 30–35 лет почти не ощущает усталости и вялости, редко болеет. Здоровье как ресурс можно тратить, не нуждаясь в его восполнении, тело еще не требует «капитального ремонта».

Ближе к 40 годам накопленный за 20 лет ресурс тает. От социального образа жизни «на расход» человек начинает «сникать». Привычный напряженный деловой ритм жизни становится ему в тягость.

Постепенное сокращение здоровья наглядно иллюстрирует суточный режим и восстановление организма после бессонных ночей. С 20 до 30 лет можно по 2–3 дня не спать. С 30 до 40 одну ночь не спать – нормально, а уже 2 ночи подряд – дискомфортно и ощутимо для организма. Последствием будет срыв компенсаторных и резервных механизмов.

В 30 лет кто-то выглядит и здоров на свои 30 лет, а кто-то уже выглядит старше своих сверстников на 5–10 лет. Это проявляется в фигуре, осанке, походке, одышке, лишнем весе или худобе, дряблости кожи и мышц.

Часть ресурса люди расходуют осознанно, расчетливо и планово на достижение финансового, физического, социального и семейного комфорта. Другую часть человек разбазаривает без логики и смысла: на вредные привычки, стрессы, виртуальные подмены реальной жизни и тому подобное. У биологически сохранных в сорок лет все очевидно впереди, у других – позади по причине растраченного бесконтрольно и преждевременно ресурса здоровья.

Состояние здоровья в 40 лет зависит от того, какие мы были в возрасте от 0 до 35 лет. Об этом «написано» в личной истории вынашивания, рождения, индивидуального развития. Информацию хранит история личного оздоровления, болезней и травм. История лечения – это отдельная история, у каждого своя, логику определяет себе сам пациент, как и прогноз и исход.

В 40 лет человек встает перед выбором: отойти от дел и социальной активности и заняться восстановлением здоровья или продолжать привычный образ жизни. В случае несвоевременной или ошибочной расстановки приоритетов есть риск получить типовой набор социогенных патологий:


• мигрень;

• язва желудка;

• диабет;

• инсульт;

• инфаркт;

• простатит;

• геморрой;

• радикулит.


Болезни принимают разрушающее хроническое течение при отсутствии ресурса на выздоровление собственными силами организма. Человек переходит на симптоматическое, медикаментозное, поддерживающее лечение и входит в третий III – этап «непрерывных ухудшений».

III. Период непрерывных ухудшений или «старение» для возрастной группы от 40 до 60 лет

Период начинается в 40 лет с допущением плюс-минус 4 года. Это лестница, ведущая вниз. Уже тяжело переносить бессонную ночь, стресс, перегрузки, авралы и экстримы. После них надо несколько дней «отходить» и восстанавливаться. На этапе непрерывных ухудшений запускаются процессы физиологического старения, зашлаковывания, остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, снижения гормональной и психоэмоциональной активности.

Я не буду категоричным: возрастная группа от 40 до 60 лет – это еще не старость, только личностно-деловая зрелость для тех, кто понимает, что креативность и эффективность, злободневность и современность в возрасте 40+, 50+ и даже 60–70+ возможна, если ее доказывать и демонстрировать ежедневно, постоянно выигрывать конкурентные и закулисные игры. Для этого нужны здоровье, хорошая физическая форма и внешний вид, высокий тонус и осанка. Важно быть здоровым не на словах, а в реальности.

Работодатели сразу включают повышенный контроль целесообразности держать на должности год за годом управленца или специалиста на пороге старости, который далее и больше будет делать вид, что полезен, эффективен и по-прежнему креативен. Молодые и амбициозные сотрудники будут подмечать, что стареющего менеджера держат не за настоящие или будущие заслуги, а за прошлые. Окружение понимает – чаще всего все, кроме него, – что пора искать замену или задвигать в обоз с передовых позиций, а иначе будет тормозить рабочий процесс.

Первый шаг состоит в осознании ресурса здоровья. Важно понимать его лучше других и играть на опережение, не цепляясь за должностное кресло, а занимая его по праву лидера. Для этого нужны координированный ум и тело, умение легко включаться и переключаться. Показатели выносливости тела и ума – это способность держать нагрузки и перегрузки, легко восстанавливаться, расслабляться, засыпать и просыпаться отдохнувшим. Сила в теле, гибкость в мозгах, многополярность и многостандартность – эти качества нужно усиленно тренировать и оттачивать. Здоровье после 40 лет – это приоритет номер один, деньги и личная жизнь – на втором и третьем плане.

III период жизни берет истоки в I и II периодах, напрямую зависит от истории жизни, истории оздоровления и профилактики. Это самый показательный период жизни в плане прогноза на активное и спортивное долголетие.

Три этапа жизни в виде лестницы вверх, плато и лестницы вниз демонстрируют кардинальные различия в физиологии организма. В каждом периоде жизни свои ценности и относиться надо по-разному к


• физкультуре

• оздоровлению

• закаливанию

• работе-отдыху

• досугу

• приоритетам

• вредным привычкам

• болезням

• лечению и реабилитации


Что хорошо для возраста «плато», неприемлемо для детей или людей после 40+ лет. Методы лечения в возрасте «0–20», «плато» и «после 40» отличаются.


Третий период жизни начинается по разному. Иногда в 40–50 лет появляются болезни 70–80 летних: остеохондроз позвоночника или артроз суставов. Первые «звонки» для мужчин: изменения в энцефалограмме, кардиограмме и спермограмме. Другие не имеют проблем и в 50, и в 60 лет. Для одних этап «старение» идет медленнее, для других – быстрее и плавно переходит в остаточный ресурс здоровья или режим «доживания».

IV. Период «доживания» для возрастной группы от 60 до 80+ лет

В IV этап «доживания» чаще с характерным набором лекарств и эндопротезов одни войдут раньше – в 50 лет, другие – позже, в 75 лет. Остаточный жизненный ресурс здоровья стремится к нулю.

К преждевременному истощению ресурса здоровья, предрасположенности к болезням приводят избыточный вес, преждевременная тугоподвижность в позвоночнике, мышцах, связках, суставах, застой, смещения органов и хронические воспаления.

С 50 до 60 лет люди, которые привыкли к рваному, беспорядочному суточному ритму, часто проваливаются в декомпенсации, депрессию, ускоряется течение хронических заболеваний.

Шестидесятилетние люди часто страдают тревожностью и осторожностью, знают, что для них вредно, часто входят в режим «доживания» непредсказуемо. Они пугливы, принимают лекарства, понижающие давление, уровень холестерина, показатели вязкости крови, для профилактики остеопороза и улучшения пищеварения. Любят лечиться фармакалогически, натуропатически и гомеопатически.

После 70 лет запас прочности и запас ежедневных энергозатрат практически равны. Люди живут каждым днем, неделей, месяцем. Они редко способны адекватно планировать жизнь на год, у них то понос, то запор, то приступы печеночной или кишечной колики. Вся надежда – на аптеку в шаговой доступности.

Небольшой процент живет в режиме активного долголетия либо благодаря генетике, либо благодаря инвестициям в собственное здоровье.

Так выглядит синусоида жизни. Первая часть – это детство, отрочество и юность, когда идут процессы непрерывных улучшений. Затем «плато» и зеркальная кривая «непрерывных ухудшений», демонстрирующая процессы качественного и количественного истощения ресурса здоровья.

Здоровье – это ресурс, знать, как его расходовать, восполнять и преумножать, важно для построения межличностных отношений с социумом, в семье, с детьми, с собой.

Физическая культура человека, семьи, нации и страны, – в первую очередь, культура обращения со своим собственным ресурсом здоровья. Можете объяснить целесообразность и логику расходования ресурса здоровья – хорошо.

Знаете, как беречь и восполнять здоровье, значит, вы физически воспитанный и культурный человек. Если не знаете и не хотите знать, соответственно, присутствует физическая бескультурность и невоспитанность. Умные и очень умные люди свой ресурс здоровья берегут и преумножают. «Своего не отдам, чужого не возьму» – этот лозунг правомерно понимать масштабно, в контексте здоровья как ресурса.

Загрузка...