Задача биомеханических методик в рамках инвестиционной медицины – восстановить утраченное после болезней и травм здоровье взрослым и детям. Биомеханика помогает методологически, технически, организационно восстанавливать здоровье, дополняя и расширяя возможности государственно-страховой медицины. Восстановление здоровья – это труд и морально-волевые усилия, психоэмоциональное целеполагание. Восстановление здоровья целиком построено на физиологических процессах самообновления, самоочищения и самовосстановления.
Список болезней, которые лечат биомеханическими методами, известен. Это все ортопедические и неврологические болезни, костно-мышечные, мышечно-суставные, нейромышечные заболевания. Для излечения сколиоза, дисплазии суставов, заболеваний позвоночника, артритов, артрозов, миопатий и так далее должны быть научно-практическая система, методы и техники.
Физическая реабилитация, восстановительное лечение, оздоровление физическими и биомеханическими методами попадают в сектор персонализированной медицины для тех, кому это интересно и жизненно необходимо. Биомеханика – это зеркало, отражающее движения и проявления жизни.
В изобразительном искусстве, прежде чем «изобразить», надо ярко представить. Образ должен ожить. Человек начинает оживать от крестца и копчика до кончиков пальцев всем телом. Постепенно оживают органы, системы жизнеобеспечения, кровеносные и лимфатические сосуды, нервные волокна, бегущие от периферии к центру и от центральной нервной системы к периферии. Жизнь в теле должна забурлить, заструиться, заискриться, засветиться днем, к вечеру затихнуть, замолкнуть и уснуть, когда все внешние функции будут выключены.
Когда мы оздоравливаем или реабилитируем, мы дорисовываем или прорисовываем картину индивидуальной жизни человека. Когда нужно, работаем реставраторами. Стиль бывает разный: одно дело – рисовать карандашом, другое – акварелью или маслом. Одно дело – абстракция, другое – классика, одно дело – разового или сезонного пользования, другое – на века.
Биомеханика – это наука, искусство и ремесло. Все, как в жизни, от шедевров до примитива. В биомеханику, как в жизнь, надо влюбиться и ею восторгаться. Тогда она проявится, откроется и поведет за собой.
Познание биомеханики для меня началось в детстве с анатомии для художников, анатомии в движении, в жизненных ситуациях, в эмоциях. Это анатомия красоты младенцев и беременных, мужчин-победителей, грациозных женщин, животных в брачном танце. Это одетые или обнаженные тела, святые и грешники, многообразие печати болезней на лице и теле. Это юность, молодость, зрелость и старость. Это движение в прыжке в балете. Это люди, подражающие животным, и фотографии атлетов, мастеров восточных искусств. Это библейские картины и батальные сцены.
Мы все интересовались человеком, жизнью, многообразием форм, биологией, спортом, саморазвитием и самопознанием. Достаточно лишь немного воображения, чтобы мир людей, больных и здоровых, ожил и появился вопрос: а как из здорового сделать больного, а из больного – опять здорового? Как за внешним костюмом увидеть обнаженное тело, а под внешними рельефами – внутренний мир органов и тканей, систем жизнеобеспечения, процессы роста и деградации?
Под «многообразием форм и видов жизни, живых существ» мы понимаем многообразие размеров, геометрических форм, конструктивных различий и многообразие биомеханических вариантов передвижения и жизнеобеспечения. Далее на генетическом, индивидуальном уровне идут процессы оптимизации энергозатрат на жизненные процессы и адаптацию к переменам в макросреде обитания. Среда многопараметрична и переменчива, неизменна только ее гравитационная составляющая.
Когда мы говорим о вымирании отдельных видов живых существ, мы подразумеваем вымирание определенных размеров и геометрических форм, биомеханической организации этих видов и их варианта систем жизнеобеспечения. Вымирание вида по естественному сценарию означает, что вид оказался геометрически, биомеханически, энергоэкономически, информационно-интегративно, организационно не приспособленным для выживания в меняющихся условиях среды. Природа его выбраковала, списала за нежизнеспособностью.
Биомеханика движущихся процессов внутри организма и внешне видимая часть неразрывно и неделимо взаимосвязаны. Если представить внешнего и внутреннего наблюдателя, они увидят разные стороны одних и тех же процессов и феноменов, но не всегда смогут поменяться местами, чтобы увидеть всю картину целиком. Видя реальность внешнего, наблюдатель обязан образно достроить внутреннюю картину происходящего и наоборот, наблюдатель реально происходящего во внутреннем мире должен образно достроить картину внешнего мира. Это и означает зрить в корень, видеть целостно.
Человек как один из видов и форм жизни – не исключение – поэтому биологически на него надо смотреть всесторонне как на отдельный вид, облеченный в свои размеры и геометрические анатомические формы, со своей видовой биомеханикой. Внешне – как он двигается и перемещается в рамках конформационных степеней свободы. Внутренне – как в границах конфигурации внутреннего устройства обеспечивает метаболические, энергоэкономические, гемодинамические, информационно-интегративные ответы на перемены в геобиологической и социальной среде.
Биомеханика «внешнего» для нас более привычное понятие, поэтому мы и будем далее говорить о вариантах и видах биомеханических форматов человека. Первое – витальное: что человек должен уметь? Стоять, ходить и бегать. В основе этой биомеханики лежат все понятия вертикализации и прямохождения, которые мы подробно разберем позднее.
Ходьба и бег – это раздел маятниковой, каскадно-волновой биомеханики. Именно по тому, как человек стоит, ходит и бегает, мы, в первую очередь, можем оценить качество и количество его здоровья, жизнестойкость и жизнеспособность. О биомеханическом тестировании как степени вертикализации и качестве прямохождения и бега мы ведем речь на страницах нашей книги. Именно в связи с обслуживанием биомеханики ходьбы и бега мы будем далее говорить о физиологии и патофизиологии жизнеобеспечения человека.
Какая биомеханика, такое и ее интегративно-информационное энергоэкономическое и гемодинамическое жизнеобеспечение.
Для понимания многообразия форм и видов жизни, их биомеханических моделей можно говорить о биомеханике змеи, черепахи, птиц, насекомых, жителей морей и рек, а также о биомеханике медведя, кошачьих, собачьих, лошадей, верблюдов… Индивидуальная специфичность неповторима и неподражаема. Никогда верблюд не сможет имитировать лошадь.
У людей, в отличие от животных, биомеханика многогранна и многопараметрична, поэтому маятниковая каскадно-волновая биомеханика ходьбы и бега – это, конечно, базовый, но далеко не единственный ее раздел.
Общеизвестный и наиболее изученный вид биомеханики – «биомеханика рычагово-угловая», когда движения совершаются наподобие экскаватора или подъемного крана. На этой биомеханике основан современный силовой фитнес и его тренажерно-тренировочный парк. Угловая рычаговая биомеханика сгибаний, разгибаний, приведений, отведений имеет свой вариант биомеханического тестирования. Он широко описан в ортопедической, кинезиологической, остеопатической, мануально-терапевтической диагностике. Понятия концентрика, эксцентрика, статика, изометрия – это все из этого биомеханического раздела. Каждую составляющую движения мы будем рассматривать отдельно.
Биомеханика поз и положений максимально проработана в научно-практической хатха-йоге, где асаны используются в обрядовых целях, для оздоровления, реабилитации и в спорте.
Отдельные виды биомеханики, которым посвящена эта книга, – биомеханика стресса, старения, самоочищения, самообновления. Мы внимательно рассмотрим механизмы напряжения и расслабления, роста и развития.
Биомеханика лежит в основе развития патологических состояний, травм и болезней – параличей, астмы, простатита, остеохондроза, сколиоза и множества других заболеваний.
Биомеханике единоборств, прыжков в длину, высоту, волейбола, тенниса, игры на скрипке или рояле можно посвятить отдельные книги, как и биомеханике секса, родов, мочеиспускания, кашля, чихания, жевания, лжи и так далее.
Каждый вид биомеханической активности обслуживает свой «портрет» включения систем жизнеобеспечения, единство внешнего и внутреннего, образующих единое и неделимое целое.
Опорно-двигательный аппарат – это основа биомеханики живого человека. У неживого тела опорный аппарат есть, а двигательного нет, поэтому нет и биомеханики. Биомеханика – это жизнь, проявление жизни во всей ее полноте и красе, видовой специфичности и личной индивидуальности.
Моя профессия – биомеханика всего живого в норме и патологии, в развитии и угасании, в трендах на эволюцию и деградацию. В частности, биомеханика человека во всем своем многообразии видов и форм. Биомеханику человека нельзя изучить и понять через биомеханику лабораторных животных, тем более убитых и расчлененных. Биомеханика вертикализации, ходьбы и бега вообще не имеет аналогов.
В этом красота, простота и сложность ее изучения и понимания.
Биомеханика – это наука об организации и реализации любых двигательных актов в организме, в природе. Жизнь есть движение, любые движения описываются биомеханическими и энергетическими законами и аксиомами, что делает биомеханику точной наукой на уровне решения частных лечебных задач и повышения качества и количества здоровья.
Моя профессия – биомеханика. Я использую и совершенствую биомеханические методы лечения, реабилитации и оздоровления. В равной степени знаю анатомию и биомеханику. Глазами анатома я смотрю на биомеханику человека, а глазами биомеханика – на анатомию, морфологию и физиологию в норме и патологии.
Хирург оперирует, протезирует и реконструирует с точки зрения знаний анатомии, физиологии, формы и функции. Врач, лечащий медикаментозно, знает и понимает фармакологию. Массажист использует массаж, мануальный терапевт – манипуляции и так далее. На процесс развития деструктивных изменений в организме каждый врач смотрит с высоты обретенных знаний и практических навыков. Врач предлагает метод, пациент его выбирает.
Биомеханика человека – комплексная наука. Она включает в себя знания других наук: механики и математики, функциональной и возрастной анатомии и физиологии, педагогики и теории физической культуры.
Законы физического и психического развития детей я экстраполирую на биомеханику в норме и патологии. Через биомеханику рассматриваю закономерности развития детей.
Знание законов и аксиом биомеханики, методологии и техники этой малоизученной и маловостребованной пока дисциплины позволяет лечить, реабилитировать и оздоравливать.
Моя цель в науке и практике оздоровления – дополнить медицинскую дисциплину биомеханическими знаниями, сопоставить пространственно-топографическую анатомию с биомеханикой функционального движения.
Для меня едины и неделимы предметы:
• гистология и биомеханика;
• физиология и биомеханика;
• кардиология и биомеханика;
• эндокринология, генетика, геронтология и биомеханика;
• неврология и биомеханика;
• биоэнергетика и биомеханика;
• биохимия, биофизика и биомеханика.
Как только биомеханика легла на знания медико-биологических процессов, картина сложилась. Понимание законов биомеханики функционального движения позволило логично и закономерно перейти к новым лечебно-реабилитационным технологиям. Индивидуальные характеристики человека обрели логический смысл и необходимость, связалась воедино история жизни и история болезни. История болезни и история лечения. История лечения и результат, исход и прогноз. История болезни и история жизни от зачатия и рождения до прихода к врачу – это единая история причинно-следственных связей.
Восприятие болезни как случайности перестало иметь место. Болезнь – это логическое продолжение и завершение, ответная реакция на стиль, ритм, образ жизни и приоритеты.
Возможности лечебно-реабилитационных и тренировочно-оздоровительных технологий основаны на дополненных и расширенных знаниях биомеханики. Фундаментальные и прикладные медицинские науки дополнены биомеханическими знаниями. Биомеханика проходит красной нитью через неврологию, эндокринологию, анатомию, морфологию, физиологию с точки зрения биомеханических, биоэнергетических, биофизических процессов.
Пример. Посмотрим на биомеханику в разрезе неврологии.
Биомеханика и неврология неделимы, это две стороны одной медали. Нервная система управляет и контролирует весь организм. О том, как она это делает, написано много книг.
Всем понятно, как сложно устроены головной мозг, спинной мозг, нервы и их сплетения. Нервная система многоуровневая и многоконтурная. Это компьютер, на который выведены все датчики, воспринимающие внутреннее пространство и внешний мир, прямая и обратная связь центра с периферией и периферии с центром.
Самая большая, самая сложная часть нервной системы обслуживает движение в опорно-двигательном аппарате[1]. В конечном итоге, все делается ради его возможностей и потребностей. Органы и системы значимы и необходимы для реализации движений и двигательного многообразия.
Качество и количество движения определяет качество жизни. Нервная система этим огромным хозяйством управляет, и прекрасно, когда управление высокоэффективное и бесперебойное.
Для качественного руководства и контроля нужно иметь, кем руководить и кого контролировать. Размерность и сложность административно-управленческого аппарата такая лишь потому, что опорно-двигательный аппарат настолько многопараметрический, что меньшая сложность нервной системы его обслужить и интегрировать не сможет. Поэтому и «придумана» такая нервная система.
Опорно-двигательный аппарат – это сложнейший механизм, конструкция, которую обслуживает нервная система, не наоборот. Она для него, и он в ней нуждается.
Стоит опорно-двигательный аппарат сломать, происходит замыкание. Рассогласования и сбои начинаются в нервной системе. Пока не исправишь опорно-двигательный аппарат извне, внешними «ремонтниками» и «методиками», восстановить нормальную функцию нервной системы невозможно. Сомнений нет: если сломана сама нервная система, анатомически или функционально, то и опорно-двигательный аппарат выйдет из строя и в нем начнутся сбои. Именно по этой причине опорно-двигательный аппарат и нервная система неделимы. Это две части одного «государства».
В фундаменте большинства стойких, неизлечимых двигательных нарушений нервная система роковым образом не виновата. В необратимости виноват исполнительный механизм, сам опорно-двигательный аппарат. Ведь даже если человеку с двигательным дефектом «пересадить» здоровые мозги и нервы, он от этого не выздоровеет. Моторный дефект в виде пареза, паралича, спастики, гиперкинеза или контрактуры останется.
Если по причине, внешней или внутренней, биомеханический сегмент, звено, отдел имеет извращенный акт движения – любое лечение бесполезно до тех пор, пока сам этот механизм не будет корректно восстановлен.
Уметь исправить периферический, центральный моторный дефект – это значит сделать большую часть работы. Восстановить после этого произвольное движение – дело тренинга.
Неврологию выделили в отдельную науку, это понятно, слишком много нужно знать, понимать и уметь, чтобы в ней разобраться.
Непонятно, почему биомеханику тоже не стараются осмыслить и осознать на таком же и никак не на меньшем уровне. Знание неврологии не исключает, а обязывает к равноценному знанию биомеханики, а знание биомеханики обязывает знать неврологию.
Нельзя разделить неделимое. Три макроблока являются единым целым:
• опорно-двигательный аппарат;
• нервная система;
• метаболические системы жизнеобеспечения.
Перекрестную зависимость иллюстрирует бытовой пример.
Лошадь, телега, кучер. Кучер – это мозг и нервная система. Лошадь – это системы жизнеобеспечения. Телега – это опорно-двигательный аппарат. Все, как в механике: опорные элементы, тяги, рычаги, соединения, приводы, углы, амплитуды.
Единственное различие – живой объект во много раз сложнее устроен, любая «железка» мертвая по определению. Общее одно: можно понять, рассчитать, проанализаровать, исправить и восстановить. Только законы будут не механические, а биомеханические.
Жизнь есть движение на уровне клетки, ткани, органа и организма в целом. Биомеханика отвечает на вопросы:
• как анатомически, морфологически, функционально устроен опорно-двигательный аппарат и вложенные в него системы жизнеобеспечения и интеграции для наилучшего выживания организма в изменяющейся среде: перепады температур и давления, изменения ландшафта?
• какие отклонения от нормы приводят к снижению приспособительных функций организма?
• какие компенсаторные механизмы включаются при болезни, травме, гиподинамии, нарушении симметрии?
• какие патологические перестройки и реакции происходят в организме во время болезни или травмы?
• как разматывать и сматывать клубок причинно-следственных связей от первопричины развития болезни до выбора методов биомеханического воздействия?
В основе роста волос и ногтей лежат биомеханические процессы. Образование слюны и потоотделение – тоже биомеханический процесс, как и рост, проведение нервного импульса, зачатие и вынашивание ребенка. Важно во всем видеть процессы движения и жизнь.
Методы восстановления комплементарны нарушениям. Если процесс кровообращения – биомеханический процесс, значит, приток, отток, микроциркуляцию можно восстановить соответствующими биомеханическими методами.
Самообновление, самоочищение, самозаживление и самовосстановление организма – это тоже биомеханические процессы, которыми можно управлять, зная законы биомеханики.
Простые биомеханические методы схематичны, могут использоваться в бытовых условиях и не требуют глубинных знаний и гроссмейстерского владения комбинаторикой.
Главное – понять важность восстановительного биомеханического лечения, так как болезнь или травма неизбежно и неотвратимо ведут к:
1) гиподинамии, то есть к биомеханическому дефициту, вынужденному ограничению физической активности в общем или локально;
2) перекосу и дисбалансу внутреннего пространства организма, которое намного значительнее, чем видимое внешнее;
3) нарушению работы систем заживления, обновления, жизненного обеспечения систем, органов и тканей.
«Маркеры» и «стигмы» остаются в теле и в сознании после перенесенной болезни или травмы и становятся причиной:
1) хронического возвращения болезни – второй, третий раз по кругу;
2) инвалидизации – то, что для здоровых легко и просто, для человека с ограниченными возможностями сложно или невозможно вообще;
3) неравномерного и преждевременного старения;
4) задержке и неравномерному развитию и созреванию у детей.
Аналогия. Исправный «здоровый» автомобиль и неисправный «больной» автомобиль едут и ведут себя на дороге по-разному. Поведение водителя за рулем исправного автомобиля и за рулем транспортного средства с поломками, перекосами, рулевой, ходовой, тормозной, балансировочной, электрической и прочих систем разное. Это понятно каждому.
Биомеханические методики восстановления нужны:
• когда все хорошо, но хочется еще лучше;
• когда все плохо, хочется, чтобы было все хорошо;
• когда хочется знать, «что делать», «где искать», «как выбрать лучшее»;
• когда хочется знать, «как наверстать упущенное и потерянное время и здоровье».
Следующая часть книги посвящена трем задачам.
1. Раздел «Матрица здоровья» – теоретические знания и наполнение.
2. Диагностические методы.
3. Стратегия здоровья: методологический и практический блок, цель которого – показать и научиться использовать биомеханические оздоровительно-реабилитационные технологии.
Далее идти шаг за шагом – +5 %, +10 %, + 20 % – по лестнице здоровья в сторону улучшения качества жизни и активного долголетия.
Здоровье человека имеет несколько определений, они эмоционально философские, материально не осязаемые, поэтому с ними сложно работать. Мы говорим в ключе определения: «Здоровье – это ресурс».
Ресурс здоровья – это энергетический котел, аналог бака с бензином, из которого все органы, ткани и системы черпают энергию для жизнеспособности и жизнедеятельности. Из единого бака мы берем энергию и жизненные силы на все дела и действия:
• работу и зарабатывание денег, работу по дому, двору, на субботники и сверхурочные;
• получение знаний, полезных и бесполезных;
• служение за веру, царя и Отечество, на дружбу и помощь;
• противостояние борьбе со сном, когда хочется спать, борьбе со стрессом и страхом;
• борьбу с экологическими и климатическими вредностями;
• обезвреживание консервантов, лекарств, пестицидов, хлорированной воды;
• борьбу с вредным влиянием шума, с негативными эмоциями, техногенными лучами, полями и так далее.
По остаточному принципу, если в баке остались ресурсы, энергия идет на:
• обновление тканей, самоочистку от шлаков;
• затраты организма на поддержание защитных сил и иммунитета;
• поддержание физической активности;
• личную жизнь и интимные отношения.
При полном баке человек долго остается энергичен, на все хватает сил и времени. Он ощущает себя бодрым, легко засыпает и высыпается, его организм устойчив к инфекциям.
Здоровье человека – это личный физиологический ресурс. Качество здоровья родителей передается по наследству детям, кому-то достается много, а кому-то мало.
В процессе роста, развития и взросления ресурс накапливается качественно и количественно. Все зависит от условий, в которых этот процесс происходит, и от тех, кто этим процессом руководит и ему способствует.
Весь процесс при отсутствии внешних инвестиций в здоровье разбит на четыре физиологических этапа «лестницы здоровья»:
Лестница здоровья
I. Лестница подъема или непрерывных улучшений состояния здоровья
II. Плато
III. Лестница спуска или непрерывных ухудшений состояния здоровья
IV. Период «доживания» или остаточный ресурс здоровья
На I этапе до 20 лет «лестница здоровья» ведет вверх. Детство и юность – это период роста и развития организма, пора набора качества и количества здоровья. С каждым днем, месяцем, годом человек растет, развивается, его ткани созревают, оптимизируются, совершенствуются. Условная цифра 18–21 – это возраст, когда детство и юность закончились, а с ними и рост, развитие, созревание тканей, органов и систем.
Данный от природы и накопленный до двадцатилетнего возраста ресурс «здоровье» – тот самый «бак с бензином», который человек расходует в течение будущей жизни.
Родительский капитал
Детям и процессу развития стоит посвятить отдельную книгу. В этом издании только основные вехи и факторы, которые определяют здоровье взрослого человека.
Исходное состояние «родительского капитала» детей определяется условиями вынашивания и рождения.
Дети расплачиваются за болезни родителей. Ребенок считывает на генном или конфигурационном, энергодотационном уровнях с матери, которая его вынашивает и рожает. Если родители не разобрались со своими болезнями до зачатия детей, их проблемы удвоятся и утроятся в детях. Свои болезни они будут видеть в детях со стороны.
Ресурс здоровья к завершению I этапа зависит от «родительского капитала», вскармливания и ухода, истории болезней и травм, лечения, оздоровления, профилактики и реабилитации. Качество здоровья будет определять количество знаний, труда и времени, инвестированных родителями в физическое развитие ребенка.
По ресурсу дети делятся на три категории: дети природы, дети города и дети медицины.
Дети природы развиваются в естественных природных условиях и условиях естественного отбора. Если ребенок растет, развивается, здоровеет, созревает в условиях хорошего климата и экологии, то к 18 годам он накопит высокий ресурс здоровья.
Дети городов – им сложнее. Они растут в искусственной среде мегаполиса, механизмы естественного отбора минимальные. Дети городов, как правило, не обладают высоким иммунитетом. Защитные силы организма поддерживают медикаментозно, что не проходит для детского роста и развития без последствий.
Дети городов, природы, медицины
Детей цивилизованных стран не просто называют «золотыми». Им спасают жизнь вопреки законам естественного отбора. Они зачаты, выношены и рождены на свет исключительно благодаря заслугам медицины. «Дети медицины» требуют инвестиций в реабилитацию и оздоровление, иначе либо отстает рост, либо отстает или идет неравномерно развитие тканей.
Запас прочности, природного здоровья и энергоресурса у детей природы больше всех, у детей медицины – меньше всех, у детей городов – нечто среднее.
На начальном этапе развития на первом месте – физическое здоровье. Воспитание и образование – приоритеты следующего этапа.
С 20 лет мы начинаем растрачивать то, что смогли накопить. В процессе жизни человек накопленный в детстве и юности ресурс расходует, экономит, конвертирует в другие виды ресурсов: деньги, реализацию идей, семейное и родительское счастье и так далее. С 21 года важно провести ревизию накопленного ресурса, беречь и преумножать его.
После окончания периода физического роста и развития наступает этап «плато», когда человек крепчает, матереет, окончательно оформляется.
На этапе «плато» человек тратит накопленный за предыдущий период ресурс здоровья на учебу, карьеру, личную жизнь и досуг. На II этапе здоровья как ресурса у человека много.
Человек, качественно прошедший период непрерывных улучшений в детстве и юности, зрелый к 20 годам, в возрасте до 30–35 лет почти не ощущает усталости и вялости, редко болеет. Здоровье как ресурс можно тратить, не нуждаясь в его восполнении, тело еще не требует «капитального ремонта».
Ближе к 40 годам накопленный за 20 лет ресурс тает. От социального образа жизни «на расход» человек начинает «сникать». Привычный напряженный деловой ритм жизни становится ему в тягость.
Постепенное сокращение здоровья наглядно иллюстрирует суточный режим и восстановление организма после бессонных ночей. С 20 до 30 лет можно по 2–3 дня не спать. С 30 до 40 одну ночь не спать – нормально, а уже 2 ночи подряд – дискомфортно и ощутимо для организма. Последствием будет срыв компенсаторных и резервных механизмов.
В 30 лет кто-то выглядит и здоров на свои 30 лет, а кто-то уже выглядит старше своих сверстников на 5–10 лет. Это проявляется в фигуре, осанке, походке, одышке, лишнем весе или худобе, дряблости кожи и мышц.
Часть ресурса люди расходуют осознанно, расчетливо и планово на достижение финансового, физического, социального и семейного комфорта. Другую часть человек разбазаривает без логики и смысла: на вредные привычки, стрессы, виртуальные подмены реальной жизни и тому подобное. У биологически сохранных в сорок лет все очевидно впереди, у других – позади по причине растраченного бесконтрольно и преждевременно ресурса здоровья.
Состояние здоровья в 40 лет зависит от того, какие мы были в возрасте от 0 до 35 лет. Об этом «написано» в личной истории вынашивания, рождения, индивидуального развития. Информацию хранит история личного оздоровления, болезней и травм. История лечения – это отдельная история, у каждого своя, логику определяет себе сам пациент, как и прогноз и исход.
В 40 лет человек встает перед выбором: отойти от дел и социальной активности и заняться восстановлением здоровья или продолжать привычный образ жизни. В случае несвоевременной или ошибочной расстановки приоритетов есть риск получить типовой набор социогенных патологий:
• мигрень;
• язва желудка;
• диабет;
• инсульт;
• инфаркт;
• простатит;
• геморрой;
• радикулит.
Болезни принимают разрушающее хроническое течение при отсутствии ресурса на выздоровление собственными силами организма. Человек переходит на симптоматическое, медикаментозное, поддерживающее лечение и входит в третий III – этап «непрерывных ухудшений».
Период начинается в 40 лет с допущением плюс-минус 4 года. Это лестница, ведущая вниз. Уже тяжело переносить бессонную ночь, стресс, перегрузки, авралы и экстримы. После них надо несколько дней «отходить» и восстанавливаться. На этапе непрерывных ухудшений запускаются процессы физиологического старения, зашлаковывания, остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, снижения гормональной и психоэмоциональной активности.
Я не буду категоричным: возрастная группа от 40 до 60 лет – это еще не старость, только личностно-деловая зрелость для тех, кто понимает, что креативность и эффективность, злободневность и современность в возрасте 40+, 50+ и даже 60–70+ возможна, если ее доказывать и демонстрировать ежедневно, постоянно выигрывать конкурентные и закулисные игры. Для этого нужны здоровье, хорошая физическая форма и внешний вид, высокий тонус и осанка. Важно быть здоровым не на словах, а в реальности.
Работодатели сразу включают повышенный контроль целесообразности держать на должности год за годом управленца или специалиста на пороге старости, который далее и больше будет делать вид, что полезен, эффективен и по-прежнему креативен. Молодые и амбициозные сотрудники будут подмечать, что стареющего менеджера держат не за настоящие или будущие заслуги, а за прошлые. Окружение понимает – чаще всего все, кроме него, – что пора искать замену или задвигать в обоз с передовых позиций, а иначе будет тормозить рабочий процесс.
Первый шаг состоит в осознании ресурса здоровья. Важно понимать его лучше других и играть на опережение, не цепляясь за должностное кресло, а занимая его по праву лидера. Для этого нужны координированный ум и тело, умение легко включаться и переключаться. Показатели выносливости тела и ума – это способность держать нагрузки и перегрузки, легко восстанавливаться, расслабляться, засыпать и просыпаться отдохнувшим. Сила в теле, гибкость в мозгах, многополярность и многостандартность – эти качества нужно усиленно тренировать и оттачивать. Здоровье после 40 лет – это приоритет номер один, деньги и личная жизнь – на втором и третьем плане.
III период жизни берет истоки в I и II периодах, напрямую зависит от истории жизни, истории оздоровления и профилактики. Это самый показательный период жизни в плане прогноза на активное и спортивное долголетие.
Три этапа жизни в виде лестницы вверх, плато и лестницы вниз демонстрируют кардинальные различия в физиологии организма. В каждом периоде жизни свои ценности и относиться надо по-разному к
• физкультуре
• оздоровлению
• закаливанию
• работе-отдыху
• досугу
• приоритетам
• вредным привычкам
• болезням
• лечению и реабилитации
Что хорошо для возраста «плато», неприемлемо для детей или людей после 40+ лет. Методы лечения в возрасте «0–20», «плато» и «после 40» отличаются.
Третий период жизни начинается по разному. Иногда в 40–50 лет появляются болезни 70–80 летних: остеохондроз позвоночника или артроз суставов. Первые «звонки» для мужчин: изменения в энцефалограмме, кардиограмме и спермограмме. Другие не имеют проблем и в 50, и в 60 лет. Для одних этап «старение» идет медленнее, для других – быстрее и плавно переходит в остаточный ресурс здоровья или режим «доживания».
В IV этап «доживания» чаще с характерным набором лекарств и эндопротезов одни войдут раньше – в 50 лет, другие – позже, в 75 лет. Остаточный жизненный ресурс здоровья стремится к нулю.
К преждевременному истощению ресурса здоровья, предрасположенности к болезням приводят избыточный вес, преждевременная тугоподвижность в позвоночнике, мышцах, связках, суставах, застой, смещения органов и хронические воспаления.
С 50 до 60 лет люди, которые привыкли к рваному, беспорядочному суточному ритму, часто проваливаются в декомпенсации, депрессию, ускоряется течение хронических заболеваний.
Шестидесятилетние люди часто страдают тревожностью и осторожностью, знают, что для них вредно, часто входят в режим «доживания» непредсказуемо. Они пугливы, принимают лекарства, понижающие давление, уровень холестерина, показатели вязкости крови, для профилактики остеопороза и улучшения пищеварения. Любят лечиться фармакалогически, натуропатически и гомеопатически.
После 70 лет запас прочности и запас ежедневных энергозатрат практически равны. Люди живут каждым днем, неделей, месяцем. Они редко способны адекватно планировать жизнь на год, у них то понос, то запор, то приступы печеночной или кишечной колики. Вся надежда – на аптеку в шаговой доступности.
Небольшой процент живет в режиме активного долголетия либо благодаря генетике, либо благодаря инвестициям в собственное здоровье.
Так выглядит синусоида жизни. Первая часть – это детство, отрочество и юность, когда идут процессы непрерывных улучшений. Затем «плато» и зеркальная кривая «непрерывных ухудшений», демонстрирующая процессы качественного и количественного истощения ресурса здоровья.
Здоровье – это ресурс, знать, как его расходовать, восполнять и преумножать, важно для построения межличностных отношений с социумом, в семье, с детьми, с собой.
Физическая культура человека, семьи, нации и страны, – в первую очередь, культура обращения со своим собственным ресурсом здоровья. Можете объяснить целесообразность и логику расходования ресурса здоровья – хорошо.
Знаете, как беречь и восполнять здоровье, значит, вы физически воспитанный и культурный человек. Если не знаете и не хотите знать, соответственно, присутствует физическая бескультурность и невоспитанность. Умные и очень умные люди свой ресурс здоровья берегут и преумножают. «Своего не отдам, чужого не возьму» – этот лозунг правомерно понимать масштабно, в контексте здоровья как ресурса.