ГЛАВА 3. РЕФОРМИРУЯ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ: ДАННЫЕ МЕНЯЮТ ТУРИЗМ И ЛОГИСТИКУ


Прогноз даёт нам знание, а знание даёт нам мудрость и инсайт.

Джек Льюис [32]

Во время чуньюнь (кит. 春运 chūnyùn), наиболее крупномасштабной периодической внутренней миграции китайского населения, связанной с подразумевающим воссоединение семьи Праздником весны, всю страну накрывают грандиозные людские потоки, сливающиеся воедино и разделяющиеся вновь. На каком транспорте прибывают эти людские потоки? Куда направляются? Где отправная точка? Каковы промежуточные пункты? Где будет проходить путь назад? Всё это ясно показывает картина пассажирских перевозок в период Китайского нового года, «нарисованная» большими данными.

Наиболее свежие большие данные по чуньюнь показывают новую тенденцию в перемещениях, которые население страны совершает, чтобы встретить Новый год в кругу семьи, – смещение от «поездок к родителям» к «приезду родителей». Если прежняя траектория внутренней миграции представляла собой движение перед праздником из прибрежных районов в глубь страны, из городов в деревни и обратно, в прибрежные районы и города после него, то теперь выбором всё большего числа китайцев становится «обратный чуньюнь».

23 января 2019 года работающий по найму в Фошане провинции Гуандун господин Сунь вместе с женой, едва сдерживая нетерпение, спешили на вокзал Гуанчжоу Южный, чтобы встретить родных, с которыми они давно не виделись, – сына и госпожу Сунь, маму господина Суня. Внук и бабушка, в это же самое время следовавшие в вагоне поезда G825 из Чанша в Гуанчжоу Южный, радостно рассматривали непрерывно меняющиеся за окном пейзажи. На вокзале их ожидали не только соскучившиеся близкие, но и новые впечатления: это их первый приезд в Гуанчжоу. «Жизнь теперь стала лучше, чем сыну с невесткой ехать на Новый год домой в Хунань, сподручнее мне с внуком приехать в Фошань», – говорит мать мистера Суня [33].

Ещё один фрагмент нашей сегодняшней реальности: проводник направляющегося в Гуанчжоу поезда G1755 24 января 2019 года, играющий с «птенцом перелетной птицы»8. Поскольку во время чуньюнь огромное число детей рабочих-мигрантов вместе со своими старшими родственниками отправляются в путь, чтобы встретить Новый год с родителями, на участке железной дороги Наньчан-Фучжоу заранее провели для экипажей ключевых маршрутов инструктажи по присмотру за такими детьми. В поездах были подготовлены книги и игрушки, чтобы с заботой сопроводить «птенцов перелетных птиц» по пути к родным.

Благодаря наличию в пассажирском потоке «весенней миграции» 2019 года бесчисленного множества таких же, как мама господина Суня, людей увеличилось разнообразие направлений перемещений во время чуньюнь. Вслед за стремительным распространением железнодорожной сети в Китае поезда стали тем средством транспорта, который выбирают всё большее число людей, отправляющихся встретить Праздник весны вместе с семьёй и в «обратный чуньюнь», который, с одной стороны, позволяет избежать больших скоплений людей в пик всеобщих перемещений, а с другой – всё так же даёт встретиться с родными, становится всё более популярным. Немало работающих в городах пар, принадлежащих к поколению 80-х и 90-х, стали привозить своих родителей и детей на Новый год в города, в которых они работают, а после праздника отправлять их обратно в деревню. Данные показывают, что в период чуньюнь в 2019 году объём пассажирских перевозок по всей стране достиг 2,98 миллиарда человеко-раз, что практически не отличается от цифры 2018 года, но при этом структура трафика незаметно поменялась: в 2019 году объём железнодорожных перевозок составил около 410 миллионов человеко-раз, что на 6,7 % выше по сравнению с 2018 годом, а объём перевозок рейсовым автотранспортом – примерно 2,46 миллиарда человеко-раз, снизившись таким образом на 0,8 %. С точки зрения пунктов назначения в чуньюнь наблюдается заметное увеличение обратного пассажиропотока в предпраздничный период, общий прирост обратного пассажиропотока по всем наиболее популярным направлениям составил 7,4 %. В свою очередь, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и другие крупные города, в которых с наступлением Праздника весны изначально происходил отток населения, в 2019 году незаметно стали востребованными направлениями для встречи Нового года. На рисунке 3.1 показано, как механик подразделения China Railways в Сиане проверяет высокоскоростной состав после празднования Китайского Нового года в 2019 году, чтобы обеспечить безопасность перевозок во второй половине чуньюнь.



Рисунок 3.1. Механики Сианьского подразделения China Railways не оставляют свой пост после празднования Нового года (Ван Шутянь/Жэньминь Тупянь)

Во время чуньюнь каждое мгновение производятся данные, и технологии обработки больших данных позволяют собрать воедино разрозненные локальные данные по пассажирским перевозкам, делая их пригодными для использования человеком, тем самым с помощью виртуальных пространственно-временных измерений «проливая свет» на реальный мир. Технологии обработки больших данных позволяют подготовить, обработать и проанализировать огромные массивы данных, создаваемых в процессе функционирования реального мира. В сочетании с технологиями Интернета вещей и искусственного интеллекта они дают возможность выразить материальный мир в цифровом формате, сделать реальность более ясной и познаваемой, поток информации во времени и пространстве – более своевременным и понятным, человеческую жизнь – более прогнозируемой, что в конечном итоге ведёт к более интеллектуальным взаимосвязям и взаимодействиям.

3.1. «Цифровой мозг» городов: новые решения для улучшения ситуации с дорожными заторами. Проблема «перегруженного города» в Ханчжоу

13 октября 2016 года на церемонии открытия конференции Юньци Правительство Ханчжоу обнародовало запуск «Цифрового мозга города», намереваясь сделать его новым интеллектуальным центром Ханчжоу, одной из древних столиц Китая. В первой битве противником ханчжоуского «Мозга города» стала проблема дорожных заторов.

Почему же в качестве первого объекта его наступления были выбраны пробки? Дело в том, что из-за чрезмерной загруженности дорог Ханчжоу проблема пробок превратилась в тяжёлую, настоятельно требующую разрешения задачу!

Нидерландский поставщик оборудования для навигации, транспорта и карт TomTom каждый год на основании данных, переданных GPS-модулями, составляет рейтинг главных городов мира с точки зрения загруженности дорог. В опубликованном компанией в 2017 году отчёте о мировых показателях транспортного движения (основанном на базе данных TomTom за 2016 год) Ханчжоу занял 16 место среди городов с самыми серьёзными дорожными заторами и стал городом с самыми загруженными дорогами в регионе дельты Янцзы. Согласно отчёту, уровень транспортной загруженности дорог Ханчжоу в 2016 году достиг 43 %9, что на 5 % выше, чем в 2015 году, то есть если дорога среднестатистического жителя Ханчжоу в обычное время от дома до работы занимает один час, то в случае пробок он потратит ещё минимум 25 минут, чтобы добраться до места назначения. Эти украденные у него пробками 25 минут он мог бы потратить на то, чтобы спокойно съесть тёплый завтрак вместе с семьёй или вывести питомца на неспешную прогулку по микрорайону.

Согласно подсчётам, из-за пробок каждый житель Ханчжоу ежедневно должен тратить лишние 38 минут, а количество потраченного им в пробках времени за год достигает 144 часов. Получается, что пробки «похищают» время у каждого жителя города, увеличенное время на дорогу между домом и офисом сокращает время отдыха офисных работников, увеличившиеся дорожные расходы транспортных компаний подтачивают их эффективность и прибыль, затруднённая транспортная доступность сказывается на настроении и впечатлениях приезжающих в Ханчжоу полных ожиданий туристов… Общественный и экономический урон, который приносят пробки, трудно посчитать!

Когда отсутствие беспрепятственного транспортного сообщения стало одним из факторов, препятствующих развитию города, и потребовались срочные действия для решения проблемы дорожных заторов, большие данные дали Ханчжоу совершенно новое решение.

«Мозг города» успешно начинает битву по уничтожению заторов.

Доводилось ли вам оказываться в такой ситуации: долгий красный сигнал светофора наконец переключился, но вы, не проехав и нескольких минут, снова встаёте на красный, хотя нет ни пешеходов, переходящих дорогу, ни машин, пересекающих улицу, при этом под красным сигналом собирается огромная очередь из машин, с нетерпением ожидающих включения зелёного?.. Наверняка, многим приходилось терять время из-за нерационально распланированного графика переключения сигналов светофора. Именно светофоры и оказались под прицелом ханчжоуского «Мозга города» версии 1.0.

Ханчжоуский «Мозг города» представляет собой созданный на основе урбанистической теории «города как живого существа» и идеи сочетания интернет-технологий и современного управления, построенный с использованием технологий обработки больших данных, облачных вычислений, искусственного интеллекта и других передовых технологий платформенного типа «концентратор», источником «смартизации» которого являются сведённые воедино источники данных государства, предприятий и общества. Будучи интеллектуальным «головным мозгом» города, он обладает функциями оптимизации распределения общественных ресурсов, руководства выработкой общей стратегии, прогнозирования и предварительного оповещения, а также лечения «болезней города» [35].

В версию 1.0 транспортной системы «Мозга города», официально обнародованной на конференции Юньци в октябре 2017 года, были заложены такие функции, как «умное» восприятие ситуации на дорогах, «умная» оценка ситуации с заторами на дорогах, «умная» проверка в случае происшествий, «умное» распределение времени и «умная» помощь. С помощью «умных» камер, установленных на перекрёстках главных улиц, транспортная система «Мозга города» версии 1.0 в режиме реального времени собирала данные об интенсивности, скорости и других показателях движения. Используя эти данные, система строила виртуальную модель Ханчжоу и опять же в режиме реального времени анализировала интенсивность движения на ключевых улицах города, делала прогноз возможного уровня трафика, за секунды анализировала и рассчитывала наиболее оптимальную длительность сигналов светофора на перекрёстках и таким образом более «продуманно» регулировала настройки и длительность сигналов светофоров.

Транспортная система ханчжоуского «Мозга города» версии 1.0 приняла под свой контроль 128 оборудованных светофорами перекрёстков, покрыв таким образом район улицы Моганьшань и другие магистрали в главной части города, а также участок скоростной дороги от Чжунхэ до Шантана, она также обслуживает городской район Сяошань. В главной городской зоне, где «Мозг города» регулирует 24 светофора в районе улицы Моганьшань, среднее время прохождения сократилось на 8,5 %. На экспериментальном участке эстакады Чжунхэ-Шантан общей длиной 22 км среднее время задержки трафика сократилось на 15,3 %. В районе Сяошань, где «Мозг города» контролирует 104 перекрёстка, покрывая площадь 5 км2 в пределах улиц Шисиньлу, Юйдунлу и Бэйшаньнаньлу, средняя скорость трафика увеличилась на 15 % [36]. Какая ценность стоит за этими данными?

Рассмотрим в качестве примера участок эстакады Чжунхэ-Шантан, который в настоящее время является одним из самых загруженных участков ханчжоуских эстакад, – умное регулирование светофоров помогает каждому автомобилю экономить в среднем 4,6 минуты трафика. Не стоит думать, что 4,6 минуты ничего не значат: благодаря этому время трафика каждого автомобиля сократится на 4,6 минуты, себестоимость транспортного движения во всём городе уменьшится значительно! Можно сказать, что решение, основанное на технологии больших данных, в первом же «встречном бою» с дорожными заторами в Ханчжоу дало немедленный результат.

Некоторые из автомобилей в транспортных потоках Ханчжоу являются более чувствительными с точки зрения скорости и времени в пути, поскольку они несут ответственность за сохранение жизней и охрану правопорядка. Речь идёт о машинах экстренных служб – скорой помощи, полиции, пожарной и аварийной служб, в особенности это справедливо в отношении автомобилей скорой помощи, для которых каждая минута и секунда напрямую связана с жизнью пациентов. Особое внимание ханчжоуского «Мозга города» также сосредоточено на этих специальных машинах, и здесь впервые в стране было реализовано приоритетное регулирование машин специальных служб, которое значительно увеличило эффективность реагирования в экстренных случаях.

В первой половине дня 9 октября 2017 года в районе Сяошань были проведены учения для машин скорой помощи. Находившийся неподалёку от улицы Шисиньнаньлу ханчжоуского района Сяошань в полной готовности водитель скорой помощи господин Ни принял вызов от пациента, находящегося на расстоянии 7 км. Водителю нужно было ехать всё время по одной улице на север, по пути преодолеть 21 перекрёсток со светофорами. Он смог доехать до места вызова практически со всеми зелёными светофорами со средней скоростью 36 км/ч, потратив примерно 14 минут [37]. Не стоит недооценивать эти недолгие 14 минут, при внезапной остановке сердца эффективность сердечно-лёгочной реанимации в первые 4 минуты достигает 50 %, по прошествии этого времени надежды на спасение очень смутные, поэтому коротенькие 14 минут могут дать пациенту больше шансов выжить и, возможно, спасут немало людей.

Как обеспечить беспрепятственный проезд скорой помощи на зелёные сигналы светофора? Решение может дать «Мозг города». С учётом начального местонахождения и конечной точки назначения система просчитала лучший маршрут для скорой помощи общей продолжительностью около 7 км и отправила его на телефон водителю скорой помощи, чтобы тот мог использовать его как навигатор. «Мозг города» также, опираясь на получаемые им в режиме реального времени результаты GPS-отслеживания машины скорой помощи и отчёты о ситуации с трафиком по маршруту следования автомобиля, заранее регулировал сигналы светофоров.

Чтобы не допустить остановки машины на красных светофорах или её попадания в пробку, в ходе данных учений для машин скорой помощи «Мозг города» выполнил ряд высокоточных вычислений. Требовалось, чтобы во время проезда скорой помощи предшествующий трафик уже покинул дорогу, и, получив сигнал о помощи, система запустила занявшие секунды анализ и вычисление, уровень детальности которых доходил до того, в какое время включать зелёный сигнал на светофорах, через которые будет проезжать машина скорой помощи на перекрёстках по маршруту, на каких именно перекрёстках его включать и т. д.

«Мозг города» автоматически конвертировал видео, снятые дорожными камерами по ходу маршрута, в данные, собрал данные о продолжительности очередей машин на ближайших перекрёстках, рассчитал время, за которое поток машин сможет освободить путь для беспрепятственного проезда скорой помощи. Исходя из результата вычислений, он автоматически отрегулировал светофоры таким образом, чтобы, когда проезжала машина скорой помощи, сигнал был зелёным, а впереди не было бы очереди из машин. В то же время камеры слежения могли по GPS-координатам скорой помощи отслеживать её перемещение в режиме реального времени, помогая регулировщикам контролировать продвижение машины в ответ на срочный вызов [36]. На рисунке 3.2. показан большой экран центра управления транспортной системой ханчжоуского «Мозга города» версии 2.0.

Транспортная система ханчжоуского «Мозга города» версии 2.0, сохранив изначально имевшуюся приоритетную регулировку движения для машин специального назначения, получила расширенные функциональные возможности: для пожарных машин, машин скорой помощи и других машин спасательных служб была добавлена функция «сопровождение в один клик», которая обеспечивает для экстренных служб ещё более эффективное и быстрое беспрепятственное следование по маршруту. По расчётам, к 2022 году транспортная система ханчжоуского «Мозга города» версии 2.0 покроет всю территорию города, то есть будет установлена взаимосвязь на уровне уездов (городов), она начнёт применяться в отношении движения транспорта на второстепенных улицах. По сравнению с версией 1.0 система версии 2.0 стала более воспринимать городской трафик с большей детализацией и ещё более близко к реальному времени. Она рассматривает город как живое существо, подобно КТ, всесторонне сканирует и воспринимает транспортное движение: его скорость, объём, уровень загруженности дорог, показатели задержки и другие «жизненные показания», − точно рисует полноценный, соответствующий реальному времени «портрет» ситуации с движением транспорта в городе в виде количественных данных. Кроме того, в транспортной системе ханчжоуского «Мозга города» версии 2.0 был увеличен уровень открытости доступа к её содержанию. Используя в качестве посредников интернет-карты, приложения, связанные с государственными услугами и радиостанциями, она сразу же публикует данные о ситуации, связанной с движением транспорта в городе, информацию о трафике и контролирующие мероприятия. Водители и другие участники транспортной системы, в свою очередь, тоже могут в любое время взаимодействовать с «Мозгом города» через соответствующие приложения государственных услуг. Благодаря тому, что каждый житель города получил возможность стать «умной клеткой» «Мозга города», был реализован совместный доступ к повышению уровня смартизации города [38].



Рисунок 3.2. Большой экран центра управления транспортной системой ханчжоуского «Мозга города» версии 2.0

Существующая при поддержке больших данных в сфере транспорта и аналитических технологий транспортная система ханчжоуского «Мозга города» оказала неоспоримо большую помощь в решении проблемы с загруженностью дорог в Ханчжоу. В «Отчёте по анализу транспортной ситуации в главных городах Китая» [39] за 2016 год Ханчжоу занял 8 место в ежегодном перечне самых загруженных городов страны и 1 место среди городов региона дельты Янцзы по этому показателю. После внедрения транспортной системы «Мозга города» в 2017 году Ханчжоу занял более низкое положение в рейтинге – 48-е место, к 2018 году – 57-е место. Очевидным является улучшение ситуации в отношении загруженности по утрам и вечерам, скорость автомобилей горожан эффективно возросла, и Ханчжоу успешно избавился от ярлыка «города с самыми загруженными дорогами в дельте Янцзы».

Улучшение транспортной ситуации напрямую касается каждого из нас: оно означает, что нам, скорее всего, больше не придётся терпеть утомительные транспортные потоки и черепашью скорость движения, тревожиться о пробках, отправляясь на работу или возвращаясь домой, драгоценное время наших жизней больше не будет утекать сквозь пальцы из-за необоснованных дорожных заторов. Оно означает более высокую социально-экономическую эффективность и более приятную и более свободную жизнь! В недалёком будущем, используя большие данные для осмысления городского трафика и принятия решений, «Мозг города» сможет оказать ещё большую помочь в решении проблемы дорожных заторов и превратить Ханчжоу в способный к саморегулированию, позитивно взаимодействующий с человеком город.

3.2. Смарт-логистика: сделать «последнюю милю» более близкой. За сумасшедшими масштабами «11.11» – скорость логистики в Китае

Уникальный китайский торговый фестиваль «11.11», с его огромным торговым оборотом и поразительным процессом развития, демонстрирует скорость развития электронной коммерции в Китае, вызывающую изумление и пристальное внимание мирового сообщества.

15 ноября 2018 года пресс-секретарь Министерства коммерции Гао Фэн сообщил, что, согласно наблюдениям за большими данными, касающимися коммерции, в 2018 году оборот розничной интернет-торговли в Китае за время «11.11» превысил 300 миллиардов юаней, а доход от продажи товаров посредством международной электронной торговли превысил 30 миллиардов юаней, что стало очередным мировым рекордом. Учитывая выросший за десять лет с первоначальных 52 миллионов юаней до 300 миллиардов юаней оборот торговли, скорость развития и масштабы «11.11» заслуженно можем назвать «сумасшедшими».

И отражает этот «сумасшедший» фестиваль распродаж стремительно развивающуюся в Китае отрасль электронной коммерции. В 2009 году оборот электронной торговли в Китае составлял только немногим более 3 триллионов юаней, к 2018 году он достигал уже более 30 триллионов. Объём рынка электронной коммерции всего за десять лет вырос практически в 10 раз. За этим поражающим воображение уровнем электронной коммерции стоит поддержка логистики: скачок в электронной коммерции сопутствовал непрерывному развитию логистической отрасли. Кроме того, несмотря на то, что вслед за стремительным развитием электронной коммерции объём логистических операций ежегодно возрастает, качество логистического сервиса в электронной коммерции, логистический жизненный цикл и эффективность логистики не прекращают улучшаться.

Возможно, десять лет назад электронная коммерция была нам ещё не очень привычна и не вызывала у нас совсем никакого доверия, теперь же интернет-торговля стала образом жизни, без которого нам сложно себя представить, и обеспечила богатство выбора в самых разных областях нашей работы и жизни. С помощью распространившейся по всему миру логистической цепи разнообразные торговые марки, продукты с самыми разными особенностями доставляются нам в руки, получение и экспресс-отправления стали нашей обыденностью, выражения: «доставка включена в Цзянсу, Чжэцзяне и Шанхае», «доставка за один день» – стали частыми в нашей повседневной жизни. За период «11.11» в 2018 году самой быстрой экспресс-почте понадобилось лишь 8 минут для доставки товара (ящика минеральной воды) покупателю. Вероятно, что это быстрее даже, чем спуститься за бутылкой воды в ближайший магазинчик!

Составленной совместно Cainiao Smart Logistics Network научно-исследовательским институтом министерства транспорта и исследовательским институтом компании Alibaba «Отчёт о развитии применения больших данных в смарт-логистике Китая за 2017 год» показал, что несмотря на стремительный рост количества заказов в «11.11» возможности логистических сервисов непрерывно повышаются, в прошлом оказались перезагруженные склады и негативный пользовательский опыт, логистика пришла к слаженности и упорядоченности. Например, в 2016 году коэффициент выполненных посылок увеличился почти на 25 % по сравнению с 2015 годом, примерно на треть по сравнению с 2013 годом сократилось время доставки 100 миллионов посылок.

Каким же образом логистика электронной коммерции в Китае достигает одновременного прогресса в количестве и качестве в условиях столь стремительного развития? Секрет кроется в смарт-логистике, сочетающей в себе технологии больших данных, Интернета вещей и другие инновационные технологии и подходы.


Большие данные как инъекция «смартизации» для логистики.

С развитием технологии и общества в последние десять лет, и в первую очередь с развитием больших данных, расширилось и понятие «смарт-логистика». Обычно базовыми технологиями смарт-логистики считаются большие данные, Интернет вещей и Интернет. С помощью интеллектуального отбора и анализа данных торговых потоков и логистики большие данные могут более точно и наглядно отражать актуальное состояние логистики и рынка, а также прогнозировать их будущие изменения, помогая предприятиям лучше предсказывать потребительский спрос и формировать маршруты поставок, оптимизировать стратегии складских сетей, починки оборудования и др.

В 2009 году IBM впервые предложила понятие «Интеллектуальной логистической системы» (Intelligent Logistics System), согласно которому «умная логистика» основана на «умной цепи поставок», обладающей тремя особенностями: прогрессивностью, взаимосвязанностью и интеллектуальностью, – придаёт значение соединению Интернета вещей, сенсорных сетей и существующего Интернета, с помощью детального, динамичного и научно обоснованного управления осуществляется автоматизация, визуализация, регулируемость, интеллектуализация логистики и включение её в сеть «Интернет», результатом чего становится рост эффективности использования ресурсов и уровня производительности и создание большей общественной ценности.

Cainiao Smart Logistics Network стимулирует обновление логистики с помощью больших данных.

Cainiao Smart Logistics Network была одной из первых среди китайских компаний, применивших концепции больших данных и смарт-логистики в логистической отрасли. Cainiao Smart Logistics Network начала использовать технологии обработки больших данных для обслуживания фестиваля шопоголизма «11.11» на платформе Tmall в 2013 году, а в 2014 году точность прогноза, сделанного её «радаром раннего обнаружения», превысила 95 %, таким образом уже на начальном этапе использования эффективно снизив давление на логистику в период «11.11». К 2018 году, согласно информации финансового отчёта Alibaba, количество логистических заказов, обрабатываемых Cainiao Smart Logistics Network, в период «11.11» достигло поражающей цифры – 812 миллионов, и при этом сроки доставки и уровень обслуживания клиентов всё так же, не переставая, повышались. Каким образом Cainiao Smart Logistics Network удалось достичь успеха и в количественном, и в качественном отношении? Мы можем подробно рассмотреть каждый из важных этапов, в которых Cainiao Smart Logistics Network опирается на технологии обработки больших данных для трансформации всего логистического процесса.

На этапе складирования и упаковки Cainiao Smart Logistics Network использовала технологию обработки больших данных для настройки «умного» складирования товаров. В сочетании с релевантными данными по товарам и логистике автоматизированные склады Cainiao могут прогнозировать то, насколько ходовым будет товар, и в зависимости от этого производить умную настройку склада и полок с товарами, максимально уменьшая количество узлов в перевозке товара, сокращая путь его перемещения, увеличивая эффективность логистики и хранения [41]. «Умный» склад компании Cainiao показан на рисунке 3.3.

Помимо этого, Cainiao Smart Logistics Network, опираясь на большие данные и технологию искусственного интеллекта, реализовала «умную» упаковку. Как правило, в традиционных заказах упаковка товара выбирается сотрудником на основании его опыта, что имеет низкую эффективность и большую вероятность неэкономного использования крупногабаритной картонной тары. С помощью больших данных и технологии искусственного интеллекта склады Cainiao знают габариты и характеристики товара до его поступления на склад и могут автоматически распределять заказы в наиболее подходящие картонные упаковки и подбирать оптимальные способы укладки. Умная упаковка позволяет сэкономить в среднем на 5 % больше расходного материала, чем в случае, если бы соответствующие решения принимал человек. Это не только снижает себестоимость упаковки, но и является способом, более природосберегающим.



Рисунок 3.3. «Умный» склад компании Cainiao Smart Logistics Network (Юй Лянь / vcg.com)

В отношении распределения заказов и планирования маршрутов Cainiao, опираясь на систему обработки больших данных Hailiang (Hylanda) и систему Alibaba Cloud, предложила проект основанного на больших данных «умного» распределения заказов с электронными накладными Cainiao в качестве носителя, то есть позволяющий заменить ручное распределение заказов на основанное на технологиях больших данных. Результатом стала не только максимальная оптимизация планирования маршрутов доставки экспресс-почты, но и значительное сокращение числа ошибочных операций. Если при традиционном ручном распределении заказов частота ошибок составляет 5 %, после внедрения «умного» распределения заказов степень его точности в компаниях экспресс-доставки достигла более 98 %, эффективность складской рутинной сортировки повысилась более чем на 50 % [40]. В настоящее время этот проект одна за другой начинают использовать ведущие китайские логистические компании, что приводит к огромному росту эффективности движения посылок в сортировочных центрах [43].

Большие данные открыли для Cainiao Smart Logistics Network множество возможностей и в отношении доставки на «последней миле». Платформа логистических данных Cainiao Smart Logistics Network, собирая данные продавцов, логистических компаний, а также метеоданные, данные о дорожной обстановке и другие данные из различных ичсточников и выполняя глубокую предобработку огромного массива информации по товарам, транзакциям, пользователям и информации социальных логистических сетей на платформе Alibaba, обеспечивает цифровизацию и визуализацию логистических процессов. Она умеет прогнозировать перевозки, осуществляемые всеми крупными логистическими компаниями Китая на протяжении всех цепочек движения посылок, и снабжать их соответствующими оповещениями, благодаря чему логистические компании могут в режиме реального времени иметь полное представление об «ожидаемом количестве посылок» и «оповещениях о степени загруженности» для каждого звена логистической сети. В то же время благодаря платформе продавцы имеют понимание положения дел в логистических компаниях и на этом основании могут выбрать подходящую компанию для доставки своих товаров и достижения цели «умной» логистики, то есть более быстрой и безопасной доставки товара в руки клиента.

На всех этапах процесса – от прогноза спроса, упаковки и хранения до сортировки и доставки – большие данные принесли безграничные возможности для усовершенствования и обновления смарт-логистики, благодаря чему логистическая индустрия может предоставить более качественные услуги в более короткие сроки, реализуя таким образом более «близкую» «последнюю милю».

3.3. Данные открывают дороги, или Путешествия без помех и промедлений

Ключевой фигурой в сфере обращения туристического рынка является турист. Не товар, но туристический поток зачастую стимулирует распространение информации о связанных с путешествиями товарах. В этом смысле информация является базовым содержанием туристической индустрии. И большие данные предоставили совершенно новые возможности для интеллектуального отбора данных в сфере индустрии туризма, управления ими, их обработки, анализа и применения.

Описывая движение людских потоков, большие данные создают возможности для туристического бизнеса.

Mafengwo (кит. 马蜂窝) – известная китайская торговая и сервисная платформа для самостоятельных путешествий, созданная на базе стратегии персонализированных путешествий. Основным ресурсом Mafengwo являются превышающее 100 миллионов число зарегистрированных пользователей и данные создаваемого ими пользовательского контента (User Generated Content, UGC). Согласно статистике, пользователи Mafengwo ежемесячно создают более 130 тысяч записей о путешествиях, количество пользовательских комментариев превышает 180 миллионов, число уникальных пользователей сайта – более 130 миллионов, при этом среднемесячное количество активных пользователей превышает 80 миллионов. Опросы пользователей, создание контента, глубокие просмотры и оценки, а также информация о совершаемых пользователями на Mafengwo транзакциях – всё это сформировало огромный массив источников больших данных. Объём ежедневно создаваемых на Mafengwo новых данных превышает 3 терабайта, а всего на платформе охвачено более 50 миллионов достопримечательностей (Point of Interest, POI) по всей земле. Эти цифры поистине потрясают [45]. В настоящее время Mafengwo из чисто туристической платформы трансформировалась в платформу туризма и электронной коммерции, торговый оборот которой всего за три года достиг 10 миллиардов юаней. Ключевым фактором, стоящим за осуществлённым Mafengwo стремительным увеличением объёма операций, стал анализ и применение больших данных пользовательского контента, связанного с путешествиями.

В широком смысле под пользовательским контентом понимаются публикуемые пользователями в сети и обладающие определённой новизной тексты, изображения, аудио- и видеофайлы. С развитием Интернета данные пользовательского контента, касающегося путешествий, например: оставляемые путешественниками в сети комментарии, их блоги, распространяющиеся пользователями в социальных сетях тексты, изображения и другие виды контента – стали новым важным источником больших данных в сфере путешествий, который имеет чрезвычайно высокую прикладную ценность с точки зрения прогнозирования потребительского спроса, развития туризма и других аспектов. Например, известное американское туристическое онлайн-агентство Travelocity применяет анализ больших данных в отношении ежедневно меняющихся спроса и предложения, установления цены, наличных запасов и рекламы. Используя лучший «движок» для анализа транзакций и рекомендаций, Travelocity продвигает персонализированные товары целевым потребителям, помимо этого, с помощью аналитических моделей результаты передаются в смежные приложения, чтобы помочь разработчикам соответствующих приложений своевременно принимать решения.

Mafengwo – одна из самых успешных с точки зрения использования больших данных пользовательского контента китайских компаний. С помощью больших данных Mafengwo находит пользователей и формирует стратегии. Человек, прежде чем принять решение о путешествии, может на протяжении долгого времени производить на Mafengwo действия, связанные с поиском и просмотром контента, например, просматривать релевантные для его места назначения записи других путешественников и рекомендации по маршрутам или просить других путешественников дать свои комментарии и т. п. Осуществляя интеллектуальный отбор соответствующих данных, Mafengwo может нарисовать панорамный портрет целой потребительской группы, точно подобрать высококачественные конечные туристические товары для конкретного пользователя, достигая персонализации и «потребности в том, что увидел». В то же время можно с соответствии с тенденциями спроса, демонстрируемого огромным количеством пользователей, исходя из результатов анализа больших данных, улучшить предложение на туристические товары, что повлечёт за собой соответствующее увеличение поставок, кроме того, можно в зависимости от разных категорий пользователей улучшить презентацию своего товара и возможности по предоставлению услуг (продаж). Кроме того, и после совершения продажи на платформе Mafengwo создаются большие объёмы данных пользовательского контента, связанного с покупкой и оценкой, например, новые туристические заметки и комментарии, что, в свою очередь, ведёт к обратной оптимизации товара и ориентации контента [45].

Благодаря большим данным Mafengwo также получила возможность расширить коммерческое сотрудничество в сфере туризма, создав ситуацию взаимной выгоды с поставщиками туристических услуг. Ещё в 2014 году Mafengwo в коллаборации с поставщиком авиауслуг Zailushang (On the way) запустила продажу товаров, изготовленных по «обратному заказу». Заказ на выпуск таких товаров и их предпродажа базировались на данных о предпочтениях пользователей. Поскольку они не только соответствовали потребностям путешественников, но и обладали сравнительно хорошим соотношением цены и качества, их раскупили в течение 5 минут после начала продажи. В свою очередь, Хайнаньские авиалинии и управление по туризму штата Массачусетс (США) также разработали в сотрудничестве с Mafengwo ряд туристических товаров, изготовленных по «обратному заказу». Подобная модель C2B с предварительной продажей и «обратным заказом», основанная на огромных по объёму пользовательских данных, прогнозирует, что вызовет симпатию у потребителя и потребительские тенденции. Таким образом изготовление соответствующих туристических товаров удовлетворяет персонализированные потребности, связанные с поездками. Благодаря использованию больших данных для анализа потребительского поведения или совокупности социальных сил, эта модель может сдвинуть передовые туристические ресурсы с мёртвой точки и реструктурировать их [46].

Большие данные делают достопримечательности более «умными», а путешествия более спокойными.

Благодаря коротким видео множество достопримечательностей Чунцина стали хитами и «интернет-знаменитостями», лидирует в рейтинге популярности район Хунъядун. В 2017 году широкое распространение в социальных сетях получило короткое видео под названием «Ночной вид точной копии “Унесённых призраками”» (кит. «千与千寻同款夜景»), вслед за чем популярность Хунъядуна взлетела до второго места по стране, уступив только Запретному городу в Пекине. Хунъядун стал первой чунцинской достопримечательностью, завоевавшей бешеную популярность благодаря видеоролику. Огромные потоки туристов принесли туристической зоне популярность и внимание, но одновременно с этим – огромное давление с точки зрения управления и безопасности, и большие данные в этой ситуации позволили принять наиболее эффективные решения.

Информационная система управления туристической зоной и связанных с ней производств, система видеомониторинга, система датчиков и другие цифровые системы туристической зоны безостановочно производят огромные объёмы цифровых, текстовых и видеоданных; внешние социальные сети туристической зоны и другие платформы в Интернете также создают большое количество связанных с ней данных. Помимо этого, уникальные природно-географические характеристики туристического объекта и его историко-культурные особенности также могут быть преобразованы в пространственно-географические и историко-гуманитарные данные. Все эти огромные массивы данных предоставили источники информации для смартизации туристической зоны, а технологии обработки больших данных, в свою очередь, поспособствовали её осуществлению.

В 2018 году в Чунцине выпустили «Чунцинское туристическое облако». На основе больших данных, искусственного интеллекта, облачных вычислений, Интернета вещей и других технологий смартизации была выполнена интеграция данных по ресурсам и сервису туристических мест, способствовавшая повышению уровня управления туристической зоной, её точному маркетингу и улучшению качества продукции. Туристам облако даёт возможность для планирования маршрутов и поиска информации. Наиболее популярная туристическая зона «Хунъядун» стала испытательным полигоном «Чунцинского туристического облака». Оно отрегулировало систему функционирования района таким образом, чтобы человеческий поток был соразмерен его принимающей способности, была настроена система предварительных оповещений, реализованы цифровизация и смартизация мониторинга человеческого потока. Благодаря сбору и анализу данных в режиме реального времени менеджмент туристической зоны имеет полное представление о количестве принятых туристов, доходах от их посещений, количестве внутренних туристов и иностранных туристов в городе в целом, своевременно получает данные, касающиеся человеческого потока в туристической зоне, формирует механизм прогнозирования и предварительного оповещения и может своевременно регулировать ресурсы.

Загрузка...