Часть 1 Пирсинг нового поколения

1 Мотивация

Желание украсить собственное тело и следить за своей внешностью являются универсальными качествами каждого из нас. Мы все носим одежду, меняем свои прически и по-разному выражаем свою индивидуальность – так мы стремимся получить больше подарков или проклятий судьбы, как реальных, так и вымышленных, данных нам природой. Сегодня мы можем менять свой образ как нам заблагорассудится: возможности колеблются от небольших изменений, вроде окраски волос и отбеливания зубов, до более экстремальных (но социально приемлемых практик), таких как липосакция или хирургическое увеличение груди. И несмотря на то, что модификации тела долгое время не воспринимались нашей культурой и социумом, сегодня они получили широкое распространение в мире.

Пирсинг и другие виды бодимодификаций – это метод быстро и результативно изменить свой образ. Многие объясняют свое желание возможностью обратиться к себе настоящему и стать самим собой, хотя для большинства тех, кто не имеет опыта в данной области, это совершенно непонятные доводы. В частности, женщины, увы, постоянно находятся под давлением зачастую нереалистичных представлений о красоте, и это негативно сказывается на их самооценке и восприятии собственного тела. Они могут обратиться к пирсингу или другим формам бодимодификаций для того, чтобы начать ощущать свою внешность в более позитивном ключе. Несмотря на то, что единодушное мнение относительного положительного влияния пирсинга на самооценку человека отсутствует, нет никаких сомнений, что именно эстетическая сторона является самой распространенной причиной для того, чтобы сделать прокол.

Кто делает пирсинг и почему?

Я делала проколы людям разных профессий из совершенно разных слоев общества: астрономам, священникам и даже пенсионерам. Пирсинг даже может объединить несколько поколений одной семьи, ко мне вместе приходят матери и дочери, а иногда их даже сопровождают бабушки. Не существует одного конкретного типажа людей, которые делают проколы – мы представляем собой чрезвычайно разнообразное и активно растущее сообщество.

Раньше, когда пирсинг еще не был так распространен, люди указывали на один или несколько моих проколов и задавали два основных вопроса. Первый – “Это было больно?”, а второй – “Почему ты это сделала с собой?”. Сегодня пирсинг перешел в категорию мейнстрима и вопрос о мотивации стал подниматься значительно реже. Тем не менее существует множество причин для того, чтобы сделать прокол – от легкомысленных до очень глубоких: желание выразить независимость или привлечь внимание, стремление ощутить холод металла под своей кожей или возможность украсить свое тело прекрасными украшениями. А для кого-то это отклик на глубокие внутренние триггеры. И каждая из перечисленных причин действительно вдохновляет.

Иногда мы можем наблюдать существенную разницу в возрасте между теми, кто делает проколы на видимых участках тела, и теми, кто прокалывает более интимные места, располагающиеся ниже уровня шеи. Молодые люди зачастую поддаются желанию не отставать от сверстников или хотят заявить о своей независимости родителям – и заметный в повседневной жизни пирсинг отлично удовлетворяет эти запросы. Юные клиенты студий подвержены влиянию популярной музыки, СМИ, и моды, и часто бывают ограничены в исполнении своих желаний из-за законов, запрещающих делать проколы несовершеннолетним.

Люди более старшего возраста уже не ограничены подобными запретами, да и импульсы мотиваций у них, как правило, совсем иные. Многие взрослые уже имеют различные психологические травмы или иной жизненный опыт, которые и заставляют их обращаться к модификациям тела, как к способу самореализации и с целью исцеления.

После рождения двух дочек (каждая из которых весила почти 4 кг) и перехода за сорокалетний рубеж, я вдруг ощутила острую необходимость вновь почувствовать себя “собой”, а не мамой, женой, медсестрой и т. д. Я выбрала пирсинг пупка, потому что всегда считала это очень сексуальным. Я знала, что где-то внутри меня жива моя сексуальная часть, и пирсинг помог высвободить ее снова”, – Ж.

Мой пирсинг изменил мою жизнь. После домогательств в детском возрасте наличие пирсинга стало путем к возвращению собственного тела. Это помогло мне заново обрести уверенность в себе”, – Д.

Отождествление с группой

Пирсинг и другие виды бодимодификаций тела долгое время использовались для обозначения культурной идентичности человека. Некоторое время назад западные последователи пирсинга называли себя “современными дикарями” и с гордостью носили украшения в этническом стиле из натуральных материалов, таких как рог, дерево и камень. По мере того как Запад становился более восприимчивым к культурной апроприации, это движение стало угасать. Но несмотря на все изменения, красивые натуральные украшения по-прежнему остались весьма востребованными. Даже наоборот, некоторые люди, сохраняющие традиционный уклад жизни, с удовольствием используют в своем творчестве современные материалы. Так, пастухи Северной Кении, например, используют провода от зарядных устройств телефонов для украшения своих проколов в губах и ушах[2].

Люди часто используют визуальный код, чтобы продемонстрировать свою причастность к той или иной субкультуре (готы, панки, скейтеры, свингеры, небинарные персоны и многие другие), распознаваемой в обществе именно благодаря определенным проколам на теле. Парадокс, конечно, но пирсинг может быть демонстрацией и манифеста и конформизма одновременно.

Магическое и символическое излечение

Люди часто используют проколы для восстановления своего физического и духовного здоровья после травмы или для получения некоторого контроля над ситуацией во время борьбы с тяжелой болезнью. Некоторые делают прокол из желания обменять что-то плохое на что-то хорошее – этот тип символического исцеления встречается у женщин, желающих вернуть любовь к собственному телу после деторождения или сексуального насилия. Благодаря сознательному акту прокалывания кожи и пролития крови, эти люди заново отвоевывают свою целостность, связь с телом и контроль над своей жизнью. Прокол, сделанный после расставания, развода или смерти супруга – обычное дело и очень терапевтически оправдан для таких внезапно ставших одинокими душ. Кроме того, в последнее время пирсинг используют как действенную меру для управления телом в ходе менопаузы. Прокол той части тела, которая вам не нравится, поможет принять и полюбить ее. Особенно эффективным это может быть для трансгендеров и тех, кто задумывается о смене пола. Другие же приходят к проколам для того, чтобы отвлечься от стресса и или с целью перехитрить свой мозг в желании причинить себе реальный вред.

У меня был очень тяжелый разрыв… и мне было необходимо собраться и научиться любить себя. Я пошла на терапию и достигла там больших успехов – я проработала свои сексуальные травмы с ранних лет. С целью обозначения нового жизненного этапа и принятия своей сексуальности я сделала вертикальный прокол капюшона клитора. К счастью, мне повезло с психотерапевтом – он уважал мои поиски самоопределения и признал, что пирсинг является положительным событием в ходе моего лечения. Забавно, что мой последний парень долгое время заставлял меня сделать пирсинг сосков и даже оскорбил меня, когда я отказалась. Спустя долгое время после нашего (весьма неприятного) разрыва, я самостоятельно вдохновилась этой идеей и проколола себе оба соска. Теперь я люблю их, потому что они плод моих желаний! И каждый раз, смотря на них, я вспоминаю, кто я есть сейчас”, – Н.

Я решил взять иглы под свой контроль. Так вышло, что из-за болезни я стал буквально подушечкой для иголок… А мой пирсинг – это способ для меня самого диктовать, когда, где и почему я хочу видеть очередной прокол. Для меня это своеобразное восстановление себя и доказательство того, что мое тело не просто подушка для иголок в медицинских целях… Это произведение искусства!” – С.

Обряды перехода

На протяжении тысячелетней истории церемониальные обряды и практики обеспечивали структуру и смысл человеческого существования. Правда, к сожалению, в современном обществе сохранились немногие из этих традиций, поэтому люди стараются создать свои ритуалы, чтобы отмечать изменения в своей жизни. И пирсинг отлично подходит для того, чтобы ознаменовать какой-то важный этап в личной истории. Многие посещают студии пирсинга и татуировки в день своего восемнадцатилетия или вскоре после него – они делают это для того, чтобы отпраздновать законное владение собственным телом. Независимо от того, воспринимается ли прокол как некий ритуал или нет, эта процедура может способствовать физической, а возможно даже, эмоциональной или духовной трансформации.

Я делала пирсинг людям, которые желали запечатлеть особые даты в своей жизни: дни рождения и смерти, выпускные и разводы, решение бросить пить, клятвы возлюбленным, всевозможные годовщины и многие другие особые случаи. К примеру, одна девушка при помощи прокола увековечила память о смерти своих сверстников:

Я сделала пирсинг, чтобы запомнить свой выпускной год, потому что тогда произошло многое, о чем я не хочу забывать. Самое главное из событий – это смерть троих моих одноклассников. Кроме того, я хотела сделать прокол или татуировку, чтобы показать, что мне 18 и я могу себе это позволить!”

Эротическое вдохновение

Взрослые люди часто делают пирсинг, в том числе и ради сексуального удовлетворения. Наличие украшений в определенных местах приводит к усилению сексуальной стимуляции как у самих обладателей проколов, так и у их партнеров. Пары также иногда используют пирсинг, чтобы оживить свою сексуальную жизнь и заново разжечь пламя страсти, угасшее со временем. Интимный прокол может придать уверенности в постели и помочь принять свою сексуальность.

Ряд людей находят интимные части своего тела привлекательными и красивыми. В то же время значительная часть мужчин из западных стран в детстве подверглась процедуре обрезания, которая в итоге изменила форму их гениталий. Когда человек сознательно решает изменить внешний вид своих гениталий с помощью пирсинга и украшений, то часто этот шаг привносит в его жизнь раскрепощение и гармонию со своим телом, которых ранее он не мог достичь.

Одна из основных причин [сделать прокол] заключалась в том, что у меня всегда были проблемы с уверенностью в себе. Я понял: если я смогу спустить штаны перед незнакомцем и позволить ему воткнуть мне иглу в причинное место, то все остальное будет мне уже нипочем”, – Дж.

Я увидел в Интернете фотографию парня с пирсингом гениталий… и меня это заинтриговало. Как и большинство парней, я задался вопросом, зачем разумному человеку вставлять кусок металла в пенис. В то время я все еще пытался разобраться со своей сексуальностью и часто задавался вопросом, как я могу кому-то понравиться, если я сам не уверен в себе. Сейчас я чувствую себя гораздо увереннее, мне комфортно быть собой и представлять себя таким окружающим”, – К.

Профессиональное включение

Мой близкий друг Клифф завещал друзьям свои украшения для пирсинга, когда знал, что конец его жизни близок. После того как он скончался, я тщательно простерилизовала его украшения и вставила их в проколы людей, которые его любили. Теперь друзья Клиффа поддерживают с ним особую связь, нося в теле его украшения. Какая-то его часть живет буквально внутри них. (Эта история случилась в 1992 году до того, как мы узнали об исследованиях, показывающих, что биологические остатки могут оставаться на украшении даже после стерилизации в автоклаве.)

Современные соображения

Делая прокол, люди заявляют о своей личной свободе и сражаются с обезличенностью и постоянным давлением в современной жизни. Пирсинг действительно может стать весьма эффективным способом установления контроля над собственной жизнью. Даже если модификации не видны, люди, работающие в консервативной среде, могут воспользоваться ими, чтобы напомнить себе, что они личности, несмотря на внешние ограничения. Один мужчина, живущий на Среднем Западе, сказал:

Мне было около пятидесяти, когда я обзавелся своим первым проколом. И я живу в таком месте, где невежество и бедность – основной выбор по жизни. Тут почти все религиозны, консервативны и склонны считать, что все остальные разделяют их точку зрения. Просто безудержный фанатизм. И мне нужно было четко заявить, что даже если я и кажусь таким же, как они, то на самом деле я таким не являюсь. Именно пирсинг и помог мне сделать это заявление”.

Какое ухо прокалывают геи?

Этот вопрос задают очень часто, и он весьма ярко отражает текущую повальную неосведомленность нашего населения. Общество пытается судить о сексуальной ориентации человека лишь по тому, с какой стороны у него прокол… Некоторые опасаются, что украшения в определенных проколах заставят окружающих считать их гомосексуалистами или поклонниками садомазохизма. Однако те времена, когда прокол в правом ухе использовался геями 70-х, как средство идентификации себе подобных, давно прошли. Сегодня проколы делают практически все. Другими словами, не имеет никакого значения, что именно у вас проколото и с какой стороны – это вовсе не будет означать, что вы гомосексуалист.

И хотя многие люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией носят украшения в самых разных местах, само по себе это не означает ничего – кроме того смысла, который вы сами в это вкладываете. И, конечно, если вы сделаете себе пирсинг, то это точно не превратит вас в гея, как ошибочно полагал один из моих клиентов из Атланты. Он ворвался ко мне в студию на следующий же день после того, как я сделала ему прокол мочки, и гневно воскликнул: “Вы прокололи мне не то ухо, теперь я стану геем!”

Ок, а почему бы и нет?

Большинство людей не тратят много времени на размышления, почему они выбирают именно эту форму самовыражения. Сделать прокол просто потому, что это вам нравится, или потому, что с ним вы чувствуете себя лучше и круче, – вот, наверное, две самые лучшие причины для пирсинга. Разумеется, если копнуть глубже, иногда можно обнаружить и более глубокую причину, но это зачастую совсем необязательно для того, чтобы прокол приносил вам удовольствие.

Я транс-мужчина, и я обладатель пары проколов Duke. Для меня это стало опытом, изменившим мою жизнь. Эта часть тела была единственной проблемой, с которой я все еще боролся с момента перехода, и мои украшения подарили мне уверенность и чувство присутствия в своем теле. Я и не думал, что смогу так себя чувствовать. Мой друг, хорошо знающий меня, заметил мои перемены, которые в шутку мы стали называть “энергией большого герцога”. Пирсинг преподнес мне большой подарок – чувство комфорта в собственном теле”. – А.

2 Пирсинг. Из прошлого в настоящее

Начиная с доисторических времен и по сегодняшнее время, пирсинг был и остается неотъемлемой частью традиции украшения тела. Музеи полны различных украшений для проколов и иллюстраций практик со всех частей света. Украшения могут быть сделаны из самых разных материалов – от очень дешевых до поистине драгоценных. Кроме того, мы лучше поймем уникальность и разнообразие современного пирсинга, если будет знать, как люди делали проколы в прошлом.

Историческая неточность

К сожалению, записи об истории пирсинга скудны, часто носят исключительно новостной популистский характер и содержат множество неточностей. Разобраться, где правда, нам помогают археологические находки человеческих останков, которые проливают свет на предназначение многих уцелевших реликвий и тайны их использования. В свете чего перед нами часто встает вопрос: являлся ли объект древним талисманом или это просто ювелирное украшение для прокола Септум? Упоминаний о пирсинге в письменных источниках немного, а научные интерпретации по данной теме часто противоречивы. Например, в одном источнике говорится, что традиционный прокол крыла носа является признаком красоты и статуса для индийских женщин. Но в то же время другой утверждает, что они главным образом созданы для того, чтобы закрыть чакру вожделения и напоминать женщине о ее подчинении мужчине[3]. Эти противоречия могут продемонстрировать, что мотивы пирсинга многогранны, и что даже внутри одной социальной группы они все время меняются. Кроме того, ни один исследователь или историк не способен изложить информацию без личной предвзятости, влияющей на их работу.

Социальные антропологи и историки только недавно начали серьезно относиться к исторической теме украшения тела. Отчасти прояснить историю пирсинга стало еще труднее, благодаря красочным историям о его происхождении, которые были полностью сфабрикованы влиятельным энтузиастом и первопроходцем Дугом Маллоем. Сочиненные им мифы широко распространялись и повторялись до тех пор, пока не стали считаться достоверными фактами. По сей день почти в каждом описании истории пирсинга, включая даже самые научные публикации, повторяются некоторые из его вымышленных историй.

Поскольку “Библия пирсинга” направлена на то, чтобы помочь потребителям услуг ответить на самые волнующие вопросы, то подробное исследование истории в рамки основных задач этой книги не входит. Основное внимание уделяется развитию современной индустрии пирсинга в конце XX века. Поэтому я представляю вашему вниманию лишь краткий обзор того, что достоверно известно о пирсинге в древнем мире.

Древний мир

Здесь представлены факты из некоторых старейших задокументированных упоминаний о пирсинге:

• Крафтовое изделие из кости, найденное в Австралии и датируемое примерно 44000 г. до н. э., по всей видимости, являлось украшением и было предназначено для ношения в носовой перегородке. Данное украшение является древнейшим украшением для тела из кости на сегодняшний день[4].

• Череп человека, жившего более 12000 лет назад в Танзании, демонстрирует хорошо сохранившиеся признаки эрозии на зубах, свидетельствующие о факте ношения плаг диаметром более 15 мм в нижней губе и двустороннем пирсинге щек[5].

• Древние религиозные тексты Индии, Веды, датируемые примерно 1500 годом до нашей эры, описывают богиню Лакшми с проколом в мочке уха и ноздре[6].

• На золотой погребальной маске 1323 г. до н. э. древнеегипетского фараона Тутанхамона хорошо видны растянутые мочки ушей царя[7].

• Ледяной человек по имени Эци – 5300-летняя мумия, найденная в австрийских Альпах, – обладал тоннелями в мочках ушей, а также многочисленными татуировками.

• Ассирийские каменные скульптуры IX века до н. э. из Северного Ирака представляют собой фигуры бородатых мужчин, в ушах которых хорошо заметны большие подвесные серьги[8].

• Могила принцессы Укока была обнаружена на границе Китая и России в 1990-х годах. Среди найденных артефактов можно выделить изысканные золотые украшения в виде перфорированных ушей, датируемые V до н. э.[9]

• Украшения для проколов являются одной из наиболее распространенных и частых находок в ходе археологических раскопок на территориях Греции, Италии, Кипра и Китая.

Инфибуляция (операция на гениталиях, создающая препятствия для маструбации и полового акта с целью ограничения половой активности) широко пользовалась популярностью среди мужчин во времена Античности. Процедура представляла собой пропускание крепежного приспособления (фибулы) сквозь две стороны крайней плоти. В Древнем Риме эту процедуру часто выполняли рабам для того, чтобы обеспечить их целомудрие, и гладиаторам, чтобы предотвратить потерю их сил из-за различных “сексуальных излишеств”[10]. Актеры и певцы также часто подверглись фибуляции, поскольку половой акт считался вредным для голоса[11].

• Древнеримский ученый и писатель Авл Корнелий Цельс, живший в I веке нашей эры (25–50 гг. н. э.) описал в своей медицинской энциклопедии процедуру, очень напоминающую современный пирсинг: “Крайняя плоть, покрывающая головку члена, вытягивается вперед, а с каждой стороны чернилами отмечаются точки прокола”[12]. Причем отголоски этой практики сохранились в современной Европе и по сей день для предотвращения “вредного воздействия мастурбации” на молодых мужчин[13].

• На территориях от Перу до Мексики, в древней Мезоамерике и Южной Америке существовали богатые традиции украшения человеческого тела. Археологи и по сей день в процессе раскопок находят сложные плаги для тоннелей и украшения для проколов Септум. Известный факт, что в культурах ольмеков, ацтеков и майя практиковались церемониальные ритуальные прокалывания, в особенности – пирсинг языка и пениса.

• Самое старое и известное письменное упоминание о прокалывании головки полового члена находится в Камасутре (древняя санскритская книга для мужчины и его партнерши) – сборнике текстов об искусстве любви, датируемом I веком нашей эры[14].

Племенные культуры

Среди частей тела, которые обычно прокалываются сегодня, некоторые имеют существенных племенных представителей со всего мира:

Лабрет. Термин “labret” обозначает украшение, которое вставляется в прокол в губе. Мы используем это слово в своих словарях с тех пор, как в XIX веке исследователи встретились с тлинкитами – народом, живущим на Аляске. Прокол Лабрет практикуют в самых разных регионах, включая Папуа-Новую Гвинею, Эфиопию, Амазонию и северо-западное побережье США.

Крыло носа. Это традиционное место для пирсинга в Индии, также прокол был любим представителями коренных племен Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.

Носовая перегородка. Распространенный пирсинг в Мезоамерике, Южной Америке, Папуа-Новой Гвинее, Борнео и во многих других местах. Украшения, предназначенные для прокола Септум, способны быть особенно пугающими и впечатляющими, что делает их популярным украшением во многих культурах воинов.

Ушной хрящ. Популярный вид пирсинга среди африканских племен, таких как фулани и масаи. Прокол верхней части уха также был широко распространен среди представителей народности ибан с острова Борнео, использующих свои украшения для устрашения врагов вида и для обозначения своего статуса[15]. Удачливые охотники, например, украшали себя клыками убитых леопардов и медведей[16].

Язык. Шаманы как минимум одного аборигенского племени в центральной Австралии – аранда – делали себе прокол языка. Они верили, что язык шамана своим копьем пронзал душу, это было доказательством их инициации и признанием шаманского статуса. После свежего прокола и встречи с духом шаман не должен был практиковать в течение последующего года. Если дырка в языке заживала, шаман знал, что его сила ушла, и ему больше никогда не следует колдовать[17].

Пенис. По всему миру практикуется множество видов интимного пирсинга и иных модификаций полового члена, таких как: имплантация шариков, бус, золотых колокольчиков и многих других инородных предметов под ткань пениса у мужчин Юго-Восточной Азии. К примеру, у японских мужчин есть традиция вставлять под кожу жемчуг, а австралийские аборигены даже делают специальные надрезы, в которые вставляют небольшие камни[18].

Западная цивилизация

В отличие от представителей коренных народов, западные общества не отличались хорошим отношением к пирсингу. Религия оказала мощное пуританское влияние на наши отношения с телом, хотя даже в Библии есть упоминания о прокалывании ушей и носа. Но данные отрывки были интерпретированы таким образом, что метки на коже запрещены, потому что тело принадлежит Богу.

Отношение жителей Запада к украшению своего тела начало меняться в начале XV–XVII веков, когда путешественники и исследователи, возвращаясь из далеких стран, рассказывали удивительные истории о разных “дикарях”, которые всячески раскрашивали, прокалывали и украшали свои тела. А моряки, возвращаясь домой, хвастались своими проколотыми ушами и татуировками. Среди любимых украшений моряков были золотые кольца – считалось, что ими можно оплатить надлежащее погребение бедолаги, если вдруг его тело найдут на берегу после кораблекрушения[19]. Традиция, связанная с этими мужскими украшениями, со временем распространилась также на солдат, шахтеров и портовых грузчиков. Также существуют свидетельства того, что ряд мужчин и женщин из высших слоев общества, особенно в Викторианскую эпоху, увлекались пирсингом. Мода на прокол сосков, именуемая “breast-piercing craze” охватила Лондон в 1890-х годах, и эта практика, согласно словам очевидцев, стала популярной даже среди самых “разумных, цивилизованных англичанок”[20]. Этот бунтарский тренд добрался также до Парижа и Нью-Йорка, что еще более шокирует, поскольку на западе даже традиционный пирсинг мочки уха для взрослых женщин считался неприемлемым вплоть до тех пор, пока королева Елизавета не популяризировала этот стиль в 1950-х годах[21].


Моряки, фрики и фетишисты

Мореплаватели украшали себя веками, но до Второй мировой войны искусство украшения тела было привилегией моряков, артистов и циркачей. Несмотря на это, даже в те времена было несколько пионеров боди-арта, однако, их увлечение оставалось в тайне. Одной из самых известных фанаток пирсинга была Этель Грейнджер, знаменитая своей тринадцати дюймовой талией. Муж Этель Уилл помог ей осуществить ее мечту, проколов ей ноздри, перегородку, соски и ушной хрящ. Так она стала первой западной женщиной в современной истории, получившей столь обширное количество проколов[22]. В 30-х годах прошлого столетия пирсинг привлек внимание Великого Оми, урожденного Горацио Ридлера, – известного циркового артиста. Он искал для своего образа что-то более эпатажное, чем татуировки, которые покрывали все его тело и лицо. Он попросил ветеринара проткнуть ему носовую перегородку, чтобы носить в проколе изделия из слоновой кости. Еще Оми проколол себе уши и затем растянул мочки до такого размера, что туда можно было вставить украшения диаметром в серебряный доллар (около 26,5 см. – Прим. ред.)[23].


Панки и примитивисты

В конце 1980-х годов в среде последователей пирсинга сформировались две противоположные философии боди-арта. Одна была направлена на обращение к традиционным культурам и акцентировала внимание на духовном и ритуальном значении модификации тела. Вторая же была более интуитивной и современной и подчеркивала, что пирсинг создан для удовольствия, боли и бунтарства. Эти подходы не всегда сознательны и не всегда исключают друг друга. И оба они актуальны и по сей день.

Одной из самых влиятельных фигур в развитии современного пирсинга был Факир Мусафар, отец движения современного примитивизма. Его настоящее имя – Роланд Лумис, он родился в 1930 г. и рос вблизи индейской резервации в Южной Дакоте, что повлияло на его воображение еще в раннем детстве. Факир был одним из немногих наших современников, чье увлечение боди-артом и стремление к модификации тела повлияли на становление и формирование культуры пирсинга – той самой, какой мы сегодня ее знаем. Факир ввел термин “современные дикари”, чтобы продемонстрировать связь между модификациями тела и духовным значением пирсинга и иных ритуалов, которые перешли к нам из различных древних традиций. Он рассматривал современный примитивизм как противоядие от поверхностной повседневной жизни. Ряд людей, в том числе и Факир, были глубоко впечатлены фотографиями традиционного этнического боди-арта, которые периодически печатались тогда на страницах National Geographic. И некоторые из этих ранних поклонников пирсинга решили повторить модификации, увиденные когда-то на страницах журналов.

В 1989 году издательство Research Publications выпустило книгу с серией интервью, ее героями стали энтузиасты, практиковавшие различные модификации тела, и которых в те времена считали отъявленными радикалами. Эта книга под названием “Современные дикари: исследование современных способов украшения тела и ритуалов” получила большой резонанс. В ней можно найти интервью с Факиром Мусафаром и моим наставником Джимом Уордом, а еще там есть фотография с иллюстрацией моих ангельских крыльев, сделанная сразу после нанесения. Интервьюируемые откровенно обсуждают модификации своего тела как средство выражения своей альтернативной сексуальности. Данная книга стала первой публикацией, дошедшей до широкого круга читателей – затронутые темы обсуждались вдумчиво и непредвзято, благодаря чему она оказала значительное влияние на рост и развитие культуры пирсинга.

Последователи Факира и другие почитатели пирсинга продолжают с наслаждением исследовать мистическую сторону модификации тела. Они часто предпочитают современным высокотехнологичным металлам натуральные камни и органику, отдавая таким образом дань уважения своим предкам или другим культурам посредством своих украшений. Наследие Факира живет, благодаря работе его Фонда, находящегося в Сан-Франциско, Калифорнии, – там регулярно проходят одни из самых авторитетных курсов по пирсингу в США.

Пирсинг, как выражение бунта и самобытности, взлетел, когда стал частью панк-движения в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Это движение родилось благодаря молодежи из рабочих районов Великобритании и быстро распространилось через силу и напор панк-рока. Панк-рокеры кололи свое тело английскими булавками, вызывая шок и отвращение у слушателей; их пирсинг и татуировки были выражением групповой солидарности против социального неравенства и классовых различий. Как и цирковые артисты прошлого они использовали самоистязание как представление. Панки повысили осведомленность общества о пирсинге и помогли проложить путь к дальнейшему росту его популярности.


Наслаждение и боль: студия THE GAUNTLET

Первыми, для кого пирсинг стал образом жизни, были геи и поклонники БДСМ, использовавшие проколы как убедительное средство для выражения своей альтернативной сексуальности. Они с энтузиазмом экспериментировали, прокалывая себе соски и гениталии – эти проколы, кстати, остаются одними из востребованных в индустрии и по сей день.

Современный пирсинг был бы совершенно другим или, возможно, вообще не существовал бы, если бы не группа энтузиастов геев-садомазохистов из Калифорнии. Эти пионеры индустрии, объединенные интересом к проколам, создали сообщество мужчин под руководством Дуга Маллоя (см. “Наследие Дуга Маллоя”). Их неформальные встречи способствовали развитию и распространению пирсинга в США.

Лидер этой группы Джим Уорд считается отцом-основателем современного пирсинга. Благодаря моральной и финансовой поддержке Маллоя, в 1975 году он открыл небольшой пирсинг-салон у себя дома в Западном Голливуде. Когда Уорд перестал справляться с потоком ночных звонков от желающих проколоть себе пенис, он решил узаконить свою деятельность и переехал в официальную студию. В ноябре 1978 года на бульваре Санта-Моника в Западном Голливуде открыл свои двери салон Gauntlet Enterprises – первая профессиональная студия пирсинга в Америке и во всем мире.

Первыми клиентами Gauntlet были представители местных неформальных сообществ и социального клуба T&P (татуаж и пирсинг), организованного все тем же Дугом Маллоем. Постепенно студии начали покровительствовать общественные деятели – музыканты, модели и актеры, с приходом которых последовало увеличение общего числа посетителей. В самом начале Джим Уорд изготавливал украшения самостоятельно, поэтому каждая процедура пирсинга тогда проходила методом проб и ошибок. “Установка” была бесплатной при условии покупки ювелирных изделий в студии. Дизайн классических украшений (как и их названия, данные им Уордом), техники и места проколов, разработанные командой Gauntlet, легли в основу современной индустрии.

Именно Джим Уорд вместе с Дугом Маллоем и Факиром Мусафаром выпустили первое в мире профессиональное издание, посвященное теме пирсинга – PiercingFans International Quarterly (PFIQ) (“Ежеквартальный Международный Журнал Фанатов Пирсинга”. – Прим. ред.). С момента выхода первого издания в 1977 году всего в печать было выпущено пятьдесят номеров, прежде чем в 1998 году журнал не разделил печальную судьбу самого Gauntlet.

К моменту прекращения своей деятельности студия Gauntlet уже включала в себя несколько филиалов, отдел по производству украшений, корпоративные офисы и отдел грузовых заказов. После двадцати лет работы ряд неудачных деловых решений потребовал вливания внешнего капитала, а затем враждебное поглощение привело к банкротству и окончательному закрытию компании.

Я получила свой первый сертификат с отличием “Мастер по пирсингу” из рук самого Джима Уорда, и я была первой, кто показал миру восторженное женское лицо – я стала адвокатом в мире пирсинга. Когда вышла книга “Современные примитивы”, пресса начала охотиться на профессиональных пирсеров. Занимая должность вице-президента первой студии Gauntlet в Лос-Анджелесе в конце 1980-х – начале 1990-х, я оказалась в нужном месте и в нужное время. Я смогла привлечь внимание средств массовой информации, что в итоге послужило популяризации пирсинга в США.

Для многих клиентов пирсинг – это преимущественно сексуальная форма самовыражения, и временами этот аспект затмевает его более широкие значения и смыслы. Во время полицейских рейдов 1987 года в Великобритании, получивших название “Операция “Гаечный ключ” (Operation “Spanner”), шестнадцать мужчин были арестованы. Им были предъявлены обвинения в посягательстве на действия гомосексуального характера по взаимному согласию сторон, а также другие незаконные действия, в том числе пирсинг. Одним из этих “гаечных мужчин” был Алан Оверсби, также известный как мистер Себастьян, которого многие считают отцом европейского пирсинга. Влиятельный британский татуировщик и пирсер был самоучкой, и ему, как и Джиму Уорду, в чем-то помог Дуг Маллой. Власти арестовали Оверсби за выполнение прокола гениталий клиенту и предъявили ему обвинение в “нападении с причинением телесных повреждений”. Суды отказались выслушать возражение защиты о том, что это действие было согласованным, заявив: “Удовольствие, полученное от причинения себе боли, – дьявольское зло”[24], демонстрируя тем самым предубеждения общества против альтернативной сексуальности и пирсинга. Судебные решения по этому судебному делу в итоге повлияли на законодательство Великобритании в отношении индустрии пирсинга.

Наследие Маллоя

Если вы когда-нибудь слышали, что прокол Принц Альберт был назван в честь супруга королевы Виктории, или что римские легионеры прикрепляли плащи к своим проколотым соскам, то вас посетил дух Дуга Маллоя. Это имя было псевдонимом человека по имени Ричард Саймонтон, богатого бизнесмена, который скрывал свою страсть к пирсингу и свою гомосексуальную жизнь и садомазохистские наклонности от своей семьи и профессиональных партнеров. Его глубокое увлечение пирсингом, как отражение сексуального поведения, оказало большое влияние на развитие индустрии в целом.

Маллой является автором двух неформальных подпольных публикаций о пирсинге. Первая – это художественная автобиография, которая в 1970-х была выпущена в виде буклета. Вторая, оказавшая поразительно стойкое влияние, – это листок с названием “Кратко о пирсинге”. Он содержал описания дюжины проколов с рисунками Джима Уорда, включая и выдуманные истории. Этот лист повлиял на рост интереса к пирсингу и распространялся командой Gauntlet в течение многих лет. Несмотря на проблемы, связанные с выдуманными историями Маллоя, Джим Уорд подчеркивает их важность: “Иногда я задаюсь вопросом, насколько глубоко понимают люди, занимающиеся сегодня пирсингом, какое огромное влияние Дуг Маллой оказал на их жизни… Что сделало его центром, из которого возникло все современное движение пирсинга?.. Никто до него не представлял такой широкой палитры возможностей для пирсинга, дополненной историей и знаниями. Не имело значения, что он, вероятно, многое из этого придумал… Это был посыл, который многие люди желали услышать, понимают они это или нет.

СМИ доносят посыл

В конце XX века наступило благоприятное время для того, чтобы пирсинг стал популярнее и доступнее. Когда в 1980-х этот вид модификации тела стал распространен среди различных неформальных групп, пресса, наконец, обратила внимание на тренд. К середине 1990-х широкая реклама в печатных изданиях, телевизионных ток-шоу, новостных и комедийных программах подогревала интерес публики к этой теме, и знаменитости с проколами были недостающий вишенкой на этом торте. Пирсинг стал частью современного мира и люди повсеместно начали делать себе проколы на теле.

Стоит заметить, что большой вклад в популяризацию пирсинга внесли рок-звезды. Поворотным событием в судьбе индустрии пирсинга стал выпуск клипа “Cryin›” группы Aerosmith в 1993 году. По сюжету клипа на песню, получившую награду MTV Music Video of the Year, актриса Алисия Сильверстоун делала себе прокол пупка. По словам моего бывшего ученика Пола Кинга, который изображал в видео пирсера, процедура была сделана на теле дублерши, потому что актриса на момент съемок была еще несовершеннолетней. По иронии судьбы во время съемок клипа Алисия назвала пирсинг пупка “вульгарным”.

После того как пирсинг был представлен публике столь ярким и драматическим способом, толпы молодых женщин по всей стране увлеклись новой тенденцией. Однако данный высокий спрос на проколы возник еще до того, как на рынке появилось достаточное количество квалифицированных специалистов, способных качественно выполнить эту работу. Поскольку ситуация была безвыходной, в тату-студиях стали появляться пирсеры-самоучки. Несмотря на то, что сегодня многие люди относят пирсинг и татуировки к общей категории модификаций тела, изначально тату-сообщество было настроено против нового игрока. С конца 1970-х годов татуировщики настаивали на признании своего искусства мейнстримом. Несколько влиятельных фигур решили, что неизбежная демонстрация пирсинга в СМИ портит общественный имидж тату-индустрии, независимо от личных взглядов татуировщиков и энтузиастов по этому поводу. Публичная демонстрация пирсинга была запрещена на конкурсах татуировок, а профессиональные пирсеры были отстранены от участия в подобных мероприятиях на протяжении целого десятилетия. Все это создало раскол с серьезными последствиями.

Но после того, как армия девушек атаковала татуировщиков вопросом: “А вы делаете прокол пупка?”, они стали отвечать: “Ну… Да!” даже если у них не было соответствующей подготовки, навыков или желания учиться. Эти молодые женщины в начале 1990-х, сами того не зная, помогли становлению пирсинга как полноценной индустрии. Благодаря желанию и экспериментам публики, искусство пирсинга проникло и в западный мир.

На протяжении 1990-х годов и уже в новом тысячелетии пирсинг пупка устойчиво сохранял свою популярность; другие виды проколов последовали его примеру и получили признание в более широких слоях общества[25]. Сегодня многие подражают топ-моделям, актерам, музыкантам, спортсменам и разным селебрити и носят проколы на видных местах; офисные сотрудники и их родители тоже пополняют ряды проколотых, хотя и не всегда так явно это афишируют.

В самом начале MTV и таблоиды были ответственны за большую часть информации о пирсинге, представленной широкой публике. В последнее время социальные сети являются основной движущей силой, освещающей популярные проколы и ювелирные тенденции. Так, на Pinterest был размещен пост с тройным проколом Форвард Хеликс, что вызвало всеобщую волну интереса к этой привлекательной, но сложной в исполнении композиции. Facebook, Instagram и другие социальные сети также несут ответственность за резко возросший спрос на высококачественные брендовые украшения для тела – даже на рынках, которые сопротивлялись этим изменениям.

Когда широкая публика впервые познакомилась с пирсингом, первой реакцией был шок – даже ужас. Сегодня этих людей вряд ли можно удивить проколами, а некоторые из них уже давно имеют пирсинг.

Медиавоздействие

В 1990 году журнал National Enquirer опубликовал рассказ о пирсинге, который начинался юмористическим заголовком “Причудливая новая мода превращает людей в живые подушки для иголок”. Фотографии, демонстрирующие мой прокол Септум и прокол языка, были среди тех, что были напечатаны там для примера. Наверняка большинство читателей статьи, поверили в то, что пирсинг будет недолгим увлечением, как сообщалось. Но глубина интереса к украшениям тела оказалась намного сильнее, чем кто-либо мог себе представить. И эта дурацкая статья в итоге лишь спровоцировала популярность прокола языка.

Новое тысячелетие и последующее

На рубеже времен современный пирсинг потерял большую часть своего шокового значения, и в течение первых десятилетий нового века он продолжал получать признание и все больше терял свою радикальность. В конце концов, пирсинг стал достаточно распространенным, чтобы его можно было рассматривать как возможную профессию. Но даже тогда для честолюбивых профессионалов не было ничего необычного в том, что любимые люди часто предупреждали их: “Не делай источником заработка мимолетную прихоть!” Последние двадцать лет ясно продемонстрировали нам, что проколы на теле – это вовсе не временная тенденция. Вместо этого он стал мейнстримом в западном обществе, захватив всех начиная от уличного стиля и заканчивая высокой модой. Сегодня мы уже не удивимся, если встретим поп-звезду с кольцом в проколе Септум, бабушку с пирсингом в крыле носа или врача с целым ухом украшений. Пирсинг все больше и больше проникает в нашу современную культуру, и он, как никогда прежде, принят обществом сегодня.



Загрузка...