В начале Господь создал небо и землю. Земля была бесформенной, и жила на ней одна только тьма.
Тогда Господь сказал: «Это – свет!» И появился свет. Так Господь отделил свет от тьмы и сотворил день и ночь. Так прошёл первый день.
Затем Господь сказал: «Это – звёзды посреди вод, чтобы отделить одну воду от другой!» И отделил звёздами верхние воды от нижних. Сверху было небо со своими светилами. Так прошёл второй день.
Господь сказал: «Пусть воды, что находятся под небом, соберутся и покажут сушу!» И появились моря и континенты. А затем Господь сказал: «Пусть на земле родятся деревья и травы, и пусть из семени каждого вида рождается плод».
И земля покрылась чудесными растениями, цветами и плодами. Так прошёл третий день.
Господь продолжил трудиться: «Это – большие светила, которые управляют сменой дня и ночи, времён года, лет и месяцев». И появилось солнце, управляющее днём, и луна, управляющая ночью. Так прошёл четвёртый день.
И снова Господь сказал: «Вот кто будет жить в воде и вот кто – на небе». Тогда моря наполнились рыбами и другими чудесными созданиями, а в небе появились птицы. Так прошёл пятый день.
Потом Господь сказал: «Вот кто будет жить на земле!» И планета наполнилась быками, коровами и лошадьми, дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми. Затем Господь сотворил мужчину и женщину – Адама и Еву. Он создал их по своему образу и подобию и сказал им: «Я даю вам всякую траву, которая рождает семя и плод, всякое живое существо, идите и живите на этой земле».
Шестой день.
На седьмой день Господь остановился отдохнуть. Он решил полюбоваться теми чудесами, которые сотворил. Седьмой день назвали днём Господним.
Адам и Ева жили в земном раю: это был сад, полный деревьев, цветов и плодов. Это было прекрасное место. Бог сотворил для них всевозможных животных и дождался, пока человек назовёт каждое животное своим именем.
Потом он сказал: «Вы можете есть любой плод и любое растение, которые есть в этом саду, только не трогайте дерево добра и зла. Прислушайтесь ко мне: не ешьте его плодов, иначе погибнете от них».
Адам и Ева мирно жили в саду среди множества удивительных животных, ели, плавали в реке, пока однажды змей, самое коварное из всех живых существ, не приблизился к Еве и не промолвил ей: «Разве Бог сказал, что вы можете есть плоды ото всех деревьев в этом саду?»
И Ева тут же ответила: «Мы можем есть всё, кроме плода вот этого дерева, что стоит посреди рая, дерева добра и зла, иначе мы погибнем».
Змей улыбнулся этому ответу и добавил: «Это не совсем так: отведав этот плод, вы станете подобны Богу. Вот почему он запретил это вам».
Ева надолго задумалась и решила, что было бы здорово стать такими же мудрыми, как Бог. Змей подождал и в конце концов увидел, что Ева сорвала с этого дерева яблоко и съела его. Затем она протянула его Адаму.
«Ешь, мы станем как Бог!»
Адам откусил.
С этого мгновения всё изменилось. Сначала они заметили, что голы, и поспешили прикрыться одеждой из листьев. А потом услышали голос Божий:
«Что ты наделала?» – спросил он Еву.
«Змей обманул меня, и я съела запрещённый плод», – ответила она, опуская глаза.
«Ты ослушалась меня, и за это ты будешь страдать и рожать детей своих в муках», – сурово ответил Бог и затем обратился к Адаму: «А ты, послушавший Еву, будешь трудиться, возделывать землю, чтобы добывать себе пропитание, и обратишься в прах, потому что из праха ты появился».
Со стыда Адам и Ева спрятались, но Бог нашёл их, сделал для них кожаные туники, одел их и затем изгнал из земного рая.
Они отправились прочь, далеко-далеко, работали в поте лица своего, рожали детей и помнили до конца своих дней, что ослушались Бога.
У Адама и Евы было двое детей: Каин и Авель. Когда они достаточно выросли, чтобы начать трудиться, Каин стал земледельцем, а Авель – пастухом.
Однажды, совершая привычный обряд, они преподнесли Господу лучшие плоды своего труда: Каин принёс то, что вырастил на земле, Авель же – своего самого жирного ягнёнка. Богу очень понравился дар Авеля, а на подношение Каина он даже не взглянул. Тогда Каин стал завидовать своему кроткому брату, который жил со своим стадом, и мир царил на сердце у него.
Гнев Каина нарастал с каждым днём, пока Господь не сказал ему: «О чём ты тревожишься, Каин? Если ты хорошо трудился и преподнёс мне свой дар, ты не должен сердиться». Но Каин таил в себе ненависть к брату, которая становилась всё больше и больше, и однажды позвал его к себе в поле. Когда они остались один на один, и вокруг больше не было никого, Каин напал на Авеля и убил его.
Тогда Бог снова позвал его и спросил: «Где твой брат?»
А Каин в гневе ответил: «Я ему не сторож! Я не знаю!»
Но Бог знал, что на сердце у Каина грех, и сказал: «Кровь твоего брата – это голос, который доходит до меня. Я знаю, что ты сделал, и теперь тебе придётся уйти далеко прочь и жить в скитаниях, в постоянном бегстве».
Тогда Каин прошептал: «Господи, смогу ли я когда-нибудь получить прощение? Если ты прогонишь меня, мне не будет покоя, и всякий сможет убить меня, встретив на дороге».
Господь, который никогда не желает ничьей смерти, оставил у Каина на лбу знак, чтобы любой встречный понял, что не может причинить ему никакого зла.
Было время, когда Господь наблюдал за людьми, и ему не нравилось то, что он видел: ссоры, войны, захват чужих территорий. Земля была местом, где люди боролись друг с другом и пытались друг друга перехитрить. Лишь один человек, казалось, живёт в мире со всеми. Этим человеком был Ной. Он безмятежно жил со своей большой семьёй и старался никому не причинять зла. Ной был настоящим праведником.
Тогда Господь призвал его и сказал: «Ной, пойди в лес и набери хорошей древесины, попроси помощи у твоих сыновей и сооруди большой ковчег, который сможет ходить по морю много дней. На этом ковчеге ты спасёшься от потопа, который накроет землю».
Ной взглянул на чистое безоблачное небо, но встал и сделал то, что сказал ему Господь. Он собрал древесину, придал ей нужную форму, продумал, как строить ковчег, и наконец соорудил его.
Работая, он строго соблюдал указания Господа: ковчег был трёхэтажным, с окнами на крыше и просторными помещениями для провизии.
Потом Господь сказал: «Возьми по паре от каждого вида животных, мужского пола и женского, от птиц небесных и скота до пресмыкающихся, заведи их в ковчег, а затем возьми твою жену, трёх твоих сыновей – Сима, Хама и Иафета – и жён твоих сыновей. Через семь дней начнётся потоп. Я буду лить дождь сорок дней и сорок ночей, пока вода полностью не накроет землю, и на ней не останется ни единого признака жизни».
Ной долго трудился, смолил свой ковчег, чтобы защитить его от воды, и раскладывал на нём еду и запасы для себя и животных. Потом он начал запускать их на борт. Это была долгая и трудная работа, но в конце концов он сумел разместить в трюмах все виды животных и пригласил в ковчег свою семью. А потом закрыл вход на корму и принялся ждать того, что предрёк ему Господь.
На седьмой день пошёл дождь, не прекращавшийся ни на минуту. Вода стала подниматься и заполнила поля, поглотила холмы и наконец накрыла вершину самых высоких гор. Ной открыл окошко в крыше ковчега и увидел, что повсюду простирается одна лишь вода. Всё было в точности так, как и сказал ему Господь.
Долгими днями ковчег плавал по воде в тишине. Потом поднялся ветер, и воды начали опускаться. Ковчег продолжал плыть, пока внезапно не остановился, сев на мель прямо на вершине горы Арарат.
Ной снова открыл своё окошко на крыше и выпустил ворона. Птица почти сразу же вернулась обратно, потому что не знала, куда лететь. Тогда Ной подождал ещё семь дней и выпустил голубя. Голубь летал весь день, но не нашёл, куда сесть, и вернулся в ковчег к вечеру. Ещё через семь дней Ной снова выпустил голубя, который вернулся вечером с веточкой оливы в клюве. Тогда-то Ной понял, что путь ковчега окончен, вода отступает и скоро они вновь коснутся земли.
Через семь дней они парами сошли с ковчега, и Господь сказал: «Идите и заполните каждый уголок земли. Живите в счастье, и больше не ссорьтесь друг с другом».
В то время на земле говорили только на одном языке. Общаться было очень легко, потому что все люди понимали друг друга и вместе чувствовали себя могущественными. Настолько могущественными, что могли прожить без Бога.
Однажды, спускаясь с горы, они оказались на огромной равнине, которая называлась Сеннаар. Оглянувшись вокруг, они сразу поняли, что место удобное и просторное, и потому решили: «Остановимся здесь и начнём обжигать кирпичи. Из них мы выстроим город. А посреди города воздвигнем высоченную башню – чтобы была видна издалека и показывала, как мы искусны и едины».
Они тут же принялись за работу и начали строить город с высоченной башней, но Богу не нравилась их гордыня, и он сказал:
«Я сделаю так, что они перестанут понимать друг друга, перепутаю их языки».
Так и случилось, и люди стали говорить на разных языках, изумились, что больше не в силах понимать друг друга, и пришли в ужасное волнение. Они не сумели завершить свою работу, потому что без конца ругались и перебивали друг друга, пока наконец не покинули тот город с его высокой башней, которая называлась Вавилонской и должна была свидетельствовать об их величии.
Их замысел обратился жалким провалом. Со временем башня рухнула, как рухнуло и единство: люди разбрелись в разные стороны, покинув равнину Сеннаар и отправившись жить в дальние края, рассеявшись по земле и говоря на разных языках.
Авраам был праведником и жил в мире. Однажды Бог призвал его и сказал:
«Иди, покинь свою землю и направься туда, куда я покажу тебе».
Авраам верил Господу и не стал терять времени. Он пустился в путь с женой Саррой и племянником Лотом, своими рабами, взяв с собой все свои богатства и скот. Это был смелый поступок, ведь караван отправился в неизведанные места, где его могли поджидать самые разные опасности. Авраам точно не знал, куда идёт, он просто очень верил Господу.
Но Господь сказал: «Я сделаю из тебя великий народ, и ты получишь моё благословение!»
Авраам и Сарра продолжили свой путь, пока не оказались в Ханаанской земле, на очень плодородной равнине. Именно там однажды вечером Бог снова заговорил с Авраамом и сказал:
«Вот земля, которая будет принадлежать тебе и твоим потомкам».
Но Авраам уже состарился, у него не было детей от жены его Сарры, они очень мечтали о ребёнке, но так и не сумели завести его. Он ответил Господу:
«Я уже стар, как же я смогу завести потомство, о котором ты говоришь?»
Бог ответил: «Ты верил в меня, а теперь взгляни на звёзды в небе. Сосчитай их. Сегодня я говорю тебе, что у тебя будет больше потомков, чем звёзд, которые ты можешь разглядеть этим вечером». Авраам почувствовал, что в сердце у него зарождается надежда.
Они жили в Мамре, и рядом с их шатром росли дубы. Как-то раз Авраам отдыхал в своём шатре, потому что солнце стояло высоко в небе, и было очень жарко. Он услышал шум и внезапно увидел, что к нему подошли трое. Трое чужеземцев. Он тут же вышел из шатра, чтобы встретить их как подобает.
«Располагайтесь в тени у дуба, выпейте немного воды. Сейчас я попрошу жену испечь вам хлеба, и вы продолжите свой путь, когда утолите голод, жажду и восстановите силы».
Путники согласились остановиться, и пока они ели и пили, один из них сказал:
«За этот год у тебя родится сын».
Сарра была в шатре, но услышала слова того чужеземца и не смогла удержаться от смеха, потому что знала: она уже слишком стара, чтобы родить сына. Но путник словно прочёл мысли Авраама и Сарры и добавил, обращаясь к Аврааму:
«Для Бога нет ничего невозможного. Когда через год я снова пройду этой дорогой, я увижу, как ты баюкаешь своего сына».
Так и случилось на самом деле: у Авраама и Сарры родился сын, о котором они так мечтали, и они назвали его Исааком.
Бог исполнил своё обещание, и Авраам был счастлив, потому что теперь он мог заботиться о своём потомстве.
Всякий раз, глядя на своего сына, Авраам думал о Господе и обо всём том, что он сказал ему: Гос-подь сдержал свои обещания.
Исаак рос здоровым и сильным, и жизнь их протекала спокойно, но однажды Бог обратился к Аврааму:
«Завтра рано утром возьми своего сына и поднимись на гору, построй там алтарь и принеси мальчика в жертву».
Авраам не понял, в чём причина такой жестокой просьбы, и думал о ней всю ночь, но снова сказал себе: «Господь сдержал обещание и всё это время заботился о нём наилучшим образом, а значит, он не мог быть настолько жесток, чтобы уничтожить всё.» Он должен был снова довериться Господу.
Так что спозаранку он взял ослика, нагрузил его дровами и провиантом, разбудил Исаака и направился на гору, которую указал ему Бог. Исаак кротко следовал за ним.
Добравшись до вершины, они собрали алтарь из камней и развели огонь. Исаак знал, что для жертвоприношения Богу нужен алтарь, а дрова нужны, чтобы разжечь огонь, но чего-то не хватало; он спросил у отца: «А где же ягнёнок для жертвоприношения?». Авраам не ответил и с преисполненным горя сердцем схватил Исаака, чтобы привязать его к дровам. В это мгновение раздался голос Господень:
«Нет, Авраам, не трогай Исаака. Я не хочу, чтобы с ним что-нибудь случилось: теперь я знаю, что ты – человек веры». Авраам поднял глаза и увидел, что совсем рядом гуляет баран; он быстро поймал его и принёс в жертву вместо Исаака. Он воспрял духом, понял, что Бог подверг его испытанию. И Бог заговорил снова: «Теперь, когда я могу тебе доверять, я благословляю тебя и благословляю потомство, которое произойдёт от твоего сына и от сыновей его сыновей».
Отец и сын спустились с горы налегке с сердцем, ещё сильнее преисполненным надежды.
Настало время для Авраама найти Исааку жену. Авраам не хотел, чтобы его сын женился на женщине из Ханаанской земли – места, где они жили, – потому что там не верили в их Бога. Он предпочитал, чтобы избранницей Исаака стала девушка родом из тех краёв, откуда они когда-то пустились в путь, и поручил своему самому пожилому и верному рабу отправиться туда и отыскать подходящую невесту.
«Если ни одна девушка не захочет пойти с тобой, ты волен вернуться, но я уверен, что ангел Господень отправится за тобой и поможет тебе в этом деле».
Раб взял десять верблюдов, небольшой сундук с украшениями и двинулся в путь. Добравшись к вечеру до городских ворот, он остановился у колодца и вверил себя Богу своего хозяина Авраама, сказав:
«Господь, помоги мне в этом выборе, сделай так, чтобы сегодня сюда, к колодцу, подошла та девушка, которую я ищу. В этот час девушки, должно быть, приходят черпать воду. Если найдётся среди них та, что предложит напиться и мне, она подойдёт Исааку».
Вскоре подошла девушка по имени Ревекка. Она набрала воды и предложила попить путнику и даже его верблюдам. Она была нежна и прекрасна; из разговора с ней раб узнал, что она родственница Авраама, внучка Нахора, брата хозяина. Выходило, что она очень ему подходит, так что раб подарил ей кольцо и спросил, может ли он пойти к ней домой поговорить с её отцом.
Когда отец Ревекки узнал, что её выбрали в жё-ны Исааку, он спросил у дочери, что она думает: «Хочешь пойти?» Девушка ответила «да», нежно улыбаясь. Тогда отец благословил её, а раб приготовился сопровождать невесту в Ханаан.
Они отправились в путь, но на подходе к лагерю Авраама увидели, что навстречу идёт человек.
«Кто это?» – спросила Ревекка у раба.
«Это Исаак, сын моего хозяина Авраама, твой жених», – ответил раб. Ревекка полюбила его с первого взгляда и спустилась со своего верблюда. Потом подошла к нему и, как было принято в то время, накрыла своё лицо вуалью. Этот жест означал, что с этой минуты она связана с одним-единственным мужчиной, Исааком. Юноша понял значение жеста и в свою очередь полюбил эту девушку и сразу же пригласил её зайти в шатёр его матери Сарры и отца Авраама. Благодаря этому союзу род Авраама и в самом деле получил своё продолжение.
У Исаака и Ревекки родились два сына-близнеца: Исав и Иаков. Характеры у близнецов были очень разные. Исав был крупный, мускулистый, косматый юноша и прекрасный охотник; по утрам он вставал спозаранку и целый день проводил на охоте. Иаков был более кроток и спокоен, он часто оставался в лагере. Исаак больше любил Исава, потому что тот возвращался домой, нагруженный дичью, и был его первенцем – а значит, тем, кому суждено было унаследовать семейные богатства. Ревекка же предпочитала Иакова, который проводил с ней весь день. В те времена именно первый сын был тем, которого всякий отец благословлял на смертном одре. Первенцу отдавалось предпочтение.
Однажды Исав вернулся с охоты очень усталым и увидел, что его брат Иаков только-только приготовил прекрасный чечевичный суп; он подошёл и спросил: «Можно мне немного, пожалуйста? Умираю от голода».
Иаков ответил: «Да, я дам тебе моего супа, если ты уступишь мне своё первородство!» Исав так устал и изголодался, что не стал долго раздумывать и сказал: «Хорошо, хорошо».
Тем временем Исаак состарился и знал, что ему недолго остаётся жить и что совсем скоро нужно будет дать перворождённому сыну своё благословение. Он позвал Исава и сказал ему: «Сходи в последний раз на охоту для меня и распорядись, чтобы твою добычу приготовили, я съем её и потом благословлю тебя».
Ревекка услышала эту просьбу мужа и тут же отправилась известить Иакова, который, пока брата не было, взял двух козлят, приготовил их и отнёс отцу, притворившись Исавом. Исаак не заметил обмана, потому что Ревекка обо всём позаботилась: она одела Иакова в козлиную кожу, чтобы он казался таким же косматым и крупным, как Исав. Так что Исаак дал Иакову своё благословение.
Так за миску чечевичной похлёбки первородство перешло к Иакову, избранному Господом.
Дело в том, что однажды ночью, направляясь в Харран в поисках жены, Иаков остановился на привал и положил голову на камень. Он уснул и увидел во сне длинную-предлинную лестницу, которая вела прямо на небо, и по той лестнице поднимались и спускались прекрасные ангелы Господни. Затем, во сне, Иаков услышал голос, который объяснил ему:
«Я – Господь, Бог Авраама и Исаака, отца твоего. Сейчас ты лежишь на земле, которая будет твоей и потомков твоих, я буду с тобой всюду, куда бы ты ни пошёл. Я твой Бог».
Когда Иаков проснулся, он вспомнил о своём сне и понял, что Господь обращался именно к нему. Он выбрал его, и теперь Иаков хотел служить Господу. Он взглянул на камень, на котором спал, и сделал из него памятник в благодарность Господу. Знак, напоминающий о его обещании.
Иаков продолжил свой путь и пришёл в Харран; у городских ворот он встретил прекрасную девушку, которая вела за собой стадо овец. Её звали Рахиль. Он влюбился в неё с первого же мгновения и решил поговорить с её отцом Лаваном. Тот сказал ему: «Я дам тебе в жёны мою дочь, если ты будешь служить мне семь лет».
Иаков был твёрдо уверен в своём решении и согласился, хотя плата была невысокой: так сильно он мечтал об этой девушке. Семь лет он пас скот и усердно трудился, так что Лаван был очень доволен им, но на седьмой год представил ему жену – как тогда было принято, с накрытым вуалью лицом.
Молодые поженились, и только после этого Иаков поднял вуаль и увидел, что перед ним не Рахиль, а Лия, старшая сестра его возлюбленной.
Разгневанный, он тут же помчался к Лавану и возмущённо сказал ему:
«Ты обманул меня! Я просил у тебя в жёны Рахиль!»
Но Лаван спокойно ответил:
«Не годится, чтобы младшая дочь выходила замуж прежде старшей! Но если ты отработаешь на меня ещё семь лет, получишь и Рахиль».
Иаков согласился и наконец добился права взять в жёны и свою возлюбленную Рахиль. Лия родила ему много сыновей, а Рахиль – ни одного, хотя он по-прежнему больше любил именно её. Потом и Рахиль наконец забеременела, и родился Иосиф. Он стал для Иакова любимым сыном. Впоследствии Рахиль родила ещё одного сына – Вениамина. Но это произошло гораздо позже.
После рождения Иосифа Иаков решил попросить у тестя разрешения покинуть его дом вместе со всей семьёй. Лаван ответил отказом. Они поругались, и Иаков сказал ему:
«Я прожил с тобой двадцать лет, работал на совесть, зарабатывая ничтожно мало, я преумножил твои стада и женился на твоих дочерях. Несмотря на то, что ты не раз обманывал меня, несмотря на твою скупость, я всё ещё здесь с тобой. Если бы Господь не был со мной, сейчас я оказался бы с пустыми руками».
Услышав эти слова, Лаван понял, что не может больше удерживать Иакова, и позволил ему уйти с жёнами, детьми и множеством богатств.
Иаков пустился в путь, но его тревожила ещё одна вещь: он боялся, что брат его, Исав, всё ещё сердится на него из-за той миски чечевицы, которая стоила ему первородства. И в самом деле, оказалось, брат идёт ему навстречу с вооружённым отрядом. Тогда он придумал способ успокоить его. Иаков очень боялся брата и поэтому решил отправить ему навстречу рабов и преподнести в дар свои стада, отобрав для этого своих лучших животных. Затем он также перевёл жён и семью на другой берег реки Иавок и разбил для них там лагерь в надежде, что брат, увидев их, остановится и умерит свой гнев.
Тем вечером он остался позади – один, взволнован и обеспокоен. В темноте Иаков вдруг услышал, как кто-то приближается к нему. Иаков не понял, кто это, но они схватились и долго боролись друг с другом. Иаков получил удар в бедро и с тех пор навсегда охромел. Внезапно незнакомец воскликнул: «Отпусти меня!»
Но Иаков ответил:
«Не отпущу, если не благословишь меня!»
Тогда незнакомец спросил: «Как тебя зовут?»
«Иаков»
«Что ж, с этого момента имя тебе будет Израиль, потому что ты боролся с Богом и людьми и одержал победу».
Только теперь Иаков понял, кто этот незнакомец! Это и вправду был Бог, который благословил Иакова и исчез.
Господь дал ему другое имя, а получить другое имя означало начать что-то новое. С того момента у Иакова началась новая жизнь. Его детям суждено было стать потомством Божьего народа. Двенадцать сыновей Иакова основали двенадцать племён, которым суждено было образовать народ Израиля.
Одержав победу в схватке с Богом, Иаков перешёл реку, чтобы встретиться с братом Исавом. Он увидел, как брат бежит к нему со всех ног, бесстрашно прошёл через свои стада, и встал перед ним на колени. Исав обнял его с огромной теплотой. Иаков почувствовал, как сердце его преисполняется радости, потому что убедился, что Исав уже простил брата.
Иосиф – предпоследний из двенадцати – был любимым сыном Иакова. Они жили бедно, их единственным богатством был скот. Иосиф целыми днями пас стадо вместе со своими братьями. Однажды вечером, вернувшись домой, он нашёл подарок от отца: тунику с длинными рукавами. Для них такая вещь была по-настоящему ценным даром. Братья очень завидовали Иосифу, потому что отец так заботился только о нём, а об остальных – нет. Однажды на пастбище Иосиф рассказал братьям об одном своём сне, отчего их зависть только усилилась. Он сказал: «Мне снилось, что мы ходили в поле собирать сено, и мой сноп был высок и стремился прямо в небо, а ваши, стоя вокруг, кланялись моему». Иосиф не замечал, что братья смотрят на него со злобой. И через несколько дней рассказал им ещё один из своих снов: «Послушайте: в этот раз мне снилось, что солнце, луна и одиннадцать звёзд окружили меня и кланялись». Он рассказал этот сон в присутствии отца, который упрекнул его: «Что это ещё за сон? Может, ты думаешь, что твоя мать и я сам должны тебе кланяться?» Братья ничего не сказали, но ревновали и завидовали всё сильнее и сильнее.
Настал следующий месяц, и однажды братья ушли со стадом, а Иосифа пожилой отец оставил было дома, но затем позвал и сказал ему: «Пойди найди своих братьев, проверь, в порядке ли стадо, и возвращайся ко мне с вестями. Они направились в сторону Сихема». Иосиф послушался, надел свою тунику и пустился в путь. Однако, придя в Сихем, он не нашёл там ни братьев, ни скот. Увидев на дороге человека, он расспросил его, и тот ответил:
«Я видел пастухов со стадом, которые шли в сторону Дофана, ступай, поспеши, и ты увидишь там их шатры!»
Иосиф отправился в путь и нагнал братьев. Но не успел он подойти близко, как они, завидев его приближение, стали обсуждать, как убить его: так сильна была их ненависть к Иосифу.
«Убьём его и бросим в какой-нибудь из этих рвов. Скажем отцу, что на него в пути набросился свирепый зверь!»
Когда Иосиф подошёл к ним, они схватили его и сняли тунику. Ещё немного, и они нанесли бы ему гибельный удар и бросили в ров.
Только Рувим, один из одиннадцати братьев, воспротивился этому плану. «Давайте не будем проливать кровь, бросим его в ров, не убивая!» – сказал он, на самом деле думая, что сможет тайком вернуться и спасти брата. Остальные прислушались к Рувиму и бросили Иосифа в ров живым.
Затем братья собрались искать подходящее место для лагеря, но тут поблизости показался караван измаильтян с верблюдами, гружёнными маслами и специями, который направлялся в Египет. Тогда Иуда сказал: «Может быть, мы сможем продать его этим купцам». И они продали его за десять серебряных шекелей. Измаильтяне вытащили Иосифа изо рва и увезли его прочь.
Когда Рувим, который не видел, как брата продали купцам, вернулся ко рву, то увидел, что там никого нет. Он заплакал и пришёл в ужас, а затем побежал к остальным сказать, что Иосиф исчез. Они же взяли его тунику, закололи козлёнка и испачкали её козьей кровью, а затем вернулись домой. Когда Иаков спросил о своём любимом сыне, братья ответили, что нашли только его окровавленную тунику и что с ним, должно быть, что-то приключилось в пути. Отец пришёл в отчаяние и долго носил траур по любимому сыну.
Тем временем купцы добрались до Египта и продали Иосифа Потифару, чиновнику и военачальнику фараона.
Иосиф был красивым и умным юношей и сумел заслужить в доме Потифара столь сильное уважение, что ему доверили вести всё хозяйство. Жена Потифара стала заглядываться на него, заметив его красоту. Она предлагала ему свою близость, но Иосиф отказывался: «Ваш муж, мой хозяин, очень мне доверяет, и я отнюдь не хочу обманывать его доверие». Но как-то раз она осталась одна дома и вынудила Иосифа подойти поближе. Иосиф попытался освободиться и сумел убежать, оставив свою одежду у неё в руках. Когда Потифар вернулся домой, жена рассказала ему: «Этот раб-еврей, которого ты привёл к нам домой, надругался надо мной: вот его одежда в доказательство!»
Потифар разъярился и приказал своим стражникам как можно скорее найти Иосифа и бросить его в темницу.
Так Иосиф оказался в темнице за тяжкое преступление, которого не совершал, но не пал духом и вскоре даже подружился с начальником тюрьмы. Вскоре в эту же темницу бросили ещё двух узников – пекаря и виночерпия фараона. Начальник тюрьмы приказал Иосифу служить им. Однажды утром он увидел, что оба очень печальны, и спросил: «Что с вами, друзья?»
Один из узников ответил: «Нам приснились странные сны, но здесь нет никого, кто растолковал бы их… Мы так никогда и не узнаем, что с нами случится». Услышав эти слова, Иосиф подумал, что у Господа есть замысел для каждого человека и что он сумеет объяснить этим двум друзьям значение их видений.
Виночерпий принялся рассказывать: «Мне приснилась лоза с тремя ветвями, с которой я срывал виноградины и выдавливал из них сок в драгоценную чашу фараона». Тогда Иосиф сказал: «Вот что означает твой сон: спустя три дня фараон вызовет тебя, и ты снова станешь служить ему, как и раньше, и кубки твои будут полны вина. Об одном прошу тебя: когда предстанешь перед фараоном, расскажи ему обо мне, скажи, что я несправедливо заключён здесь».
Пекарь услышал, что Иосиф увидел в этом сне доброе предзнаменование, и потому поспешил рассказать и свой собственный: «Мне приснились три корзины, полные хлеба и булок. Я нёс их на голове, но на верхнюю корзину набросились птицы, которые склевали весь хлеб». Иосиф истолковал и этот сон: «Три корзины – это три дня. Тебя тоже вызовет фараон, но только затем, чтобы повесить, и твоё тело оставят птицам!» Булочник пришёл в ужас, но спустя три дня произошло именно то, что предсказал Иосиф. Булочник погиб, а виночерпий вернулся ко двору фараона, но об Иосифе он позабыл.
Двумя годами позже фараону приснился необычный сон: он как будто оказался на берегу Нила и увидел, как из реки выходят семь жирных упитанных коров, а за ними – ещё семь, только совсем тощих. И тощие коровы внезапно съели жирных.
Несколько дней спустя фараону приснился новый тревожный сон: семь зрелых, налитых колосьев проросли из одного-единственного стебля, а затем внезапно из него же проросли ещё семь пустых, которые поглотили зрелые колосья.
Фараона очень обеспокоили эти сны, и виночерпий вспомнил об Иосифе: «Господин мой, когда я сидел в темнице, там был раб-еврей, который очень хорошо истолковал мой сон и сон твоего булочника, это было невероятно!» Фараон тут же повелел позвать Иосифа и рассказал ему о своих снах. Тогда Иосиф сказал:
«Ваши сны, фараон, говорят об одном. Господь Бог извещает вас, что впереди семь лет изобилия, за ними последуют семь лет голода, которые уничтожат эту страну, если к ним как следует не подготовиться».
«Что же мне в таком случае следует делать?» – сразу же спросил фараон.
«Вам нужно найти просвещённого человека, который возьмёт на себя управление страной и назначит чиновников, которые будут собирать и хранить на складах пятую часть каждого урожая, и тогда, когда наступит голод, у людей останутся запасы. Только так ваша страна может спастись».
Фараона и всех его советников поразил этот совет.
«Поскольку Бог показал тебе всё это, не существует человека более пригодного для этой работы, чем ты». И фараон назначил Иосифа визирем Египта, пожаловал роскошные одежды и надел ему на палец перстень со своей руки.
Настали годы изобилия, и Иосиф собрал большие запасы зерна. Настали голодные годы, и Иосиф раздал сбережённое зерно. Многие люди из соседних стран приезжали в Египет за помощью. Иаков тоже сказал своим сыновьям: «Отправляйтесь туда, там есть хлеб, там вы сможете выжить». Он послал туда всех своих сыновей, кроме самого младшего, Вениамина, потому что боялся, что с ним что-нибудь случится.
Когда братья пришли к Иосифу, чтобы купить зерна, они не узнали его. Он же сразу понял, кто это, но сделал вид, что не знаком с ними. Они простёрлись у ног его, а он вспомнил о своих первых юношеских снах и затем обрушился на них с обвинениями: «Вы посланы в Египет специально, чтобы разведать, где эта страна уязвима!» Братьев взяли под стражу. Они попытались убедить Иосифа, что он ошибается, и объяснили, что все они – дети одного и того же отца, что один из них остался дома, а ещё одного уже нет в живых. Показав им своё могущество, он произнёс: «Хорошо, в таком случае оставьте здесь одного из вас, возвращайтесь домой с зерном и приведите другого брата в доказательство. Только так я пойму, что вы не опасные лазутчики». Тогда Рувим прошептал остальным: «Это несчастье обрушилось на нас, потому что мы причинили зло нашему брату, я вам говорил, а вы меня не слушали». Он говорил на своём языке, думая, что Иосиф его не понимает; на самом же деле он всё понял и вышел, чтобы они не увидели, что он плачет; затем он вернулся и отослал братьев прочь, оставив в темнице Симеона.
Когда братья добрались до дома, они открыли мешки с зерном и увидели там деньги, которые брали с собой в Египет, чтобы заплатить за зерно. Взволнованные, они всё рассказали отцу. Тот разгневался и воскликнул: «Как же так? Вы уже лишили меня одного сына, а теперь и последнего хотите забрать?» Он и слушать ничего не желал.
Прошло время, и снова наступил голод. Тогда Иаков сказал сыновьям, что им нужно снова отправиться в Египет, чтобы купить зерна. Они ответили, что без Вениамина в путь не выйдут, потому что не хотят оказаться в тюрьме. Тогда старик-отец наконец согласился, и все десять братьев пустились в дорогу. Придя в Египет, они сразу же вернули деньги, найденные в мешках, рабу Иосифа, сказав, что получили их, по всей видимости, по ошибке. Тот ответил, что всё было сделано в точности так, как приказал хозяин. Затем к ним вышел Симеон, и братьев пригласили на обед в дом Иосифа. За трапезой Вениамину всякий раз подносили порцию в пять раз больше, чем остальным. Иосиф был растроган, но никому этого не показывал. Затем он приказал своим рабам наполнить мешки гостей провизией и оставить им деньги, а самому младшему положить в мешок свою серебряную чашу. Рабы выполнили приказ.
Братья попрощались с Иосифом и отправились в путь, но как только они вышли за городские ворота, стражники остановили их, чтобы осмотреть мешки: «Кто-то похитил серебряную чашу нашего господина, если это один из вас, вам придётся ответить за эту кражу!» Они снова отвели братьев к Иосифу и проверили их мешки. Когда чаша оказалась у Вениамина, братья вздрогнули от ужаса: «Умоляем тебя, господин, не сажай нашего брата в тюрьму, если мы не вернём его домой, наш отец умрёт от горя, лучше брось в темницу всех нас!» Тогда Иосиф не смог больше сдерживаться и признался: «Я Иосиф, брат ваш!» Они испугались, что теперь им всем грозит верная смерть, но он добавил: «Не тревожьтесь: на самом деле это Господь пожелал, чтобы со мной всё это случилось, чтобы я оказался здесь, смог принять вас у себя и спасти от голода. Сейчас я отправлю вас назад с провизией, чтобы вы и ваши семьи смогли пережить грядущие пять лет засухи. Только расскажите мне о моём отце, здоров ли он?» Братья ушам своим не верили и отвечали ему робко, но в конце концов приняли дары, запасы еды, ослов, нагруженных товарами, и вернулись к Иакову.
«Иосиф жив! Он визирь Египта! Это он дал нам всё это!»
Иаков ответил: «Одно для меня важно: что мой любимый сын жив. Я хочу увидеть его!»
Он начал готовиться к поездке, но послал вперёд себя сына Иуду, чтобы известить Иосифа. Тот же, услышав об отце, повелел запрячь свою колесницу и выехал ему навстречу. На полпути он встретил его караван, медленно продвигавшийся в сторону Египта. Иосиф сошёл с колесницы и помчался к Иакову. Отец сжал его в объятиях и сказал:
«Теперь, увидев, что ты жив, я могу и умереть спокойно».
Настало время, когда еврейский народ оказался в Египте в неволе. Однажды фараон обеспокоился тем, что живущие в рабстве евреи, несмотря на свой тяжёлый труд, становятся всё более многочисленны. Тогда он повелел убить всех новорождённых сыновей этого народа.
Как раз в эти дни дочь одной женщины-еврейки родила мальчика. Старшая сестра убедила мать спрятать его, чтобы младенца не убили солдаты. Они скрывали ребёнка три месяца, но потом были вынуждены уложить его, спящего, в корзинку из тростника и пустили её по реке.
Чуть ниже по течению купалась со своими прислужницами дочь фараона; она заметила корзинку в воде. Сестра мальчика спряталась в тростнике, она видела, как дочь фараона взяла ребёнка и сразу же сказала: «Он такой маленький! Хочу взять его себе». Тогда девушка вышла из зарослей и обратилась к дочери фараона: «Ваше высочество, хотите, я найду вам кормилицу для этого младенца?» Та согласилась, и девушка побежала за матерью малыша, которая вскормила его, так никому и не рассказав, что это её сын. А Моисей рос здоровым и сильным под охраной дочери фараона.
Когда он вырос, то решил вернуться к своим братьям-евреям, трудившимся под контролем египтян, которые то и дело избивали их. Разгневанный, он подошёл к одному из египтян, ударил и убил его, а тело спрятал в песке. Через несколько дней он снова пришёл к своим братьям и увидел, как они ссорятся. Потеряв терпение, он спросил: «Почему вы дерётесь?» Человек, стоявший рядом, ответил: «Ты, убивший человека, теперь берёшься нас судить?» Моисей понял, что о его провинности узнали многие, испугался и бежал в пустыню, подальше от города.
Там он провёл много времени и стал пастухом. Он работал на старика, у которого было семь дочерей, женился на одной из них и долго жил в мире и усердном труде.
Однажды, когда Моисей пас стадо, он отошёл немного дальше, чем обычно, и пришёл на гору. Там он увидел перед собой большой горящий куст, который пылал, пылал, но всё никак не сгорал. Он подошёл, чтобы рассмотреть куст поближе, и услышал голос Господень, который обращался к нему:
«Моисей, я твой Бог, Бог Авраама и Исаака. Я увидел, что мой народ живёт в рабстве, притесняемый египтянами, и ты должен освободить его, вывести из этой страны и привести в землю, где течёт молоко и мёд». Моисей слушал его в страхе. «Иди и обратись к фараону, освободи свой народ!» Моисей попятился и сказал: «Господь, но ведь это слишком трудное дело для такого, как я! И как же я могу убедить фараона освободить мой народ, я ведь не мастер говорить речи. Мой брат Аарон умеет это делать гораздо лучше меня». Но Господь прервал его и сказал: «Я буду с тобой. Возьми Аарона, но поговори с фараоном. Иди же, собери старейшин Израилевых и скажи им, что Господь освободит их». На это Моисей ответил: «Но ведь они не поверят мне», а Господь спросил его: «Что у тебя в руке?». «Жезл», – сказал Моисей. «Брось его на землю», – приказал Господь. Моисей послушался, и при ударе о землю жезл превратился в змея. «Ты будешь творить чудеса, потому что я буду с тобой».
Моисей оставил своё стадо и вернулся к братьям, поговорил со старейшинами и пошёл к фараону со своим братом Аароном. Но фараон, услышав их просьбу, рассмеялся, а затем разгневался и заставил еврейский народ трудиться ещё тяжелее.
Моисей и Аарон снова пришли к фараону и принесли жезл, чтобы показать, что посланы Богом. Они бросили его на землю перед фараоном, и жезл превратился в змея. Тогда фараон позвал своих колдунов и чародеев, и они тоже превратили свои жезлы в змеев, но змей Моисея поглотил всех остальных. Однако и это знамение не убедило фараона освободить евреев. Тогда Господь решил, что его сердце совсем ожесточилось, и ему придётся послать Египту более сильные знамения, чтобы переубедить правителя. И вот на землю египетскую обрушились семь ужасных бедствий, семь необъяснимых и неожиданных злосчастий: вода реки Нил превратилась в кровь, и вся рыба в ней умерла; потом из Нила вышли несметные полчища жаб, которые заполонили все близлежащие поля и уничтожили все посевы; затем в Египте появились бесчисленные стаи мошек, которые изводили всякое живое существо; вслед за ними настал черёд пёсьих мух, потом на землю обрушился град, за ним – нашествие саранчи, и наконец над всей страной повисла густая тьма. Эти ужасающие бедствия поражали египтян, но не касались евреев. Однако сердце фараона всё это не трогало: он по-прежнему отказывался освободить живущий в рабстве народ и даже позвал Моисея, чтобы сказать ему, что больше не желает его видеть. Тогда Господь решил послать ему самое сильное и ужасающее знамение.
Ангел Господень спустился на землю египетскую, чтобы убить всех новорожденных мальчиков. Он прошёл по стране и сразил насмерть множество младенцев, обходя дома евреев, потому что Моисей предупредил их заранее, что на ужин в тот вечер нужно съесть ягнёнка и помазать его кровью свою дверь. Есть нужно было наспех и тесто для хлеба не квасить: с тех пор этот пресный хлеб называют мацой. Все они были готовы пуститься в бегство в любую минуту; позднее в память о своём спасении они стали отмечать праздник Пасхи. Это название означает «проход мимо». Египтянам же та ночь принесла огромное горе: даже фараон лишился своего первенца. Тогда он наконец решился, призвал к себе Моисея и попросил его уйти из Египта. Египтяне одаривали сынов Израилевых золотом и давали им еды в дорогу, боясь, чтобы с ними не приключилась ещё какая беда. Той ночью рабство наконец закончилось, как было угодно Господу.
Еврейский народ, ведомый Моисеем, отправился в путь, чтобы покинуть Египет и выйти из рабства. Вместо того, чтобы пойти самой короткой дорогой, сыны Израилевы двинулись вглубь пустыни, потому что Господь сказал им: «Египтяне подумают, что вы бродите безо всякой цели и не знаете пути. Сделайте, как я вам говорю, потому что я с вами: встаньте на ночь лагерем на берегу моря».
Некоторые забеспокоились, и кто-то сказал Моисею: «Что же мы делаем? Ты привёл нас в пустыню на смерть? Лучше было бы остаться рабами в Египте». Моисей настаивал на своей правоте, и Господь снова сказал ему: «Я покажу своё величие, потому что фараон пожалеет, что отпустил вас, и попытается забрать вас себе, но я встану между вами».
И в самом деле, правитель Египта решил, что ему жаль терять столько рабов и рабочей силы, так что он созвал своих лучших солдат и сам взошёл на колесницу, чтобы пуститься в погоню за народом Израилевым.
Когда евреи услышали вдали грохот приближающегося египетского войска, они встревожились ещё сильнее, но Господь сказал Моисею: «Протяни свой жезл над водами морскими и встань во главе своего народа: воды разойдутся, и вы сможете пройти». Моисей сделал, как ему было сказано, и тут же поднялся восточный ветер, разделивший воды, и посреди двух водяных стен образовалась полоса суши. Его народ двинулся в путь, но египтяне приближались, и когда сыны Израилевы благополучно дошли до противоположного берега, преследователи тоже вступили на сушу посреди вод морских. Тогда Господь снова обратился к Моисею: «Теперь, когда все твои люди перешли море, обернись и протяни руку над водами». Моисей подчинился, и воды вернулись на место, потопив колесницы, солдат и всё войско вместе с фараоном. В тот день Израиль спасся и увидел могущество Господа своего.
После спасения и перехода через море народ долго скитался по пустыне. Моисей был исполнен радости и пел Господу хвалу:
Господь крепость моя и слава моя,
Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю его;
Бог отца моего, и превознесу его.
Колесницы фараона и войско его ввергнул он в море.
Пучины покрыли их;
они пошли в глубину, как камень.
От дуновения твоего расступились воды.
Кто, как ты, Господи, между богами?
Кто, как ты?
Ты ведёшь милостью твоею народ сей, который ты избавил,
к земле, к твоему дому.
Они шли в поисках воды и еды: дождя не было много дней, и засуха давала о себе знать. Места вокруг были совсем дикие, и жить в них было трудно даже людям, привыкшим спать в шатрах и довольствоваться малым. Очень скоро они забыли, что спаслись из рабства, и снова начали жаловаться Моисею: «Ты привёл нас туда, где нет ни воды, ни пищи, мы все умрём с голоду!» Он же всякий раз отвечал: «Не на меня ропщете, на Господа ропщете!» Но Господь всё слышал и однажды сказал Моисею и Аарону, брату его: «Я освободил их из египетского плена и позабочусь о них: скажите моему народу, что по моей воле с небес упадёт пища, в которой они нуждаются. Пусть возьмут себе столько, сколько нужно, чтобы насытиться».
На следующее утро, выйдя из своих шатров, сыны Израилевы увидели на земле нечто белое и зернистое, похожее на иней: манну. Никто не знал, что это такое, но Моисей объяснил, что она съедобна и что это как раз та самая пища, которую Бог послал им с неба. Несколько дней они утоляли свой голод, а на шестой день взяли двойную порцию, чтобы в субботу отдохнуть и отблагодарить Господа за эту пищу. Но это продолжалось недолго, потому что вскоре народ снова возроптал на Моисея – на сей раз из-за того, что не было питьевой воды. И он ответил: «Почему вы жалуетесь мне? Разве не видите, что испытываете Господа?» Те же, однако, не умолкали: «Ты вывел нас из Египта, а теперь мы умрём от жажды!»
Моисей обратился за помощью к Господу, и тот, терпеливый, как и всегда, сказал: «Возьми свой жезл, иди к горе Хорив. Там ударь по скале, и из неё польётся вода. Не бойся, твой народ утолит свою жажду». Моисей сделал в точности то, что сказал ему Бог, и из скалы забила струя воды, которой хватало всем. Пока они пили, Моисей продолжал повторять им: «Господь всегда с нами».
Путь к Израилю был всё ещё далёк, и в дороге через пустыню Господь творил и другие чудеса, чтобы помочь своему народу, но сыны израилевы раз за разом снова забывали о них, сетуя на свои беды. Господь же всё равно продолжал оберегать их.
Дойдя до Синайской пустыни, евреи встали лагерем у подножия горы. Там Господь вновь обратился к Моисею:
«Ты убедился, что я всегда с вами, теперь же скажу тебе, что если вы будете соблюдать Союз со мной, то станете избранным народом. Настало время сказать им, чтобы подготовились: они должны каяться три дня, вымыть свою одежду и освятить себя, потому что на третий день я явлюсь им на горе. Мы заключим наш Союз». Моисей сделал, как ему было сказано, и на сей раз народ подчинился ему и занялся приготовлением. На третий день на вершине горы засверкали молнии и раздался гром, и все, охваченные страхом, обратили взгляд наверх. Потом Моисей был призван взойти на гору, и когда он добрался до вершины, Господь обратился к нему:
«Это десять слов о жизни, закон Господень».
И показал ему Скрижали Завета – две каменные плиты с высеченными на них словами:
Я – Господь, Бог твой!
1. Да не будет у тебя других богов, кроме меня.
2. Не произноси попусту имя Божье.
3. Помни день субботний, чтобы святить его.
4. Почитай отца и мать.
5. Не убивай.
6. Не распутствуй.
7. Не кради.
8. Не давай ложных показаний.
9. Не желай жены ближнего твоего.
10. Не желай завладеть имуществом ближнего твоего.
Моисей провёл на горе сорок дней и сорок ночей, и Бог подробно объяснил ему, как соорудить Ковчег Завета, чтобы хранить в нём Скрижали, как подготовить жертвенный алтарь и светильник с семью стволами для семи свечей. Всё это станет Домом Господним – местом, где народ сможет молиться и почитать его.
Но тем временем сыны Израилевы, оставшись у подножия горы и не дождавшись появления Моисея, начали терять терпение и думать о другом. В конце концов они собрали свои золотые и серебряные украшения, переплавили их на огне и изготовили золотого тельца, чтобы поклоняться ему. В то время многие народы почитали самых разных идолов, вот и они решили поступить так же.
Тогда Господь сказал Моисею: «Возвращайся в лагерь, потому что твой народ уже забыл обо мне». Моисей спустился с горы и обнаружил, что все они поклоняются золотому тельцу. Не в силах поверить увиденному, он так разгневался, что швырнул Скрижали Завета о скалу. Они разлетелись на тысячу кусочков, но его ярость была столь сильна, что он схватил золотого тельца и разбил его тоже. А потом сказал: «Вы совершили огромную ошибку, теперь мне придётся снова подняться на гору, чтобы просить прощения у нашего Бога».