Часть 1. Наперсник, он же нагрудник, он же хошен…

Несмотря на, казалось бы, подробное описание наперсника, закономерен вопрос о природе его изготовления. С одной стороны, это – однозначно рукотворное изделие: так, по крайней мере, прослеживается по стихам Исх. 28:15 и Исх. 39:8. Разница лишь в том, что стих Исх. 28:15 выдержан в повелительном наклонении – «сделай!» и даются наставления о том, как изготовить этот наперсник, что косвенно подтверждает, что сие изделие будет сделано в будущем. Стих же Исх. 39:8 свидетельствует, что нагрудник уже сделан, процесс его изготовления остался в прошлом. Исход содержит даже имена древних мастеров: «Делал же все, что повелел Господь Моисею, Веселеил, сын Урии, сына Ора, из колена Иудина, и с ним Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова, резчик и искусный ткач и вышиватель по голубой, пурпуровой, червленой и виссоновой [ткани]» (Исх. 38:22 – 23).

С другой стороны, молва судачит, что когда настало время гравировать на камнях нагрудника имена двенадцати колен Израилевых, мастера якобы обратились за помощью к чудотворному веществу – т.н. «шамиру», ныне неидентифицируемому. Так, имена сначала были написаны на камнях чернилами, а затем по ним прошлись этим самым «шамиром», в результате чего надписи на камнях были вырезаны. Не ясно только выпуклое или внутреннее изображение имён проявилось на минералах. В доказательство магического характера этой операции утверждают, что при этом ни одна частичка самоцветов не была сдвинута с места. Вот это самое «прошлись «шамиром» – явное указание на некую помощь «извне», если, конечно, поверить людской молве, ибо никакими подсобными шлифовальными машинами и фрезеровочными станками древние иудеи обладать не могли.

На этом мистика при изготовлении служебных одежд для Первосвященника не заканчивается. И в Книге Исхода (28:30), и в Книге Левит (8:8) говорится об уже упомянутых «уриме» и «туммиме»: «И возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим» (Левит, 8:8), из чего следует, что последние были не частями наперсника, а отдельными, связанными с ним ритуальными принадлежностями. На этом любая идентификация сих артефактов заканчивается, разве что Флавий пишет, что урим и туммим были камнями на нагрудной пластине, по мерцанию которых Первосвященник предсказывал будущее, да Филон утверждает, что «на логеоне носил он (Первосвященник) два перевитых отрезка материи, называвшиеся один – «Откровение», а другой – «Истина». Но что представляли эти «камни» либо «перевитые отрезки материи» и как именно они использовались для предсказания будущего – скрыто под «покровом Истории».

Обратимся к описаниям наперсника по Ветхому Завету [11]:



Цитата Книги Исход 28:15-21 по Синодальному переводу


Аутентичные описания содержит глава 39:



Цитата Книги Исход 39:8-14 по Синодальному переводу


Однако… Как, спрашивается, в этот перечень попал алмаз? Его в наперснике никак быть не может по нескольким основаниям! Во-первых, размер. Ветхозаветные «в пядень длиною и в пядень шириною» – это квадрат примерно 18 Х 18 сантиметров. При условии, что в каждом ряду расположено по три камня, с учётом припусков с боков, сверху и снизу, а возможно и между камнями, на каждый камень приходится ни много – ни мало, от двух до пяти сантиметров. Двухсантиметровый алмаз? Это 25 карат. В природе, конечно, встречаются и больше, но для Древнего Израиля звучит как фантастика!..

Отметим, что, с другой стороны, необходимая длина в два сантиметра для алмаза – это тот предельный минимум, ибо на него же ещё и имя «сына Израилева» необходимо нанести.

Загрузка...