Книга Бытия можно найти сведения о первых четырех периодах библейской истории. Название книги (Genesis) в переводе на русский язык означает «начала» – подходящий заголовок для первой книги, не так ли? Бытие действительно рассказывает о начале всего сущего. Вот только некоторые темы этой книги: начало окружающего мира, первый грех, появление первой семьи, появление Израиля, рождение надежды на спасение через Мессию. Начала – также прекрасное название для первого периода библейской истории.
Ученые часто называют период начал допотопным периодом. Допотопный то есть длившийся до начала Великого Потопа – события мирового масштаба, происшедшего во времена Ноя. В Библии период начал описан в первых восьми главах книги Бытия. (Бытие 1–8).
Сколько времени прошло до наступления Потопа? Вопрос не простой. Если сложить промежутки времени от рождения каждого из десяти патриархов до рождения первенца, то можно сделать вывод, что от Сотворения до Потопа прошло, по крайней мере, 1656 лет. Христиане никогда не смотрели на эту дату категорично. Некоторые считают, что в родословии из 5 главы Бытия некоторые имена были опущены, как это часто случается в библейских родословиях. Для «ускоренного курса» библейской истории достаточно сказать, что этот период длился неопределенное время.
Первый стих Библии обозначает тему всего периода начал. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Детали процесса сотворения неба и земли частично освещены в описании периода начал.
Ключевые роли в период начал играют семь персонажей:
Адам и Ева
Каин и Авель
Сиф
Енох и Ной
Адам и Ева – единственные люди, сотворенные непосредственно Богом, и уже поэтому заслуживающие особого внимания. Каин и Авель, возможно братья-близнецы, стали первыми людьми, родившимися на земле. Мало что известно о Сифе, кроме того, что он стал сыном Адама, через которого в мир пришел обещанный Мессия. Только благодаря этому факту он возглавляет список достойных людей этого периода. Енох и Ной – единственные персонажи Библии, которые, как сказано, ходили пред Богом (Бытие 5:22; 6:9). И Енох, и Ной были спасены Богом. Енох был спасен от мира так, что он никогда не видел смерти (Бытие 5:24). Ной был спасен из Потопа.
Библия зафиксировала пять основных событий периода начал. Четыре события из этого списка упоминаются в Новом Завете. Прочитайте новозаветные ссылки, относящиеся к каждому из этих событий. К следующему занятию подготовьте устное выступление о том, как Новый Завет дополняет или объясняет события периода начал. Вот список этих пяти основных событий:
Сотворение мира[1]
Стремительное грехопадение[2]
Злостное убийство[3]
Частичное восхищение (взятие на небо)
Разрушение института семьи
Сотворение (Бытие 1–2). Библия повторяет рассказ о Сотворении мира дважды. В первой главе Бытия рассказывается о том, как за шесть дней Бог сотворил Вселенную (1:1), сформировал (1:3-13) и наполнил жизнью Землю (1:14–31). Во второй главе Бытия Бог подробнее рассказывает о шестом дне творения. Мы узнаем, что в шестой день Бог сотворил человека, насадил сад, поместил туда животных и сотворил прекрасную жену для Адама. В том, что Бог есть Создатель, а человек – особенное создание Божье, состоит основополагающая истина Библии.
Грехопадение (Бытие 3). Грехопадением называет первый грех. Адам и Ева решили нарушить единственный запрет, данный им Богом. Еву обманул сатана, она же, в свою очередь, ввела в заблуждение своего мужа. В результате этого намеренного греха Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Они потеряли доступ к дереву жизни, которое росло посреди сада. Так в их жизни начались необратимые процессы, ведущие к физической смерти.
Братоубийство (Бытие 4). Жизнь за пределами райского сада оказалась несладкой. Через некоторое время в семье Адама и Евы появляются двое сыновей – Авель и Каин. Авель растет праведным человеком. В поклонении он всегда приносит Богу лучшую часть. Что же касается Каина, то он растет злым и непокорным. Он также поклоняется Богу, но приносит Ему лишь остатки своего урожая. Постепенно Каина захватывает зависть, ведь Бог, по понятным причинам, благоволит Авелю. В конце концов, Каин убивает своего брата. Бог изгоняет Каина из области быстрого распространения человеческой расы. Каину приходится вести кочевой образ жизни. Потомки Каина становятся родоначальниками искусств и двигают вперед научно-технический прогресс. Грех набирает силу, приобретая все более уродливые формы.
Восхищение (Бытие 5:24). Вскоре Бог дает Еве еще одного сына, взамен Авеля. Она называет его Сифом. Некоторые потомки Сифа становятся набожными людьми. Самым богобоязненным оказывается Енох, седьмой после Адама. Енох жил в таких близких отношениях с Богом, что однажды Бог просто забрал его к Себе. Это событие называется восхищением или перемещением Еноха на небеса. Он был преображен или перемещен в свое небесное тело, так и не увидев смерти. То, что произошло с Енохом, случится и со святыми Божьими людьми, если они будут живы в момент второго пришествия Христа. Святые преобразятся в мгновение ока в нетленные тела (1 Коринфянам 15:52).
Упадок. Несколько ярких личностей, подобных Еноху, не предотвратили общую тенденцию развития человечества, и непослушание Богу продолжало расти быстрее, чем когда-либо. Институт семьи, изначально заложенный Богом, стал распадаться. Сыновья Божьи (вероятно, потомки Сифа) стали брать в жены дочерей человеческих, какую кто пожелает – ссылка на распространение полигамных браков. Примерно во времена этих порочных браков на земле восстал род жестоких и безжалостных людей, называемых исполинами. Они наводнили землю злодеяниями (Бытие 6:11). Везде царствовало беззаконие и безнравственность. Разрушение семьи завершилось распространение греха на земле в период начал.
Сотворение было величайшим чудом от начала до конца, как и спасение Ноя из вод Всемирного Потопа. Других чудес в этот период не зафиксировано, если не считать чудом некий знак (или знамение), которым был отмечен Каин (Бытие 4:15).
В Библии зафиксированы великие истины, которые Бог являл человечеству постепенно в ходе истории. Эти истины называются прогрессивным (то есть постепенным) откровением. В период начал Бог явил человеку четыре таких истины:
Достоинство человека / равенство женщины
Структура семьи
Присутствие и активность сатаны
Нужда в Спасителе
Достоинство человека. Человек стал венцов Божьего творения. На уникальность человека указывают несколько мест из Святого Писания. Сотворению человека предшествует размышление Бога (Бытие 1:26). Только человек был сотворен по образу и подобию Божьему (1:26). Только в отношении к человеку тщательно разобран гендерный вопрос – мужчина и женщина. Это означает, что в отношении сексуальности человека принципиально отличается от животных. Женщина была сотворена из ребра, взятого от мужчины. Это означает, что она ничем не превосходила его. Мужчине и его супруге была дана власть над всеми тварями земными. Бог говорил с первыми людьми прямо и благословил их. Все эти факты говорят о достоинстве человека и равенстве женщины.
Семья. Бог пригласил мужчину и женщину к созданию единого союза (Бытие 2:22). Первая брачная церемония фактически была проведена на природе – среди деревьев Эдемского сада. Адам принял невесту охотно и с удовольствием. И она, со своей стороны, не противилась их союзу, с радостью восприняв имя, данное ей Адамом (Бытие 2:23). Вторая глава Бытия формулирует установленный свыше порядок семейных отношений.
Повествование Бытия приводит следующие принципы семейной жизни. Во-первых, брак должен быть моногамным и гетеросексуальным. Бог сотворил только одну жену для Адама. Во-вторых, Бог официально одобрил союз, приведя женщину к мужчине. Заключение брака всегда должно иметь подтверждение из соответствующих официальных органов. В-третьих, женщина и мужчина, оба, создают брачный союз добровольно. В-четвертых, созданная семья призвана плодиться и размножаться. Секс – часть любого здорового брачного союза. В-пятых, отношения между мужем и женой эквивалентны кровному родству. Как сказал Адам Еве: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бытие 2:23).
Моисей (также вдохновляемый Богом) установил три принципа семейной жизни. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытие 2:24).
Сатана. Библия не рассказывает о происхождении сатаны. Он появляется в повествовании уже в Эдемском саду. Очевидно, что сотворить сатану, когда тот уже стал источником зла в этом мире, Бог не мог, ибо тогда Бог стал бы творцом зла. Когда-то, еще до сотворения (Бытие 1), один из высших Божьих ангелов должен был восстать против Бога (Иуды 1:6; 2 Петра 2:4). Сатана не равен Богу и может действовать только в пределах, которые ему очертил Бог. Бог позволил сатане искушать Еву в Эдемском саду, чтобы она могла принять сознательное решение в пользу Бога.
В третьей главе Бытия сатана назван змеем. Обращаясь к Еве, он оспаривает благость Божью и отвергает слова Бога. Очевидно, что сатана ненавидит все, что любит Бог. Ему доставляет наслаждение моральное разрушение человека, созданного по образу и подобию Божьему.
Спаситель. Чтобы исправить последствия грехопадения, любящий Бог, желающий спасения для каждого человека, пошел на контрмеры. Грешному человеку понадобился Спаситель! И Бог пообещал, что наступит день и один из потомков жены поразит змея в голову (Бытие 3:15). Так, впервые в Библии прозвучала Благая Весть о спасении, которую принято называть Протоевангелием, или первым Евангелием. Благая весть заключается в том, что Бог добудет человеку победу над сатаной и злом. Умерев на кресте, Христос нанес сатане сокрушительный удар (1 Иоанна 3:8).
Новый Завет довольно часто ссылается на первые главы Бытия. Например, Иоанна 1:1–3 ясно указывает на то, что Христос присутствовал и активно участвовал в сотворении мира. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
Переломными мы будем называть важнейшие события библейской истории, ведущие к завершению предыдущего и началу следующего периода. Первым подобным событием можно по праву считать Всемирный Потоп – неслыханное наводнение, буквально погубившее всю предшествующую природу. О Потопе повествуют четыре главы Бытия. Здесь будет не лишним прочитать новозаветные упоминания об этом великом событии: Матфея 24:38–39; Евреям 11:7; 1 Петра 3:20–21; 2 Петра 2:5.
Вот несколько ключевых фактов о Всемирном Потопе:
Области распространения: весь мир
Источники: дожди и подземные воды
Продолжительность: более года
Спасенные: восемь человек + несколько животных
Средство спасения: огромная лодка, названная ковчегом
Цель: наказание грешного человечества
Результат: повторное начало человеческой расы.
Потоп начался на 600 году жизни Ноя. Текст упоминает о том, как вода прибывала и как сходила, подчеркивая ключевые моменты катастрофы. Возможно, Ной вел своего рода дневник во время этого великого события. Дожди шли сорок дней и ночей, но вода прибавлялась в течение 150 дней. Восстановление земли, пригодной для обитания человека, понадобилось еще семь месяцев. В общей сложности, спасенные находились на борту ковчега 370 дней.
Незадолго до Потопа Бог нашел на земле лишь одного праведника. Ной, три его сына (Сим, Хам и Иафет), а также их жены нашли благодать в очах Божьих (Бытие 6:8). Они проявили покорность Богу, построив ковчег, приведя на борт животных и взойдя на борт в назначенный день. Каждый основной отряд животных был представлен, по крайней мере, в виде мужской и женской особи. Чистых животных (то есть тех, что чаще всего использовались человеком) было больше. Их число составляло либо семь особей, либо, что более вероятно, семь пар особей (Бытие 7:2).
Ной и его семья спаслись благодаря ковчегу – лодке огромных размеров. Длина этого корабля составляла около полутора футбольных полей в длину. На корабле было три палубы, поделенные на секции, предназначенные для разных видов животных. Ковчег был построен из дерева гофер – материал, который невозможно доподлинно определить. Некоторые переводы называют гофер кипарисом – материалом, который в древности использовали для кораблестроения. Для создания водоотталкивающего эффекта, ковчег был покрыт битумной смолой. Это – имеющая в своей основе нефть, клейкая масса, выделяющаяся из земли в некоторых регионах Ближнего Востока.
Великий Потоп избавил мир от греха и дал человеку повторный шанс начать все заново.