Нам не нужна магия, чтобы изменять мир. Вся необходимая для этого сила уже сокрыта внутри нас.
– Я невежда.
– Я ничего не понимаю.
– Я слишком глупый, чтобы учиться.
Я рос с этими мантрами. Дня не проходило без напоминаний себе о том, что я слишком медлителен и глуп, никогда не научусь читать и вообще ничего не добьюсь в жизни. Если бы существовала пилюля, которая могла бы подзарядить мозги, стоит ее только проглотить (как в фильме 2011 года «Области тьмы»[5], с Брэдли Купером в главной роли), я бы все за нее отдал.
Не только я считал, что из меня ничего не выйдет. Если бы вы спросили моих учителей, когда я был еще ребенком, большинство бы ответило, что я просто не в состоянии написать книгу, которую вы сейчас держите в руках. В то время они бы удивились тому, что я в состоянии просто читать, не говоря уже о том, чтобы писать.
Причиной этому стало происшествие, случившееся в детском саду, которое полностью изменило ход моей жизни. Я сидел в классе на уроке, когда за окном вдруг завыли сирены. Все вокруг обратили на это внимание, а учитель, выглянув наружу, сообщил, что видит пожарные машины. Ученики тут же отреагировали на эту новость, как и свойственно детям: толпой бросились к окнам. Я очень разволновался, потому что к тому времени уже был одержим историями о разных супергероях (и до сих пор одержим!). А более похожих на супергероев людей, чем пожарные, я просто не мог себе тогда представить. Поэтому, рванулся к окну со всеми остальными.
Но вот незадача – моего роста не хватало, чтобы посмотреть на проезжающие внизу пожарные машины. В этот момент один мальчик бросился к своему стулу, намереваясь подтащить его к окну и встать сверху. Пример оказался заразительным – все дети бросились делать то же самое. Я подбежал к своей парте, схватил стул и поставил его прямо возле здоровенного радиатора, идущего вдоль подоконника. Запрыгнув на сиденье стула, я увидел наконец-то пожарных и замер в восхищении. Это было так захватывающе! Разинув рот, я не мог оторвать глаз от этих бравых парней, наблюдая, как они суетятся в своих кажущихся непроницаемыми костюмах вокруг ярко-красных автомобилей.
Но затем один мальчишка выхватил из-под меня стул, я потерял равновесие и полетел вниз, головой прямо на радиатор. Мне не повезло: я сильно ударился о металлическую батарею, и кровь хлынула ручьем. Без лишних промедлений меня отправили в больницу, где доктора заштопали мои раны. Однако потом они без обиняков сообщили моей маме, что полученная мною черепно-мозговая травма очень тяжелая.
Впоследствии мама рассказывала, что после произошедшего я очень изменился. Раньше я был жизнерадостным, уверенным в себе и любопытным ребенком, а после полученной травмы стал замкнутым, плюс у меня обнаружились проблемы с учебой; выяснилось, что мне тяжело сосредоточиться, и память у меня стала просто дырявой. Как вы понимаете, учеба в школе превратилась для меня в тяжкое испытание. Учителям приходилось повторять свои фразы снова и снова, пока я не научился притворяться, что все понял. В то время, как остальные дети учились читать, я не мог запомнить значение букв алфавита. Помните, наверное, эти читательские кружки, когда из рук в руки передавалась какая-нибудь книга, и нужно были зачитывать из нее вслух, громко и с выражением? Для меня это было худшим из испытаний – нервничать, пока книга приближается к тебе все ближе и ближе, только для того, чтобы, взглянув на страницу, осознать, что не понимаешь ни единого слова (я думаю, именно отсюда возник мой жуткий страх перед публичными выступлениями). Потребовалось целых три года, чтобы я смог наконец научиться читать – однако еще долго это занятие требовало от меня тяжких усилий и изнуряющей борьбы.
Я не уверен, что вообще смог бы научиться читать, если бы не герои, которых я увидел в комиксах. Обычные книги вовсе меня не привлекали, но увлечение комиксами заставляло двигаться вперед, до тех пор, пока я не смог сам их читать, не ожидая пока кто-нибудь сделает это для меня. Я готов был читать их даже ночью под одеялом, при свете одного лишь фонарика. Эти истории вселили в меня надежду на то, что человек может перебороть свою судьбу.
Моими любимыми супергероями в детстве были Люди Икс; не только потому, что они были самыми сильными из всех, но еще из-за того, что их никто не понимал, в то время как сами они так сильно отличались от обычных людей. Мне казалось, что у нас много общего. Они были мутантами, которые не вписывались в окружающее общество, а люди, не понимая их, старались держаться от них подальше. Точь-в-точь мой портрет – за исключением сверхспособностей. Люди Икс были изгоями, как и я. Я принадлежал их миру.
Я вырос в округе Вестчестер, пригороде Нью-Йорка, и однажды ночью сильно разволновался, обнаружив, что «Школа профессора Ксавьера для одаренных подростков»[6], согласно комиксам, располагалась где-то рядом со мной. Когда мне было девять лет, на выходных я мог с утра до вечера колесить по своему району, пытаясь разыскать эту школу. Я стал одержим этой идеей. Мне казалось, что если бы я сумел ее найти, то оказался бы наконец в подходящем месте, где быть «другим» совсем не опасно, где я мог бы открыть и развивать свои собственные сверхспособности.
Но в реальном мире жизнь не сахар. Примерно в это же самое время моя бабушка, которая жила с нами и помогала меня воспитывать, начала проявлять признаки деменции. Смотреть как кто-то, кого вы любите, сходит с ума, теряя остатки памяти… это сложно описать словами. Я словно постепенно терял ее, шаг за шагом, пока она, наконец, не умерла. Бабушка была для меня целым миром, и именно из-за случившейся с ней трагедии (в сочетании со вставшими передо мной интеллектуальными вызовами) я так сильно увлекся идеей оздоровления нашего мозга.
Если вернуться к школьным дням, то надо мной тогда постоянно издевались и высмеивали – не только на игровой площадке, но и в классе тоже. Я помню, как однажды учитель начальной школы, вконец разочаровавшись от того, что я никак не мог усвоить урок, указал на меня и произнес: «У этого мальчика проблемы с мозгами». Я был просто раздавлен от осознания того, что он меня воспринимал именно так, а остальные, очевидно, считали точно так же.
Зачастую, когда вы цепляете на кого-то или на что-то ярлык, то создаете границу – ярлык превращается в барьер. Взрослым надо крайне осторожно относиться к своим словам, поскольку они серьезно влияют на внутренний мир ребенка. Всякий раз, когда я, прилагая максимум усилий, не справлялся с очередным тестом, пролетал с выбором в спортивную команду на уроках физкультуры или просто отставал от своих одноклассников, я считал это следствием того, что у меня «проблемы с мозгами». Как я мог помыслить о том, чтобы делать что-то не хуже остальных?! Во мне был изъян. Мой разум работал иначе, чем у остальных. Даже когда я учился прилежнее, чем мои одноклассники, мои оценки никогда не соответствовали прилагаемым усилиям.
Я был слишком упрям, чтобы сдаться, поэтому переходил из одного класса в другой, но делал это, что называется, со скрипом. Хотя я неплохо справлялся с математикой, благодаря помощи нескольких моих академически одаренных друзей, с большинством остальных предметов дела обстояли просто ужасно – особенно, с английским, чтением, иностранными языками и музыкой. Затем, во время первого года в высшей школе[7] дело дошло до того, что я мог вообще не сдать английский. Учительница вызвала в школу моих родителей, чтобы обсудить, как мне набрать проходной балл.
Она предложила мне заняться внеклассным проектом. Я должен был написать доклад, сравнив жизнь и достижения двух гениев: Леонардо да Винчи и Альберта Эйнштейна. Если я проделаю хорошую работу с этим докладом, пояснила она, это позволит набрать мне больше очков, чтобы гарантированно сдать экзамен.
Я решил, что это редчайшая возможность, шанс нажать на кнопку «перезагрузки» и начать мою, такую трудную, карьеру высшей школе с нуля. Я приложил максимум усилий, чтобы написать самый лучший доклад из всех возможных. Долгими часами я не вылезал из библиотеки после уроков, пытаясь найти для своего доклада все что только можно про этих двух блистательных гениев. Что интересно, в ходе этих исследований я столкнулся с рядом упоминаний о том, что Альберту Эйнштейну и Леонардо да Винчи, вероятно, приходилось бороться с трудностями в учебе.
После нескольких недель усилий я наконец-то напечатал финальный вариант доклада. Я был так горд результатом своего титанического труда, что даже сделал для него настоящую типографскую обложку. Доклад стал моим заявлением о намерениях; с его помощью я должен был показать миру, на что способен.
И вот настал день, когда я должен был зачитать свой доклад. Я положил его в рюкзак, с волнением предвкушая, как отдам его учительнице, и особенно, как она восхитится проделанной мною работой. Отдать его я планировал в конце урока, поэтому молча сидел в ожидании, когда же он наконец закончится, и пытался сосредоточиться. Но оказалось, что я не мог думать ни о чем другом, кроме как о том восхищенном взгляде, которым учительница одарит меня, выслушав мой замечательный доклад.
Но, увы, затем она бросила мне закрученный мяч, отбить который я оказался совершенно не готов. Примерно на середине урока учительница закончила занятия по предмету и объявила ученикам, что у нее есть для них сюрприз. Она сказала, что я работал над внеклассным докладом, и теперь ей хотелось бы, чтобы я представил его классу – прямо сейчас.
Большую часть своей школьной жизни я провел, изо всех сил пытаясь скукожиться за партой, чтобы меня, не дай бог, не вызвали к доске. Когда ты «недоразвитый», то ощущаешь себя так, будто предложить аудитории тебе совсем нечего. Я был застенчив сверх всякой меры и стремился не привлекать к себе внимания. Мои сверхспособности в то время ничем себя не проявляли. И еще одна важная деталь – я смертельно боялся публичных выступлений.
Это вовсе не преувеличение. Если бы меня в тот момент подключили к кардиографу, он бы просто сломался: так сильно колотилось мое сердце. Кроме того, я едва мог дышать. Казалось совершенно невозможным вот так просто встать перед всеми и рассказать о проделанной мною работе. Поэтому я воспользовался единственным подходящим, как мне тогда показалось, вариантом.
– Извините, но я его не сделал, – заикаясь, еле выдавил я из себя.
Выражение разочарования на лице учительницы – столь непохожее на то, что я рисовал себе в своих фантазиях, – было таким глубоким, что мое сердце чуть не раскололось на части. Но я просто не в силах был сделать то, о чем она меня просила. Когда урок закончился, и все вышли из класса, я выбросил мой доклад в мусорку – вместе с ним туда полетела большая часть моего самоуважения и самооценки.
Каким-то образом, несмотря на все проблемы в школе, мне удалось поступить в местный университет. Мне казалось, что если я поступлю в колледж, у меня появится последняя возможность начать все сначала. В своих мечтах я представлял, как добьюсь того, что семья будет мною гордиться, и докажу миру (и себе прежде всего), что у меня есть потенциал стать успешным. Я оказался в новой для себя среде. Преподаватели в колледже учили студентов иначе, чем учителя в высшей школе, и никто здесь не относился ко мне предвзято. Я старался изо всех сил, но в итоге, как выяснилось, дела в колледже пошли еще хуже, чем в старших классах школы.
Через несколько месяцев мне пришлось взглянуть в лицо суровой реальности – я больше не мог позволить себе впустую тратить время и деньги (которых у меня, к тому же, не было). В тот момент я уже собрался было бросить учебу. Как-то раз я рассказал одному из своих друзей об этих планах, и он убедил меня прежде, чем принять окончательное решение, навестить вместе с ним на выходных его семью. Ему казалось, что, оказавшись подальше от кампуса, я смогу шире взглянуть на вещи. Когда мы туда приехали, его отец провел для меня небольшую экскурсию по участку вокруг дома. Между делом, он осведомился, как у меня обстоят дела с колледжем, и не сомневаюсь, что моя реакция его ошеломила. Не поверите, но я тогда по-настоящему разревелся. Не просто стоял с влажными глазами, сдерживая слезы, а натуральным образом разрыдался. Было видно, что он не понимает, в чем дело, но его невинный вопрос прорвал во мне плотину еле сдерживаемых эмоций.
Я рассказал ему «от» и «до» историю про мальчика, у которого «проблемы с мозгами», и все это время он терпеливо слушал. Когда я закончил, он посмотрел мне прямо в глаза.
– Джим, почему ты учишься в колледже? – вдруг спросил он. – Кем ты хочешь быть? Чем ты хочешь заниматься? Чего ты хочешь достичь? Чем бы ты хотел поделиться?
Я не мог тогда сразу ответить ни на один из этих вопросов, поскольку никто раньше мне их не задавал, однако у меня возникло такое чувство, что именно сейчас я просто обязан на них ответить. Я уже начал было что-то говорить, но тут он остановил меня. Затем вырвал пару листов из своего карманного блокнота и попросил, чтобы я записал на них свои ответы (в этой книге я научу вас, как задавать правильные вопросы, чтобы легко учиться и быстрее достигать поставленных целей).
Следующие несколько минут я потратил на то, чтобы записать свой список ответов. Закончив, я уже начал было сворачивать листок, чтобы сунуть в карман, но тут отец моего друга выхватил его из моих рук. Я испугался, поскольку не рассчитывал, что мои записи будет кто-то читать, особенно этот еще недавно совершенно незнакомый мне человек. Однако он развернул листок и углубился в чтение, пока я изнемогал от беспокойства.
Казалось, прошли часы, пока он, наконец, его не прочитал, хотя я уверен, что на самом деле это заняло не больше пары минут. Закончив, он произнес:
– Ты вот настолько близок к тому, – с этими словами он развел указательные пальцы примерно на фут друг от друга, – чтобы получить все, что занес в этот список.
Это утверждение показалось мне абсурдным. Я сказал ему, что мне и десяти жизней не хватит, чтобы осуществить все, что я там записал. Тогда он протянул оба пальца вперед, не меняя расстояния между ними, и коснулся ими моих висков. Таким образом он обозначил пространство, которое занимал мой мозг.
– Вот он, ключ, – произнес он. – Иди за мной. Я кое-что тебе покажу.
Мы вернулись в дом, и он отвел меня в комнату, которую я до этого не видел. Все стены в ней, от пола до потолка, были забиты полками с книгами. Вы помните, что на том этапе моей жизни я вовсе не был фанатом книг; мне показалось, что я оказался в комнате, полной змей. Но что еще хуже, он стал собирать этих «змей» с полок и передавать их мне. Поглядев на заголовки, я понял, что это биографии выдающихся мужчин и женщин из разных периодов истории, а также старые пособия по личностному росту, вроде «Искусство мыслить масштабно», «Сила позитивного мышления» и «Думай и богатей».
– Джим, я хочу, чтобы каждую неделю ты прочитывал по одной из этих книг.
Моей первой мыслью было: «Ты что, вообще ничего не услышал из того, что я тебе рассказал?». Впрочем, сдержавшись, вместо этого я ответил:
– Я даже не представляю, как это сделать. Вы знаете, чтение дается мне тяжело, к тому же, я так сильно загружен учебой…
– Не позволяй учебе мешать твоему образованию, – произнес он назидательно, подняв указательный палец. Позднее я понял, что он перефразировал цитату, которую часто приписывают Марку Твену[8].
– Послушайте, я прекрасно понимаю, что чтение этих книг может быть действительно очень полезным, – продолжал сопротивляться я. – Но мне бы не хотелось давать обещаний, которые я не смогу сдержать.
На мгновение он задумался, а затем вытащил из кармана мой список желаний и стал громко зачитывать их по порядку.
Слышать, как кто-то зачитывает вслух твои самые сокровенные мечты – в этом было что-то такое, отчего мои разум и душа погрузились в редкостное смятение. По правде говоря, многое из этого списка я хотел сделать для своей семьи – приобрести разные вещи, которые мои родители просто не могли себе позволить, либо никогда не потратились бы на них, даже если бы это было им по карману. Я не мог себе представить, что эта декламация так сильно меня зацепит. Она окрылила меня и дала мощный импульс к достижению поставленных целей (мы тоже общими усилиями раскроем вашу мотивацию в Части III этой книги). Когда список закончился, я заверил его, что сделаю все в точности, как он сказал, хотя в глубине души понятия не имел, как мне совершить подобный подвиг.
В колледж после выходных я вернулся, вооружившись целой охапкой книг. На моем столе теперь громоздились две стопки: учебники, которые я должен был читать по учебной программе, и книги, которые я обещал прочитать отцу моего друга. Масштаб того, на что я подписался, пугал меня. Как сделать так, чтобы эти стопки таяли, если чтение для меня – сущая мука? Я и так уже с трудом вгрызался в книжки из первой стопки – а теперь-то что делать? Где мне взять столько времени? В итоге, получилось так, что я практически не ел, не спал, не занимался спортом, не смотрел телевизор и не зависал с друзьями. Вместо этого я не вылезал из библиотеки, пока однажды ночью не рухнул в обморок от истощения прямо на лестнице, заработав себе еще одну травму головы.
Очнулся я только через два дня в больнице. Сначала я подумал, что умер, и какая-то часть меня этому даже обрадовалась. Это было «темное время», низшая точка кривой моей жизни. Я таял на глазах, мой вес упал до 53-х килограммов, а организм был настолько обезвожен, что меня пришлось подключить к капельнице.
Однако, несмотря на всю тяжесть своего положения, я нашел в себе силы мысленно произнести: «Должен быть другой способ». В этот момент в мою палату вошла медсестра, неся кружку чая с изображением Эйнштейна, гения, о котором я писал упомянутый ранее доклад и который вдохновлял меня учиться и докапываться до самых мелочей в начальной школе. Цитата рядом с его портретом гласила: «Проблему невозможно решить на том же уровне мышления, которое ее породило». И в этот момент меня осенило! Возможно, я задаю неправильные вопросы? Я стал гадать, в чем же, на самом деле, заключалась моя проблема? Я знал, что медленно впитываю знания, но мое отношение к этому не менялось годами. Я понял, что пытался решить свои проблемы с учебой, поступая так, как меня всегда поучали – просто усердно работая. Но что, если бы я смог овладеть более совершенным методом обучения? Как насчет того, чтобы процесс обучения был более эффективным, действенным и даже приятным? Что, если бы я смог научиться тому, как обучаться быстрее?
В тот самый момент я решил найти такой способ, и стоило мне принять на себя это обязательство, как мое мышление начало меняться.
Я попросил медсестру принести мне каталог курсов, предлагаемых университетской программой, и пролистал его страница за страницей. Спустя пару сотен страниц я понял, что студентам предлагаются лишь курсы о том, что учить (к примеру, испанский язык, история, математика, естественные науки), но ничего о том, как учиться.
Когда меня выписали из госпиталя, я был так заинтригован идеей науки учиться, что отложил в сторону свои занятия и сфокусировался на книгах, полученных от своего наставника. Я также нашел пособия по следующим темам: теория обучения взрослых, теория множественного интеллекта, нейробиология, личностный рост, педагогическая психология, скорочтение и даже древняя мнемоника (мне хотелось узнать, как допотопные культуры хранили и передавали знания, прежде чем изобрели соответствующие устройства, такие как печатный станок и компьютеры). Я был одержим стремлением разгадать эту загадку: «Как же работает мозг, чтобы можно было его хорошенько раскачать?».
Спустя пару месяцев полного погружения в новые области исследований, которые я взвалил на себя по собственной воле, в голове у меня будто щелкнул переключатель. Моя способность фокусироваться стала сильнее. Я стал понимать новые для себя концепции, поскольку мог теперь концентрироваться – теперь меня было не так-то легко отвлечь. Мне стало проще вспоминать информацию, которую я изучал пару недель назад. Я ощутил прилив энергии и любопытства. Впервые в жизни я мог читать и сразу запоминать прочитанное. Мои новые способности придали мне чувство уверенности, которого я раньше никогда не испытывал. Моя ежедневная жизнь также изменилась – теперь все стало ясным, как божий день: я знал, что мне делать, чтобы двигаться вперед, и открыл для себя окрыляющее, неослабевающее чувство мотивации. В результате, само мое мышление изменилось, я начал верить, что в этой жизни возможно все.
В то же время я расстроился. Мне казалось, что всех этих лет неуверенности и страданий можно было бы избежать, если бы крайне важный метод мета-обучения (наука учиться) преподавался в школе. Я вспоминал всех тех учителей, что неустанно твердили мне учиться прилежнее и сильнее сконцентрироваться. Говорить ребенку, чтобы он «сосредоточился» это все равно, что предлагать ему сыграть на укулеле[9] – это очень сложно сделать, если тебя раньше никогда этому не обучали.
И, сообразно пути настоящего героя, мне не оставалось ничего другого, как поделиться полученным сокровищем, теми уроками, что мне довелось выучить. Я стал обучать этим методам других студентов. Поворотный момент наступил во время работы с первокурсницей, которая хотела научиться быстрее читать, а также улучшить навыки понимания и сохранения изучаемой информации. Она очень старалась и в итоге достигла своей цели – 30 прочитанных книг за 30 дней. Я знал, «как» ей этого удалось добиться, поскольку сам научил ее способу, с которым вы ознакомитесь в Главе 14, но мне хотелось понять «зачем». Я выяснил, что у ее матери был диагностирован рак в последней стадии, и она решила спасти ее, начав изучать книги о здоровье, здоровом образе жизни и медицине – вот, что лежало в основе ее мотивации. Несколько месяцев спустя она позвонила мне и, захлебываясь слезами радости, сообщила, что рак ее матери перешел в стадию ремиссии.
В этот самый момент я понял, что если знание – это сила, то способность учиться – это наша сверхсила. И потенциал для обучения безграничен; нужно, чтобы нам просто показали, как этого добиться. Увидев, как изменилась жизнь этой женщины, я загорелся новой целью, у меня возникло четкое понимание своей жизненной миссии: обучать мышлению, мотивации, методам усиления мозговой активности и скоростного обучения, чтобы вы смогли открыть для себя возможность жить ярко и интересно.
За прошедшие более чем два десятка лет я создал набор надежных и проверенных на практике методов для улучшения навыков обучения, многие из которых есть в этой книге. Я не только сдержал свое обещание читать по книге в неделю, но также посвятил себя служению и помощи людям: от детей с диагнозом «дислексия»[10] до пожилых людей с проблемами старческой деменции. Наша команда, созданная в память о моей бабушке, активно поддерживает исследования в области болезни Альцгеймера. Также мы считаем, что каждый ребенок от рождения имеет право на образование, поэтому финансируем строительство школ по всему миру, от Гватемалы до Кении, помогая в создании условий для здравоохранения, доступа к чистой воде и обучения нуждающихся детей. Поддержку в этом нам оказывают такие удивительные организации как WE Charity [11] и Pencils Promise[12]. Это наша миссия – помогать в воспитании лучших, более ярких умов. Поверьте, мы никого не оставляем за бортом.
Я обучал людей этим техникам, добившись в итоге удивительных результатов; в течение года мои более 150 000 слушателей посещают мои живые выступления, на которых я даю мастер-классы в самых разных областях знаний; я работал интеллектуальным тренером для влиятельных лиц в сфере спорта и развлечений, преподавал во множестве ведущих мировых компаний и университетов, возглавил огромную учебную онлайн-платформу с учащимися из 195 стран, а также стал ведущим топового образовательного подкаста под названием KwikBrain[13] c десятками миллионов скачиваний и сотнями миллионов прослушиваний. В этой книге содержатся уроки и практические советы, которые я выработал за годы жизни, а также мудрые замечания и подсказки от множества экспертов, принимавших участие в наших программах.
Все вышеперечисленное нужно для того, чтобы вы поняли: посвятив свою жизнь исследованию и преподаванию этого предмета, я прекрасно осознаю, что скрывается под обложкой этой книги, и, что более важно, – я знаю, что происходит внутри вас.
У этой истории – счастливый финал. Как вы уже знаете, я регулярно провожу тренинги для руководителей различных компаний и их рабочих коллективов. Несколько лет назад, Джим Джанопулос, впоследствии ставший генеральным директором и председателем «20th Century Fox», пригласил меня провести тренинг для своей исполнительной команды. В пятницу утром я подъехал на съемочную площадку и несколько часов общался с его ведущими сотрудниками. Они оказались очень открытыми людьми и мгновенно вникли в суть предлагаемой мною методики.
Когда все закончилось, Джим подошел ко мне и произнес: «Это было просто невероятно! Это лучший из всех тренингов, которые мы когда-либо проводили». Конечно, я был рад этим словам. Кому не понравится слушать похвалы в свой адрес? Позже, во время прогулки по территории студии, мне на глаза попалась афиша к фильму «Росомаха», премьера которого должна была состояться позже в том же году. Я указал на плакат и восхищенно выдохнул:
– Вы даже не представляете, как я жду этот фильм. Я преданный фанат Росомахи.
– О, значит, ты поклонник супергероев? – улыбнулся Джим.
– Я их обожаю. Люди Икс сыграли важнейшую роль в моей жизни, – и я рассказал ему о полученной в детстве травме, о том, как благодаря комиксам научился читать, а также, как долго искал потом школу профессора Ксавьера.
Он улыбнулся мне в ответ.
– Знаешь, нам предстоит провести тридцать дней, снимая новую серию «Людей Икс», в Монреале. Не хотел бы провести вместе с нами недельку? Актеры точно будут рады с тобой поработать.
От таких предложений не отказываются. Во-первых, я никогда еще не присутствовал на киносъемках; во-вторых, это ведь не просто какой-то фильм, а кино о самих Людях Икс!
Следующим утром мы сели на борт самолета, который вся съемочная группа называла «Икс-джет». Среди пассажиров оказалась большая часть актеров, игравших роли мутантов, поэтому сидеть мне довелось между Дженнифер Лоуренс и Холли Берри. Это был лучший день в моей жизни.
Во время полета и всю последующую неделю я делился с актерами и остальными участниками команды своими методами по развитию скорочтения и запоминанию текста, которые потом здорово пригодились им во время работы со сценарием. И знаете что? Первая же сцена, которую начали снимать для этого фильма, происходила в Школе профессора Ксавьера! В том самом месте, о котором я бесконечно грезил и искал целыми днями, будучи ребенком. Это был, наверное, самый сюрреалистичный момент из всех, которые мне довелось испытать в своей жизни. Скажите, какая ваша самая заветная мечта? Та, что всегда с сами, и зудит, словно заноза в мозгу? Представьте ее в мельчайших подробностях. Визуализируйте ее. Прочувствуйте. Поверьте в нее. И работайте круглыми днями над тем, чтобы ее осуществить.
Удивительно, но это еще не самая лучшая часть истории. Вернувшись из поездки, я обнаружил, что меня дожидается дома какая-то посылка. На вид она казалась огромной, размером с экран телевизора. Разорвав упаковку, я вытащил наружу большую фотографию в рамке – на ней красовался весь актерский состав «Людей Икс» вместе… со мной! А чуть ниже председатель студии написал следующие слова:
«Джим, огромное тебе спасибо за то, что поделился с нами своими сверхспособностями. Я знаю, что самого детства ты без устали искал школу твоих любимых супергероев. Ну, что же, вот фото твоего класса».
Оригинальное цветное фото команды супергероев можно посмотреть на сайте LimitlessBook.com/classphoto.
Снятие ограничений – это акт или процесс, подразумевающий отбрасывание в сторону некорректных предубеждений, ограничивающих личностный потенциал, и осознание того, что при выборе правильного формата мышления, мотивации и методик любые ограничения окажутся несостоятельными.
Большую часть своей жизни я позволял внешним ограничениям определять мое поведение. Я получил в детстве ужасную травму и, как мне тогда казалось, это навсегда определило всю мою дальнейшую жизнь. Однако, благодаря помощи некоторых очень важных для меня людей, я осознал, что все эти ограничения на самом деле вовсе не являются ограничениями. Что это всего лишь препятствия, которые надо преодолеть, и психологические блоки, от которых необходимо избавиться. И как только я этого добился, мои способности к обучению и любым иным видам деятельности стали воистину безграничными.
«Безграничность» – это не просто овладение навыками ускоренного обучения и скорочтения, а также развитие невероятно сильной памяти. Да, вы научитесь всему этому (и еще многому другому). Однако, быть безграничным вовсе не означает быть идеальным. Нет, речь идет о том, что вы вырываетесь за пределы тех возможностей, которые считаете для себя конечными. Вы впитываете ограничения, слушая поучения родителей, подчиняясь требованиям общества и культурных традиций, опираясь на свой жизненный опыт – однако, ровно таким же образом, от них можно избавиться. Любые из этих ограничений – лишь временные препятствия на вашем пути, и их можно научиться преодолевать. За годы работы я выяснил, что большинство людей старается «приземлить» свои мечты, ужать их до такого состояния, чтобы они соответствовали текущим жизненным обстоятельствам. Нам свойственно внушать себе, что обстоятельства, в которых мы оказались, убеждения, с которыми мы согласились, и та наклонная, по который мы сейчас катимся – это константа, которую никак не изменить. Но есть другой путь. Вы можете научиться тому, как раскрепоститься, расширить свое сознание, повысить мотивацию и овладеть методикой, которая позволит вам жить ярко и интересно. Когда вы делаете нечто, что другие люди отказываются делать – вы начинаете жить так, как они даже не мечтают. Прочитав эту книгу, вы сделаете важный шаг в этом направлении. Запомните, один шаг в правильном направлении может полностью изменить ваш пункт назначения.
Главное, когда вы начинаете делать первые шаги, это иметь соответствующую карту, «модель успеха». Вооружившись ею, вы преодолеете все препятствия, и ничто не сможет вас остановить. Вот она:[14]
Вы можете научиться жить, творить, действовать, овладевать навыками и делиться знаниями безо всяких ограничений. В качестве доказательства, я написал для вас эту книгу. Если вы не обучаетесь либо не используете свой потенциал на полную катушку, если ваши мечты не совпадают с реальностью, тому есть причина: в вашем сознании существует некий барьер, который необходимо разрушить. Найти его можно в следующих областях:
– ограниченное Мышление – вы поддерживаете слабую уверенность в себе и своих возможностях, довольствуясь малым и не стремясь к более амбициозным целям;
– ограниченная Мотивация – вам не хватает внутреннего драйва, отсутствует четкая цель, вы не можете собраться с силами, чтобы начать действовать;
– ограниченный набор Методов – вы действуете так, как вас учили, но эти способы недостаточно эффективны, чтобы добиться желаемых результатов.
Все это относится как к отдельным людям, так и к семьям, или даже целым организациям. У всех нас в жизни хватало борьбы, в которой мы проявляли свои лучшие стороны. В какой бы жизненной ситуации вы сейчас не находились, есть одна важная деталь – вы не одни. Я хочу помочь вам вырваться за границы возможностей, используя трехкомпонентную модель: Безграничное Мышление, Безграничная Мотивация и Безграничные Методы. Позвольте мне пояснить:
– Мышление (ЧТО): глубокие внутренние убеждения, наше отношение и оценочная система, которые мы вырабатываем для понимания, кто мы такие, каков мир вокруг нас, на что мы способны, чего заслуживаем и что нас ждет.
– Мотивация (ПОЧЕМУ): цель, к которой мы стремимся. Стимул, который дает энергию, необходимую для того, чтобы человек действовал определенным образом.
– Метод (КАК): конкретный процесс выполнения чего-либо, специфически упорядоченный, логичный и системный способ обучения.
Еще одно замечание касательно диаграммы на предыдущей странице. Как вы можете видеть, там, где «Мышление» пересекается с «Мотивацией», расположен термин «Вдохновение». Вы можете фонтанировать вдохновением, не понимая при этом, какие методы использовать и куда направить свою энергию. Там, где «Мотивация» пересекается с «Методом», стоит термин «Реализация». В данном случае, вам могут мешать собственные предубеждения относительно того, на что вы способны и чего заслуживаете – потому что, ваше мышление должным образом не настроено. Там, где пересекаются «Мышление» и «Метод», вы видите «Идеацию». Ваши амбиции могут оставаться нереализованными, поскольку вам не хватает энергии для их осуществления. Однако, там, где все эти три сферы пересекаются – в той точке вы достигаете «Безграничности». Здесь появляется четвертый компонент, который называется «Интеграция».
В этой книге вы найдете различные упражнения, примеры исследований, инструменты для развития умственных способностей и результаты захватывающей работы, проведенной на стыке когнитивистики[15] и практической деятельности. Не забудем мы и про древнюю мудрость (например, про то, как архаичные цивилизации сохраняли информацию до изобретения соответствующих устройств, вроде печатного станка). Мы по очереди рассмотрим три главных М-понятия:
– В Части II, «Безграничное мышление», вы узнаете, на что способны, если отбросите сковывающие вас ограничения.
– В Части III, «Безграничная мотивация», вы откроете для себя, почему наличие цели – это ваша сила и ключ к высвобождению внутренней энергии и драйва.
– В Части IV, «Безграничные методы», вы поймете, как максимально эффективно учиться с помощью правильно подобранных способов – используя инструменты и методы, которые приблизят вашу жизнь к тому результату, какого вы желаете и заслуживаете.
И под конец я подарю вам десятидневный план, который придаст взрывное ускорение вашему развитию сначала на неделю, а затем на всю жизнь. Прочитав эту книгу, вы обретете безграничные способности в любой важной для вас области, будь то академическое образование, здравоохранение, карьера, отношения или личностный рост. Поскольку, на самом деле, я никогда не учился в школе для Людей Икс, мне пришлось создать ее для вас в виде онлайн-проекта «Учебная Академия Квика» (Kwik Learning Academy), в которой люди всех возрастов, из 195 стран мира, тренируются каждый день, чтобы раскрыть свои интеллектуальные сверхспособности. Считайте, что «Безграничность» это ваш учебник. Для меня большая честь стать вашим «профессором Ксавьером», и я очень рад, что вы решили отправиться со мной в это путешествие. Итак, урок начался! И, да, еще одна приятная новость – лучшего времени для начала и представить себе нельзя.
«Сейчас мы осознали тот факт, что обучение – это процесс длинною в жизнь, который означает – находиться на одной волне с переменами. И наша самая насущная задача – это обучать людей тому, как надо учиться»
Я твердо верю, что все мы обладаем сверхспособностями, которые только ждут своего часа, чтобы раскрыться. Говоря это, я не имею в виду возможность летать, создавать боевые железные доспехи или стрелять из глаз лазерными лучами. Нет, я подразумеваю вполне реальные, «земные» навыки: парить мыслями в мире книг, «железную» память, способность с лазерной точностью фокусировать внимание; а также безграничную креативность, ясность мышления, внимательность, превосходный психологический тонус и многое другое. В том или ином смысле, мы все являемся супергероями.
Однако, вместе со сверхспособностями, у каждого супергероя всегда есть и своя Немезида. Вспомните о суперзлодеях: о противостоящем Бэтмену Джокере или о враге Супермена Лексе Люторе. Злодеи, с которыми мы сталкиваемся, выглядят иначе, чем в кино, однако они продолжают оставаться «плохими парнями» – которых вы, как супергерои, должны одолеть и прижать к ногтю. Современные суперзлодеи встают у нас на пути и осложняют жизнь, не позволяя нам раскрыть собственный потенциал. Они сдерживают нас и грабят, лишая результативности, успеха, позитивного настроя и душевного спокойствия. Наша задача состоит в том, чтобы их распознать и победить.
Если вам доводилось читать комиксы или смотреть супергеройские фильмы, то вы знаете, что суперзлодеи зачастую появляются на свет самым непредсказуемым образом. Взять, к примеру, Харви Дента[17], также известного как Двуликий. Начинал он с самыми благими намерениями – работал прокурором, помогая отстаивать закон и сажать плохих парней в тюрьму, а также был союзником Бэтмена. Однако, после несчастного случая половина его лица оказалась изуродована кислотой, он ожесточился, переполнившись злобой и жаждой мести. Дент стал тем, с кем ранее вел непримиримую борьбу: двуличным преступником, играющим со своими будущими жертвами в кошки-мышки. Его доброе начало оказалось исковеркано, превратившись в инструмент для достижения зловещих целей.
Четыре суперзлодея обучения тоже начинали свой путь вполне невинно – их подпитывают одни из величайших достижений человечества за последние сто лет. То есть, их породили наши технологии. Давайте сразу определимся, что технологии жизненно важны, являясь неотъемлемой частью прогресса и достижения состояния безграничности. Они позволяют нам делать все, что угодно, от общения до обучения, делая нашу жизнь намного более удобной. Однако, возможно, что мы поглощаем различные цифровые технологии так быстро, что не успеваем их переварить, и даже их создатели сочтут такую скорость чересчур экстремальной. Большинство доступных нам современных технологий настолько блещут новизной, что мы даже не представляем себе, каким образом нужно контролировать то, как мы ими пользуемся. На базе нашей образовательной платформы Kwik Learning учатся студенты из 195-и стран мира, а записанные нами подкасты достигли уже десятков миллионов скачиваний. Наши ученики беспокоятся по поводу чрезмерной зависимости от технологий, поэтому приходят к нам, чтобы прокачать свой разум и освободиться от четырех «всадников апокалиписиса» наших дней: цифрового потока, цифрового отвлечения, цифровой деменции и цифровой дедукции. Важно отметить, что перенасыщение информацией, рассеянность, забывчивость и мышление «по умолчанию» – не являются проблемами, свойственными только нашему времени. Нет, они сопровождают нас веками. Не технология породила их, однако она способствует их серьезному усилению. Век цифровых технологий обладает множеством преимуществ, но давайте рассмотрим, как технический прогресс, с одной стороны, помогая, с другой может создавать вам проблемы.
Вам мучительно не хватает времени на обработку потоков информации? Нам выпала привилегия жить в мире, где доступ к информации ничем не ограничен. В этот информационный век не быть в курсе событий можно лишь по чистой случайности. По сравнению с XV веком, мы теперь потребляем столько данных за один день, сколько обычному человеку в то время хватило бы на целую жизнь. Еще недавно информация передавалась неторопливо, со скоростью движения ледника, из уст в уста, через газеты или посредством вывешенного на городской площади бюллетеня. Теперь мы имеем доступ к такому большому количеству информации, что это фатально сказывается на нашем личном времени и качестве жизни. Среднестатистический человек потребляет сейчас информации в три раза больше, чем в 1960-х1; в 2015-м исследование показало, что на обработку новостей респонденты тратят до восьми часов в день.
В интервью «NPR»[18] технический репортер «New York Times» Мэтт Ричтел признал, что после двадцати лет прославления технологий с его стороны он пришел к следующей мысли: «Наука начинает, наконец, осознавать – не все то золото, что блестит, и не всякая технология одинаково полезна. Если мы поглощаем слишком много технических новшеств, словно некие явства, то эффект от такого обжорства будет соответствующий»2.
В Калифорнийском университете города Сан-Франциско, изучая эффект «времени простоя»[19], ученые проводили опыты над крысами, замеряя их мозговые волны во время и после стимулируемой активности. В большинстве случаев получение нового опыта стимулировало возникновение у них в мозгу нейронной активности и создание новых нейронных цепочек – в том случае, если им давалось время на отдых (то самое «время простоя»). За это время нейроны смогли пройти через врата памяти в основную часть мозга, где хранится долговременная память. Крысы оказались в состоянии сохранить полученные знания в качестве воспоминаний, что является базисом для процесса обучения.3