1. От рождения до трех лет

Возрастные особенности

Какое счастье! У вас есть малыш! Наверное, от него еще пахнет молочком или он только делает первые самостоятельные шаги, а может, и первые шаги в большом мире, если уже пошел в сад или на развивающие занятия. Главное, что у вас есть любимый ребенок, для счастья которого вы готовы сделать все.

С рождения и до трех лет происходят невероятные изменения: из маленького пищащего и вкусно пахнущего комочка ребенок превращается в человека со своими желаниями, потребностями, интересами. В этот период малыш научится держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать. А пока ваш ребенок еще младенец, он живет ощущениями – видит, слышит, чувствует. И благодаря им ему уютно и безопасно или же страшно, одиноко, грустно.

Нельзя недооценивать тактильный контакт – объятия, ласку, поцелуи. С первых мгновений жизни ребеночка кладут к маминой груди – вот этот первый телесный контакт, кожа к коже. В первый год жизни ребенка мама как бы донашивает свою кроху, постоянно держа малыша на руках, кормит грудью и уделяет максимум внимания.

Маленький ребенок сосет игрушку, разглядывает лица людей, рассматривает движущиеся предметы, слушает звуки вокруг – так он познает окружающий мир.

От ночного и четырех дневных снов к трем годам малыш придет к двум снам в сутки, а от однообразного молочка по требованию – к полноценному рациону по режиму дня. Первые манипуляции с предметами помогут малышу освоить столовые приборы, игрушки, карандаши и пластилин. От общения с помощью плача, криков и лепета перейдет к речи, состоящей из коротких предложений, от неконтролируемых мочеиспусканий и актов дефекации – к осознанному пользованию горшком. Это время метаморфоз.

Малыши очень эмоциональны: они испытывают отвращение, горе, злость, радость, удивление. В какой-то момент начинают стесняться и даже бояться незнакомых людей. Пугаются громких звуков. Если в это время в семье рождается второй ребенок, проявляют ревность.

До полутора лет малышу необходимо обнаружить и исследовать все участки своего тела. Так, он ловит ножку, трогает себя за лицо и живот, обнаруживает у себя половые органы. Прикосновения к некоторым участкам тела вызывают приятные ощущения, и логично, что ребенок стремится повторить их, вернуться к ним вновь. Трогая себя, исследуя, младенец создает в голове схему своего тела.

Начиная с первого года жизни малыш получает удовольствие от манипуляций с половыми органами. Знакомство со своим телом в этом возрасте не связано с сексуальными переживаниями. Он просто изучает, трогая себя всего, и испытывает разные ощущения.

В два года ребенок уже точно знает, какого он пола. Но это просто знание, которое внушили окружающие люди, это еще не понимание своего пола. Мы говорим малышу: «Какая красивая девочка», «Ты наша любимая девочка», «Какой хороший мальчик», «Ты сильный мальчик»

Понимание и осознание своего пола придет позже. А пока мальчик может думать, что, стоит ему надеть женскую одежду или каблуки, он станет девочкой, а если девочка наденет папин галстук – она станет мальчиком.

В два-три года дети интересуются своим телом и телами окружающих людей. Трогают себя, рассматривают гениталии и показывают свое тело другим детям и взрослым.

«Работаю воспитателем в детском саду. Где-то в возрасте трех-четырех лет дети начинают интересоваться: „А почему у Васи пися другая?“ – а некоторые активно демонстрируют свои отличительные признаки. И вот что удивительно: чаще и больше интересуются девочки о мальчиках. А мальчики действуют, их не интересует неопределенная информация, они демонстрируют или просят девочек показать. Девочки, кстати, на уговоры не ведутся, или только в единичных случаях», – рассказывает моя подписчица.

Еще одна воспитатель из моих подписчиков: «В младшей группе была девочка, которая постоянно подкладывала себе между ног что-нибудь, например мячик-попрыгунчик, или собирала мотню комбеза между ног, подкладывала рукавчики. Я ее отвлекала от этого дела. Просила принести ведерко или игрушку, звала играть в мяч. Потом я все реже это наблюдала».

В возрасте двух лет ребенок начинает чаще использовать слово «нет», пытается все делать самостоятельно: «Я сам!» Родителям нужно относиться к этому спокойно. Не думать, что родительская корона падает и ребенок посмел ослушаться, а помогать ему, позволяя пробовать самому. Если у малыша не получится, он обратится за помощью. А вот если родители будут все делать за него, то в будущем ребенок может стать безынициативным и несамостоятельным.

Малыши в этом возрасте начинают узнавать социальные нормы, родители знакомят ребенка с понятиями «можно» и «нельзя». Так, младенец первого года жизни кричит, если у него есть какая-то потребность, и ему абсолютно все равно, где он и кто его окружает, а к трем годам ребенок уже имеет представление, что кричать в магазине нехорошо.

В три года дети могут испытывать границы взрослых, например используя «взрослую» лексику, которую услышали от родителей или вне дома. Они могут раздеваться или снимать трусики в не самое подходящее для этого время. Здесь, опять же, важна реакция взрослых. Именно от нее будет зависеть, задержится такая привычка или же ребенок пройдет эту стадию своего развития и будет двигаться дальше.

Родители – главные люди в жизни маленького ребенка, опора. «Благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится» («Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», Людмила Петрановская). Малышу жизненно необходимо чувствовать себя в безопасности и любви. От нас зависит, счастливое ли детство будет у малыша, узнает ли что такое «хорошо» и что такое «плохо», насколько подготовленным встретит подростковый возраст, вырастет ли уверенным в себе человеком с чувством собственного достоинства. Наша задача – познакомить ребенка с миром, с собой, научить принимать себя, свои эмоции, показать, как защищать свои границы. От нас будет зависеть отношение ребенка к его телу, поэтому необходимо восхищаться, говорить о красоте, напоминать, что тело принадлежит только ребенку и он вправе сам им распоряжаться.

Родителям важно помнить, что дети учатся, глядя на нас, берут пример. Здорово, когда родительские слова совпадают с действиями. И особенно здорово, когда мамино «нельзя» поддерживается папой и другими близкими людьми. Не должно быть такого, что один родитель разрешает, а другой запрещает.

За первые три года родителям нужно напитать своего ребенка любовью, нежностью и заботой.

Истории мам, вопросы родителей

«Сыну годик. Как-то случайно зацепился за мои трусы, и каково же было его удивление, что у меня там не так, как у него и папы. Теперь иногда тянется ручкой с интересом в глазах и пытается стянуть и посмотреть. Подскажите, как реагировать. Вроде для книжек с картинками ему еще рано».

В год ничего страшного не произойдет, если ребенок увидит родительские гениталии. А вот около трех лет, когда его будет интересовать строение девочек и мальчиков, показывайте на картинках.

«Сыну 1,8, мою иногда сама, когда муж не может, но я в трусах. Грудь открыта, мы на грудном вскармливании. Не страшно?»

Не страшно. До двух-трех лет ребенок может видеть обнаженных родителей, а вот позже по мере возможности старайтесь не демонстрировать гениталии и обнаженную грудь, особенно ребенку противоположного пола.

«У меня пока еще совсем малыш, но вот с названиями половых органов прямо затык. У нас в семье это было настолько табуировано, что я в детстве в туалет просилась, говоря „по ле пти и по ле гран“ – на французский манер (откуда родители это взяли?). В три года меня положили в больничку с аденоидами (без мамы), и, говорят, что очень долго медсестры не могли понять, чего я у них так усиленно прошу».

И смех и слезы. Пример того, как через всю жизнь тянется отношение к половым органам как к чему-то стыдному, запретному. Имея собственный негативный опыт, когда ребенок не мог сформулировать свои физиологические нужды и потребности, уже будучи матерью и понимая необходимость верной терминологии, женщина испытывает сложности. Для комфорта наших детей и их безопасности необходимо перебороть себя. Если сложно, обратитесь к психологу.

«Щекотка в два года – это тоже нарушение границ? А если ребенок смеется?»

Если вы задаете ребенку вопрос: «Можно я тебя пощекочу?» – или предлагаете играть в догонялки с щекоткой и он отвечает согласием и всем видом показывает заинтересованность в такой игре, радуйтесь вместе этому времяпрепровождению. А вот если ребенку не нравится, а вы его догоняете и насильно начинаете щекотать или уже в процессе игры он говорит «хватит», а вы продолжаете веселиться – это нарушение границ.

«У дочери синехии, врач рекомендует насильно раздвигать руками, чтобы к году прошло. Нужно ли это делать?»

Синехии – сращение малых половых губ. Мнения врачей в этом вопросе очень расходятся. Кто-то считает, что необходимо вмешиваться, а кто-то говорит, что с возрастом проходит само собой. Если синехии выражены и есть проблемы с мочеиспусканием, нужно лечение. Лучший вариант – сходить еще к специалистам и прислушаться к тому врачу, которому будете доверять.

«Когда моей дочери было три года, она, возвратившись из детского сада, куда ходила буквально несколько дней, заглянула в ванную комнату, где нежился в ванне папа, и деловито сказала: „Так вот они какие, яйца“ (Оказалось, что мальчики в туалете просветили)».

Детям любопытно, они изучают строение не только своего тела, но и одногруппников. Им важно понять, чем мальчики отличаются от девочек, и идентифицировать себя с тем или иным полом. А папе можно дать совет закрываться в ванной комнате.

«У меня младший (2,5 года) начал уже себя трогать. Лежит, трогает просто или в ванной».

Ребенок изучает свое тело, знакомится с разными ощущениями. Большую роль играет реакция родителей. Не нужно акцентировать внимание, тем более ругать или наказывать. Можно попытаться отвлечь, но лучше не реагировать.

«Дочери три года. Она начала тереться о меня гениталиями. Причем неважно обо что. Когда я лежу, она залезает на меня и начинает тереться писей. Реально очень странно. С одной стороны, мы пару раз сконцентрировали внимание на этом, точнее, начали смеяться, в итоге и она начала хихикать и делать это как бы назло дальше. Связано ли это с психоотклонением? Или это нормально?»

Повода думать о психоотклонении нет: ребенок получил реакцию от родителей и теперь знает, как добиться внимания вновь. Ощущения от трения гениталиями для нее приятны, а тут еще и родители смеются и радуются – что ж не повторять?! Лучшее – не реагировать никак, можно отвлечь, но точно не давать положительного подкрепления и не ругать.

«Дочери три года, и она предполагает, что малыш появляется на свет из попы. Нужно ли переубеждать?»

Объясните ребенку, что детки рождаются из специальной дырочки, которая называется влагалищем. Если вам делали кесарево сечение, можете сказать, что из животика, делая надрез. А дырочка в попе – анус, из которого мы какаем. Если этого будет недостаточно, можно показать на картинке.

«„Почему у папы пися другая?“ – спросила у меня дочь, 3,5 года. Что говорить?»

Обсудите с дочкой, чем вообще отличаются мальчики от девочек: прической, голосом, одеждой. А еще отличаются строением половых органов. У девочек – вульва, а у мальчика – пенис и мошонка с яичками. Рассмотрите картинки в книжке.

«Сыну три года, он спрашивает, почему его пенис твердеет?».

Важно честно и спокойно объяснить ребенку. Возможный вариант ответа: «У всех мальчиков и мужчин к пенису приливает кровь, и в эти моменты он увеличивается и твердеет. Это значит, что ты растешь и здоров». Можно провести аналогию с губкой, в которой есть поры.

«Высаживать детей пописать-покакать в общественных местах на глазах у других людей нормально?»

Процессы дефекации и мочеиспускания – естественные физиологические нужды, и заставлять ребенка терпеть – не лучший вариант. НО! 1. Задача родителей – научить ребенка посещать туалет до выхода на улицу. 2. Искать возможность посещения общественных туалетов – в кафе, торговых комплексах, парках. 3. Если приспичило, а вариантов поблизости нет, необходимо найти укромное местечко, а не делать это на глазах у общественности, нарушая личные границы других людей.

«Девочке 2,5 года, научилась делать мастурбационные движения перед сном, как переключить?»

Вы можете погладить дочке спинку, сделать ей массаж, рассказать сказку, почитать книжку. Тактильный контакт плюс добрые слова. Если мастурбация перед сном для дочери служит способом расслабления и снятия напряжения, подумайте, чем может быть вызвано нервное напряжение и попытайтесь исключить причины.

«Сыну 2,4, трогает свой пенис, как отучить? Ласку, любовь, внимание получает».

Важно понять причину: просто приятно, снимает стресс, натирают трусы, зуд, раздражение, опрелости, изучает тело… Если причину можно исключить, необходимо сделать это. Пробуйте отвлекать. В том, что ребенок изучает собственное тело, нет ничего плохого. Ругать, наказывать за мастурбацию нельзя. Если же ребенка невозможно отвлечь ни на что и он мастурбирует много раз в сутки, имеет смысл обратиться к специалистам – психологу и неврологу.

«Сыну 2,3 года, дочке три месяца. Видит дочку голенькой при смене подгузника, мытья. До какого возраста сыну приемлемо видеть сестричку в таком виде?»

Вы осуществляете естественные гигиенические процедуры. Абсолютно нормально, что старший ребенок наблюдает за этими процессами. Волноваться не стоит. Когда сына начнут интересовать подробности строения девочек, тогда сможете показать на картинках в книжке, которую нужно заранее приобрести.

«Ребенку три года, спросил у папы, как он вылез из живота, папа в шоке».

В три года ребенку свойственно интересоваться, задавать вопросы, дети вообще любопытны. А вот будет ли ребенок задавать вопросы родителям или искать ответы самостоятельно, зависит от их реакции. Для начала можно ответить так: «В организме у женщины есть специальная дырочка, через которую рождается малыш». И смотрите за ребенком, удовлетворит его этот ответ или же малыш будет задавать уточняющие вопросы. Лишней информации не надо, отвечайте на те вопросы, которые задает ребенок. Ну и проведите ликбез с супругом, расскажите, как появляются дети, и успокойте его, что такой познавательный интерес ребенка – норма и впереди будет еще много-много вопросов. Благодаря спокойным и честным ответам выстраиваются доверительные отношения с малышом.

«Племянница мужа (три года), когда я переодевала сына, увидела пенис и начала кричать: „У него там палочка!“ – и с интересом заглядывать туда. Как правильно поступить взрослому в такой ситуации? Мальчик в семье один, а девочек много, вдруг повторится такая ситуация».

Реагировать спокойно: «Да, девочки отличаются от мальчиков не только прическами и одеждой. У мальчиков – пенис, а у девочек – вульва. Мальчики писают стоя, а девочки – сидя».

«Когда исполнилось 2,5 года, мы сделали дочери отдельную комнату, поклеили обои с мишками, постелили ковер. В этом возрасте дочь уже ходила на горшок. Но вот странность: ребенок не какает! А запах есть! Оказалось, что она аккуратно складывала свои какашки в ящики для игрушек! Потом она стала рисовать на стенах своим богатством. Мы ее не ругали, но обои пришлось переклеить».

Полтора-три года – анальный период психосексуального развития, об этом писал еще Зигмунд Фрейд. Именно в этот период дети учатся обращаться с горшком и контролировать процесс дефекации. Какашки для ребенка – великая ценность; это то, что малыш сам производит на свет. Поэтому дети искренне ценят свои фекалии, и не все с радостью готовы от них избавляться. А бывает так, что ребенок какает в комнате брата или сестры, даря им таким образом самое дорогое, что у него есть.

«Недавно сидели с мужем на кухне, дети (мальчик, три года, и девочка, пять лет) играли в комнате. Услышала, что в комнате подозрительно тихо, решила проверить. Увидела, что дети закрылись в детской, я вошла. Увидела я следующее: сын лежит на кровати со спущенными штанишками и без маечки, рядом сидит дочка и быстро теребит братику половой орган, еще она гладила его по всему телу, что-то щекотала, сын ритмично двигался. Сын при этом лежал потный, красный, горячий, чуть ли не задыхался. Я просто чуть там же и не упала, закричала. Дочка бросила братика, испугалась и убежала. Сыну решила проверить половые органы, ничего она там ему не повредила. Ребенок вздрагивал от любого движения. Я до сих пор в шоке. Я не знаю, что делают в таких ситуациях. Скажите, пожалуйста, это нормально? Нужно ли проводить какие-то беседы с детьми, ругаться?»

Ненормально то, что дети такого возраста знают о подобном взрослом времяпрепровождении. Важно понять, откуда (родительский секс, порно, кто-то рассказал, пытался принудить) и исключить это из жизни детей! Детям рассказывать про правило нижнего белья. Все, что прикрыто трусиками и маечкой, – интимные части тела, и никто не может прикасаться и смотреть (кроме мамы и врача с родительского согласия). Обыгрывайте это правило на игрушках, напоминайте в обычной бытовой жизни. От адекватности наших реакций зависит состояние ребенка и последствия от ситуации, даже во взрослой жизни. Кричать, ругать, наказывать, биться в истериках и падать в обмороки – не лучшие реакции взрослого человека. У детей есть интерес, они изучают свое тело, сравнивают себя с другими и противоположным полом. Если поймете, что эта история не прошла бесследно для детей или вас, обязательно обратитесь к психологу.

«Подскажите, пожалуйста, дочке три года, как начать объяснять про половые органы, про строение тел мужчин и женщин?»

Прислушивайтесь к дочкиным вопросам и присматривайтесь к ее интересам. Если от нее нет совсем никакого запроса, можно во время вечерней ванны рассказать о теле человека, про внутренние органы, как они все важны, что есть половые органы и как они называются, как надо о них заботиться. На игрушках обучайте правилу нижнего белья, обыгрывая различные ситуации. Бережно относитесь к границам ребенка. Почитайте тематические книжки.

«Помогите разобраться вот в такой ситуации. У меня два мальчика – пять лет и два года. Вчера старший говорит младшему: „Не хочешь у меня пососать писюн?“ и я вижу по старшему, что он это воспринимает как игру. Я была, конечно, в шоке, но сказала ему, что все, что прикрыто трусами, считается интимным местом и не создано для игр. Пенис нужен, чтобы ходить в туалет и в будущем иметь детей. Что никто, кроме родителей и врача, не имеет права трогать твои половые органы. Правильно ли я ему сказала? Он так и не сказал, где услышал, говорит, что сам придумал. Мне кажется, это из садика».

Вы хорошо объяснили ребенку. Теперь важно понаблюдать за старшим, чтобы все-таки понять, откуда он это взял (садик, интернет). Важно исключить нездоровое влияние третьего лица – например, если кто-то из взрослых или более старших детей пытался его к этому привлечь.

Вообще, у детей пяти лет большой интерес к теме тела, деторождения. Поэтому не ругаем, спокойно объясняем, отвечаем на все детские вопросы. Чем больше ответов ребенок получит от родителей, тем меньше ответов будет искать вне дома и семьи.

«Мальчику три, после вечернего купания заявил мне: „Соси мой писюн“. Думаю, что из сада принес. Как правильно реагировать?»

Реагировать спокойно! В обморок не падать, за сердце не хвататься. Узнать, где слышал такое. Потому что это может быть из сада, а может – из порно в гаджете или от кого-то из взрослых. Напоминайте правило нижнего белья, обыгрывайте его на игрушках. Если еще раз услышите эту фразу, скажите, что так не говорят, это грубо и может очень обидеть окружающих. Если чувствуете, что ребенка эта тема не отпускает, обратитесь к психологу.

Типичные ошибки родителей

Откладывать половое воспитание на когда-нибудь позже, когда подрастет, после 10 (12, 14, 17 и т. п.)

Как точно узнать, когда наступит то самое нужное время для полового воспитания? В день 16-летия? Или когда дело дойдет до его первых интимных отношений? Или когда у девочки в 15 лет тест на беременность покажет две полоски? Ну или когда молодой человек узнает, что у него ВИЧ? Пока мы откладываем, ребенок получит исковерканную информацию от друзей, «доброго» взрослого или найдет ответы в интернете. А может, все-таки нормально, когда малыш знает, что он родился из маминого животика, благодаря маме и папе? Ребенок знает, что он мальчик, потому что у него есть пенис, а это девочка, и у нее вульва. Когда подросток знает, что никто не может принуждать к сексу. Что половой акт возможен только по любви, взаимному согласию и с использованием презерватива. Когда дети всех возрастов знают, что есть врачи, к которым можно обратиться за помощью и в сфере половых органов тоже. Имеет смысл с детства выстраивать доверительные отношения с ребенком, отвечая на все вопросы, ориентируясь на возраст.

Перекладывать ответственность за половое воспитание на воспитателя, учителя, врача, тетю, друга, соседа, государство

Воспитанием в первую очередь занимаются родители. Согласно Закону РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», говорить с детьми о сексуальности могут только родители.

Равнодушная мать

У холодной, отстраненной мамы нет эмоционального контакта с ребенком. Малыш не получает от такой мамы столь жизненно необходимой ему любви и ласки. В будущем последствия могут быть самыми разными: безынициативность, высокая тревожность, неумение строить близкие связи с людьми, замкнутость, зависимость, недоверие, отсутствие эмоционального интеллекта.

Негативная реакция родителей на изучение собственного тела малышом

Беспокойство, ругань, запрет со стороны родителей дают понять ребенку, что он делает что-то неприличное и запретное. Это отношение он может пронести через всю жизнь.

Слишком позитивная реакция родителей на изучение малышом своих половых органов говорит ребенку о том, что им это нравится, это хороший способ обратить на себя внимание и заставить любимых взрослых радоваться.

Не надевать плавки малышу на пляже

Необходимо с раннего возраста приучать ребенка прикрывать свои гениталии. Во-первых, это вопрос гигиены: когда малыш сидит голой попой на песке, тряпочке, камнях, какая только инфекция не может попасть в половые органы. Во-вторых, это вопрос социальных норм и правил. Половые органы принято прикрывать нижним бельем или плавками. Ну и в-третьих, далеко не всем окружающим людям будет приятно смотреть на вашего голого малыша, это вопрос нарушения личных границ других людей. Родителям имеет смысл продумать заранее, сколько плавок нужно взять с собой на пляж, чтобы после купания можно было поменять мокрые трусики на сухие. Сохнут они на солнышке быстро, так что двух-трех пар будет достаточно. В продаже есть специальные подгузники для плавания, их удобно использовать для купания малыша в общественных водоемах и бассейнах.

Заставлять ребенка проявлять нежность, целовать, обнимать бабушек, дедушек, тетушек, друзей семьи и т. д.

Физический контакт с другими людьми, как и проявление чувств, должен быть по собственному желанию, а не по указке того, кто сильнее и старше. Если ребенок не имеет права отказаться от проявлений любви дома, среди близких, то не сможет противостоять и другим людям, а впоследствии во взрослых отношениях для него будет нормой вступать в интимную связь под давлением партнера.

Лишние подробности и ненужные детали

Дети задают вопросы. Это нормально и правильно, так должно быть. Интересует их абсолютно все: строение телевизора, что ест кошка, почему ночью темно, где он был до того, как родился, как появляются дети и так далее. Отвечая на вопросы, необходимо учитывать возраст ребенка. Трехлетнему малышу не нужны подробности, не стоит засыпать его непонятными терминами, рассказывая, что внутри телевизора телетюнер, шасси-платы и так далее. В ответе на вопрос, как появляются дети, ребенку не нужна лекция по анатомии и технические подробности. Важно удовлетворить его интерес, но так, чтобы он не заскучал от нудной и лишней для него информации.

Что важно в этом возрасте

Знакомить малыша нужно со всеми частями тела, не делая исключений. Половые органы не менее важны, чем коленка, животик и носик. Обучая ребенка, не нужно делать акценты на гениталиях, как-то специально их выделять или говорить о них с придыханием. Родителям проще с самого начала ввести правильную терминологию, чем в пять лет объяснять ребенку, что «пися» на самом деле пенис или вульва.

Почему важно знать, как называются половые органы

1. Наши гениталии достойны не меньшего внимания, чем другие части тела. Эти органы есть, и они важны. Не стоит делать вид, что это слепая зона.

2. Ребенок сможет сформулировать, что его беспокоит, не говоря абстрактным словом «пися», а назвав место конкретно (яички, половые губы и т. п.). Будет понимать, что анус и вульва – это не одно и то же. И в случае если будет чесаться область вокруг ануса, например из-за глистов, ребенок не будет говорить, что у него чешется «пися». Да и родитель, приведя малыша на прием к врачу, сможет объяснить доктору, с какой жалобой пришли, называя правильно половые органы, а не говоря: «У него там болит, ну это».

3. Говоря с ребенком на одном языке, используя верную терминологию, начиная с трех лет родители будут обучать малыша правилам гигиены. Ведь просьба «Вымой писю» – очень абстрактная, необходимо дать четкую инструкцию, как ухаживать за половыми органами мальчику и девочке, как подмывать область ануса.

4. От знания терминов и понимания, какие прикосновения допустимы, а какие – нет, зависит и сексуальная безопасность ребенка. Люди с сексуальными отклонениями выбирают себе в жертвы детей замкнутых, послушных, с которыми можно договориться, запугать, они не станут кричать; а главное – детей, не имеющих доверительных отношений с родителями. Ребенок, владеющий терминологией и отвечающий злоумышленнику на предложение потрогать кое-что в штанах: «Не буду трогать ваш пенис», дает понять, что у него хороший контакт с родителями, все темы обсуждаются, а значит, он точно расскажет об этом. А для преступника самое главное – удовлетворить свою похоть и остаться незамеченным, поэтому он будет искать другую жертву – ребенка, который скроет это от родителей, которым легко манипулировать. Наверняка в интернете читали историю, рассказанную секс-педагогом из Торонто о канадской девочке, которую насиловал отец, а в ее семье половые органы называли печеньем. Эта девочка обратилась за помощью к воспитателю со словами: «Папа ест мое печенье», на что та ей ответила: «Хорошие девочки должны делиться». Воспитатель обязательно помогла бы ей, если бы поняла, что ребенок подвергается насилию, но, услышав такую фразу, разве можно догадаться, что с девочкой происходит что-то плохое?!

5. Называя половые органы мальчика «петушок», «петрушка», «огурчик», не стоит удивляться, если ребенок устроит истерику, получив роль огурца на осеннем празднике или петушка в театральной студии. Если половые органы девочки называют «персиком», «розочкой», «булочкой», неудивительно, если у нее случится истерический смех, когда на стол поставят вкусные персики. По этой же причине у подростков вызывает смех слово «киска» – слыша его, они думают не о милом котеночке, а о вульве.

Загрузка...