Познай себя.
Я думаю, что мало кто из нас действительно хорошо себя знает.
Я писал эту книгу с любовью, потому что с любовью отношусь к людям! Пятьдесят лет я работал над тем, чтобы улучшить свою жизнь и жизнь окружающих. Ничто не доставляет мне такой радости, как помощь другим людям в самосовершенствовании. Я написал эту книгу специально для того, чтобы помочь вам раскрыть свой потенциал.
Идея пришла ко мне, когда я занимался своим любимым делом – беседовал с друзьями за обедом. В ходе разговора один из них подчеркнул важность раскрытия заложенного в человеке потенциала. Разгорелась великолепная дискуссия, которая затянулась на два часа. Выходя из-за стола, один из присутствовавших заметил: «Мне никогда не попадались книги о потенциале и возможностях его раскрытия». Оказалось, что остальные тоже не встречались с такими книгами.
Эта беседа запала мне в душу и не оставляла меня на протяжении следующих двух лет. Я постоянно возвращался мыслями к теме потенциала. Я задавал себе вопросы, выслушивал мнения окружающих, собирал информацию, и все это постепенно привело меня к созданию формулы раскрытия потенциала.
Потенциал раскрывается,
если вы все лучше познаете себя, развиваете свои способности и принимаете правильные решения.
Другими словами:
ПОЗНАНИЕ + СПОСОБНОСТИ + РЕШЕНИЯ = ПОТЕНЦИАЛ.
Это та формула, которую я представляю в своей книге. Если вы готовы усвоить ее и претворить в жизнь, то ваша жизнь изменится!
Все начинается с познания. Узнавание себя – первый большой шаг, который я совершил в процессе раскрытия собственного потенциала. Это произошло в самом начале моей карьеры. В то время священника воспринимали как пастыря, заботящегося о своих агнцах. Он должен был жить проблемами своей паствы, а это значило, что от него ждали советов и наставлений. Во всяком случае, мне представлялось, что это именно та линия поведения, которой я должен следовать.
Но потом я прочитал книгу Элмера Таунса «Самые быстрорастущие церкви Америки» (America’s Fastest Growing Churches). В ней рассказывалось о том, как умело надо привлекать к себе массы и управлять церковью. Я буквально не мог оторваться от этой книги. Рассказанные в ней истории были такими вдохновляющими!
Прочитав ее, я решил посетить все церкви, о которых в ней говорилось, и побеседовать со священниками. Но как это сделать? Ведь они меня совершенно не знали. С чего бы им тратить на меня свое время?
И у меня родилась идея: я решил предложить им по 100 долларов за каждые 30 минут, которые они мне уделят. Дело было в 1971 м, когда я зарабатывал всего 4200 долларов в год. Однако моя решимость узнать, как эти пасторы добились такого успеха, была слишком велика. Я был чрезвычайно рад, когда двое из десяти согласились на мое предложение.
Получив согласие, я сразу же стал записывать вопросы, которые мне хотелось им задать. Оказалось немало – целых пять страниц! Я предвкушал, как буду сидеть за столом с этими лидерами и стараться задать им как можно больше вопросов. Разумеется, мне не удалось спросить их обо всем, что я хотел, но беседы с этими людьми перевернули мою личную жизнь и карьеру. Самым большим открытием для меня стало то, что священники не тратили время на наставления для своих прихожан. Вместо этого они их вдохновляли.
Наставления помогают людям преодолевать собственные слабости, а вдохновляющие речи позволяют развивать их сильные стороны.
Поначалу до меня не дошел смысл сказанного, и они объяснили мне, что наставления помогают людям преодолевать собственные слабости, а вдохновляющие речи позволяют развивать их сильные стороны. Во мне забрезжили проблески понимания!
Тогда они объяснили мне, что для раскрытия потенциала человек должен не столько искоренять свои недостатки, сколько работать над сильными сторонами личности. И я понял: эти лидеры были не пастухами, присматривающими за стадом. Они были хозяевами ранчо, которые дальновидно управляли своим хозяйством. В них жил дух первопроходцев, открывавших новые горизонты. Они способствовали росту и развитию людей, побуждая их становиться частью важнейших событий. Вместе с ними они расширяли свои церкви, привлекая в них все больше прихожан.
Лишь тогда я понял, насколько важно для раскрытия потенциала узнать самого себя. Единственный способ помочь людям, которыми я руководил, состоял в том, чтобы сконцентрировать их внимание на достоинствах, а не на слабостях. А для того, чтобы полностью раскрыть свой собственный потенциал человека и лидера, у меня тоже был единственный способ, и заключался он в том, чтобы – барабанная дробь! – развивать свои сильные стороны. Это открытие оказало влияние на все, чем я занимался. И вскоре я обнаружил, что как вдохновитель добиваюсь большего, чем как советчик.
Прежде я считал себя пастырем, заботящимся о нуждах людей, но теперь я по-новому взглянул на свою роль. Я стал лидером, цель которого заключалась в развитии паствы.
В течение многих лет я рассказывал эту историю на различных конференциях, и, когда наступал черед вопросов и ответов, меня часто спрашивали: «Что самое важное вы почерпнули из бесед с этими двумя лидерами?» Я отвечал: «Познание себя». Интересно, как долго я еще наставлял бы людей, вместо того чтобы вдохновлять их, если бы не эти два пастора? Трудно сказать. Но я знаю одно: каждому нужен в жизни человек, который поможет ему открыть глаза на самого себя и раскрыть свой потенциал.
Я хочу быть таким человеком и помочь окружающим разобраться в себе. Об этом говорится в первой части книги. Возможно, вам приходилось слышать истину: «Если делать то же самое, что и все, то и получишь то же самое, что и все». Я хочу помочь вам делать кое-что иначе и получать что-то другое. Перед отправлением в это путешествие я хочу поделиться с вами двумя важными идеями.
1. Эффективные перемены необязательно должны быть кардинальными. У наставляющих и вдохновляющих людей есть схожие черты. И те и другие заботятся об окружающих и дают им советы. Мне надо было всего лишь перестроиться с их слабых сторон на сильные. В процессе чтения книги, особенно ее первой части, посвященной осознанию себя, задумайтесь над тем, где вам надо сменить фокусировку, чтобы разобраться со своим потенциалом.
2. Перемены необходимы для раскрытия потенциала. В процессе чтения двух оставшихся частей вы это почувствуете. Во второй части, посвященной способностям, вам потребуется поработать над чертами личности, которые необязательно являются вашими сильными сторонами. Возможно, вам будет трудно. Развитие качеств, не являющихся врожденными, зачастую происходит медленно и сложно. Это нормально. Даже маленькие позитивные изменения приносят пользу, в частности повышают ваш потенциал. Когда вы приступите к третьей части, где речь идет о выборе, процесс будет уже попроще. В области принятия решений изменения происходят быстрее. Но, какими бы трудными ни были изменения, они необходимы, если вы хотите повысить свои способности и полностью раскрыть потенциал.
Будьте готовы окунуться в это приключение с головой. Вас ждет увлекательное путешествие. Развитие самосознания позволит понять, какие изменения необходимы, чтобы устранить все ограничения. Я надеюсь, что к тому моменту, когда вы закончите чтение, ваш потенциал будет значительно выше, чем можно было представить, и вы будете стоять на пути к жизни, в которой не будет ограничений. Давайте отправимся в это путешествие вместе.
Меня всю жизнь занимала проблема потенциала, хотя в детстве я еще не знал этого слова. Моя любимая детская книжка называлась «Маленькая машинка, у которой получилось» (The Little Engine That Could). Мне ее часто читала мама. А когда я сам научился читать, то вновь и вновь брал ее с книжной полки. Мне нравилось, что маленькая машинка верила в себя, и эта вера позволила ей преодолеть гору. Ее потенциал вырос, потому что она постоянно подталкивала себя к пределу своих возможностей.
Помню, как эту мысль иллюстрировал в беседах мой отец. Однажды какой-то старик, увидев, как мальчик ловит рыбу, решил к нему подойти. Рядом с мальчиком лежали две небольшие рыбешки, но в тот момент, когда приблизился старик, на удочку попался громадный окунь.
– Какой красавец! – сказал старик.
Но мальчик, сняв рыбу с крючка, выбросил ее обратно в воду.
– Что ты делаешь? – воскликнул старик. – Это же был такой улов!
– Так-то оно так, – ответил мальчик, – но у меня сковородка размером всего 20 сантиметров.
Эта история всегда веселила меня, но в то же время давала понять, как могут ограничивать человека его же собственные мысли.
Еще я помню, как учителя в школе рассказывали историю о трех мальчиках, чей путь в школу пролегал вдоль высокого забора. И каждый раз их интересовал вопрос, что же там, за забором. В один прекрасный день любопытство пересилило, и один из них сказал: «А давайте посмотрим». С этими словами он перебросил свою шапку через забор. «Теперь мне придется перелезть на ту сторону», – сказал он.
Двое остальных недоуменно посмотрели на него. Но когда они увидели, что он полез на забор, то тоже перекинули свои шапки и присоединились к нему. Им не хотелось оставаться на этой стороне. Они тоже хотели быть первооткрывателями, а не узнавать новости из вторых рук.
Помню, что в тот момент я думал: «Я тоже перебросил бы свою шапку через забор». Мне хотелось открывать для себя что-то новое, осваивать новые дела. Я до сих пор остался таким. Иногда требуется немалая смелость, чтобы взяться за что-то новое, но каждый раз я мысленно перебрасываю через забор шапку, чтобы решиться и двинуться вперед, навстречу открытиям.
Сегодня я предлагаю вам тоже перебросить свою шапку через забор.
Берясь за эту книгу, я ставил перед собой цель помочь вам стать маленькой машинкой, у которой все получилось. Я хочу, чтобы вы устранили препятствия, мешающие раскрыться вашему потенциалу. Вы должны выйти за пределы менталитета 20-сантиметровой сковородки и перебросить свою шапку через забор. Я хочу, чтобы вы бросили себе вызов и изменили свою жизнь. Готовы? Если да, то начнем процесс самопознания и учебы…
1. Ваш потенциал не установлен раз и навсегда
Если вы мало чем отличаетесь от других людей, то я готов поспорить, что вы хотели бы от жизни большего, чем имеете сейчас. Возможно, вы не добились всех тех успехов, о которых мечтали. Возможно, вы не совсем удовлетворены достигнутым прогрессом. Сделали ли вы все, что хотели? Или вам хочется увидеть и сделать больше, добиться более высоких результатов? Если вы похожи на меня, то стремитесь к новым достижениям. Я даже в свои семьдесят лет все еще не удовлетворен. Я хочу развиваться и расти.
Что вам мешает? Какие препятствия стоят у вас на пути? Знаете ли вы их? Если нет, то как вы будете их устранять?
Если вы не знаете, какие препятствия стоят у вас на пути, то как вы будете их устранять?
Возможно, вы уже слышали такое выражение: «Если вы хотите, чтобы дело было сделано, поручите его занятому человеку». Казалось бы, это противоречит здравому смыслу, но на самом деле все так и есть. Люди, справляющиеся с большим объемом дел, могут взять на себя еще больше, не теряя при этом производительности. Почему? Неужели одни люди обладают более высоким потенциалом, чем другие?
Задумывались ли вы о своем потенциале? Большинство людей считают, что он представляет собой нечто неизменное. Наверное, вам доводилось слышать, что у кого-то из окружающих «высокий» или «низкий» потенциал, и вы воспринимали это как некую данность. А каков ваш потенциал? Как вы его оцениваете: как высокий, низкий или средний? Вы тоже считаете, что он неизменен? Пусть даже вы не наклеили на него ярлык, но мысленно установили для себя посильный уровень достижений. В этом-то вся проблема.
Слишком многие люди, услышав слово «потенциал», сразу же воспринимают его как ограничивающий фактор, считают его неизменным, особенно если уже достигли определенного возраста. Они перестают верить, что их потенциал еще способен расти, и лишь пытаются как-то жить с тем, что есть.
Так думают многие. Роберто Версола подметил, что экономистам присуще ограничивающее мышление. Более того, они пытаются навязать его и всем другим. Версола пишет:
Основной концепцией, на которой строится экономика, является ограниченность ресурсов. Идея изобилия отметается с порога. Как следствие, основная масса экономистов не готова иметь дело с таким понятием, как достаточность ресурсов. Они не располагают концепциями, объясняющими изобилие. У них нет описывающих его формул. Столкнувшись с изобилием, они ищут прибежище в неадекватных теориях, основанных на дефиците.
Другими словами, экономисты объясняют окружающий мир с позиции ограничений. С тех же позиций они оценивают и людей. Это слишком узкий взгляд на вещи. Мы должны описывать наш мир и самих себя с точки зрения своих возможностей.
Хотя я убежден, что все люди без исключения способны развиваться, повышать свой уровень и потенциал, необходимо признать, что имеются и ограничивающие факторы. Некоторые из них носят объективный характер, но таких меньшинство. Мы не должны позволять, чтобы какие-то субъективные причины мешали нам развиваться. Они не должны становиться определяющими в нашей жизни. Если мы в состоянии оценить свой истинный потенциал, то сможем устранить все стоящие на нашем пути препятствия.
Жизнь напоминает велосипед с десятью передачами, большинством из которых мы никогда не пользуемся.
Чарльз Шульц
Чарльз Шульц, автор серии комиксов про Чарли Брауна, писал: «Жизнь напоминает велосипед с десятью передачами, большинством из которых мы никогда не пользуемся». Это значит, что у большинства из нас потенциал не раскрыт полностью. У нас есть возможности, о которых мы и не подозреваем. Но мы в состоянии изменить эту ситуацию.
2. Вы можете обнаружить в себе возможности для самосовершенствования
Этой теме я хотел бы посвятить основную часть данной главы и сосредоточить ваше внимание на процессе познания. От него зависит любое долгосрочное развитие. В противном случае вы просто не будете знать, чего вы не знаете. Вы не увидите того, что не способны увидеть. Получается заколдованный круг.
Мой путь самопознания был простым, но потребовал достаточно много времени. Все началось с того, что мне помогли осознать себя другие люди. А по мере накопления опыта во мне пробуждалось желание расти и развиваться. Я стал спрашивать себя, чего мне еще не хватает. Чего я не знаю? Что еще я могу узнать?
В этой главе описан разработанный мною процесс самопознания. Я не претендую на истину в последней инстанции. Я до сих пор задаю себе вопрос, чего мне не хватает. Но надеюсь, что те знания, которыми я с вами делюсь, помогут мне лучше себя понять, потому что это необходимо для расширения потенциала.
Самопознание – крайне полезный навык. Оно позволяет лучше рассмотреть самого себя и осознать пределы своих возможностей, помогает принимать решения и оценивать возникающие шансы. Самопознание побуждает нас лучше разбираться в людях и делает сотрудничество с ними более эффективным. Оно дает возможность по максимуму использовать свои сильные стороны, сводит недостатки к минимуму и открывает путь к повышению потенциала.
Предлагаю несколько тем для размышления в процессе самопознания.
Обращение внимания на то, что необходимо знать
В своей книге «Побеждать вместе с людьми» (Winning with People) я писал о принципе лупы, который сводится к тому, что то, как вы оцениваете окружающих, зависит от свойств вашей личности. В этой книге я обращаю внимание на то, как наша точка зрения окрашивает ви́дение мира, других людей и жизни в целом. У нас есть привычка видеть вещи такими, какими видели их всегда. Если же мы хотим расширить свой потенциал, то должны научиться видеть все другими глазами. Мы должны быть готовы взглянуть на себя и свое окружение по-новому. Мы должны обращать особое внимание на то, что нам не обходимо знать.
То, как вы оцениваете окружающих, зависит от свойств вашей личности.
Понимание того, что необходимо знать
То, что люди не могут полностью раскрыть свой потенциал, объясняется, как правило, не недостатком желания, а недостатком самосознания. К сожалению, самосознание не приходит само по себе. Кроме того, существуют факторы, которые работают против нас и не дают самореализоваться. К ним относятся:
• оправдания;
• не основанные на реальности фантазии;
• неумение слушать окружающих;
• подавляемые негативные эмоции;
• отвлечение внимания;
• отсутствие привычки к размышлениям;
• неготовность платить за приобретение опыта.
Большинству людей, сумевших развить в себе самосознание, пришлось бороться с одним или несколькими из этих факторов. Для них это было тяжелой работой, которая требует сильного желания, дисциплинированности и умения анализировать собственный опыт. Необходима также определенная зрелость, чтобы попросить других людей помочь вам увидеть то, чего вы не видите сами.
Для познания самих себя может потребоваться помощь людей, которые разбираются в вас лучше, чем вы сами. В прошлом, когда мне доводилось работать с теми, кто не обладал самосознанием, я следовал определенной процедуре, которая должна была помочь им узнать себя:
• Взаимоотношения. Я начинал с того, что выстраивал с ними отношения и давал понять, насколько они для меня важны и как я хочу им помочь. Это придавало людям уверенности, и они начинали мне доверять.
• Объяснение. Проделав основную работу по закреплению отношений, я старался помочь людям осознать, как важно себя понять и что если они не сделают самопознание своим приоритетом, то не смогут продвигаться вперед по жизни. Если же они научатся разбираться в себе и определять свои способности, у них появится возможность расширять свой потенциал. В этом случае я смогу показать им их сильные и слабые стороны и стимулировать их движение вперед.
• Опыт. Большинству людей необходимо показать тот путь, на котором они смогут себя познавать. Я пришел к выводу, что лучше всего ставить их в такие ситуации, в которых они смогут признать свои слабости, использовать сильные стороны, учиться у лидеров и размышлять о пережитых событиях. Если я выступаю в роли лидера, то ответственность за создание таких ситуаций лежит на мне.
• Вопросы. Задавая людям вопросы, я контролирую прогресс и понимаю, насколько они вовлечены в процесс самопознания.
• Оценка. Самый важный этап в развитии самопознания – оценка результатов. Познание представляет собой процесс, для которого требуются время и повторение. Каждый раз, когда наставник или лидер сообщает подопечному свою оценку и когда эта оценка правильно им воспринимается, совершается важный шаг вперед.
• Повторение. Я постоянно подчеркиваю, что самопознание – это не разовый процесс. Чтобы разобраться в себе, его надо повторять непрерывно.
Используя эту последовательность действий, вы можете помочь человеку познать себя. Но как быть, если в такой помощи нуждаетесь вы сами? В этом случае вы должны найти того, кто направит вас на нужный путь и даст непредвзятую оценку, например хорошего друга, коллегу, наставника или родственника.
Выбор точки приложения усилий
Узнавая о себе все больше, вы должны определить, на чем сосредоточить основное внимание. Вы не можете заниматься всем сразу. Как говорится, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Пожалуй, вы уже знаете, что необходимо концентрироваться на своих сильных сторонах. Фокусируя внимание на слабостях, мы в лучшем случае сможем достигнуть посредственного уровня. Это никому не нужно. Ни один преуспевающий работодатель не захочет нанять сотрудника, едва дотягивающего до среднего уровня. Успешным людям требуется совершенство, а к совершенству можно стремиться, только сконцентрировавшись на сильных сторонах. Все, что вы делаете хорошо, старайтесь делать еще лучше. Это самый верный путь к полному раскрытию потенциала. Несколько позже мы рассмотрим различные виды человеческого потенциала и определим, как повысить тот, который свойствен вам.
Намерение сделать то, что требуется
В своей книге «Лидерство: начни свою великую историю» я обсуждаю разницу между хорошими намерениями и действиями. Намерения могут согревать душу человека, но фактически ничего не дают ни ему, ни окружающим. Главное – действия. Мы получаем результаты только тогда, когда претворяем в жизнь то, чему научились.
Когда мне было двадцать с небольшим, я понял, что, если хочу хоть что-то значить в этом мире, мне надо развиваться очень целенаправленно. Поэтому я сел и написал эссе под названием «Земной человек» (Mundane Man). В нем говорилось:
День, когда человек абсолютно доволен жизнью, которой он живет, мыслями, которые рождаются у него в голове, делами, которые он делает, будет наполнен печалью до тех пор, пока он не постучится в двери своей души с желанием сделать что-то большее для Бога и для своих ближних.
Я написал это потому, что никогда не хотел становиться «земным» человеком. Я уверен, что никто этого не хочет, но такая опасность грозит всем. Человека всегда что-то тянет вниз, удерживает его от полного раскрытия потенциала. Нам приходится постоянно бороться с инертностью.
Если вы хотите совершенствоваться, то сначала должны осознать, что пока живете не на полную мощность. Даже если вы добились успеха, вам еще есть куда расти. Вы можете повысить свой потенциал. Внутри вас еще кроются неизведанные силы. Всегда есть путь, ведущий к более полному раскрытию потенциала. Вопрос лишь в том, готовы ли вы на него встать.
3. Вы можете снять все ограничения со своего потенциала
Следующим шагом к повышению потенциала является устранение препятствий, ограничивающих ваш рост. Известно ли вам, как дрессируют слонов? Их приучают не двигаться с места, привязывая к ноге тонкую веревочку. В это трудно поверить, учитывая то, что взрослый самец азиатского слона достигает 3 метров в холке и весит около четырех тонн. В чем же секрет?
Пока слон еще молод и весит всего пару сотен килограммов, ему надевают на ногу цепь и привязывают к прочному дереву. Пытаясь освободиться, слоненок понимает, что ему не по силам разорвать цепь, и тем самым ограничивает сам себя. Он внушает себе, что, даже если привязать его тонкой веревочкой, он не сможет ее порвать.
Люди в этом отношении схожи со слонами. Мы часто думаем, что ограничивающие факторы, существовавшие в прошлом, останутся навечно. Или кто-то говорит нам о наличии ограничений, которых на самом деле нет, и это внушение удерживает нас от продвижения вперед, хотя нам очень этого хочется. Мы должны разорвать эти цепи.
Самопознание меняет все. Поняв, что некоторые из наших «ограничений» носят искусственный характер, мы можем их преодолеть. Мы можем устранить препятствия, преграждающие нам путь к росту. Об этом мы поговорим чуть позже.
В своей книге «Если еще не сломано… сломайте!» (If it ain’t broke… break it!) Роберт Кригель и Луис Патлер пишут: «Мы не знаем, каковы пределы человеческих возможностей. Никакие тесты, секундомеры и финишные ленточки не могут измерить потенциал человека. В погоне за мечтой люди заходят намного дальше того, что казалось их пределом. Потенциал, заключенный в каждом из нас, безграничен и еще не задействован». Все начинается с осознания того, что вам мешают какие-то ограничения.
4. Вы можете развить потенциал, который в вас уже заложен
Каждый человек обладает различными видами потенциала, основанными на природных способностях. Порой потенциал требует наличия очень специфических способностей, которыми отличаются музыканты, профессиональные спортсмены и великие художники. А порой потенциал имеет более общий характер и представляет собой набор определенных навыков. В этой книге я рассматриваю семь разновидностей потенциала:
энергетический – физические способности;
эмоциональный – способность управлять эмоциями;
умственный – способность эффективно мыслить;
межличностный – способность строить взаимоотношения;
творческий – способность видеть альтернативные возможности и находить ответы;
производительный – способность добиваться результатов;
лидерский – способность вдохновлять окружающих и руководить ими.
Я научу вас развивать свои способности, чтобы вы могли повысить свой потенциал в каждой из этих областей.
5. Вы можете принять решения, которые повысят ваши возможности
Существуют также виды потенциала, которые основаны преимущественно на вашем сознательном выборе:
потенциал ответственности – решение управлять своей жизнью;
потенциал характера – решение основываться на правильных ценностях;
потенциал изобилия – решение верить, что вам всего хватит с лихвой;
потенциал дисциплинированности – решение концентрировать свои усилия и доводить начатое до конца;
потенциал целеустремленности – решение заниматься только важными делами;
потенциал отношения к жизни – решение сохранять позитивное настроение независимо от обстоятельств;
потенциал риска – решение выйти из зоны комфорта;
потенциал духовности – решение укрепить веру;
потенциал развития – решение дойти до предела своих возможностей;
потенциал партнерства – решение сотрудничать с окружающими.
Хотя врожденные способности тоже играют некоторую роль, в данном случае они все же не столь важны. Я хочу помочь вам принять правильные решения для повышения потенциала в этих областях. А когда вы объедините развитие своих способностей с правильными решениями, то создадите импульс движения, который приведет вас к полному раскрытию потенциала. Импульс движения не является результатом одного толчка. Для его создания требуется несколько последовательных толчков.
Импульс движения не является результатом одного толчка. Для его создания требуется несколько последовательных толчков.
Недавно мне попалась на глаза история, рассказанная Джессом Ицлером. Она служит хорошей иллюстрацией того, как мы сами накладываем на себя ограничения. Ицлер начал свою музыкальную карьеру, будучи рэпером, а затем занялся предпринимательством, основал компанию Marquis Jet и впоследствии стал владельцем баскетбольной команды Atlanta Hawks. Будучи очень разносторонней натурой, Ицлер также с удовольствием участвует в забегах на длинные дистанции.
Ицлер рассказал, как однажды, участвуя в продолжительном забеге в составе эстафетной команды, заметил, что один участник пробежал всю дистанцию в одиночку. Позднее он выяснил, что это морской пехотинец из состава элитного спецотряда «морские котики». Ицлер разговорился с ним и попросил поделиться опытом, а заодно и потренировать его. «Морской котик» согласился, но при условии, что Ицлер пообещает выполнять все, что он скажет, и не будет упоминать его настоящего имени.
В книге «Месяц на пределе. Как я жил и тренировался со спецназовцем» (Living with a SEAL) Ицлер рассказывает, как в условленный день «котик» (так он называет его в книге) точно в назначенное время появился в его квартире на Манхэттене только в трусах, майке и кроссовках. А на улице была зима.
На протяжении тридцати одного дня «котик» доводил Джесса до пределов его физических и умственных возможностей. Они тренировались по два, три, а иногда и четыре раза в день. Порой они вставали еще до рассвета и выбегали на пробежку в Центральный парк. Время от времени «котик» вдруг устраивал для Джесса изнурительную часовую тренировку прямо в кабинете посреди рабочего дня. Они бегали ночью по льду и снегу. Они сотни раз отжимались и подтягивались. Они прибегали к замерзшему озеру, прорубали полынью, окунались в ледяную воду, а затем мчались домой, пока не началось переохлаждение. «Котик» объяснял: «Если ты хочешь узнать, где твой предел, надо тренироваться на пределе».
Если ты хочешь узнать, где твой предел, надо тренироваться
«Морской котик»
За месяц Ицлер смог выяснить о своем наставнике лишь очень немногое. Бо́льшая часть истории «котика» осталась покрыта тайной. Джесс узнал, что он нередко отказывался от еды: «Мне просто нравится ложиться спать голодным… чтобы проснуться голодным. Жить – значит постоянно выходить из зоны комфорта». Иногда он ложился спать на открытом воздухе при минусовой температуре, одетым только в брюки и легкую рубашку: «Ты ничего не узнаешь о себе, если не будешь бросать себе вызов». Но, пожалуй, самый большой урок Джессу преподал рассказ «котика» об одном из забегов, в котором тот участвовал. Вот что пишет об этом Ицлер:
Я узнал, что однажды «котик» зарегистрировался для участия в забеге, который мог длиться на выбор 24 часа или 48 часов. Естественно, он записался на 48 часов. За 23 часа он пробежал примерно 130 миль, но при этом надорвал четырехглавую мышцу бедра. Он попросил организаторов перерегистрировать его на забег продолжительностью 24 часа. Узнав, что это уже невозможно, он только сказал: «Понятно», – и попросил рулон клейкой ленты, которой обмотал себе бедро. После этого он кое-как, хромая, одолел оставшиеся двадцать четыре часа с разорванной мышцей, но добрался до финиша.
Принцип, по которому жил «котик», был прост: «Если ты считаешь, что сил у тебя больше не осталось, значит, ты использовал только сорок процентов возможностей своего тела. Это всего лишь ограничение, которое мы сами для себя установили».
Когда месяц совместной жизни со спецназовцем закончился, Джесс начал вспоминать, чему он научился и как это изменило его жизнь:
В первый же день «котик» сказал, что я должен управлять своим разумом. Поначалу я решил, что это просто ничего не значащий оборот речи, но оказалось, что в нем заложен куда более глубокий смысл, чем я мог себе представить. Порой наш разум слегка лукавит, рассказывая нам о наших возможностях, и мы этому верим. Мы считаем, что не можем того или этого. Это неправда… Я видел «котика»… Он всегда хотел завтра стать еще лучше, чем сегодня. Теперь я тоже этого хочу.
Для Джесса это стало целью жизни. Для меня тоже. Неплохо было бы, если бы и вы поставили перед собой такую цель. Возможно, в самом начале пути вам стоило бы сказать себе, что вы задействовали свой потенциал всего на 40 процентов. Попробуйте убедить себя, что у вас осталось еще 60 процентов, о которых вы и не догадывались. Вероятно, вы не станете «морским котиком», но добьетесь большего, чем могли бы мечтать. Но что, если остаток составляет меньше 60 процентов? Всего 40, 25 или даже 10? Разве это не поможет вам изменить свою жизнь? Уверенность в том, что ваш потенциал значительно больше, должна стать первым шагом на пути к жизни, не имеющей ограничений.
Вы готовы бросить себе вызов? Готов поспорить, что вы не против того, чтобы повысить свой потенциал и добиться большего. Возможно, вам эта идея даже доставляет удовольствие.
Поддерживать текущий уровень потенциала легче, чем решиться на его повышение. При желании можно найти кучу отговорок. Но лучше этого не делать.
В детстве родственники с материнской стороны частенько рассказывали мне истории про Генри Форда. Братья матери были довольно хорошо знакомы с ним. В середине 1890-х годов Форд начал собирать из велосипедных запчастей свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Он работал в мастерской, расположенной за домом, где жил с женой. Форд был уверен, что тяга людей к путешествиям будет только возрастать. Разумеется, в его окружении было немало сомневавшихся. Люди считали, что у Форда ничего не получится, и советовали ему бросить эту затею, потому что в стране еще не было достаточного количества дорог для самоходных машин. Но Форда нелегко было сбить с пути.
В 1896 году он завершил работу и назвал свое детище «квадрициклом». Правда, он допустил небольшой просчет. Автомобиль получился слишком большим и не проходил через дверной проем мастерской. Что же он сделал? Выбил из стены кирпичи и расширил проход. Форд не мог позволить, чтобы какая-то дверь ограничивала его потенциал.
В 1903 году он основал Ford Motor Company. Уверенность Форда в безграничности потенциала помогла его компании перейти от медленной и дорогой ручной сборки машин к быстрому и эффективному автоматическому производству, тем самым сделав автомобиль доступным для широких масс. К 1924 году компания выпустила 10 миллионов автомобилей. Спустя три года эта цифра выросла до 15 миллионов.
Попытки наладить свою жизнь без устранения ограничений и повышения потенциала можно сравнить со сборкой автомобиля в гараже, когда вам не хватает смелости разбить стену и вывести готовую машину на дорогу. В таких условиях потенциал не может реализоваться. Устраните ограничения – и мир откроется вам навстречу.
1. Какие способности и решения, перечисленные в этой главе, вы хотели бы использовать для повышения своего потенциала и выхода на новый уровень?
2. Как изменится ваша жизнь, если вы сможете повысить свой потенциал в этих областях? Опишите, как это будет выглядеть и как вы будете себя чувствовать.
3. Какова ваша стратегия развития самопознания? Кто мог бы помочь вам учиться, меняться и расти?
Несколько лет назад я познакомился с удивительным человеком по имени Ник Вуйчич. Это произошло на одном из устраиваемых нашей командой мероприятий, где мы тренируем и сертифицируем коучей и лекторов. Президент нашей компании Пол Мартинелли предложил Нику выступить с речью.
Ник умеет вдохновлять. Это чрезвычайно позитивный человек, обладающий прекрасным чувством юмора и огромным добрым сердцем. Хотя ему лишь немногим больше тридцати лет, он уже написал и опубликовал пять книг, сыграл в двух кинофильмах, снялся в одном музыкальном клипе, получил приглашение в ток-шоу Опры Уинфри и выступил с лекциями перед сотнями миллионов людей во многих странах мира, собирая порой полные стадионы.
Впечатляет? Еще бы! Особенно если учесть, что у Ника нет ни рук, ни ног.
Ник родился без конечностей, и у него было очень нелегкое детство. Над ним издевались. Он страдал от одиночества. В восьмилетнем возрасте у него даже появлялись мысли о том, чтобы покончить с собой. Но он выдержал. Ему помогли вера, любовь родителей и желание чего-то добиться в жизни. Он не позволял ограниченным возможностям диктовать ему условия. Он в полной мере пользовался тем, чем располагал. В своей книге «Жизнь без границ» Ник пишет:
Хелен Келлер, лишившаяся в детстве зрения и слуха, стала признанным общественным деятелем и автором книг. Она говорила, что «безопасной и спокойной жизни не существует в природе… Жизнь – это либо захватывающее приключение, либо ее нет вообще». Риск, по ее мнению, является не просто частью жизни. Это и есть сама жизнь. Она разворачивается в пространстве между вашей зоной комфорта и мечтой. Это место, где царят сильные эмоции и где есть возможность понять, что вы собой представляете. Карл Валленда, патриарх легендарного семейства канатоходцев, очень метко сказал: «Пока ты идешь по канату, ты живешь. А все остальное – лишь ожидание».
Ник был уверен, что его жизненное предназначение состоит в том, чтобы выступать перед людьми, мотивировать их. Но у него не было ни опыта, ни ресурсов, и его никто не приглашал. Тогда он решил обзванивать школы и предлагать выступить с беседами об издевательствах одних учеников над другими, о силе мечты, о том, что никогда нельзя сдаваться. Он получил пятьдесят два отказа. Но пятьдесят третья попытка увенчалась успехом. Школа даже согласилась заплатить ему 50 долларов. Ник был вне себя от радости. Но потом до него дошло, что до этой школы надо добираться два с половиной часа. Ник предложил деньги своему брату Арону, чтобы тот отвез его. Оказалось, что вся беседа длилась пять минут, а аудитория состояла всего из десяти школьников. Пять часов езды ради пятиминутного выступления. Он чувствовал себя полным дураком.
Жизнь разворачивается в пространстве между вашей зоной комфорта и мечтой.
Ник Вуйчич
Но на следующей неделе его телефон звонил не умолкая. Все школы наперебой просили его приехать и рассказать свою историю. И таких просьб становилось все больше. Сегодня, по прошествии десяти лет, Ник получает 35 тысяч приглашений в год.
В своих выступлениях он убеждает людей, что надо мыслить шире и не относиться к себе слишком серьезно. Он говорит: «Не надо обращать внимание на ярлыки, которые окружающие приклеивают к человеку, выглядящему, по их мнению, как-то не так… Они считают: “Этот парень, конечно, не в состоянии вести нормальную жизнь, и чувства юмора у него безусловно не может быть. С чего бы ему любить жизнь?” Мы привыкли думать о людях стереотипно. Но, если мир думает, что ты ни на что не годишься, знай, что это ложь. Выслушай и другие мнения».
Я хочу быть именно тем человеком, к которому можно обратиться за другим мнением. Вы – ценная личность. У вас есть большой потенциал. И как бы вы ни были хороши, вы можете стать еще лучше и добиться большего. Я присоединяюсь к словам Ника, который говорит: «Если уж Бог может использовать человека без рук и без ног в качестве своего инструмента, то он тем более сможет использовать любое доброе сердце».
Кэтрин Эйлз, профессор колледжа в Макомбе, пишет: «С двадцати до тридцати лет мы тратим бо́льшую часть времени на то, чтобы попробовать сотни дел и понять, кем мы можем быть. После тридцати, повзрослев, мы начинаем больше думать о том, кем мы никогда не сможем стать.
Достигнув сорокалетнего рубежа, мы должны сложить все это вместе, осознать свои способности, признать ограничения и сделать все, что в наших силах». Это ценный совет, но я не думаю, что возраст может быть ограничивающим фактором. Даже если вам уже за пятьдесят, вы все еще можете повысить свой потенциал. Как уже говорилось в предыдущей главе, все начинается с самопознания. Если точнее, вы должны выявить все помехи на своем жизненном пути и понять, какие из них вы способны устранить, а какие – нет.
Я уверен, что никто и ничто не в силах помешать вам достичь большего, но это не значит, что ограничений вообще не существует. Они есть у каждого. И какие-то из них не поддаются устранению. Еще будучи ребенком, Ник в молитвах просил Бога, чтобы у него выросли руки и ноги. Разумеется, этого не произошло. Ему пришлось признать, что есть ограничение, с которым надо научиться жить. Но оно не стало препятствием в его жизни.
Давайте задумаемся о некоторых ограничениях, которые необходимо признать и принять.
Ограничения, данные от рождения
Вы никак не могли повлиять на обстоятельства своего рождения, и вам не удастся вернуться в прошлое и что-то в нем поменять. С некоторыми вещами приходится просто смириться.
• Место рождения. Вы можете любить или ненавидеть то место, где появились на свет, но это не имеет значения. Вам не дано его поменять.
• Год рождения. Иногда приходится слышать от людей, что они родились не в то время. Им хотелось бы родиться в Средние века или во времена покорения Дикого Запада. Им кажется, что они не соответствуют своему времени, но это не так. Возможно, вам доводилось слышать выражение: «Вы не можете быть нигде, кроме того места, где находитесь». То же самое можно сказать и о времени. Вы родились именно тогда, когда должны были родиться. Лично я счастлив, что появился на свет в свое время. Я не уверен, что смог бы выжить во времена американских первопроходцев.
• Семья, в которой вы родились. Родителей не выбирают, как не выбирают братьев и сестер, очередность их появления на свет или методы воспитания в семье. Хорошо это или плохо, но вы должны с этим жить и стараться извлечь из этого максимум пользы.
• Врожденные качества. Вы не в силах изменить свою генетику, расу, структуру скелета, рост. Вам хотелось бы заколачивать мячи в баскетбольное кольцо, но ваш рост всего 170 сантиметров? Выберите другой вид спорта или упорно тренируйтесь, как Спад Уэбб, которому такой рост не помешал стать выдающимся баскетболистом. Надо уметь приспосабливаться.
Если вы разочарованы, вспомните про Ника. Его рост – всего 99 сантиметров. У него лишь одна зачаточная ступня с двумя пальцами. Но он плавает, ходит на рыбалку, рисует и печатает сорок пять слов в минуту.
Ограничения, появившиеся в ходе жизни
Мы не в состоянии контролировать обстоятельства своего появления на свет, но, кроме них, есть еще много вещей, которые появляются в нашей жизни позже и тоже нам неподвластны. Мы переживаем несчастные случаи и болезни. Мы теряем близких людей. Мы обнаруживаем у себя отсутствие талантов и способностей, необходимых для реализации мечты. Все это ограничения, появившиеся уже при жизни.
Мать моего отца умерла, когда ему было всего шесть лет. Мне кажется, он всю жизнь думал о том, чего был лишен. Это проявлялось в том, как он относился к моей маме и как требовал от нас, чтобы мы относились к ней. Например, мы должны были мыть посуду. Если кто-то выказывал недовольство по этому поводу, отец говорил: «Вам должно доставлять удовольствие делать что-то ради мамы».
Смерть матери – очень болезненный удар. Моя умерла, когда мне было уже за шестьдесят, но мне по-прежнему ее не хватает. У каждого из нас возникали в ходе жизни большие или маленькие неприятности и препятствия.
Реализация вашего жизненного предназначения отчасти заключается в том, чтобы признать факторы, которые вас в чем-то ограничивают и не могут быть устранены.
Благодаря этому внимание перенаправляется на те вещи, которые вы можете изменить и тем самым повысить свой потенциал.
Марк Твен говорил, что в жизни каждого человека бывают два самых примечательных дня: когда он появляется на свет и когда узнает, что стало причиной этого. Реализация вашего жизненного предназначения отчасти заключается в том, чтобы признать факторы, которые вас в чем-то ограничивают и не могут быть устранены. Благодаря этому внимание перенаправляется на вещи, которые вы можете изменить и тем самым повысить свой потенциал.
Ник Вуйчич говорит: «Самое большое искушение, на мой взгляд, состоит в том, чтобы довольствоваться тем, что имеешь, будто ты уже сделал все, на что был способен, и можешь радоваться жизни». Я думаю, что с этой проблемой сталкиваются очень многие люди, не достигшие тех успехов и результатов, на которые рассчитывали. Они ошибочно полагают, что полностью реализовали свой потенциал и для них уже не существует новых вершин, которые можно было бы покорить. Они успокаиваются и довольствуются тем, что есть.
Позвольте сказать вам, что вы отнюдь не исчерпали свои возможности. Вам еще далеко до предела. Как и мне. Я стою накануне семидесятилетнего рубежа. Последние сорок пять лет я посвятил личностному росту и до сих пор поражаюсь тому, как много смог прибавить. Я не остановился в своем развитии. Если вы верите, что в вас еще много неиспользованного потенциала, и хотите задействовать его по максимуму, то тоже удивитесь темпам своего роста. Для начала необходимо устранить два основных типа ограничений.
Ограничения, наложенные другими людьми
Источником первого типа ограничений являются другие люди. Лучше всего это может проиллюстрировать история из Ветхого Завета. Бог приказал пророку Самуилу отправиться в Вифлеем к человеку по имени Иессей и помазать на царство одного из его сыновей.
Придя, Самуил попросил Иессея показать ему сыновей, так как один из них должен был стать царем Израиля. Могу поспорить, что Иессей с женой были вне себя от радости. Они судачили друг с другом о том, на кого падет выбор. Их ход мыслей, видимо, был таким же, как и у Самуила. Когда Иессей выстроил сыновей, Самуил взглянул на старшего – Елиава – и подумал: «Он похож на царя». Но Елиав был неугоден Богу. То же самое произошло и со вторым сыном, и с третьим. Самуил просмотрел таким образом семерых и сказал: «Ни один из них не угоден Богу. Нет ли у тебя еще сыновей?»
Оказалось, что есть еще один, Давид. Иессей решил, что он не годится в цари, и даже не позвал его. Он рассматривал кандидатуры всех сыновей, кроме Давида, потому что не верил в его способности. Им пришлось послать за Давидом, который в это время пас овец, и подождать, пока он придет. Мальчик прибежал, запыхавшись, весь в грязи и в поту. Он был меньше всего похож на будущего царя. Возможно, отец, узнав о приходе Самуила, даже специально отослал его на пастбище, чтобы он не портил картину. Но, как бы то ни было, выбор Бога пал именно на него. Никто не разглядел задатков Давида, кроме Бога.
Потенциал Давида был намного больше, чем думали окружающие. Люди недооценивали его. Братья считали, что он не годится не только на роль царя, но не может быть даже простым солдатом. Однажды Иессей послал Давида на поле битвы, чтобы он отнес еду своим братьям. Как раз в тот день Голиаф, насмехаясь над израильской армией, предложил выставить против него единоборца.
Давид был очень рассержен тем неуважением, которое Голиаф проявил по отношению к Богу. Он поинтересовался, что будет тому, кто сразится с Голиафом, но старшие братья только посмеялись над ним: «Кто ты такой? Это мужское дело». Но Давида уже невозможно было удержать.
Услышав, что кто-то готов сразиться с Голиафом, царь Саул послал за Давидом. Но, увидев его, решил, что тот вряд ли подходит для такой задачи. Царь попытался отговорить Давида от поединка с Голиафом, но тот был настроен на сражение. Саул попробовал надеть на него свое защитное снаряжение, но оно было рассчитано на человека под два метра ростом и весом более сотни килограммов, поэтому не подошло низкорослому пастуху, весившему не более 65 килограммов. Давид снял с себя все вооружение и вышел против Голиафа в обычной одежде, имея при себе только пращу и камни. Взглянув на него, Голиаф решил, что перед ним явно не герой. Но Давида разница в росте не смутила, и он одолел гиганта.
Впоследствии Давид продолжил делать все, чтобы стать настоящим царем. Он объединил еврейские племена в израильскую нацию, вел битвы с врагами и передал трон по наследству своему сыну Соломону, которого называли мудрейшим из всех доныне живших царей.
Такова история великого лидера, которому окружающие приписывали множество ограничений. Но такие ограничения – как большие, так и маленькие, – внушенные другими людьми, есть у каждого из нас. В связи с этим мне вспоминается один случай, который произошел в пятом классе. Я хотел играть на трубе, и родители взяли для меня трубу напрокат. В прекрасном настроении я отправился на первый урок музыки. Но учительница, взглянув на мой рот, сказала: «Твои губы не той формы, чтобы играть на трубе. У тебя не получится». Родителям она сообщила, что мне лучше играть на кларнете. Но я не хотел играть на кларнете. Мне нужна была труба. И знаете что? Родители поменяли трубу на кларнет. Мне до сих пор интересно: что произошло бы, если бы у меня был хоть один шанс научиться играть на трубе? Мне кажется, я делал бы это с удовольствием.
Сегодня я уже не допущу, чтобы моим потенциалом распоряжался кто-то другой. Я не позволю другим людям накладывать на меня ограничения и принимать решения относительно моих возможностей. Я немало потрудился, чтобы стать тем, кто я есть, и не хочу, чтобы кто-то решал за меня, что мне делать дальше.
Порой вы даже не замечаете тех ограничений, которые накладывают на вас окружающие. Но вы не должны позволять им определять свою судьбу. Больше доверяйте возможностям, которые таятся внутри вас! Далее в данной главе мы с вами обсудим, как устранить эти ограничения.
Я немало потрудился, чтобы стать тем, кто я есть, и не хочу, чтобы кто-то решал за меня, что мне делать дальше.
Ограничения, которые вы внушаете сами себе
Пожалуй, сильнее всего нас ограничивают убеждения, которые мы внушаем себе сами. Автор книг, лектор и коуч Мишель Розенталь пишет об одном случае, который произошел с ней в начальной школе и стал ограничивающим фактором, с которым ей приходится иметь дело до сих пор:
В четвертом классе меня вместе с четырьмя другими школьниками зачислили в группу для углубленного изучения математики. Я гордилась этим и, занимаясь математикой, чувствовала себя спокойной, уверенной и довольно компетентной.
Однажды учитель устроил проверочное задание, в которое входило двенадцать примеров на сложение двух двузначных чисел. Их надо было решить за шесть минут. Учитель объяснил: «Примеры очень простые. Если вы не сможете дать двенадцать правильных ответов, то вы просто тупые». Тупые? Это не про меня. Я была уверена, что правильно решу все двенадцать примеров. Но для меня это было первым заданием с ограничением времени, и я очень быстро обнаружила, что не могу правильно оценить время, отпущенное на решение. Я пыталась решать как можно быстрее, но была не уверена в полученных ответах. У меня началась паника. Мозги вообще отказывались работать. Цифры расплывались перед глазами. Я не могла заставить себя думать. Когда учитель объявил, что время закончилось, я быстро проставила какие-то цифры в рамки для ответов, зная, что все они неправильные.