Аистам приписывают немало человеческих особенностей: они имеют пальцы, душу, понимают язык человека; аисты могут плакать и даже – молиться Богу. Каждая семейная пара аистов неразлучна, а в случае гибели одного из супругов, другой добровольно идет на смерть. Аист может покончить с собой также из ревности. В таком случае самку, заподозренную в супружеской измене, другие аисты судят публично и убивают.
Некоторые народы называют аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. По народным представлениям, совершая перелет, аисты несут на себе ласточек.
Существует замечательное, но скорее сказочное, поверье о мифической земле аистов, куда они улетают на зиму. В таинственной земле этой, расположенной где-то на краю света, аисты, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом волшебном озере, вновь становятся птицами и возвращаются; потому, как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов.
Замечательно благочестие аистов: сколько времени взрослые выкармливают своих птенцов, столько и те, когда наступает время, кормят родителей в старости.
Причинить аисту вред считается святотатством. Убить аиста – тяжелый грех, и убитую птицу следует похоронить также как и человека: в гробу, на кладбище. Считается, что аисты могут отомстить своему обидчику, принося в клюве тлеющий уголёк или головешку на крышу его дома. Также аист может высечь искры и собственным клювом, а потом – раздуть огонь и наблюдать, как сгорает жилище врага, наслаждаясь местью.
Алерион – царь среди птиц. Это птица крупнее орла, перья крыл ее цвета ярко-алого, как пламя и острые, как бритвы. Обитает она в горах, где-то между реками Гидасп и Инд. Во всём мире существует только одна пара этих замечательных птиц. Каждые шесть (а по иным сведениям – десять) лет алерионы летят к морю, и там поднимаются так высоко к Солнцу, что оно раскаляет их докрасна. С этой немыслимой высоты, обе царственные птицы ныряют в морскую пучину, вылетая оттуда как бы обновленными.
Когда возраст пребывания алерионов на земле достигает шестидесяти лет, самка откладывает два яйца (с мужской и женской особью), на которых обе птицы сидят ровно шестьдесят дней и ночей. Как только скорлупа яиц начинает трескаться, алерионы покидают гнездо, и в сопровождении преданных им птиц опять направляются к морю. Там вновь взлетают они к Солнцу, раскаляются докрасна и ныряют в пучину, но уже не появляются оттуда. Сопровождающие алерионов птицы, с грустью возвращаются и воспитывают птенцов их погибших правителей до того времени, пока те не научатся летать.
Самый благородный из драгоценных камней. Он обозначает совершенство, чистоту и неприкосновенность. Согласно некоторым поверьям, от которых веет язычеством, алмаз сообщает невидимость, может отпугивать призраков и завоевывать благосклонность женщин.
Алмаз нельзя ничем разрезать, даже железом, однако его твердость бессильна перед кровью козла. Находят алмаз только ночью на Востоке. Именно из-за таких чудесных свойств, камень этот считается символом Спасителя Иисуса Христа, ибо Христос родился на Востоке ночью, и все силы мира напрасно пытались навредить ему. А Господь смягчился к нам, лишь благодаря пролитой крови Агнца Божия – Своего собственного Сына.
Св. Хильдегард Бингенская писала: «Дьявол настроен по отношению к этому камню враждебно, так как алмаз противостоит его силе; поэтому дьявол ненавидит его днем и ночью». Алмаз считают действенным средством против войн, распрей, яда, соблазнов фантазии, и злого духа.
Алмазу приписываются только положительные свойства; его всегда высоко ценили и в качестве сокровища, и как талисман.
Амфисбена.
Змея, имеющая головы с обеих сторон своего туловища. Благодаря такому устройству, она способна передвигаться в любом направлении, не разворачиваясь, и этим опаснее других ядовитых змей. Плиний объясняет: вторая голова у чудовища появилась от большого количества яда, который не может выйти из одной только пасти. Встречи с амфисбеной следует особенно избегать в полнолуние. Тот, кто встречался с ней в сей час лишь взглядом – умирал на месте.
Согласно поверьям, амфисбена родилась от крови, падавшей из отрубленной головы Медузы Горгоны, когда Персей пролетал над Ливийской пустыней.
Застать амфисбену врасплох невозможно: пока одна голова её спит, другая – бодрствует. Глаза твари сей светятся. Она не боится ни жары, ни холода, и может жить в любом климате. Подтверждает это и Исидор Севильский. Лукан в «Фарсалии» рассказывает: страшные, с поднятыми вверх двумя головами амфисбены питались трупами солдат, когда армия Катона проходила через Ливийскую пустыню.
Учёный Аполлодор (II век до н. э.) считал, что кожа этой твари, обёрнутая вокруг посоха, защищает от ползающих гадов, а еще она может излечить простуду. Плиний также писал о целебных свойствах амфисбены.
Для многих амфисбена служит воплощением зла, ибо, как и силы зла, существо это нападает со всех сторон, и нет от него спасения, если Господь попускает совершиться сему.
Немецкий философ и богослов Альберт Великий не верил в существование амфисбены.
Довольно грязное животное, обитающее в горных норах, которые сам и роет. Любит копаться в земле, обустраивая свое жилище.
Обычно, трудятся над устройством жилья несколько мужских особей, и пока один барсук – хозяин норы – копает, глотая землю, а двое других его приятелей держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху» проглоченным грунтом, он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения. В одном жилище барсук устраивает несколько помещений.
Залегая на зиму в нору, барсук отъедается весьма обильно. Это, а также приписываемая барсукам нелюбовь к свету и привычка жить обособленно, позволяет судить о них, как об алчных чревоугодниках и сущих пронырах. Впрочем, жир барсуков издавна применялся в качестве целебного и весьма полезного снадобья.
В некоторых апокрифических текстах, Бегемот – чудовищный зверь, которого считают королем млекопитающих. Он настолько огромен, что «способен выпить целую реку и проглотить за один присест тысячу гор. По воле небес они с Левиафаном перед тем, как произвести потомство, должны сразиться насмерть, иначе им просто не хватит места на Земле. Поэтому Левиафан скрылся в пучинах морей, а Бегемот залег в спячку, и спит до сих пор: его тело превратилось в одну из горных цепей».
Еще в текстах этих говорится о том, «что Левиафан должен быть подругой Бегемота, и Бог разлучил их, оставив Бегемота на суше, а Левиафана отослав в морскую пучину, чтобы они вместе своим весом не повредили арки, на которых покоится земля».
В книге Ветхого Завета, Иов говорит: «Он [то есть Господь] распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». Стало быть, нет никаких арок, о которых повествуют апокрифические предания, и, скорее всего, рассказ о женском начале Левиафана и мужеском – Бегемота всего лишь миф гностиков. Кроме этого, в книге Иова, сам Господь дает описание своего творения: «Вот бегемот, которого я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих, горы приносят ему пищу и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника в болотах; тенистые дерева покрывают его своей тенью; ивы при ручьях окружают его; вот он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его». Этот Бегемот не глотает гор, не выпивает рек, а питается травой и вполне спокойно помещается под тенистым деревом и даже тростником. Похоже, что этот Бегемот и не думает спариваться с Левиафаном, и, вообще, очень похож на зверя по имени Гиппопотам.