Я не экономист. Но я живу в нашей стране, я слушаю, читаю, смотрю, чувствую. И у меня возникают вопросы, сомнения и разочарования. Я говорю сейчас об экономическом Гайдаровском форуме. Я не хочу обсуждать личность Егора Тимуровича Гайдара. Все стало достаточно очевидно за минувшие годы. Согласитесь, словосочетание «Гайдаровский экономический форум» у большинства нашего населения вызывает саркастическую ухмылку. А кто-то взрывается тирадой не очень хороших слов…
Но сейчас речь не о том, что было обнищание. Были и жестокость, и равнодушие, и пренебрежение к людям, которые жили по другим правилам, а их сразу окунули, не подготовив, в совершенно иную жизнь. Сегодня, казалось бы, все точки над i в характеристике того времени расставлены…
Но вот Гайдаровский форум: о чем там говорят сегодня? И кто говорит? Из этих речей возникает довольно печальная картина нашего существования. Это хорошо, что мы слышим правду. Но у меня возникает некое недоумение: практически все те, кто делал в России экономическую революцию, спустя двадцать лет рассказывают нам о том, что сейчас плохо, а будет еще хуже. Согласитесь, тут есть какая-то неловкость.
Я еще понимаю: были одни, напортачили, пришли другие, рассказали, что те напортачили, и сделали лучше. Но это те же люди!
Например, Герман Греф. Образованнейший человек, прекрасный оратор, был в свое время министром экономического развития и торговли. Сегодня он глава крупнейшего банка – Сбербанка. Вот его слова: «Мы проиграли конкуренцию, мы оказались в состоянии стран, которые проигрывают, в стане стран-дауншифтеров. Что с этим можно сделать? Нужно изменить все государственные системы. Нужно изменить государственные институты».
Владимир Рыжков – политик, историк. Был депутатом Государственной думы, медийное лицо. Вот что он сказал на Гайдаровском экономическом форуме: «Я утверждаю, что к осени этого года сложатся все предпосылки как для массовых протестов, так и для тяжелых неудач партии власти на выборах в Государственную думу. Это означает, что оппозиция сможет мобилизовать массовые акции протеста и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах. Речь может идти о сотнях тысяч людей. Я убежден, что экономический кризис перерастет в политический кризис, и я бы хотел призвать всю оппозицию, какого бы цвета и оттенка она ни была. Мой призыв к оппозиции – дерзать! Если оппозиция на всех уровнях будет дерзать, она преуспеет».
Андрей Нечаев, один из тех, кто был у руля в то время, когда происходила экономическая революция в новой России. Вот что он говорит сегодня: «Я глубоко убежден, что кризис, который мы сейчас переживаем, имеет не конъюнктурный, не циклический, а глубоко системный характер, это абсолютно очевидный признак тупиковости той модели экономического развития и социального развития, которая была выбрана в середине “нулевых” годов, и подтверждением этого является то, что падение основных макроэкономических показателей у нас началось с 2012 года, то есть задолго до всего обострения геополитической ситуации, до санкций, до событий на Украине, и даже до болезненного для российской экономики падения цен на нефть. Есть, безусловно, протестные действия, в том числе нарастающие по конкретным поводам. Вот когда эти протестные действия по локальным поводам объединятся с протестом по экономическим причинам, тогда, как мне представляется, политические риски резко возрастают. Я не могу здесь разделить оптимизма моего доброго друга и единомышленника Володи Рыжкова, что это произойдет уже к осени, я не исключаю, что это произойдет позже, но рано или поздно это не может не произойти. Ну мы с вами прекрасно помним, что, когда Россия вступила в Первую мировую войну, – тогда, правда, слова “рейтинг” не было, но популярность Николая II была фантастической. Рабочие делегации приходили с выражением поддержки, женщины падали на колени, целовали полы френча, и в современных терминах рейтинг был, наверное, 101 %. Через два с небольшим года его не защищала даже личная охрана. Поэтому рейтинг – это вещь такая очень условная и очень проходящая».
А вот еще цитата, принадлежащая Нечаеву: «У товарищества нет другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа, то есть чернорабочего люда. Но, убежденное в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и пробудить его к поголовному восстанию… Наше дело – страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение».
Я понимаю удивление и возмущение людей, в сознании которых эти слова соединились с образом Андрея Алексеевича Нечаева, нашего современника. Нет. Эти слова принадлежат другому Нечаеву, Сергею Геннадьевичу, и написаны они в 1869 году. Это знаменитый «Катехизис революционера». Кстати, одна из любимых книжек Иосифа Виссарионовича Сталина в молодости.
Вы не видите здесь некой связи? Вы не видите, как экономический форум становится политической трибуной? Подталкивающей к протестам народ, который живет сегодня в тяжелейших условиях, под жесточайшими санкциями – с падением цены нефти, с падением рубля… К тому, о чем великий Пушкин писал: «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
И посмотрите, как ловко используются сегодняшние болевые точки. Спикеры форума заявляют: «Я предупреждал, мы говорили об этом!» Но, господа, помилуйте! Не вы ли были все это время у штурвала экономического развития страны? Либо вы говорите: «Мы уходим, у нас не получилось, нам не дали». Либо вы должны отвечать за то, что происходит, а не констатировать катастрофическое положение. Тем более не предрекать сурово волнения, революцию, беспорядки, бунт, кровь, бесчинства и так далее. Я абсолютно убежден, что, если, не дай господь, завяжется что-нибудь братоубийственное, мы не увидим в первых рядах бунтующих тех, кто сегодня призывает народ выйти на площадь.
Либо вы говорите: «Мы уходим, у нас не получилось, нам не дали». Либо вы должны отвечать за то, что происходит, а не констатировать катастрофическое положение. Тем более не предрекать сурово волнения, революцию, беспорядки, бунт, кровь, бесчинства и так далее. Я абсолютно убежден, что, если, не дай господь, завяжется что-нибудь братоубийственное, мы не увидим в первых рядах бунтующих тех, кто сегодня призывает народ выйти на площадь.
Какую же альтернативу предлагают люди, недовольные происходящим?
«Первое, и самое главное, что требуется, – убрать российские войска с чужих территорий – c Украины, из Сирии, из Южной Осетии и Абхазии; вернуть Крым Украине, Южную Осетию и Абхазию – Грузии, Приднестровье – Молдове. Объявить с трибуны ООН о намерении Москвы стать безъядерной державой и предложить Соединенным Штатам и ЕС выкупить все имеющиеся в России ядерные боезаряды. Ликвидировать вооруженные силы наступательного характера, а вместе с ними и ОМОН, как репрессивный аппарат власти. Провести люстрацию судебно-прокурорской системы. Распустить Государственную думу и Совет Федерации, запретив баллотироваться в новые органы власти всем, кто занимает в настоящее время руководящие посты или имеет депутатский мандат».
То есть это полная смена власти. Те, кто был у власти, выметаются из нее и приходит – кто? А вот те самые, которые предложат выкупить Соединенным Штатам и ЕС наши ядерные боеголовки.
«Пригласить в Россию западных менеджеров для управления крупными компаниями и работы в министерствах. Переформатировать федеральное деление России и создать восемь-десять крупных губерний с максимально независимым от центра управлением. Провести гласные суды над всеми государственными и военными преступниками.
В конце минувшего года одно из самых авторитетных американских аналитических агентств, “Стратфор”(Stratfor), опубликовало доклад, в котором прогнозируется распад России в ближайшее десятилетие в силу многих экономических и политических причин. Центробежные силы очень скоро превзойдут силы центростремительные. Обескровленная Москва в отсутствие финансовых ресурсов не сможет удержать регионы под своим контролем: вассалы остаются верноподданными до тех пор, пока их кормят с “барской руки”. Как только эта рука оскудеет, они побегут искать другого господина».
Братцы, это про нас с вами. Более ста сорока миллионов вассалов. Вы посмотрите, с каким унизительным пренебрежением говорится все это. Мы, потерявшие эту «барскую руку», с которой нас кормят, кинемся искать другого хозяина. Это насколько же нужно не понимать, что такое русский человек! Или специально навязывать нам определенную модель действий. Вот в чем, наверное, самая главная их задача.
Выше процитирован отрывок из статьи «Россия и Запад: по скользкому льду». Опубликована она 10 января 2016 года, автор текста – Герман Обухов. Кто это? Это координатор международной антипутинской коалиции «Стоп фашизм в России», автор «Радио Свобода», российский правозащитник, бывший советский диссидент, председатель Международного антивоенного форума политзаключенных СССР и стран Варшавского пакта, сопредседатель российского общества политзаключенных. Гражданство у него двойное: российское и, правильно, американское. Он не был участником форума, но вы посмотрите, как рифмуется то, о чем говорит господин Обухов, с тем, что говорили на форуме экономисты и политики. Как они подводят нас к тому, что предлагает Обухов: уберите пушки, дайте масло, распилите самолеты, отдайте боеголовки, дайте колбасы. Чем больше колбасы – тем свободнее народ. Потрясающая логика потребления! Она исключает самосохранение народа. Не самосохранение этих господ – они-то будут в порядке. Они уже свое накопили. Самосохранение всех остальных – страны, Русского мира.
Это напрямую смыкается с удивлением и даже недоумением госпожи Олбрайт в бытность ее одним из руководителей Соединенных Штатов по поводу того, насколько велика Россия. Несправедливо, чтобы такие территории, как Сибирь и Дальний Восток, принадлежали России. Оставить Москву, Санкт-Петербург, Тулу. И то – Тулу надо забрать, там оружие делают…
Это, конечно, никак не вписывается в наши представления о будущем страны. Не такой мы хотим ее видеть. Тем более не такой ее видели те, кто проливал за нее кровь.
Вот как это оценивает публицист Егор Холмогоров: «Либеральный инстинкт потребления, занявший в нашем “великом парламенте инстинктов” кресло настоящего диктатора, у которого нет места для дискуссий, требует немедленно заткнуться от робко заявившего о себе инстинкта самосохранения.
Инстинкт самосохранения напоминает, что нации, не способные защищать свои интересы с оружием в руках, идут на шашлык. Что нации, которые не способны создать современную развитую промышленность и всецело зависимые от импорта и в своем экономическом цикле, и в своем жизненном стандарте, даже на шашлык не идут – их пускают на корм собакам. Что нации, подвергающие себя самокастрации путем отказа от промышленной и от демографической политики, вряд ли проживут долго.
Все эти простые истины инстинкта самосохранения полностью перебиваются основным либеральным инстинктом – потреблять.
И сегодня те же люди, которые уничтожали производительные силы нашей экономики, нехорошо посматривают по сторонам с вопросом: “А давайте кого-нибудь съедим, а потом откроем ворота?”
В осажденной крепости первое и важнейшее условие, чтобы благополучно пережить осаду, – вовремя нейтрализовать всех любителей открывать врагу ворота и всех людоедов».
Мы понимаем, что все это говорится во благо народа, ведь народу трудно, народ переживает тяжелые времена… Ну хорошо, забудем, что кто-то считает его вассалом, который ест с «барской руки», а если что, бежит к другому барину. А какому же именно народу хотят помочь ораторы?
Очень точно, сама этого не подозревая, о таком народе сказала писательница Людмила Улицкая: «Нам очень повезло, потому что Альберту Швейцеру пришлось ехать в Африку, бросить Баха и уехать лечить диких, грязных, больных дикарей. Нам никуда не надо ехать, просто достаточно выйти из подъезда. И вот мы уже в Африке, и Африка вокруг нас стонет, воет, бесчинствует, и очень несчастна, и очень нуждается в каком-то отношении к себе».
Вдумайтесь: госпожа Улицкая не видит необходимости, как доктор Швейцер, ехать в Африку к аборигенам, к дикарям, к туземцам. Зачем куда-то ехать? Ты спустился на лифте вниз, открыл дверь, и вот они здесь. Эти дикари, аборигены, туземцы, мало что понимающие, которым нужно очень помочь. А помочь им нужно так: собрать и пустить на бойню. Не пытаясь вместе с ними искать ответы на вопросы и искать выход из сложного положения. Что будет? Смена всего. Не про власть говорю. Я говорю о том, что они хотят «раскачать» нашу страну, Россию.
А что же эти аборигены по формулировке госпожи Улицкой?
Вот стоит огромная очередь. За чем? За колбасой? За водкой? Нет. Люди стоят на выставку художника Серова.
Это трагическое известие для тех, о ком я говорю! Первый удар был нанесен им 9 мая, когда несколько миллионов человек вышли с акцией «Бессмертный полк». Сколько обрушилось на них мерзости, как шельмовали «Полк», «ложь, вранье, купленные, обманутые, водкой поили, носят портреты одних и тех же». И так далее, и так далее. А кругом ОМОН, и автозаки, «их привезли сюда из тюрем»… вот это все.
А теперь еще очередь на выставку. Знаете, почему люди стоят на морозе несколько часов, чтобы увидеть картины Валентина Серова?
Михаил Ямпольский, философ, культуролог, считает: «Вообще говоря, это неинтересный художник, но там висит много всяких великих княгинь, каких-то знаменитостей, такой бомонд Российской империи ее конца, возле каждого портрета краткая биография портретируемого, какая княгиня, или из какой семьи богатеев, и так далее. Все стоят, читают это и восхищаются светской жизнью ушедшей империи. Третьяковка нащупала интерес людей, который лежит вне искусства… Весь этот миф поздней Российской империи тебе дается, ты ходишь и кайфуешь».
Сергей Медведев, журналист: «Эпическая сила искусства, словно финал “Парфюмера”. Это должно было произойти. Вообще ажиотаж вокруг выставки Серова заслуживает анализа. Я был там в ноябре, и уже тогда в воздухе висело нездоровое оживление, большинство пришло явно не за искусством, а за сеансом имперской ностальгии и идентичности, как на выставке “Романовы”. И как обычно, ресентимент кончается истерикой, выломанной дверью и разбитым носом».
Александр Архангельский, журналист: «Духовность на марше. Народ – двереносец».
И таких высказываний масса. Ситуация рассматривается в кривом зеркале. Флешмоб, «купленные люди», наваждение, алкогольный синдром и так далее. И никому не приходит в голову – а может, и приходит, но не хочется, чтобы это было правдой, – что люди просто стоят на выставку великого русского художника посмотреть, почувствовать, услышать его.
Вот несколько высказываний людей, стоящих в очереди на выставку.
«Я, честно говоря, пришла потому, что мои коллеги ходили и говорили, что выставка прекрасная. Я люблю Серова, поэтому я решила сходить, привела ребенка».
«Дело в том, что я видела не все картины знаменитого художника, и мне очень интересно посмотреть эти картины, собранные со всего мира, его цветовое решение, как он компонует… Это сейчас все актуально».
«Мы из Санкт-Петербурга. Поехали специально… Все говорили, что мы сумасшедшие, три часа в очереди стоять…»
«Ну я уже была, но решила еще раз сходить. Когда она еще будет… Лет через 50 только».
«Я второй раз уже собираюсь, потому что первый раз я не успела посмотреть графику Серова».
«Я пришел второй раз. Я был в ноябре, сейчас еще моя сестра подойдет. Такое нельзя пропустить».
«Посмотреть вживую живые картины, потому что, кто уже был на выставке, говорит, что картины, лица светятся».
«Я из Италии, изучаю русский язык и литературу. Пришел на выставку и стою уже полтора часа. Холодно, смертельно холодно. Но, знаете, это здорово, что люди здесь так ценят творчество. Я не могу представить, чтобы что-то подобное происходило в моем городе и, наверное, ни в какой другой стране».
И обратите внимание: «черные пятницы», когда стоят сотни людей, давя детей, корежа стариков, чтобы схватить стиральную машину за полцены, или всю ночь на ладонях пишут номера, мерзнут, чтобы купить за бесценок какую-нибудь тряпку или какой-нибудь прибор. Или очереди в магазине, где продается новый айфон, которые занимаются с ночи, и потом, как только раскрываются двери – сносят не только двери, здания сносят, чтобы скорее получить вожделенный гаджет. Это не обсуждается. Это нормально. Это цивилизация. Это потребитель. Но очередь за Серовым – это как раз очередь настоящего самосохранения.
Очередь за Серовым, эта как раз очередь настоящего самосохранения.
Моя приятельница рассказывала, что ее подруга 1 января решила пойти с ребенком на выставку Серова в 12 часов дня в надежде, что в это время люди еще отсыпаются. Пришла туда, а там уже километровая очередь стоит.
Что касается высказываний либералов об этой очереди, среди них есть истинный шедевр. Это реплика Ксении Лариной: «Об очереди. Это уже не в первый раз я о ней думаю. Поскольку я сама – из поколения очередей. И не только за колбасой и туалетной бумагой. За “духовкой” советские люди тоже стояли часами: на выставку Глазунова в Манеже, на выставку достижений американского хозяйства за значками, пакетами и стаканом “кока-колы”, за билетами на Таганку и в “Ленком».
У меня в семье очереди презирали, из всех видов очередей признавались только очереди в поликлинике – с книжкой в руках, надолго, как неизбежное. И очередь на елочном базаре. Это уж совсем иная история.
Больше ни в каких очередях мы не стояли. Это стойкое отвращение к самой мизансцене – упираясь друг другу в спины, угрюмо топтаться в течение нескольких часов, да еще и отмечаться, да еще и номер записывать – невозможно объяснить ничем, кроме как эстетическим неприятием, ничем не мотивированным. Я только потом, повзрослев, поняла, что мои родители, мои бабушки и дедушки не могли принять этой унизительной формы, которую так культивировало государство: чтобы получить что-то, надо попросить это, поваляться в ногах. Этой формулы моя семья не принимала. И как-то справлялись. Не голодали. И газетами не подтирались. (с чем я и поздравляю. – Н. М.) У меня до сих пор сохранились талоны на питание – на масло, на спиртное, на сигареты, на сахар – я ничего не “отоварила”, потому что было противно стоять в этой очереди на “отоваривание».
Все что угодно, только не очереди.
Но было и исключение, в котором признаюсь без стыда: я стояла в очереди в “Макдоналдс”, в той самой, в первой очереди, зимой 1990 года! И поверьте, дети, это была не давка за гамбургерами, не очередь за американской хавкой – это была очередь за свободой. Открытие “Макдоналдса” в мрачной, холодной, голодной Москве – это была акция не столько гуманитарная, сколько гуманистическая, нас включали в свободный цивилизованный мир, признавали нас его полномочными гражданами, и это событие было куда важнее самого факта еды.
Это была самая прекрасная, самая духовная и самая беспонтовая очередь в моей жизни».
Вы, Ксения, конечно, лукавите: ваша мама работала во «Внешторге», и, думаю, там были очереди поменьше, и продукты подешевле. Но не об этом речь.
Очередь на выставку Серова, покупка абонементов в филармонию, а их уже купили на шестьдесят с лишним миллионов рублей! – это самосохранение людей, это их отдушина. Это ответ тем, для кого самой счастливой очередью была очередь в «Макдоналдс» за гамбургером и свободой.
Я приведу несколько цитат из текста журналиста Натальи Осиповой: «Действительно, непорядок. Что называется, слышен треск разрываемых шаблонов. Люди не за водкой стоят, не в обменник, не за гонораром на путинг, а к русскому классику Серову. Нет ли в этом какой-то большой беды? Действительно, стояли тихо, смиренно, как к Поясу Богородицы…
Серов в некоторых картинах вызывает почти религиозное чувство. “Девочка с персиками” как икона Русского мира, который был да сплыл. После мороза и легкой муки обретение себя в летнем серовском раю – как второй акт перформанса, который невозможен без первого…
Хотя, собственно, ничего манифестирующего в картинах Серова нет. Взгляды, пальцы, голубоватые жилки в сгибе локтя, румянец, живое, полнокровное, изысканное, переменчивое, дерзкое. Художник, который умел написать человеческую судьбу. Еще не зная о том, как она сложится…
Например, “Портрет Николая Второго” – хрестоматийный пример. В картине есть все, что случится потом. И даже то, что думает человек из января 2016 года, стоя в зале Третьяковки на Крымском Валу…
В какой-то момент, стоя в хороводе портретов, понимаешь: и это же и есть “люди с хорошими лицами” – дворяне, предприниматели, гении русского искусства, врачи, композиторы, певцы, крестьяне, благотворители, матери семейств, юноши, дети. Много лет должно пройти, чтобы стоящие у картины увидели в девушке, освещенной солнцем, себя, а не чужую барышню другого сословия. Дети Боткина и маленькие великие князья – это дети с соседней улицы, теперь все дети выглядят так.
«Какие-то не очень устроенные женщины в основном, конечно, стоят и любуются на эту красоту двора», – говорит философ Михаил Ямпольский, посетивший выставку. Все ровно наоборот. Не чужие, а свои. Красота присвоена наследниками, хоть и не по прямой. Потомками деревенских баб, которые румянятся на картинах Серова, в тот же самый кусачий мороз…
Потомки и предки встретились в Третьяковке. И это самое интересное в выставке: смотришь уже не на картины, а на людей, смотрящих на картины. Портреты заговорили».
Сказано удивительно точно, и посмотрите, как это перекликается с тем самым «Бессмертным полком», где произошло соединение прошлого и настоящего с будущим. Когда совсем молодые ребята, дети, несли над головой портреты своих предков, которых они никогда не видели. И это было страшно для тех, кто не хочет чувствовать единство, идущее через века. Кто хочет его разрушить, кому оно мешает, потому что если это единство будет существовать, очень трудно будет превратить Россию в несколько административных образований.
Совсем молодые ребята, дети, несли над головой портреты своих предков, которых они никогда не видели. И это было страшно для тех, кто не хочет чувствовать единство, идущее через века. Кто хочет его разрушить, кому оно мешает, потому что если это единство будет существовать, очень трудно будет превратить Россию в несколько административных образований.
И действительно, послушайте этих людей, которые пришли на выставку. Посмотрите на эти лица, посмотрите, как они связаны с тем, о чем говорил в своих портретах гениальный русский художник Валентин Серов.
А теперь давайте представим себе, какое первое слово он бы сказал, если бы ему довелось прочесть откровения «девочки с бигмаком»?