Ученик: Георгий Леонидович, на одном из последних занятий вы говорили, что в Шавасане сознание должно быть внимательным, да? Сознание должно быть внимательным и фиксировать, что и где происходит.
Учитель: Чтобы не уснули. Мало ли кто там подкрадётся да изнасилует вас. И что? Надо же быть внимательнее! И смотреть за всем. Это мы говорили о том, чтобы какой-то элемент сознания оставался бодрствующим. Чтобы не исчезало всё в таком тупом состоянии, а какой-то элемент был активен. Мы говорили об этом.
Ученик: Ну активен. Мы фиксируем сознание на себе или на окружении?
Учитель: Если вас изнасилуют, то где вы будете фиксировать сознание, на себе или на окружении?
Ученик: При чём здесь изнасилуют, Георгий Леонидович?
Учитель: Просто это яркое ощущение, когда он уже влез сверху или подходит ещё. Потому что, пока он подходит, можно ещё как-то остановить. А, когда он влез сверху, это совершенно иное состояние. Ещё какие вопросы?
Ученик: Бывает, что ты за целый день устал, и неважно в какой позиции ты на пять-десять минут расслабился. Потом приходишь в себя, и такое ощущение, что ты отдыхал всю ночь. Это же не Шавасана?
Учитель: Нет. Вы путаете разные вещи. Иногда бывает у водителей: он едет, у него глаза уже слипаются, вот сейчас он на встречную выйдет. Ему надо на обочину встать, немножко вздремнуть, немножко отпустит, и свеженький может ещё некоторое время ехать дальше. Это не имеет никакого отношения ни к Шавасане, ни к Созерцанию, ни к Йоге. Никакого! Это чисто особенность организма. Утомляется, ухудшается внимание, концентрация, но никакого не имеет отношения ни к чему. Лишь только к утомлению сознания.
Ученик: Получается в основном оно у нас не утомляемое?
Учитель: В основном утомлённое. Только поэтому и больные все. Мы уже отмечали, что в основном все болезни формируются из-за нашего напряжения. А напряжение… оно как бы одно, но оттенок разный. Один боится темноты. Другой боится, что переработает. Слишком много работает, боится, что переработает. Третий боится ещё чего-нибудь. И мы всё время в напряжении. Плюс ещё общество нам вкладывает определённые концепции, и поэтому мы всё время в неком напряжении.
Скажем, власть в обществе обыгрывает некую свою игру, внушая всем через определённые средства информации, что надо делать. То же самое вы видели в своей семье: звучит определённая информация, вы объясняете и детям, и жене, и мужу, что надо делать. Чтобы они поняли и не выходили за рамки. Если они выходят за рамки, вы прилагаете определённую силу, чтобы вернуть их к форме, которая соответствует вашему мироощущению. Либо физически доказываете, либо криком одёргиваете, либо матерно ругаетесь, либо молча спиваетесь от того, что они вас слушать не хотят. Это всё является формами напряжения, соответственно, энергия проходит немного иначе, чем могла бы, и поэтому может возникнуть либо насморк, либо опухоль какая-то, либо инфаркт, либо инсульт, либо ещё что-то. Всё просто.
Ученик: Георгий Леонидович, а скажите, сколько времени надо, чтобы действие вошло в привычку?
Учитель: Смотря какое действие.
Ученик: Например, Солнечный комплекс.
Учитель: Уже должен был войти в привычку. Если лет десять вы делали его всё время, что должны были бы делать, тогда уже вошло бы в привычку и уже сложно было бы не делать. Естественно, мы объясняем, что мы не висим в воздухе. Что у человека сложились определённые привычки в соответствии с той областью, в которой он живёт, соответствующие отношения. Поэтому, естественно, в нашем обществе никто не привык действительно серьёзно относиться к себе, своему телу, сознанию. Он привык, что времени что-то делать нет. Есть привычка – хорошо поесть, выпить хорошо и вздремнуть. Эта привычка есть. Это на автомате считай. Об этом даже задумываться не надо. А что-то иное делать, что выходит за рамки этой обыденности, это требует усилий. Стабильных усилий и серьёзной работы. Вот с чем мы сталкиваемся.