Так уж сложилась моя жизнь, что, к сожалению или к счастью, отчего-то мне однажды страшно захотелось НАЙТИ СЕБЯ. Сейчас-то я бы уже сказал, что ничего необычного в этом не было, необычны как раз те, по моему мнению, у кого такого стремления не появляется в жизни, ну да ладно, не будем отвлекаться.
И я стал искать. Искал в самых разных местах, задавал вопросы самым разным людям, читал самые разные книги и ходил самыми разными дорогами. По некоторым ходил до конца, по некоторым – попробовал и сошел. И сколько бы я ни занимался всем этим, все равно где-то глубоко внутри оставалось странное такое ощущение, что ищу я не себя и не там, где надо.
У вас такого не бывало? Читаешь книжку, вроде похоже, вроде о вас – да не совсем… Или еще хуже – похоже, что про вас, а что «не совсем» – понимаешь только гораздо позже, когда уже отмахал немалый путь по той дороге, которая там предлагалась.
Я встречал много людей, которые годами занимались той или иной практикой, несмотря на то, что цель, к которой они стремились, так и оставалась для них в области «ну у других же получалось» или «но я же знаю, что так бывает». Отсутствие собственных результатов они воспринимали как свой личный недостаток, а не изначально неверный выбор пути или направления, в котором они пытались отыскать свои мечты.
Я встречал также людей, которые уже ничем не занимались, потому что у них закончились силы на то, чтобы идти по пути. Однако, они создавали себе иллюзию продолжения путешествия, обучая других тому, как пройти по тому пути, по которому они сами не прошли. Это было видно по тому, что у них самих не было тех результатов, о которых они воодушевленно (или не очень) рассказывали своим ученикам. Может быть, они верили в то, что хоть кто-то из них, из учеников, доберется до «того края мира», и это будет оправданием того, что они преподают.
Среди учеников тоже попадалось немало таких, кто воспринимал непройденность пути как свою личную недоработку и изъян, и, отвернувшись от пути, тратили годы, работая над своими «недоработками и изъянами», которые им «не давали» пройти по «пути просветления».
Находиться среди всей этой братии – то еще удовольствие. И главное, там не рекомендуется заводить разговоры на ту тему, на которую я только что с вами завел. Потому что немедленно окажешься изгоем и «самым неправильным на свете» человеком, который, в отличие от них, не видит собственной порочности, от которой надо немедленно избавиться для того, чтобы пойти по «правильному пути». По которому, впрочем, мало кто из них далеко ушел. Но это неважно.
Не хочется повторять избитую фразу про то, как слепые ведут слепых, но это как раз именно тот случай, проявленный в разной степени болезненности, в зависимости от конкретной ситуации.
И что дальше?
А ничего особенного. Ходите вы, ходите по таким вот путям-дорожкам, а то самое смутное ощущение, что вы живете в мире чужих зеркал, вас не покидает. Находите вы в конце концов «хорошего учителя» или «правильный метод работы с собой». Начинаете им заниматься. И опять что-то не то.
У меня тоже были разные учителя. И разные методы работы. Иногда очень даже замечательные – если снаружи посмотреть. Но однажды я понял, что есть нечто большее, чем учитель или чем «правильное учение».
Естественно, все, что учителя делают для вас и ради вас, делается исключительно для вашей же личной пользы. Поэтому, если убиваете кучу времени на те занятия, которые они вам предложат, «оно того стоит». Поэтому, если вы тратите кучу денег на то, чтобы вникнуть в суть предлагаемого «правильного способа продвижения по пути», «оно того стоит». Поэтому, даже если вы вообще за годы никуда не продвинулись и ничего не получили от этого, это исключительно вопрос ваших личных недостатков и пороков, не правда ли?
И, в конце концов, у вас остается простой выбор.
Продолжать смотреть в чужие отражения и искать там себя.
Или посмотреть в себя.
Последнее звучит просто, даже очень просто. Более того, большинство учений и учителей будут вам говорить, что они именно этому учат и именно к этому призывают. И потом будут предлагать вам очередное волшебное зеркало. Собственного изготовления, и со своим отражением внутри.
Кстати говоря, чтобы немножко вернуться в реальность, я хочу отметить, что я не вкладываю здесь в слова «учитель» и «учение» ничего мистического. Мы с вами современные люди, большинство из нас живут в городах, и большинство уже довольно давно привыкли к идее о том, что решать подобного рода проблемы нужно идти к «психологу». Специалисту по душе, если перевести название этой профессии с греческого.
Верит психолог или не верит в существование души – вопрос вторичный, главное – что у меня душа болит.
Куда идти?
С кем жить?
Кому верить?
Чем заниматься?
На что надеяться?
О чем мечтать?
…и вообще, зачем все это?
И вот вы приходите к такому психологу, и начинаете рассказывать ему о своих затруднениях. Он слушает. Если это хороший психолог, то он, возможно, даже слушает молча. И с интересом.
Но как только он открывает рот… так вы тут же оказываетесь внутри очередного ЧУЖОГО зеркала. Запихнуть вас в него могут совсем грубо – в лоб «объяснив» вам «причины» вашего горя или недостижения. Или мягко – внимательно глядя вам в глаза и побуждая вас согласиться с «очевидными» выводами», которые за вас сделает очередной «великий специалист по душе».
Обычно после всех этих разговоров, консультаций, сессий и тренингов (названий специалисты по душам придумали море) остается странный осадок…. Где? В душе, конечно. Не бывало с вами такого? «Говорили-говорили, все правильно говорили, в общем, да только от этого не легче».
На эту тему уже много анекдотов про психологов придумали, да. «Хочешь поговорить об этом?» «О да, раньше мне было стыдно, но потом мы поговорили, и теперь я этим горжусь». «Поговорив с психологом, я поняла, какая я дура». «Теперь я знаю, отчего у меня такая напасть в жизни, и ничего не получается».
А общий знаменатель один.
К вашему геморрою прибавилась тонна умных слов. Ничего больше не изменилось. Очередной «специалист» пытался вас вылечить от того, чего сам никогда не видел. Не потому, что не может видеть. А потому, что никогда не пытался смотреть. Просто СМОТРЕТЬ.
Однажды я пришел к очередному гуру.
Пришел с большой черной печалью на сердце. Потому что за столько лет скитаний по разным теориям, учениям и учителям я так толком и не понял, отчего я такой, какой я есть, а не такой, каким я хотел бы быть.
К слову сказать, мало кто из «просветленных» задаст вам даже этот простой вопрос. Каким ты хочешь быть? КУДА тебе надо прийти? Им это «не надо». Потому что они думают, что они о вас все знают, и уж совершенно точно лучше вас знают, куда вам надо.
Для меня это странно. Если придерживаться идеи о том, что единственной целью любого рода «внутренних путешествий» является повышение уровня осознанности, уровня самоопределения, то есть способности человека независимо от других решать и действовать, то сразу и немедленно возникает вопрос о том, как же это можно совместить с тем, что очередного новобранца, как правило, гуру немедленно приглашает в свое зеркало. Ведь все, что он предлагает делать, обычно делается в соответствии с решениями гуру, а не в соответствии с решениями того, кто пришел.
Обычно ситуация устроена так, что для гуру характерно:
– ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЕБЯ ВЫШЕ НОВИЧКА
– ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ОБЕСЦЕНИВАНИЕ МНЕНИЙ ИЛИ ДАННЫХ НОВИЧКА КАК НЕИСТИННЫХ
– СПОР С НОВИЧКОМ
– ВНУТРЕННЯЯ УБЕЖДЕННОСТЬ В НЕПРОДВИНУТОСТИ ИЛИ УБОГОСТИ НОВИЧКА
– ПРЕДЛОЖЕНИЕ НОВИЧКУ ПРОРАБОТАТЬ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ «ИНЦИДЕНТЫ», «ПРОБЛЕМЫ», «ШАБЛОНЫ» И ТАК ДАЛЕЕ, С ЦЕЛЬЮ ЕГО «УЛУЧШИТЬ»
– МНЕНИЕ, ЧТО «Я ЛУЧШЕ ЗНАЮ, В ЧЕМ ЕГО ПРОБЛЕМА»
– ПОПЫТКИ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИЛИ ОБЪЯСНЯТЬ СОСТОЯНИЯ НОВИЧКА ЗА НЕГО
Многим из перечисленного в списке хронически страдают психологи, за что их часто не любят и боятся даже. Психологи думают, что они знают о человеке больше, чем он сам, и что человека можно всунуть в их теории. Многие люди думают (совершенно ошибочно, кстати), что психологи знают о человеке больше, чем он сам, и что человека можно всунуть в их теории.
Так вот, пришел я к гуру. Мы сели за стол. Надо сказать, я к нему пришел как раз после очередного психолога, которому я битых часов 15 (в несколько приемов) вещал о своих проблемах. Ушел, как обычно, в том самом состоянии – «делали чего-то делали, вроде оно ДОЛЖНО было измениться, а только вот все равно не изменилось». Думаю, вы понимаете, о чем я. Нет, не то чтобы мне легче не стало. Стало. Но… никуда я не сдвинулся, и я знал это. Одни таблетки от головной боли пьют каждую неделю (день, месяц), другие с психологами себя «прорабатывают»… эффект одинаковый. «Где моя следующая таблетка?», и по кругу, пока либо деньги не закончатся, либо таблетки, либо ваше терпение. Стоит добавить разве то, что меня эта последняя ситуация не особенно раздражала, я имел счастье точно помнить о том, что именно я хотел решить с этими всеми психологами. И никогда я не думал, что это я такой неправильный, что проблема не решается. Искал методики… новые и новые… искал Человека Нужного, в общем.
Сижу это я, думаю об всем этом, собираюсь с мыслями, решаю, что ж ему рассказать.
А потом я собрался с духом и поднял на него глаза…
…и удивился. У него был интересный взгляд. Я не сразу даже понял, в чем разница. Понял гораздо позже. Потому что в тот момент я думал о своих печалях, а не о том, кто передо мной сидит. Это потом, когда печали остались далеко позади, я задумался, в чем же было отличие этого человека от всех прочих, которых я видел напротив себя в разных местах, где я вопрошал, беседовал о смысле жизни.
ОН ОБО МНЕ НИЧЕГО НЕ ДУМАЛ. СОВСЕМ НИЧЕГО. ВООБЩЕ.
Он меня не оценивал. Не жалел. Не сравнивал ни с кем. Не старался придумать рецепта избавления меня от моей заморочки.
ОН ПРОСТО СМОТРЕЛ. И ЖДАЛ.
Было заметно, что ему очень интересно меня наблюдать. Он смотрел на меня с нескрываемым любопытством. Но на том месте, где я обычно находил отражение СЕБЯ, и надеялся в нем увидеть что-то новое, было пусто. Пустота. Полная и совершенная. Ничего он обо мне не думал. Совсем ничего. Вообще.
Я, конечно, удивился. Ну, в общем, хотя бы потому, что все, что я тут выше написал про пути, учителей, гуру и прочее, – это мне сейчас понятно. А тогда я, как все, приходил за решением, за таблеткой, а примеров другого подхода я и не видел, если честно.
Поэтому я думал, он меня спросит о чем-нибудь. Ну или еще что-то такое понятное сделает. А он не стал меня ни о чем спрашивать. А просто смотрел. Не дал мне никакого зеркала и даже не объяснил, где оно у него.
И тогда я сделал первый шаг…
В обратную сторону…
К СЕБЕ…
Наверное, в первый раз я по-настоящему, без оглядок, посмотрел в себя. А потому что больше было некуда. Можно было, конечно, гуру разглядывать. Но там была пустота. В пустоте, в общем, ничего интересного. У меня внутри было интересно.
И я пошел в себя.
Рассказывая по дороге, что я там вижу. Что я там нахожу. Иногда плавный разговор сбивался. Я поднимал глаза на своего «собеседника», который, впрочем, молчал и слушал. С большим интересом слушал. Не найдя в нем никаких объяснений тому, что я ему излагал, я шел дальше. И дальше… и дальше…
Вы можете, кстати, удивиться тому, что вся эта история у меня какая-то беспредметная. Пути, дорожки, в себя, из себя – о чем вообще речь? Самое смешное, что я даже не помню теперь конкретно, что я ему рассказывал по пути. Пустота у меня там теперь. Ибо ничего из того, что там было, не оказалось нужным или полезным.
Вышел я от него в странном состоянии. Наверное, точнее всего это было бы описать словами «встреча с собой» или «нашел себя». Странное трансовое переживание этого продолжалось некоторое время. Я вдруг спохватывался и вспоминал «ну как же, а вот это я ему еще не рассказал» (я же до этого столько всем всего рассказывал, и ему хотелось тоже все это рассказать), и тут же понимал, что и это уже тоже понятно, и это тоже «оттуда», из «себя», которого я нашел.
Вот такая странная история…
Не знаю, было ли то, что там со мной произошло, «просветлением», или это еще как-то называется (да мне это и неважно), но одно могу совершенно точно сказать – жизнь моя после этой встречи круто поменялась. В лучшую сторону.
Я сменил место жительства и переехал в Москву.
Я ушел от женщины, которую до этого семь лет пытался считать своей женой и другом, несмотря на то, что не клеилось у нас с ней ничего.
Я стал заниматься любимым делом.
Я завершил множество дел, которые я откладывал месяцами и годами.
Я женился, у нас родился сын, я научился работать на себя, а не на дядю, и с тех пор, когда в канун очередного нового года я оглядываюсь на год прожитый, я не устаю удивляться тому, сколько всего за этот год удалось сделать. Последнее время мне стало казаться, что у меня год за три работает, столько всего в нем происходит…
Собственно, к чему это я?
Ну, это я к тому, что, само собой, через некоторое время у меня все же возникли вопросы о том, ЧТО Ж ТАКОЕ делал со мной этот волшебный человек?
Кстати, чтобы вас не оставлять в пучине сомнений – нет, он не индиец, и не тибетец, и «гуру» я назвал его скорее в шутку, смеясь над собой прежним. Зовут этого человека Барри Файрберн, он и сейчас мой друг и собеседник, и я с большим удовольствием провожу с ним время, когда он гостит в России, или ведет очередной свой семинар о везении или еще о чем-либо.
Собственно, та встреча с ним была для меня толчком. Я пишу это вовсе не для того, чтобы вам сообщить тот невероятный факт, что я – тот редкий человек, который встретил того самого редкого «настоящего» гуру, который может «подарить» просветление. Вовсе нет. Я не знаю, почему именно Барри стал для меня этой «последней каплей»… ну, точнее, знаю, я же выше написал… Но хотелось пройти чуть дальше. Понять, как это ДЕЛАЕТСЯ.
Потому что, конечно, если молча и с большим интересом на кого-то смотреть, вряд ли прямо сразу случится то, что я выше описал. Есть куча других вариантов, можете сами додумать.
После того, как я с Барри «сходил в себя», мне проводники стали не нужны. Я хожу туда часто, легко и с удовольствием, когда мне надо понять что-то.
А как это делается вообще?
На самом деле внешне очень просто это делается. Для этого, правда, надо быть особенным человеком и верить в то, что внутри каждого человека есть его личный путь. А от вас тогда требуется немного:
– Подтвердить переживания человека точно в том виде, как он их описывает.
– Сориентировать внимание человека в отношении аспектов его восприятия.
– Отправить клиента в путешествие к самопознанию.
И все. Больше ничего. Остальное у него все есть.
Это была моя первая встреча с Барри в 2002 году.
Потом, 6 лет спустя, занимаясь уже тренингами, я получил предложение от тогдашнего своего партнера найти интересных людей, чтобы пригласить их в Россию с тренингами, и я вспомнил про Барри. Он ведет даже не тренинги, а скорее семинары или еще точнее – лекции, где он рассказывает о каких-то своих находках и открытиях.
Но лично я все эти вещи, о которых мы будем говорить, узнал от него даже не на семинаре, хотя я там выступал в роли переводчика, а когда мы с ним ночи напролет сидели и разговаривали, разговаривали… Я тогда очень много от него почерпнул и узнал в плане каких-то его рецептов управления жизнью, чем и хотел бы поделиться с вами в этой книге.