Беседа 1 Что такое этика (по совести, общечеловеческому опыту и Библии)

Сегодня мы с вами начинаем цикл бесед по христианской этике. Тема, на первый взгляд, хорошо знакомая: «Что такое этика?» Мы все знаем, что этика – это то, что говорит начинающим жить людям о том, как надо жить, «что такое хорошо и что такое плохо». Именно поэтому, может быть, кому-то представляется, что наша тема для взрослых людей не слишком актуальна. Люди, собравшиеся здесь, – взрослые, которые давно уже слышали о том, что такое хорошо и что такое плохо, которые в общем-то живут, и живут по-своему неплохо. Хотя и бывают какие-то трудности, но это, как говорится, дело житейское. Зачем нам ворошить старое, начинать говорить о том, что надо лишь совершенствовать, потому что все всё знают? Тем более, здесь много людей верующих, и уж они-то имеют прямой доступ к Священному писанию, как и ко всем сокровищам мировой культуры. Люди, которые работают над собой, знают, что такое голос совести. И все-таки мы решили начать свой цикл с этого вопроса: «Что же такое этика – по совести, общечеловеческому опыту и Библии?»

Наш цикл называется не вообще курсом этики, а циклом вопросов по христианской этике. И каждый из вас понимает, что здесь проблемы есть, как для верующих, так и для неверующих; но как для неверующих, так и для верующих.

Вот на последнем я бы хотел особенно сосредоточить ваше внимание.

Прежде чем говорить о тех или иных проблемах, острых проблемах нашей современной жизни, нам нужно подумать о христианской этике. Если вас сейчас спросить, что вы имеете в виду под христианской этикой и какие работы, книги здесь предпочитаете для вашей современной жизни, то я боюсь, что нам будет трудно всем сразу найти общий язык. Мне это подсказывает и пастырская практика, и какой-то еще общий с вами опыт. Мы все что-то читаем, конечно, ибо желаем жить лучше в области нравственности. Каждый из нас знает свои этические проблемы. Но ориентиры мы держим разные, и это очень беспокоит.

Часто у нас нет даже примерного набора книг и других вещей, которые бы нас здесь направляли. Мы не умеем даже проводить границу между этикой и эстетикой, этикой и аскетикой, аскетикой и догматическим богословием и т. д. А это делать совершенно необходимо, особенно человеку, углубленному в свое духовное существование, в свою экзистенцию.

Хотелось бы, чтобы сейчас мы все сразу прочувствовали, что стоим, очевидно, перед лицом некоего кризиса в области христианской этики. Это парадоксальный факт, но факт, который подтверждается всеми христианскими культурами, всей семьей этих культур в Америке, на Западе, на Востоке, на Юге и на Севере. Некоторые могут сказать: это и понятно, ведь христианская этика в основном вошла уже в некий общечеловеческий опыт, она перестала ощущаться как некая специфически христианская этика. И все-таки это так, да не совсем. Например, если бы вам кто-то объявил безо всяких пояснений, что здесь, в малом зале ДК ЗВИ, сейчас проходят лекции по христианской этике и первая беседа будет на тему «Что такое этика», то вы все-таки почувствовали бы какое-то отталкивание от этого. Вряд ли бы вы уже так легко, непосредственно и сильно откликнулись в положительном плане на такое предложение. Думаю, большинство из вас почувствовали бы некоторое дистанцирование от себя этой тематики. Вам было бы еще нужно сделать дополнительное усилие, чтобы себя убедить, что не будет скучно, что это не будет повторением пройденного, что это не будет лишь для кого-то, но будет актуально и для вас лично.

Загрузка...