Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Память его празднуется 9/22 июня.
Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Память его празднуется 19 сентября/2 октября.
Диаконская хиротония была совершена 1 сентября, а иерейская – 4 сентября 1949 г.
Это расписание найдено в бумагах Н.М. Соболевой. О ней см. ниже, на с. 8–9.
В расписании год не указан, но календарные вычисления совпадают с 1957 и 1963 гг. Из воспоминаний Н.М. Соболевой следует, что в этот последний год своей жизни отец Николай чаще назначался служить в храм Ризоположения, а в Донском соборе служил редко, в то время как в предыдущие годы он служил в Донском обычно не менее трех дней в неделю.
Фудель С.И. Воспоминания об отце Николае Александровиче Голубцове // Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 225.
Цит. по: Двое похорон (в письмах) // Соль земли. М., 1998. С. 259.
Некролог // Голубцов С., протод. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. С. 191.
См.: Московский старец протоиерей Николай Голубцов. М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. 520 с.: ил.
В Издательстве Московской Патриархии Наталия Михайловна работала в отделе переводов (иностранном), а позже перешла в календарный отдел.
Архим. Иов (Кундря; 1902–1985). Настоятель храма св. вмч. Димитрия в с. Малая Уголька Мукачевской епархии. Монашеский постриг принял в 1937 г.; с 1946 г. – иеромонах, в 1966 г. возведен в сан архимандрита.
В ЖМП были опубликованы 4 проповеди о. Николая: 1-я – в год 20-летия его кончины, 4-я – в год 30-летия. См.: ЖМП. 1983. № 3; 1985. № 1; 1989. № 3; 1993. № 9. Одна из них идентична проповеди, произнесенной о. Николаем в сентябре 1956 г., три другие скомпонованы из фрагментов проповедей от 1956 и 1957 гг. специально для публикации в ЖМП.
Надежда Никитична окончила экономический институт и работала по специальности; последним местом ее работы был Издательский отдел Московской Патриархии.
Нина Федоровна, получив медицинское образование, всю жизнь работала фармацевтом.
Голубцов С., протод., Соболева Н.М. Протоиерей Николай Голубцов // Голубцов С., протод. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. С. 178.
Записано нами из устной беседы.
См. выше, примеч. * на с. 8.
Семья ее отца была известна своей благотворительностью: она подарила городу картинную галерею, материально поддерживала сестер Гнесиных в пору их трудной юности и помогала им в открытии музыкального училища. Со стороны матери род восходит к голландскому барону, переселившемуся в Россию в XVI в. Дед, генерал царской армии, имел особые награды за доблесть, проявленную в Русско-турецкой войне.
Окончив Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, почти всю жизнь она проработала на заводе при Институте душистых веществ.
См.: 1 Ин. IV, 20. Если беседа касается дневного зачала Евангелия или Апостола, то ссылка на них помещается в заголовке проповеди. В остальных случаях ссылка находится в примечании. – Ред.
Ин. XIX, 27. – Ред.
См.: 1 Ин. III, 18, 23–24; IV, 7, 11–12; 2 Ин. I, 5–6. – Ред.
Так в машинописи. Здесь и далее некоторые темы обозначены лишь тезисно. – Ред.
См.: Ин. XXI, 6–11. – Ред.
Ср.: 2 Кор. IX, 6. – Ред.
Т. е. помни о Страшном Суде. – Ред.
Здесь и далее необходимо помнить об исторической реальности, в которой произносились эти проповеди (1952–1963 гг.). – Ред.
См.: Рим. X, 17. – Ред.
См.: Лк. I, 11–17. – Ред.
См.: Лк. I, 26–33. – Ред.
Ср.: Мф. V, 8. – Ред.
Ср.: Лк. XV, 7. – Ред.
См.: Мф. V, 8. – Ред.
См.: Лк. V, 27–29. – Ред.
См.: Мф. IX, 13; Лк. V, 32. – Ред.
Пс. LXXXIII, 2. – Ред.
1 Тим. II, 4. – Ред.
Кроме свободы от первородного греха. – Ред.
Лк. II, 29. – Ред.
Триодь постная. Ч. 1. В неделю сыропустную. Вечерня. На «Господи, воззвах», стихира на Славу. – Ред.
Судьба: здесь – суд Божий (т. е. Божественный Промысл). – Ред.
Ср.: Ин. XIII, 15; 1 Пет. II, 21. – Ред.
См.: 1 Ин. V, 4. – Ред.
См.: Мф. X, 35–37; Лк. XII, 51–53. – Ред.
См.: Пс. IX, 35. – Ред.
Ср.: Лк. XXIII, 42. – Ред.
См.: Иак. V, 12. – Ред.
Ср.: Мф. Х, 32. – Ред.
См.: Исх. XX, 5; XXXIV, 7; Чис. XIV, 18; Втор. V, 9. – Ред.
В своих беседах о. Николай неоднократно говорит о необходимости каждому верующему иметь у себя дома Евангелие, молитвослов и другую духовную литературу. Нужно помнить, что во времена его служения приобрести эти книги было довольно трудно. – Ред.
1 Ин. IV, 8, 16. – Ред.
«Автором… считают или монофелитского патриарха Сергия (610-638), или Георгия Писидийского, хартофилакса Святой Софии при императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь якобы в связи с нашествием россов» (Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 33). – Ред.
См.: 1 Тим. II, 15. – Ред.
Речь идет о замужних женщинах, любыми способами избегающих деторождения. – Ред.
Ср.: Мф. XXVI, 24. – Ред.
Целомудрие: здесь – целостное мудрование. – Ред.
Пс. L, 12. – Ред.
См.: Мф. XX, 1–16. – Ред.
См.: Ин. IX. – Ред.
Мал. IV, 2. – Ред.
См.: Деян. VII, 55–56. – Ред.
Ср.: Деян. IX, 4. – Ред.
Мф. VII, 7; Лк. XI, 9. – Ред.
Пс. XVIII, 13. – Ред.
См.: Пс. L, 12. – Ред.
Мф. XXVI, 41; Мк. XIV, 38. – Ред.
Ср.: Ин. XIII, 16; XV, 20. – Ред.
Туне – даром. – Ред.
См.: Ин. VIII, 10–11. – Ред.
Мф. XXVI, 41; Мк. XIV, 38. – Ред.
Последование панихиды. Тропарь 1-й на «Аллилуия». – Ред.
См.: Мф. X, 19–20; Мк. XIII, 11; Лк. XII, 11. – Ред.
Ср.: Пс. CXLIV, 18. – Ред.
Ср.: Мф. V, 8. – Ред.
Пс. XXXIII, 9. – Ред.
См.: 3 Цар. VIII, 46; 2 Пар. VI, 36; Еккл. VII, 20 (Синод. пер.), 21 (ц. – слав. пер.). – Ред.
Ср.: Мф. X, 22; XXIV, 13; Мк. XIII, 13. – Ред.
Ср.: Рим. XIV, 17. – Ред.
См.: Откр. XXI, 27. – Ред.
Мк. IX, 23. – Ред.
Ср.: Евр. XI, 6. – Ред.
Аграфа (т. е. «незаписанное»: не записанные в Священном Писании дела и изречения Спасителя). См.: Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном иудеем. Гл. 47; Климент Александрийский приписывает эти слова Богу Отцу, говорящему через некоторого пророка, а прп. Иоанн Лествичник – прор. Иезекиилю (VII, 8; XVIII, 30; XXIV, 14; XXXIII, 20). Ср. также: Ин. V, 30. – Ред.
Сир. VII, 39. – Ред.
Архим. Антоний (Медведев), духовник свт. Филарета Московского. Наместником Троице-Сергиевой Лавры был в 1831–1877 гг. Ныне прп. Антоний причислен к лику местночтимых святых; память его празднуется в Соборе Радонежских святых 6/19 июля. – Ред.
Лк. I, 46–55. – Ред.
Ср.: Лк. II, 48–49. – Ред.
См.: Ин. XV, 1–5. – Ред.
Гал. VI, 2. – Ред.
См.: Притч. I, 7; Сир. I, 15. – Ред.
Ср.: Лк. III, 16. – Ред.
См.: Быт. I, 26. – Ред.
См.: Мф. V, 3. – Ред.
См.: Ам. VIII, 11. – Ред.
См.: Мф. VII, 9. – Ред.
Иак. II, 20, 26. – Ред.
Ср.: Ин. XV, 12. – Ред.
Ср.: Ин. XIV, 8–9. – Ред.
Ср.: Мф. XVII, 4. – Ред.
Ср.: Откр. II, 10. – Ред.
Ср.: Пс. XXXIV, 1. – Ред.
См.: Мф. VI, 24; Лк. XVI, 13. – Ред.
См.: Мф. XXII, 42–45; Мк. XII, 35–37; Лк. XX, 40–44. – Ред.
Ср.: Иоанна монаха стихира самогласна На хвалитех, глас 1 // Минея. Септемврий, 13. Память обновления храма святого, Христа и Бога нашего воскресения. Утреня. – Ред.
Ср.: Лк. VII, 47. – Ред.
Прот. Феодор Борзенков (14.V.1880–30.X.1954) – один из духовников о. Николая Голубцова. Отличался силой молитвы, прозорливостью, отчитывал бесноватых. Дважды арестовывался и был в ссылках. Последнее место служения – храм Ризоположения на Донской ул.; с 1951 г. – за штатом. – Ред.
Ср.: Прем. V, 15. – Ред.
См.: Хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим…» // Требник. Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии. М., 1991. С. 405–407. – Ред.
Сам о. Николай до 28 лет окормлялся у прп. старца Алексия Зосимовского (Соловьева; 1846–1928). – Ред.