Примечания

1

Самадхи здесь означает состояние, в котором ум чрезвычайно сосредоточен и cонастроен с божественным сознанием. В этом смысле термин также использовался в главе 2, стр. 51. Слово используется в другом смысле в главе 9, стр. 177.

2

«Среди мудрецов Я Вьяса» – «Гита», 10.37.

3

Слово «дхарма» обычно переводится как «религия», но это гораздо более широкое понятие. Дхарма – это то, что удерживает и поддерживает все в мире. Это понятие включает в себя надлежащее поведение и обязанности, которые являются неукоснительными для человека ввиду его природы и состояния.

4

«Гита», 10.33.

5

Согласно индуистским священным писаниям, общество делится на четыре сословия, или варны: брахманы (учителя, жрецы, интеллектуалы), кшатрии (воины, цари), вайшьи (торговцы, земледельцы, животноводы) и шудры (ремесленники и те, кто делает черную работу).

6

Царь Ашока отказался от насилия, испытав отвращение к ужасным зрелищам, которые открылись его взгляду в ходе успешной войны против царства Калинга. Затем он принял буддизм, религию ненасилия, и потратил оставшуюся жизнь, распространяя его.

7

Слово «свадхарма» можно перевести как естественный долг человека, продиктованный его естественным состоянием бытия, Истинным Я и общественным положением.

8

«Гита», 3.35.

9

Смрити – это свод правил об индивидуальном и общественном поведении и социальных взаимодействиях.

10

Йога означает единство или объединение. Она ведет к отрешению от страданий и пагубных наклонностей, и, по правде, от всех внешних отвлечений, и к слиянию с Божественным. Различные виды йоги – это различные средства или способы для достижения такого единства, или, другими словами, духовного освобождения. Йогу также можно определить как искусство соблюдения истинных жизненных устоев, нацеленных на это.

11

Одна из форм Вишну или Кришны. Культ этого божества распространен в основном в Махараштре, Карнатаке и Андрха-Прадеше. Главный храм Пандуранги находится в Пандхарпуре в Махараштре, недалеко от границы с Карнатакой. – Прим. рус. ред.

12

Имя одного из самых известных преданных Пандуранге. – Прим. ред. История Пундалика подробно описана на стр. 53–55 этой главы.

13

Это означает мудрость в соответствии с cанкхьей. Санкхья – это одна из шести систем индийской философии. (См. также далее главу 2, стр. 48 и сноску 3 на стр. 142). Однако «Гита» использует этот термин в другом смысле.

14

Слова даман (दमन), дая (दया) и дан (दान) начинаются со слога द в письменности нагари.

15

В индуистской традиции брак не считается простым гражданским договором, который может быть расторгнут по желанию. Это скорее священное обязательство.

16

Брахман – это Абсолют, Высшая Истина, Окончательная Реальность. Это понятие, на самом деле, слишком велико для концептуализации и описания. Поэтому в упанишадах о Брахмане говорится в отрицательных терминах: «Реальность – это не то, Реальность – это не то». Брахман – это Высший Принцип, который является первопричиной создания, эволюции и угасания мира. Он пронизывает все и превосходит все. Это Высшее Я. Низшее я – это часть Брахмана, и завершение его развития и эволюции заключается в слиянии с Ним, то есть в достижении духовного освобождения.

17

Этот обычай широко распространен в некоторых районах Индии, особенно в Раджастане.

18

Считается, что Высшая Истина, или Брахман, имеет три аспекта – Сат, Чит и Ананда. Сат означает Бытие, то, что действительно существует. Она также означает неизменную, действительную, правильную, самосущую суть. Чит означает восприятие, знание или сознание, в то время как Ананда означает блаженство.

19

Гуны, согласно философиисанкхьи, означают основные принципы. Пракрити, или Природа, состоит из трех гун, которые можно назвать основополагающими качествами или принципами: саттва – принцип равновесия и гармонии; раджас – принцип страсти, беспокойства, стремления и начинания; тамас – принцип невежества и инертности. Человеческая природа и действия определяются соотношением гун и их взаимодействием.

Загрузка...