Гражданам России для поездки в Китай нужна виза. Но не всегда. Для близких соседей есть целый ряд исключений. Например, если прилететь в Гонконг или Макао, в паспорт вклеят «марку», позволяющую посещать города без визы, но не покидая границы региона. Есть еще безвизовый транзит, когда летите куда-то со стыковкой в Пекине или Шанхае, у вас есть 72 часа, чтобы изучить окрестности и продолжить путешествие.
Беседка солнца в парке российско-китайской дружбы
Овощи и жареные насекомые на рынке в Хэйхэ
А еще россияне могут свободно посещать ближайшие к границе китайские регионы: страны подписали договор о двустороннем безвизовом режиме для жителей приграничных зон. Это дало в свое время огромный стимул развитию торговли между странами: если раньше русским «челнокам» нужно было ехать за покупками в Шанхай или Гуанчжоу, теперь прямо на границах появились большие торговые центры: закупил необходимое – и домой, перепродавать дальше. А маленькие китайские деревни на границах благодаря этой торговле выросли в города-миллионники.
Подобный безвизовый туризм существует в районе Владивостока, его жители едут в город Суйфэньхэ (русские называют его Сунька), у хабаровчан под боком Фуюань (Фунька), жители Забайкальского края прямо на машинах ездят в Маньчжурию, а в Благовещенске, прямо на другом берегу реки Амур, стоит китайский город Хэйхэ.
Туда я однажды и отправился, «поймав» дешевый билет в Благовещенск у авиакомпании «Трансаэро» (закрылась в конце 2015 года).
Несколько лет назад жители Благовещенска вообще ездили в Хэйхэ каждые выходные: гуляли, ужинали в ресторанах, покупали даже продукты, все было дешевле, чем в России. Теперь это неактуально из-за выросшего курса юаня.
Посетить приграничный город Хэйхэ может любой житель России, если у него есть загранпаспорт. А вот ехать дальше по закону нельзя. Теоретически можно добраться без визы даже до Пекина или устроить путешествие по Китаю. Но на практике эта авантюра может плохо обернуться. К тому же при покупке билета на поезд или автобус у вас наверняка проверят паспорт. Но колорита хватит и в Хэйхэ. Особенно если вы решите поехать туда в январе, когда на улице минус тридцать.
Китайские специи на рынке
Поездка в Китай начинается с речного порта. И зимой и летом, разница будет лишь в том, на чем вас переправят на другой берег: зимой это автобус, который идет по льду, летом катер. Мост через Амур начали строить только в конце 2016 года, и это займет несколько лет.
Цены кусаются. Обычный билет стоит 2150 рублей. Летом немного дешевле. Весь конфуз ситуации в том, что поездка займет максимум пять минут, автобус просто перевезет на другой берег реки и высадит у китайской таможни.
Автобусы ходят раз в 15 минут. Они китайского производства, но номера российские. И водитель российский. Китайцев, которые едут в Благовещенск, перевозит собственная транспортная компания.
Спускаемся к наплавному мосту. Мост – это пять барж, перегородивших Амур и сцепленных вместе. На частном транспорте ехать нельзя, здесь можно ездить только рейсовым автобусам и изредка китайским грузовикам.
В зале прибытия сильно накурено. Это первое, на что обращаешь внимание. Курят почти все, прямо в здании вокзала, и не стесняются. Интерьер напоминает маленький аэропорт, все современное, но какое-то пластиковое. Порт Благовещенска застрял в Советском Союзе.
Пограничные формальности проходят быстро, но нужно заплатить 100 юаней (сегодня около тысячи рублей) входного сбора.
Расталкивая друг друга, сломя голову они несутся к вам, чтобы предложить свою помощь. Если вы бывали в аэропорту Домодедово в Москве в час пик в зале прилета, вы поймете, о чем я. Только здесь «бомбилы» и «помогалы» в десять раз активнее. Будьте к ним готовы и не соглашайтесь на помощь, она стоит денег, а справиться без них даже легче.
Город, который полностью живет торговлей с Россией, переживает не лучшие времена. Хэйхэ – это самый север страны и по меркам Китая далекая провинция. Из-за скачков курсов валют встал весь бизнес, и даже обычные жители Благовещенска перестали приезжать развлекаться.
Если приехали за покупками – вы уже на месте. Сразу на выходе из речного вокзала вас ждут два больших торговых центра – «Остров» и «Юань Дун», они хорошо видны с российского берега.
Зимой – водитель автобуса, летом – капитан катера
Возле последнего есть большая стоянка такси и автобусов, это если нужно в центр. На чем ехать – выбирайте, такси по городу стоит недорого, но объяснить водителю, куда ехать, будет нелегко.
В Хэйхэ меня встретил один из читателей моего блога, Игорь Путилов. Он родом из Амурской области, но много лет живет в Китае, свободно владеет языком и работает «королем челноков»: помогает переправлять товары через границу, а потом отправлять их транспортными компаниями по всей России. Сейчас Игорь завел свой видеоканал на YouTube, где выкладывает видео про нетуристический Китай. Можете посмотреть.
Идея поехать в самую северную провинцию Хэйлунцзян в середине зимы была почти безумием. Гулять по городу в тридцатиградусные морозы – сомнительная радость. Но как путешественнику мне было интересно посмотреть, как в такую погоду выживают наши соседи.
Хэйхэ стоит прямо напротив русского Благовещенска, но сами города отличаются друг от друга, как две разные планеты.
Город практически полностью русифицирован, девять из десяти вывесок будут продублированы на кириллице, а девять из десяти китайцев здесь понимают по-русски.