Дорогие друзья! Японская поэзия – одна из самых изящных, красивых и одновременно загадочных в мире. Это огромная кладезь философских мыслей, размышлений о жизни, рассуждений об истинных призваниях человечества. В нескольких строках величайшим японским творителям удавалось уместить одновременно и созерцание природы, и рассуждение, и призвание к чему-то высшему. В чём же истинный посыл японской поэзии? Почему она настолько уникальна и таинственна? В данной статье попытаюсь разобраться в этом, и расставить всё по полочкам.
Итак. Начну, пожалуй, с краткой истории японской поэзии.
Японская поэзия берёт своё начало ещё с IV века, и первоначально никакой уникальности не имела. Это были стихотворения в китайском стиле (канси), да ещё и написанные на китайском языке. Вскоре, примерно с V-VI века зарождается собственная форма японской поэзии – вака. Теперь японская поэзия приобрела свою уникальную и узнаваемую форму. Короткие произведения жанра танка, строящиеся на принципе 5-7-5-7-7 слогов, стали очень популярными в Древней Японии, их сочинением занимался каждый уважающий себя аристократ. Первым полноценным сборником японской поэзии стал сборник «Манъёсю», составленный в VIII веке. Он включал в себя 265 тёка (дословно – длинная песня) и 4207 танка (дословно – короткая песня). Практически все стихотворения в сборнике были написаны поэтами-анонимами, известно имя лишь одного – Отомо Якамоти (718 – 783гг). Ему же, кстати, и приписывают составление сборника. В 905 году выпускается ещё один сборник – «Кокинсю», который целиком состоял из стихотворений жанра вака. Оба сборника являются очень ценными памятниками древнеяпонской литературы.
В XII веке в Японии устанавливается власть сёгунов, которая дала начало новому периоду в стране – Средним векам. Новый период наступает и в японской поэзии. Жанр вака становится очень популярным, стихи в этом жанре стало сочинять всё высшее общество. Примерно с XIV века начал развиваться жанр рэнга – совместный стих. Поэты собирались целыми группами, чтобы сочинять произведения формы рэнга. Как правило, первый поэт сочинял первые три строчки, второй – последние две. Потом все вместе что-то меняли и редактировали. В связи с жёсткой диктатурой сёгуната развивается новая форма сатирической поэзии – кёка. В ней поэты, в шуточной форме, поднимали очень острые политические темы.