Предисловие

Кризис на Украине стал мощным катализатором интереса российских граждан к происходящему в Белоруссии. Отказ руководства РБ признать возвращение Крыма в состав России, а также проукраинская риторика белорусских властей по поводу конфликта в Донбассе заставили многих русских по-новому взглянуть на «братскую республику», в которую каждый год уходит немалая часть их налогов, и задаться вопросом: «Почему мы должны помогать режиму Лукашенко, если он проводит недружественную нам политику?»

К сожалению, внятного ответа на этот вполне закономерный вопрос российские интеллектуалы народу не представили. Так, бессменный лидер российской компартии Геннадий Зюганов, отвечая на вопрос о контрабанде подсанкционной продукции Евросоюза в Россию через территорию Белоруссии[1], ничтоже сумняшеся заявил: «Родной Белоруссии надо поклониться в пояс. Давайте скажем батьке Лукашенко огромное личное спасибо»[2]. Московские хипстеры, действительно, могли бы сказать Лукашенко: «Спасибо за хамон», однако благодарность со стороны депутата Государственной думы РФ прозвучала более чем странно.

Не менее странен взгляд на происходящее в Белоруссии у известного российского публициста Николая Старикова, который на одной из встреч с читателями отождествил политику «белорусизации» с «попытками Майдана в Белоруссии», отметив при этом, что в РБ процент людей, готовых участвовать в Майдане, очень маленький и ситуацию в республике полностью контролирует «абсолютно уважаемый нами Александр Григорьевич Лукашенко». Вместе с тем Стариков заявил: «С некоторыми элементами белорусского национализма я сталкивался, когда был в Минске и выступал перед студентами, там задавали колкие вопросы. А больше всего я расстроился, когда пришёл в минский музей Великой Отечественной войны, а там на первом этаже все надписи на белорусском языке. Пользуясь случаем, можно задать Александру Григорьевичу вопрос: «Александр Григорьевич, что же в музее Великой Отечественной войны в центре города Минска на первом этаже вся эта прекрасная, важнейшая информация не дублируется на русском языке?»»[3] Вероятно, господин Стариков очень удивится, если узнает, что в столице Белоруссии не только надписи в музеях на белорусском языке, но и таблички с наименованием улиц, схемы метрополитена, объявления в общественном транспорте, и это при том, что почти все минчане разговаривают исключительно по-русски.

На другой встрече с читателями Стариков заявил: «В Белоруссии за 20 лет выросло поколение, которое прочитало учебники Сороса. Мне иногда пишут такие граждане Белоруссии и рассказывают, как Россия оккупировала Белоруссию»[4]. Московскому публицисту невдомёк, что это поколение выросло именно при «абсолютно уважаемом нами Александре Григорьевиче Лукашенко» и читало одобренные Министерством образования РБ учебники истории, в которых и правда великорусы зачастую изображаются как оккупанты.

Также обращает на себя внимание неумение российских интеллектуалов «держать удар» в дискуссиях с белорусскими самостийниками. Очень показательна в этом смысле история с заявлениями популярного русского писателя Захара Прилепина о Белоруссии. Сначала Прилепин опубликовал в ЖЖ прекрасный пост, в котором указал на возможность повторения в Белоруссии украинского русофобского безумия и для его недопущения призвал российское руководство «загонять тонны грантов в Белоруссию по развитию культурного сотрудничества, запустить свою литературную, театральную, документальную и музыкальную премию, задавить все источники польской и прочей информации своей креативной и прекрасной пропагандой, посадить туда своих молодых и резвых советников, заодно завести своё собственное досье на всю их прогрессивную оппозицию, просто для того, чтоб понимать с кем имеем дело и как на этих людей можно влиять»[5].

После этого на Захара обрушился шквал критики со стороны самостийников (как оппозиционеров, так и сторонников президента Лукашенко), и русский писатель тут же скис: «Теперь по поводу вчерашнего поста про Беларусь (Белоруссию). Во-первых, мне совершенно не важно, как называть вашу страну – я готов к любому наименованию, потому что уважаю ваш народ и ваше право на суверенитет… Во славу нашего будущего и свободной Беларуси. Давайте идти друг к другу навстречу, а не в разные стороны»[6]. (К сожалению, Прилепин, как и многие другие великорусские интеллектуалы, искренне не понимает, что «суверенная Беларусь» никогда не будет идти навстречу России, поскольку в основе идеи белорусской «незалежности» изначально заложено противопоставление «свободной и европейской Беларуси» «имперской и азиатской Москве»; только подлинная реализация проекта Союзного государства, предполагающего инкорпорацию Белоруссии в единое с Москвой политическое пространство, может купировать русофобские тенденции в белорусском обществе.)

Наконец, в интервью белорусскому либерально-националистическому изданию «Наша нива» Прилепин и вовсе скатился до утверждений о том, что во взаимоотношениях России и Белоруссии можно не затрагивать тему Русского мира, а российские гранты «могут быть направлены на поддержку белорусской культуры»[7]. Что тут можно сказать… Не беспокойтесь, Захар, белорусской культуре вполне хватает польских и западноевропейских грантов, а также поддержки со стороны белорусского государства. А вот русская культура Белоруссии, увы, находится в загоне, и о её поддержке следовало было бы подумать российским некоммерческим организациям.

Однако российские НКО ведут себя по отношению к Белоруссии ещё более постыдно, нежели русские писатели. В июне 2015 года в Могилёве был торжественно открыт бюст великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эту скульптуру городу подарил фонд «Аллея российской славы» в честь 70-летия Великой Победы. Помимо прочего, на постаменте памятника был размещён отрывок из пушкинского стихотворения «Клеветникам России», написанного в связи с подавлением польского восстания 1830–1831 годов. Установка памятника и особенно отрывок из стихотворения «Клеветникам России» вызвали крайне негативную реакцию со стороны белорусских националистов, считающих польских повстанцев своими героями. Было озвучено требование снести памятник или, по крайней мере, убрать с постамента «агрессивный» отрывок стихотворения. В результате – власти Могилёва пошли на поводу у националистов и сорвали с памятника не понравившиеся им строки. Как же на этот наглый плевок в лицо отреагировал российский фонд? Его руководитель, Михаил Сердюков, попросил прощения (!) у самостийных «братушек» за сделанный им подарок: «Я искренне извиняюсь. Я искренне просто не знал, к чему исторически это стихотворение привязано… Это от незнания истории, к сожалению». И далее: «Я благодарю Бога, что есть такой президент, как Лукашенко, который поддерживает то, что мы в России уже развалили»[8]. Вот так: российский общественный деятель на полном серьёзе бьёт челом президенту РБ, который допускает «государственный вандализм» в отношении памяти великого общерусского поэта.

В дополнение печальной картины неадекватного восприятия великорусами белорусских реалий следует заметить, что на российские телеканалы в качестве «экспертов из Белоруссии» обычно приглашают профессиональных «обелителей» президента Лукашенко, которые на все вопросы об антирусских тенденциях в РБ отвечают в духе «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Иногда дело доходит до форменного издевательства «белорусских экспертов» над российской аудиторией. Так, в программе «Что делать?», выходящей на российском телеканале «Культура» (который, кстати, упорно не хотят транслировать в Белоруссии), провластный белорусский политолог Юрий Шевцов на голубом глазу заявил, что «не помнит», исчезли или нет с минских улиц названия на русском языке. «Как-то не обращаю внимания»[9], – лукаво сказал Шевцов, который, конечно, не может не знать о многолетней целенаправленной политике белорусских властей по уничтожению русскоязычной топонимики.

Ещё одним ярким примером «обеления» Лукашенко являются статьи белорусского экономиста Валерия Байнева на сайте «Русская народная линия». Вот характерный отрывок из публикации Байнева: «К сожалению, в России присутствует фактор влиятельной псевдоэлиты. Сколько было различных молочных, газовых войн, возникавших на пустом месте. Это песчинки, которые сыпали противники нашей интеграции в буксы российско-белорусского состава. Ныне они пытаются посеять мысль о том, что батька смотрит в сторону Запада. А. Лукашенко четко заявил о том, что является невъездным в Европу. Как он может смотреть в ту степь? В голове не укладывается, как его можно обвинить в предательстве России?! Это спекуляции на пустом месте, попытки затормозить наш процесс интеграции»[10]. Разумеется, господин Байнев не считает «песчинками в буксах российско-белорусского состава» непризнание Белоруссией воссоединения Крыма с Россией или осуществление через Белоруссию контрабандных поставок в Россию подсанкционной продукции из стран Запада.

Таким образом, можно с грустью констатировать, что российские интеллектуалы, не говоря уже об обывателях, имеют весьма смутные представления о происходящих в Белоруссии процессах, а потому не могут грамотно противостоять постепенному скатыванию ещё одной постсоветской республики в пучину русофобии и местечкового национализма. В этой связи крайне важным представляется донесение до граждан России правдивой – и далеко не всегда приятной – информации о происходящем в Белоруссии.

Загрузка...