Перевод Г. Семенова.
Именно Гродненская область лидирует в Беларуси по количеству католиков. Однако главной религией в стране остаётся всё же православие (более 4,5 млн. верующих по сравнению с 1,4 млн. католиков). Кстати, до прихода на территорию Беларуси католических орденов страна более пяти веков была православной. Но нынешняя «генеральная линия» заставляет белорусских исследователей искать точки опоры в европейской культуре с его католичеством, латинским языком и проч. Например, один из известных филологов пишет: «Новейшие исторические исследования позволяют утверждать, что начиная с IX века христианство проникало на белорусские земли (в частности, в земли Полоцкого княжества) как из Византии, так и из Рима… Латинский язык… рано начал проникать и на наши земли».
Это явление известно весьма давно. Одни и те же архитекторы на территории Речи Посполитой часто строили и костёлы для католиков и соборы для православных, а живописцы создавали как иконы, так и полотна светского содержания.
Приведу слова из письма одной минчанки, адресованные автору этой книги: «В моём окружении за 40 лет жизни в Минске ни разу не прозвучало негатива в адрес русских. Мы даже не родственники. Мы едины, одна семья. Так было и будет».
Есть, конечно, и Ильич. Он, как обычно, отворачивается от собственной истории, на этот раз — от Симеона Полоцкого (так же, как, например, в Великом Новгороде — от Ярославова Дворища и кремля).
В этом смысле конкурентом Музею белорусского книгопечатания может стать лишь Музей древнебелорусской культуры в Минске.
Следует подчеркнуть, что речь идёт именно об истории страны. Касательно нынешней ситуации с чтением книг в Беларуси отметим прискорбный факт: книги читает меньше половины населения (см. результаты современных социологических исследований: https://nn.by/?c=ar&i=216861).
Хотя и здесь недавно появились некоторые «особенности», которые направлены, по выражению белорусского правительства, против «приватизации» Победы некоторыми соседними странами (например, замена георгиевской ленточки своей, белорусской и проч.)
О Константине Заслонове — легендарном партизанском комбриге, которому в местном музее посвящён целый зал (из трёх), просто упомянем: он родился не в Орше.
Минский исследователь А. Н. Колосовская подсчитала, что на всей территории Беларуси в прошлом проходила активная деятельность 18 мужских и 7 женских католических орденов.
Переселялись не только монахи. Историк Л. С. Абецедарский писал: «…даже по самым скромным подсчётам, дворы белорусских переселенцев к 80-м годам XVII в. составляли не менее 20% всех дворов посадского населения Москвы».
Вообще монастырь ранее играл весьма и весьма значительную роль не только в художественной, но и церковной жизни края.
Больше всего исправительных колоний находится именно в Витебской и Могилёвской областях. Считается, что количество преступлений в Беларуси находится между таковыми же показателями у непосредственных соседей и в странах Западной Европы.
Вероятно, это – несколько забавное подтверждение «книжности» белорусской культуры, потому что, например, известному мастеру Степану Полубесу, украсившему во II половине XVII века своими изразцами едва ли не пол-Москвы и также уроженцу Мстиславля, ни одного памятника замечено не было.
Перевод Г. Семенова.
«Прывітанне!» – «Привет!» (белорус.).
Як справы – как дела (белорус.).